Протоиерей Андрей Чиженко
В психологии есть такое понятие – «рефлексия». Само слово «рефлексия» происходит от латинского reflexio, что переводиться как «обращение назад».
В психологии же и философии этот термин обозначает обращение ума к своим собственным действиям, т. е. когда мы с помощью мысли пытаемся понять собственные мысли. И это, конечно, сопряжено с копанием в самом себе, в собственном прошлом, которое мы осознаем через собственные переживания и воспоминания. Для православного христианина анализ своих грехов и их осмысливание – естественный и правильный процесс. Только здесь есть и «но».
В чем оно состоит? Человек начинает много думать о своих грехах, анализировать их, представлять их, рассматривать во всех подробностях, во взаимосвязи с другими своими и чужими грехами и действиями, во взаимосвязи со своим внутренним миром (мыслями, чувствами, эмоциями) и внешним миром (поступками людей, обстоятельствами, событиями и пр.). И в итоге такой человек погружается в некий мыслительно-эмоциональный лабиринт, по которому блуждает (отсюда, кстати говоря, и первоначальное значение слова «блуд» – сбиться с пути, блуждать) и не может найти выхода. И жизнь его превращается в кошмарное блуждание по этому лабиринту, состоящему из огненных сомнений и колебаний. К тому же такого человека пытается уловить диавол. Напомним себе, что сатана – это хоть и падший дух, но был когда-то наивысшим мудрейшим Ангелом. И в каком-то смысле дьявол и бесы гораздо умнее человека. Их главная задача – завести человека в ад. А так как они не имеют силы и власти над человеком, то пытаются мысленно или эмоционально подтолкнуть человека ко греху. Это то, что в святоотеческой литературе называется прилогом.
Читать далее Ошибки на исповеди, или Почему не стоит чрезмерно думать о своих грехах?
(19)