Проповеди протоиерея Григория Дьяченко: Святители Христовы Афанасий и Кирилл

Дни памяти: 18 января, 9 июня

Проповедь протоиерея Григория Дьяченко

Святой Кирилл Александрийский

(Безмерное милосердие Божие должно побуждать нас не к беспечности, но к покаянию)

I.

Святой Кирилл, память коего ныне, родился в Александрии во второй половине IV века от богатых и знатных родителей. Под руководством своего дяди, архиепископа Феофила, он изучал священное писание, а светские науки проходил в знаменитой в древности александрийской школе. Живя в богатом и многолюдном городе, Кирилл не мог привыкнуть к городскому шуму, не любил развлечений и искал уединения. Он избрал местом своей пустынной жизни скит св. Макария, где провел пять лет в иноческих подвигах. Архиепископ Феофил вызвал его из пустыни в Александрию и сначала причислил к клиру, потом рукоположил в диакона. По смерти Феофила возник вопрос, кого избрать на епископскую кафедру. И народ и духовенство указывали на Кирилла, которого твердая вера, познания в священном писании и благочестивая жизнь резко выделяли из числа других желавших занять александрийский престол, и Кирилл был избран.

Первым делом святителя была борьба с ересью «новациан». Новациане были последователями римского священника Новация. Они утверждали, что те, кто впал в тяжкий грех после крещения, особенно же отрекшиеся от веры во время гонений, если бы даже потом и раскаялись, должны быть на всегда отлучены от церкви. Новациане думали составить церковь из одних только совершенных и, будучи ослеплены гордостью, считали такими только себя. В знак своей мнимой святости они носили белыя одежды. «Не так думали истинные христиане, следуя учению и примеру Христа, они утверждали, что нет греха, который превышал бы милосердие Божие, и что впавшие в тяжкие грехи могут быть приняты в церковь, если искренно раскаятся». Святой Кирилл сначала действовал против новациан убеждением, затем принужден был изгнать их из Александрии. Еще более, чем новациане, возмущали спокойствие церкви египетские иудеи и язычники. Их было очень много в Александрии и они постоянно наносили христианам оскорбления. Кирилл изгнал и их, закрыв синагоги и языческие храмы. Удаляя из среды своей паствы врагов православия, святитель в то же время заботился и об утверждении александрийских христиан в истинах веры, действуя словом и писаниями.

Св. Кирилл принимал деятельное участие на 3-м вселенском соборе, осудившем ересь константинопольского патриарха Нестория. После 32-х летняго управления александрийскою паствою святитель скончался (в 444 г.), оставив по себе память, как о твердом защитнике православной веры и неутомимом проповеднике.

II.

Воспользуемся уроком из борьбы св. Кирилла с ересью новациан и размыслим, к чему побуждает нас безмерное милосердие Божие.

Отец небесный так беспредельно милосерд к нам, что весь суд Свой над нами предал Сыну Своему, Которого послал в мир для избавления нашего; так бесконечно благ к нам Единородный Сын Божий, Господь и Судия наш, что туне дарует нам прощение грехов, которое купил Он ценою крови Своея, тяжкими страданиями и крестною смертию! Теперь – одно слово: «согреших ко Господу -» и Господь отъемлет беззакония ваша; теперь каждый только «глаголи беззакония твоя», – «и оправдишися»Но неизреченное снисхождение Божие сколько утешительно для нас, столько же, с другой стороны внушает нам и спасительный страх; это удобство получить прощение грехов сколько возбуждает надежду, столько же научает со страхом время жития жительствовать.

