Икона Богородицы Игоревская, перед которой князь Черниговский молился перед своей мученической кончиной

Перед Игоревской иконой издавна молились об умирении враждующих, прекращении распрей. Ведь именно этому образу Матери Божией суждено было стать своего рода памятью о жестоких княжеских междоусобицах, которые привели к распаду Киевскую Русь, свидетельством пагубности раздоров и вражды, от которых страдают даже невинные.

Образ называется так потому, что именно перед ним молился благоверный князь Игорь Черниговский (великой схиме — Игнатий, по другим данным — Гавриил) в последние минуты своей земной жизни.

Праздник святому князю и связанной с ним иконы происходит в один день. Он установлен в 1150 г., когда честные останки князя-инока были перенесены в Преображенский собор города Чернигова. Вероятно, тогда же в этот храм перенесли и образ Богородицы.

Размер иконы, судя по сохранившимся записям историков начала XX в. — около 40х30 см. Образ издавна имел богатую ризу, однако, в первые годы XX в. риза была снята по просьбе  Комитета попечительства о русской иконописи, чтобы была возможность увидеть, как образ выглядел изначально. Тогда же была сделана копия Игоревской без ризы художником А. Шинкаренко. Именно благодаря этому списку мы знаем особенности иконографии Игоревской.

Игоревская икона Божией Матери. 2-я пол. XVI в. Третьяковская галерея

Это — не так часто встречающийся «сокращенный» извод образа «Умиление»: Богородица изображена «оплечно» (по плечи). Умиление — одна из самых эмоциональных икон Матери Божией и Христа, так как Богородица и Сын показаны обнявшимися: их лики соприкасаются, Мария обнимает Сына, он — обхватил Ее за шею.

У Игоревской, в отличие от других икон этого типа, мы не видим рук Пречистой, обнимающих Христа, не просматривается и левая рука Сына, которой Он обнимает Мать. Еще одно важное отличие — то, что Богородица показана в молитвенной сосредоточенности, созерцании. Поэтому Ее взор обращен не на молящегося, а как бы вглубь собственной души.

К настоящему времени неизвестно где находится икона: она пропала во время оккупации Киева немецкими нацистами в 1941 г. Сейчас существуют лишь копии святыни. Две из них относятся к 1 пол. XVI в., и находятся в Государственной Третьяковской галерее. В Государственном Русском музее пребывает еще один список святыни, конца XVI в.

Вероятно, образ проявил себя чудотворениями почти сразу после смерти князя Игоря (который ныне причислен к лику святых, как благоверный и страстотерпец). Так, из русских летописей известно, что:

  • сам образ был перенесен в Киево-Печерский монастырь и находился в Успенском соборе обители, в приделе ап. Иоанна Богослова;
  • в XII в. князь Владимир Мономах поставил список образа в другом Успенском Соборе, города Ростова;
  • одна из копий иконы могла быть фамильным образом семьи прп. Сергия Радонежского, затем — келейной иконой «игумена всея Руси»: в самых ранних рукописях жития преподобного можно встретить миниатюры, представляющие св. Сергия молящимся именно перед Игоревской.

О князе Игоре

Он жил в очень непростое время. Правнук Ярослава Мудрого, Игорь невольно оказался втянут в княжескую междоусобицу, в которой крайне неблаговидную роль играл его отец, Олег Святославич, претендовавший на Киевский престол наряду с другими братьями — внуками Ярослава.

Русские летописцы называли отца будущего святого «Олегом Гориславичем», ведь этот князь:

  • многократно ополчался на своих братьев, не жалея родной крови; в битве с дядей погиб, например, сын князя Владимира Мономаха, Изяслав;
  • неоднократно «наводил» на Русь кочевников-половцев, нес разорение и горе не только своим близким, но и тысячам других людей.

При этом главной страстью Олега была власть, ради которой он не щадил никого и ничего. Под стать отцу был его старший сын, Всеволод, старший брат Игоря. После очередной междоусобицы ему удалось стать великим князем Киевским, однако, в свое правление он не стяжал уважения горожан, более того, высокомерного и гордого Всеволода киевляне возненавидели. И когда в 1146 г. он умер — городские старейшины тут же начали переговоры с двоюродными братьями Олега и их сыновьями, желая посадить на Киевский «стол» иного князя. Но одновременно, под давлением Олега, киевляне целовали крест брату Всеволода, Игорю. О нем известно лишь то, что:

  • был он достаточно молодым, но уже желавшим духовной жизни, может быть, монашества;
  • княжич не был замешан ни в интригах, ни в боевых действиях.

Но в глазах киевлян его вина состояла уже в том, что он был из рода «Олега Гориславича», значит — каков отец, таков и сын, рассуждали они. А потому уже через две недели крестное целование было нарушено. Под Киев с войском подошел призванный горожанами двоюродный брат Игоря, Мстислав. В разгар битвы киевляне предали своего князя — Игорь попал в плен, его посадили в холодный сруб без дверей и окон, «поруб».

Скоро князь заболел «к смерти», и стал просить разрешения постричься в монахи. Оно было дано: все были уверены, что Игорь умирает. Его постригли в великую схиму с именем Гавриила. Но новопостриженный монах не умер, оставшись в Феодоровском монастыре Киева. Казалось, что все закончилось — но нет.

Прошло около года, и в Киеве вспыхнул очередной бунт. Неизвестно, кому пришло в голову направить гнев неразумных горожан на простого инока из рода «Ольговичей», обвиняя его во всех бедах города — но 2 октября 1147 г. озверевшая толпа ворвалась в соборный храм обители, где шла литургия, и схимонах Гавриил молился перед иконой Богородицы. Не стыдясь храма Божия, святых образов, его выволокли вон и зверски убили, а по убийстве — еще и надругались над телом.

Есть данные, что остановить безумную толпу пытались правившие в Киеве двоюродные братья бывшего князя и даже — церковные иерархи. Но сделать это не удалось. Чтить святого начали сразу по его убиении, а с 1150 г., когда состоялось перенесение его мощей, началось его общецерковное почитание.

История иконы

Историки начала XX в. полагали, что образ был создан около X в., вероятно, византийским иконописцем. На Руси икона оказалась, вероятно, в первые годы по Крещении Руси.

После того, как она прославилась чудотворениями, местами ее пребывали были:

  • соборный храм Чернигова;
  • придел св. Иоанна Богослова в Успенском храме Киево-Печерской обители;
  • алтарь другого придела того же храма, в честь первомученика Стефана; здесь образ висел на стене близ жертвенника.

Образы Умиления обычно считаются символом истинной любви, как земной — Матери и Сына, так и небесной — любви Бога к человеку. Но Игоревская — особый образ, имеющий и другие значения. Матерь Божия, обнимающая Сына, как бы отрешена от мира, погружена в Себя.

Можно предположить, почему именно перед этим образом любил молиться схимонах Гавриил: конечно, он ожидал смерти и готовился к ней, так же глядя внутрь себя, обозревая свой короткий жизненный путь. Ну а нам именно эта икона напоминает не только о любви, благодаря которой все еще стоит этот мир, но и о том, что всякое земное счастье — временно, и нас ждет вечное Царство Небесное.

К святому князю и чтимому им образу Матери Божией обращаются с просьбами:

  • об исцелении болезней;
  • о помощи при нападении врагов, во время гонений;
  • о преодолении семейный неурядиц, примирении враждующих, особенно — близких людей.

Ныне, когда первообраз святыни утрачен, а ее списки находятся в музеях и недоступны верующим, об Игоревской мало кто знает. И лишь немногие, увидев чудный и отрешенный лик Богородицы — задумаются о судьбе князя, любившего этот образ — и о своей жизни, проходящей в суете, может быть, противостоянии ближним, борьбе во имя своей гордыни. А ведь жизнь наша — временна, но вечно Небесное Царство.

Наталия Сазонова

Тропари, кондаки, молитвы и величания

Тропарь благоверному князю Игорю (в Крещении Георгию, в иночестве Гавриилу) Черниговскому и Киевскому

глас 4

Наста́ днесь всечестна́я па́мять страстоте́рпца благове́рнаго кня́зя И́горя,/ созыва́ющая лю́ди в пречестны́й храм Спа́сов,/ иде́же ра́достно соше́дшеся благочести́вых мно́жество/ моли́твенно пра́зднуют святу́ю па́мять твою́,/ и с ве́рою взыва́ют ти:/ моли́ся, свя́те, стране́ Росси́йстей, гра́ду Черни́гову и всем правосла́вным христиа́ном// в ми́ре и благоде́нствии спасти́ся.

Перевод: Сегодня наступил день почитаемой всеми памяти страстотерпца благоверного князя Игоря, собирающий людей в почтенный храм Спасителя, где множество благочестивых, собравшись с радостью, молитвенно празднуют святую память твою, и с верой взывают к тебе: «Молись, святой, чтобы стране Российской, городу Чернигову и всем христианам в мире и благоденствии спастись».


Ин тропарь благоверному князю Игорю (в Крещении Георгию, в иночестве Гавриилу) Черниговскому и Киевскому

глас 4

Просвети́вся Боже́ственным креще́нием,/ Ду́ха Свята́го светлостьми́ озаря́ем,/ Ева́нгелие Христо́во в се́рдце твое́ восприя́л еси́/ де́лом сло́во Сы́на Бо́жия исполня́я, благове́рный кня́же И́горе,/ моли́ Всеблага́го Спаси́теля на́шего дарова́ти нам мир, и ми́лость,// и спасе́ние душ на́ших, чту́щих честну́ю па́мять твою́.

Перевод: Просветившись Божественным крещением, озаряем светом Святого Духа, Евангелие Христово ты принял в свое сердце, делом исполняя слово Сына Божия, благоверный князь Игорь, моли Всеблагого Спасителя нашего даровать нам мир и милость, и спасение душ наших, почитающих дорогую память твою.


Кондак благоверному князю Игорю (в Крещении Георгию, в иночестве Гавриилу) Черниговскому и Киевскому

глас 6

Измени́л еси́ земна́го княже́ния сла́ву/ во и́ночества о́браз смире́нный/ и страда́льчески земно́е житие́ сконча́в,/ ны́не на Небесе́х ра́дуешися,/ усе́рдне моля́ся// о чту́щих тя, И́горе, страда́льцев похвало́.

Перевод: Ты поменял славу земного княжения на смиренный монашеский образ и, мученически окончив земную жизнь, сейчас на Небесах радуешься, усердно молясь о почитающих тебя, Игорь, мучеников честь.


Ин кондак благоверному князю Игорю (в Крещении Георгию, в иночестве Гавриилу) Черниговскому и Киевскому

глас 6

Кня́жескую диаде́му обагри́л еси́ кро́вию твое́ю,/ Богому́дре страстоте́рпче И́горе,/ за ски́птр крест в ру́ку прии́м, яви́лся еси́ победоно́сец/ и же́ртву непоро́чну Влады́це прине́сл еси́ себе́./ Я́ко бо а́гнец незло́бив от раб убие́н был еси́,/ и ны́не ра́дуяся предстои́ши Святе́й Тро́ице,// моли́ся спасти́ся душа́м на́шим.

Перевод: Княжескую мантию ты обагрил своей кровью, Богомудрый страстотерпец Игорь, крест взяв в руку вместо скипетра, ты стал победителем и принес себя как непорочную жертву Владыке. Как беззлобный агнец был убит рабами, и сейчас, радуясь, предстоишь Святой Троице, молись о спасении душ наших.


Молитва благоверному князю Игорю (в Крещении Георгию, в иночестве Гавриилу) Черниговскому и Киевскому

О, святы́й уго́дниче Бо́жий, страстоте́рпче благове́рный, кня́же И́горе! Ты из мла́да Бо́га возлюби́л еси́, мудрова́ния плотска́я, че́сть и сла́ву кня́жескую ни во что же вмени́л еси́ и мона́шескаго о́браза, еще́ ю́ный ле́ты, дости́гл еси́, к Бо́гу еди́ному все́ю душе́ю твое́ю прилепи́лся еси́, и благо́е и́го Христо́во на ся взем, путе́м спаси́тельным неукло́нно ше́ствовал еси́ да́же до сме́рти му́ченическия. Сего́ ра́ди венча́ тя Госпо́дь, блаже́нне И́горе, венце́м сла́вы и прия́т в Своя́ Небе́сныя селе́ния, иде́же ты ны́не, неизрече́нныя сла́вы и ра́дости наслажда́ющеся в невече́рнем дни Ца́рствия Христо́ва, с ли́ки святы́х страстоте́рпцев и всех святы́х Бо́га о нас умоля́еши. Мо́лимся тебе́, свя́тче Бо́жий, припа́дая к честно́му о́бразу твоему́: моли́ся о нас гре́шных и непотре́бных, испроси́ моли́твами твои́ми ми́ра держа́ве на́шей, гра́ду сему́ (и свято́му хра́му сему́) благода́ти и ми́лости. Це́рковь святу́ю огради́ моли́твами твои́ми от ересе́й и раско́лов, па́стырем ея́ испроси́ ре́вность и благоче́стие, всем же нам любо́вь нелицеме́рную и терпе́ние да́руй, грехо́в на́ших проще́ние, боле́зней и вся́ких неду́гов исцеле́ние. Покры́й и сохрани́ всех нас от вся́ких бед, скорбе́й и напа́стей, да, благодаря́ще, просла́вим Святу́ю Живонача́льную Тро́ицу, Отца́ и Сы́на и Свята́го Ду́ха, во ве́ки веко́в. Ами́нь.

Величание благоверному князю Игорю (в Крещении Георгию, в иночестве Гавриилу) Черниговскому и Киевскому

Велича́ем тя, страстоте́рпче святы́й благове́рный вели́кий кня́же Иго́ре, и чтим святу́ю па́мять твою́, ты бо мо́лиши за нас Христа́ Бо́га на́шего.

Молитва перед иконой Богородицы Игоревская

К кому́ воззову́, Влады́чице, к кому́ прибе́гну в печа́ли мое́й? К кому́ принесу́ сле́зы и воздыха́ния моя́, а́ще не к Тебе́, Цари́це Небесе́ и земли́? Кто́ исто́ргнет мя́ от ти́ны грехо́в и беззако́ний, а́ще не Ты́, о Ма́ти Живота́, Засту́пнице и Прибе́жище ро́да челове́ческаго? Услы́ши стена́ние мое́, уте́ши мя́ и поми́луй в го́рести мое́й, защити́ в беда́х и напа́стех, изба́ви от озлобле́ний и скорбе́й, неду́гов и боле́зней и от вра́г ви́димых и неви́димых; умири́ вражду́ стужа́ющих мне́, да изба́влен бу́ду от клеветы́ и зло́бы челове́ческия; та́кожде от своея́ ми́ пло́ти гну́сных обы́чаев свободи́ мя́. Укры́й мя́ под се́нию ми́лости Твоея́, да обря́щу поко́й и ра́дость и от грехо́в очище́ние. Твоему́ ма́тернему заступле́нию себе́ вруча́ю: бу́ди мне́ Ма́ти и наде́жда, покро́в, и по́мощь, и заступле́ние, ра́дость и утеше́ние, и ско́рая во все́м Помо́щница. О чу́дная Влады́чице! Вся́к, притека́яй к Тебе́, без Твоея́ всеси́льныя по́мощи не отхо́дит. Сего́ ра́ди и а́з, недосто́йный, к Тебе́ прибега́ю, да изба́влен бу́ду от внеза́пныя и лю́тыя сме́рти, скре́жета зубна́го и ве́чнаго муче́ния, Небе́сное же Ца́рствие получи́ти сподо́блюся и Тебе́ во умиле́нии се́рдца реку́: Ра́дуйся, Ма́ти Бо́жия, Предста́тельница и Засту́пница на́ша усе́рдная, во ве́ки веко́в. Ами́нь.


Источник: https://pravslov.ru/igorevskaja-ikona.html

(12)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *