3 июня Православная Церковь отмечает память святого равноапостольного Константина и святой матери его, равноапостольной Елены, в один день, тем самым воздавая одинаковую честь и подвигу первого христианского императора, который своей политической волей определил принципы функционирования христианского государства, и подвиг незаметной простой женщины, которая растила сына без мужа и только в очень преклонном возрасте получила возможность совершить паломничество на Святую Землю и обрести для верующих утерянную святыню — Честной Крест Господень.
Развод ради карьеры
Средневековая легенда приписывает равноапостольной Елене знатное происхождение, называя ее дочерью короля бриттов Коула Колчестерского. Но на самом деле отец святой Елены был обыкновенным трактирщиком в небольшом сицилийском городе Дрепане. Вполне вероятно, что отец будущего императора Константина — Констанций Хлор, тогда еще не соправитель императора Диоклетиана, а простой офицер, познакомился с его матерью, когда она помогала своему отцу обслуживать покупателей. Констанций Хлор взял девушку в жены, и 27 февраля 274 года у них родился сын Константин.
Семейная жизнь супругов была недолгой. Император Диоклетиан своим приказом назначил Констанция Хлора соправителем, или цезарем, Римской империи. Во времена Диоклетиана империей правили четыре тетрарха, один из которых носил титул «август», а три других — «цезарь». Но чтобы стать цезарем, Констанций должен был развестись со своей незнатной супругой и взять в жены дочь одного из соправителей Диоклетиана — Максимиана. Неизвестно, как пережила этот разрыв святая Елена. Она остается в тени истории до того момента, когда сын возвысил ее до положения августы.
Заложник при дворе императора
Когда юный Константин вошел в возраст отрока, император Диоклетиан приблизил его к себе и поселил во дворце. Сын цезаря был по сути почетным заложником при дворе августа — его пребывание там гарантировало лояльность его отца по отношению к главному правителю. Находясь при дворе, мальчик пользовался подобающими его положению возможностями: он получил прекрасное образование, обучался философии, воинскому искусству и искусству административного управления, столь необходимым правителю. Когда Константин встанет во главе Римской империи, многое из опыта правления императора Диоклетиана будет взято им на вооружение.
Будучи помощником Диоклетиана в военных походах, Константин показал незаурядные полководческие дарования. Кроме того, по воспоминаниям современников, он был удивительно красив.
Отец Константина умер в 306 году, и сразу после этого все войска, состоявшие под командованием Констанция Хлора, признали Константина его наследником и императором. С этого момента святой Константин стал ключевой фигурой политической борьбы в империи, а его жизнь превратилась в военный боевик, наполненный сражениями и интригами. После смерти Диоклетиана в Римской империи начался кризис власти. Кроме Константина на роль августа претендовали еще три кандидата: Максенций, Лициний и Максимин Даза. Максенций вскоре обрел союзника в лице Максимина Дазы — кроме всего прочего их объединила ненависть к христианам. Тирания Максенция была ужасна, а его нрав — отвратителен. Будучи лютым противником Церкви, он не ограничился поклонением традиционным языческим божествам Рима, но обратился к откровенно изуверской оккультной практике. Однако кровавые жертвы не помогали: его соперник Константин одерживал одну победу за другой. Тем не менее исход главной битвы — сражения за Рим, в котором Константину предстояло столкнуться со всей мощью войск Максенция, — был неясен.
«Сим побеждай!»
Накануне решающей битвы Константину было дано знамение, описание которого донес до нас его биограф — Евсевий Кесарийский. Святой Константин после уединенной молитвы к Богу, о Котором он знал с детских лет от своей матери, увидел на небе образованное лучами света знамение креста с надписью: «Сим побеждай!». Это чудо видел не только полководец, но и всё его войско. Ночью же императору приснился удивительный сон, разъясняющий смысл этого видения: ему явился Сам Господь Иисус Христос и повелел, сделав знамя с изображением креста, выйти с ним на неприятеля.
Решающая битва состоялась 28 октября 312 года. Святой Константин одержал решительную и окончательную победу. Рим приветствовал его как освободителя, Сенат признал его верховным правителем — августом — и по традиции провозгласил «верховным первосвященником». Как и положено в таких случаях, в честь победителя была воздвигнута триумфальная арка, однако, вопреки традиции, надпись на ней не содержала имени Юпитера, хотя в композиции всё же присутствовали изображения языческих богов. А на самом людном месте Рима в честь победителя воздвигли статую, в руках которой было копье в виде креста. Очевидно, что святой Константин не хотел начинать религиозные преобразования в государстве с насилия над совестью язычников.
Свобода совести
Важнейшим принципом политики первого христианского императора стал принцип свободы совести, изложенный в Миланском эдикте. «С давних пор считая, что не следует стеснять свободу богопочитания, но, напротив, надо предоставить уму и воле каждого заниматься божественными предметами по собственному выбору, мы издали повеление как всем другим, так и христианам хранить свою веру и свое богопочитание», — гласил он. Нужно сказать, что это была отнюдь не первая декларация о веротерпимости, однако предыдущие документы такого рода — например, указ императора Галерия от 311 года — были не более чем декларативными и на деле не исполнялись. Святой Константин создал реальные правовые механизмы, позволяющие, с одной стороны, возместить христианским общинам тот ущерб, который нанесли им гонения, с другой — не нарушить юридического равноправия религий. Например, если кто-либо из язычников владел собственностью, отнятой некогда у христиан, то он должен был возвратить ее христианской общине. Но если этот человек честно купил данную собственность у третьего лица, а не отобрал ее у христиан самолично, пользуясь их правовой незащищенностью, то он мог рассчитывать на компенсацию из государственной казны.
Император Константин Великий издал немало законов, которые напрямую не имели отношения к его вере, но строились на принципах христианского милосердия: к примеру, запрещалось убийство рабов, независимо от тяжести их проступков, пресекалось жестокое обращение с заключенными. Кроме того, именно святой Константин сделал воскресенье «неприсутственным», то есть выходным днем, что дало возможность христианам в этот день быть в храмах и причащаться Святых Христовых Таин.
Так начиналась христианская Европа.
Вселенский Собор в Никее
Святому Константину приходилось регулировать отношения не только между язычниками и христианами, но и между христианами и еретиками. Таковых в IV веке было великое множество. Правитель Римской империи и здесь придерживался принципа равенства всех религиозных взглядов перед законом. Но равенство перед законом вовсе не означает равенства перед Истиной.
Самой опасной ересью в те времена была ересь Ария. Он утверждал, что Господь Иисус Христос — первое и лучшее, но все-таки творение Божие, отвергая тем самым Его Божественную сущность. Арий обладал недюжинными ораторскими способностями и непоколебимой уверенностью в собственной правоте. Спор разгорелся нешуточный. Император не сразу понял важность вопроса: вначале ему казалось, что для примирения необходима только добрая воля с обеих сторон. Но конфликт носил принципиальный характер, и разрешить его могло только всеобщее соборное обсуждение этого вопроса Церковью. Святой Константин осознал, что государство может и должно помочь Церкви организовать обсуждение животрепещущих вопросов веры. При нем и под его непосредственным руководством была создана форма Вселенского (то есть всемирного) Собора — собрания, на котором формулировались важнейшие церковные догматы и канонические правила.
Первый Вселенский Собор в Никее состоялся в 325 году. Епископы должны были ответить на вопрос: является ли Иисус Христос Богом или Он все-таки по Своей природе отличается от Бога Отца? Борьба была драматичной. Собранию было предложено несколько вариантов Символа веры — краткого исповедания, заключающего в себе важнейшие постулаты христианства. В конце концов, собранием была принята формулировка, предложенная Евсевием Кесарийским. Император Константин внес в этот текст только одно слово — «Единосущный», которое утверждало, что Сын является тем же самым Богом по сущности, что и Отец. Именно этот термин и расставил всё по своим местам, по сути, положив конец арианской ереси.
«Во Христа облекостеся»
Святой Константин называл сам себя «епископом внешних дел Церкви». Им на многие века вперед были заложены принципы отношений Церкви и власти в государстве, построенном на христианских основаниях. Трудно поверить, что человек, столь много сделавший для торжества Православия, сам принял крещение лишь незадолго до смерти — в 63 года. Впрочем, принятие крещения в зрелом возрасте было нормой для того времени. Облачившись в белые крещальные ризы, император не снимал их до самой кончины. 21 мая 337 года — в последний день празднования Пятидесятницы — он отошел ко Господу.
Газета «Православная вера» № 10 (582)
Источник: https://eparhia-saratov.ru/Articles/episkop-vneshnikh-del-cerkvi
(74)