а) И во первых, чем легче и удобнее можем получать ныне прощение грехов, тем безответнее будем, когда явимся на суд Божий неоправданными. Господь Иисус Христос требует от нас только одного, – истинного покаяния и исповедания грехов своих: «глаголи беззакония твоя, да оправдишися». Что же скажем мы после сего в оправдание свое, если явимся на суде Божием неоправданными? извинимся ли недостатком времени? Но долготерпение Божие дарует нам его с избытком. Мало ли времени для покаяния проведшему десятки лет жизни, тогда как для истинного покаяния нужен только час? Разбойник и в краткое время страданий крестных успел исповедаться и наследовать рай. Сошлемся ли на какие-либо препятствия, или на обременение делами житейскими? Но разве могут быть такие препятствия, которые не дали бы возможности прийти в храм Божий и исповедать грехи свои? Разве есть дела важнее дела спасения? Так, сугубо виновными обрящемся на суде Божием, если явимся там во грехах, сугубой достойны будем казни как за содеянные грехи, так и за то, что не воспользовались богодарованным средством к снисканию прощения грехов.

б) Чем легче и удобнее можем получить ныне прощение грехов, тем преступнее нерадение наше о покаянии. Оставаться во грехах, когда каждую минуту готово для нас прощение и помилование, не есть ли крайнее неразумие и жестокая неблагодарность к Искупителю? Неужели за то, что Бог бесконечно милостив к тебе, ты презираешь благодеяния Его? «Или о богатстве благости Его и кротости и долготерпении не радиши, не ведый, яко благость Божия на покаяние тя ведет» (Рим. 2, 4)? Неужели не чувствуешь, что любовь Божия всем обилием благости своей объемлет тебя, влечет тебя? И не сам ли ты многократно давал себе обет оставить путь нечестия, обратиться ко Господу и изменить образ жизни своей? Что-ж остаешься при одном бесплодном желании? Почему не пользуешься временем долготерпения Божия? Думаешь ли, что ему не будет конца и что им можно воспользоваться всегда, по собственному своему произволу? Нет, возлюбленный, время долготерпения Божия не продолжительнее настоящей жизни нашей; и конец его так же неизбежен и также неизвестен для нас, как час смерти нашей. А за гробом уже нет покаяния: там час суда, а не помилования; там торжество правосудия, а не долготерпения и милосердия.

«Не медли убо обратитися к Господу, и не отлагай день от дне; внезапу бо изыдет ярость Его, и во время мести погибнеши» (Сирах. 5, 8, 9).

в) Чем легче и удобнее получаем мы; прощение грехов, тем более нам должно быть благодарными Искупителю нашему; чем более оставляется нам, тем более должно возлюбить Господа; чем более являют нам милосердия, тем осторожнее должны мы вести себя, чтоб, по получении прощения, не оскорблять паки своего Владыку и Господа новыми грехами. Что же делает после сего тот, кто приходит к таинству покаяния без намерения исправления своей жизни, и отходит без твердой решимости оставить навсегда исповеданный грех, и паки возвращается к прежним беззакониям? Не явно ли посмеевается он милосердию Божию? Не очевидно ли поругается долготерпению Господню? Не второе ли распинает Сына Божия и попирает святейшую кровь Его, которою избавлен он от вечные смерти, ради которой даровано ему отпущение грехов? Чего должен ожидать себе такой презритель славы Божией? «Возлюби клятву, и приидет ему; не восхоте благословения и удалится от него». Бог поругаем не бывает: «страшно есть еже впасти в руце Бога живаго» (Евр. 10, 31).

г) Чем легче и удобнее получаем сами прощение грехов, тем скорее и охотнее должны прощать ближним своим, согрешающим пред нами; чем более милосердия и снисхождения оказывают нам, тем снисходительнее нам должно быть к другим. «Аще бо отпущаете человеком согрешения их, отпустит и вам Отец ваш, небесный; аще ли не отпущаете человеком согрешения их, ни Отец ваш отпустит вам; согрешений ваших» (Матф. 6, 14, 15). Между нами и ближними нашими нет ходатая и посредника: нам должно мириться самим, пока находимся на пути жизни; иначе соперник наш предаст нас судие, и судия предаст слузе, и ввергнут нас во тьму кромешную.

III.

Итак, мысль о преизбыточествующем милосердии Божием к нам не только не должна служить возглавием нашей беспечности, – напротив, более и более должна возбуждать нас к истинному покаянию: «милость бо и гнев у Него, и на грешницех почиет ярость Его» (Сирах. 5, 7). Аминь.

Проповедь протоиерея Григория Дьяченко

Святители Христовы Афанасий и Кирилл

(О средствах обличения заблуждающихся)

I.

К числу неустрашимых исповедников св. веры, мужественно обличавших еретиков, принадлежат великие святители Афанасий и Кирилл, ныне прославляемые.

Еще юный, не облеченный в сан священника, диакон александрийской церкви Афанасий на 1-м вселенском соборе, в 325 г. по Р. Хр., обличал сильнее других безбожного Ария, ложно учившаго о Сыне Божием. Его светлый ум, основательность познаний священного Писания, неотразимая сила его слова удивляли неправомыслящих и возбуждали к нему ненависть врагов. На соборе учение Ария было опровергнуто. Арий осужден и послан в заточение. С этого времени жизнь св. Афанасия становится рядом страданий и тяжелых скорбей. И чего-то чего не взвела на него злоба и ненависть врагов его – ариан. Вскоре после собора умер архиепископ александрийский, и св. Афанасий сделан был его преемником. Его обвинили во взимании несправедливых доходов с церквей, уверили императора, что Афанасий помогает врагам его, что он жестоко обращается с духовенством и даже умертвил одного архиерея. Пять раз изгоняли его из Александрии, но все благодушно переносил святитель, ревностно продолжая в самом изгнании утверждать православие. Он скончался в 373 году после сорокасемилетняго правления паствою.

Если св. Афанасий выказал столько мужества и христианского исповедания веры в борьбе с арианами, то св. Кирилл столь же ревностно, не взирая на преследования врагов, защищал церковь Божию от других еретиков – несториан, ложно учивших, об Иисусе Христе и о Пресвятой Деве Марии. Св. Кирилл написал Несторию, патриарху константинопольскому, зараженному ересью, увещательное послание и тем хотел вывести его из заблуждения. Когда же это не подействовало на Нестория, и ересь продолжала волновать церковь, то созван был 3-й вселенский собор, где ересь была осуждена, и Несторий низложен с патриаршаго престола. Тогда еретики восстали на св. Кирилла и начали взводить на него разныя клеветы и делать ему всевозможныя оскорбления. Но невинность и твердость святого восторжествовали над врагами. Св. Кирилл был епископом 32 года и скончался в 444 г.

II. 

«Святители Христовы Афанасий и Кирилл являются ревностными обличителями ереси и неустрашимыми борцами за истину православия».

Чем должно руководиться при обличении? На ком лежит обязанность обличения? Вот вопросы, которыми мы и займемся теперь.

а) Истинное обличение беззакония и неправды состоит в удалении от беззакония и делании правды. Одна жизнь добродетельного христианина, даже без слова обличения, служит действительным средством для исправления многих собратий. В сем отношении всякий христианин несомненно будет обличителем как именующих себя токмо христианами, так и совершенно отвергшихся от Христа, и непременно будет следовать по пути скорбей, по которому шли святые пастыри церкви и прославляемые ныне святители Христовы. «Уловим праведнаго», говорят неправедные, «яко непотребен, нам есть. Тяжек есть нам и к видению, яко неподобно иным житие его и отменны суть стези его» (Прем. Сол. 2, 12–15).

б) Из нравственных действий, потребных при обличении, важнейшее есть молитва. Молитва праведника низводит прощение на согрешающих иногда еще до обличения их согрешений, во всяком случае низводит на самого молящагося Божественную благодать, открывающую в истинном виде состояние падших собратий, содействующую ему в деле исправления их и сохраняющую во время опасностей, каким может подвергнуться обличающий. Когда евреи, после многих благодеяний и чудес, явленных им от Бога при изведении их из Египта, слили золотого тельца и стали поклоняться ему, и когда Бог, открыв сие Моисею на горе Синае, изъявил ему Свое намерение потребить сей непокорный народ и извести от него другой: то Моисей ходатайственною своею молитвою за народ спас его от потребления и потом, сошел с горы, обличил и наказал его заблуждение.

в) Но при добродетельной жизни и молитве нередко требуется и слово обличения. Еще сынам древняго Израиля сказано: «да не возненавидиши брата твоего во уме твоем, обличением обличиши ближняго твоего и не приимеши ради его греха» (Лев. 19, 17). Чем должно руководиться при обличении? Единственно законом любви. Еще Моисей, давая закон об обличении, называет обличаемаго братом и ближним: да не возненавидиши брата твоего, обличением обличиши ближняго твоего. Из сего видим, что сия заповедь дана была Израилю не по жестокосердию его, как некоторые другия.

Как же при обличении может быть сохраняем закон любви? Различным образом. Истинная любовь, если только заметит поползновение брата к падению, то покажет ему опасность его положения, прежде нежели он пал. «Обличиши друга», говорит премудрый Сирах, «егда аще несотворил» (19. 13). Но если брат впал в преступление, то первыя действия обличения должны быть растворены духом кротости: «братие», говорит апостол, «аще и впадет человек в некое прегрешение, вы духовнии исправляйте такового духом кротости» (Гал. 6. 1).

Но когда преступления против веры и нравственности, несмотря на кроткие увещания истинных ревнителей благочестия, начинают возрастать и служить явным соблазном для других: тогда любовь христианская, сколько для обуздания согрешающих, столько и для предотвращения соблазна от других, повелевает делать обличения явныя и грозныя. «Согрешающих», писал святый апостол Павел к епископу Тимофею, «пред всеми обличай, да и прочии страх имут» (Тим. 5, 20). «Обличай их», т. е. критян, писал тот же апостол к Титу, «нещадно, да здрави будут в вере, невнимающе иудейским басням, ни заповедем человек отвращающихся от истины; обличай со всяким повелением / (1, 13).

Впрочем в сем случае та же любовь предписывает в обличении правила благоразумия. «Будите мудри, яко змии» (Мф. 10, 16). Обличения сильныя могут не достигнуть своей цели: они могут возбудить злобу в обличаемых и подвергнуть опасности самую жизнь обличающаго. Итак обличающий должен внимательно взвесить обстоятельства свои и лиц его окружающих: не полезнее ли для большаго блага других собратий уклониться от решительного обличения; ибо, по словам премудраго, «есть время молчати и есть время глаголати» (Екк. 3, 7). Так действовала сама небесная Премудрость – Господь наш I. Христос.

III. 

На ком лежит обязанность обличений?

а) Прежде всего на пастырях церкви. Защищение высоких истин христианства есть прямая обязанность пастырей, которые измлада изучают Священное Писание и разные предметы знаний, да будут сильны «и утеш ти в здравом учении и противящияся обличати» (Тим. 1, 9).

б) Но преступления против законов нравственных, явные соблазны греховные должны быть обличаемы и всеми христианами. «Молим вы, братие, вразумляйте безчинныя», писал святый апостол ко всей церкви солунской (1. Сол. 5, 11)

Благо той стране, в которой восстают праведники обличители, подобные святителям Афанасию и Кириллу. Но будет ли благо той стране, в коей явятся легионы обличителей, которые от истины слух отвратят и к басням уклонятся, которые будут иметь и ревность, но не по разуму, которые обличениями будут не врачевать раны, но растравлять, не имея сами жизни добродетельной, не руководясь ни молитвою, ни духом любви христианской, но всю надежду возлагая на силу слабаго разума человеческаго. Будем молить Господа, да мимо идет нас чаша сия! Аминь.


Источник: https://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djachenko/polnyj-godichnyj-krug-kratkikh-pouchenij-sostavlennykh-na-kazhdyj-den-goda/8_36

(113)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *