В 5-ю неделю по Пасхе Церковь воспоминает беседу Иисуса Христа с самарянкою. В ее лице Церковь представляет нам образ грешницы ищущей спасения и готовой услышать призывный глас Спасителя.
Перед иудеями Господь совершил множество чудес. И они, хорошо знавшие Писание, требовали знамений, что Он истинный Бог. А самарянка, которая не знала Св. Писания, сразу в Него уверовала. Почему? Когда Господь указал ей на ее греховность, она сразу признала себя грешницей. Это начало покаяния… И это открыло ей глаза, ибо покаяние открывает двери познания Бога. Знание Бога быть только внутреннее, сердечное. Никакое внешнее знание христианских истин не приближает к Богу, приближает только покаяние.
Это событие является очевидным свидетельством Божественной славы Спасителя, ибо после беседы с Господом самарянка и ее сограждане убедились, что Иисус воистину Спас мира – Христос (Ин.4; 41,41). В лице этой женщины Святая Церковь представляет пример восстания из глубины греховной грешников, ищущих спасения и готовых внять призывному гласу Божию, повсюду непрестанно взывающему к ним о восстании духовном. Самарянка, «терпящи зной премногих страстей», все-таки не заглушила в своем сердце добрые чувства, восприимчивость к истине и желание благоугождать Богу, за что и сподобилась беседы со Спасителем, Который напоминанием ей об ее греховной жизни возбудил в ней искреннее раскаяние во грехах. Он соделал ее способной понять Его возвышенное учение о «спасительной воде» и возжег в ее сердце пламенное желание «прияти воду жизни, из Него изливаемую», «юже пивши», самарянка «всем проповеда» Христа, «пришедша плотию, за еже спасти человека». Всем этим Святая Церковь напоминает нам, что Господь Сам всегда идет навстречу ищущим святые истины и благодати и способным к раскаянию, милостиво дает им дары Свои и устрояет их спасение, а через них и спасение других.
Никольский Благовестник № 5(55), 13 мая 2001 г.
Видеосюжет: Беседа Иисуса Христа с самарянкой (из серии «Закон Божий»)
БЕСЕДА ИИСУСА ХРИСТА С САМАРЯНКОЮ
Глава из Закона Божия Серафима Слободского
Возвращаясь из Иудеи в Галилею, Иисус Христос с учениками Своими проходил через страну самарянскую, мимо города, называемого Сихарь (по древнему название Сихем). Перед городом с южной стороны был колодец, вырытый, по преданию, патриархом Иаковом.
Иисус Христос, уставши от пути, сел отдохнуть у колодца. Время было полуденное, и ученики Его пошли в город, чтобы купить там пищи.
В это время приходит к колодцу из города женщина самарянка за водою.
Иисус Христос говорит ей: «дай Мне пить».
Эти слова Спасителя очень удивили самарянку. Она сказала: «как это Ты, иудей, просишь пить у меня, самарянки? Ведь, иудеи с самарянами не сообщаются».
Господь сказал ей: «если бы ты знала дар Божий (т. е. великую милость Божию, которую послал тебе Бог в этой встрече), и Кто говорит тебе: дай Мне пить; то ты сама просила бы у Него, и Он дал тебе воду живую».
Спаситель назвал живою водою Свое Божественное учение. Потому что, как вода спасает жаждущего человека от смерти, так и Его Божественное учение спасает человека от вечной смерти и ведет к вечной блаженной жизни. А самарянка подумала, что Он говорит про обыкновенную ключевую воду, которая у них называлась «живою» водою.
Женщина с удивлением спросила Его: «Господин! Тебе и почерпнуть нечем, а колодец глубок; откуда же у Тебя вода живая? Неужели ты больше отца нашего Иакова, который дал (выкопал) нам этот колодец, и сам из него пил, и дети его, и скот его?»
Иисус Христос сказал ей в ответ: «всякий, кто пьет эту воду, возжаждет опять (т. е. опять захочет пить); а кто будет пить воду, которую Я дам, тот не будет жаждать во век. Потому что вода, которую Я дам, сделается в нем источником воды, текущей в жизнь вечную».
Но самарянка не поняла этих слов Спасителя, и сказала: «Господин! дай мне этой воды, чтобы мне не иметь жажды и не приходить сюда черпать».
Иисус Христос, желая, чтобы самарянка поняла о чем говорит Он с ней, сначала велел ей позвать к Нему ее мужа, — Он сказал: «пойди, позови мужа твоего и прийди сюда».
Женщина же сказала: «у меня нет мужа».
Тогда Иисус Христос сказал ей: «правду ты сказала, что у тебя нет мужа. Потому что у тебя было пять мужей; и тот, которого ныне имеешь, не муж тебе; это справедливо ты сказала».
Самарянка, пораженная всеведением Спасителя, обнаружившего всю ее греховную жизнь, поняла теперь, что говорит не с обыкновенным человеком. Она сразу же обратилась к Нему за разрешением давнего спора между самарянами и иудеями: чья вера правильнее и чья служба угоднее Богу. «Господи! вижу, что Ты пророк», сказала она, «отцы наши покланялись на этой горе (при этом она указала на гору Гаризин, где виднелись развалины разрушенного самарянского храма); а вы говорите, что место, где должно поклоняться (Богу), находится в Иерусалиме».
Иисус Христос ответил ей: «Поверь Мне, что наступает время, когда и не на горе сей и не в Иерусалиме будете покланяться Отцу (Небесному). Вы не знаете, чему кланяетесь; а мы знаем, чему кланяемся: ибо спасение от иудеев (т. е. что до сих пор только у иудеев была истинная вера, у них одних богослужение совершалось правильное, угодное Богу). Но настанет время и настало уже, когда истинные поклонники будут покланяться Отцу в духе и истине; ибо таких поклонников Отец ищет Себе. Бог есть Дух (невидимый, бестелесный), и поклоняющиеся Ему должны покланяться в духе и истине». Т. е. истинная и угодная Богу служба есть такая, когда люди покланяются Отцу Небесному не одним только телом и не одними только наружными знаками и словами, а всем своим существом, — всею душою, — истинно веруют в Бога, любят и почитают Его и, своими добрыми делами и милосердием к ближним, исполняют волю Божию.
Услышав новое учение, Самарянка сказала Иисусу Христу: «знаю, что придет Мессия, то есть Христос; когда Он придет, то возвестит нам все», т. е. научить нас всему.
Тогда Иисус Христос сказал ей: «Мессия — это Я, Который говорю с тобою».
В это время вернулись ученики Спасителя и удивились, что Он разговаривал с женщиною-самарянкою. Однако же ни один из них не спросил Спасителя о чем Он говорил с нею.
Самарянка же оставила водонос свой и спешно пошла в город. Там она стала говорить людям: «пойдите, посмотрите Человека, который сказал мне все, что я сделала: не Он ли Христос?»
И вот, люди вышли из города и пошли к колодцу, где был Христос.
Между тем ученики просили Спасителя, говоря: «Равви! ешь».
Но Спаситель сказал им: «у меня есть пища, которой вы не знаете».
Ученики стали говорить между собою: «разве кто принес Ему есть?»
Тогда Спаситель, объясняя им, сказал: «Моя пища есть творить волю Пославшего Меня (Отца) и совершить дело Его. Не говорите ли вы, что еще четыре месяца, и наступит жатва? А Я говорю вам: возведите (поднимите) очи ваши и посмотрите на нивы (и Господь указал им на самарян — жителей города, которые в это время шли к Нему), как они побелели и поспей к жатве, (т. е. как эти люди желают видеть Спасителя Христа, с какою охотою готовы слушать Его и принять Его). Жнущий получает награду и собирает плод в жизнь вечную, так что и сеющий и жнущий вместе радоваться будут. Ибо в этом случае справедливо изречете: один сеет, а другой жнет. Я послал вас жать то, над чем вы не трудились: другие трудились, а вы вошли в труд их».
Пришедшие же из города самаряне, из которых многие уверовали в Него по слову женщины, просили Спасителя побыть у них. Он пошел к ним и пробыл там два дня и учил их.
За это время еще большее число самарян уверовало в Него. Они потом говорили той женщине: «уже не по твоим словам веруем; потому что сами слышали и узнали, что Он истинно Спаситель мира, Христос».
Из предания известно, что самарянка, беседовавшая со Христом у колодца Иакова, всю последующую жизнь свою посвятила проповеди Евангелия Христова. За проповедь веры Христовой она пострадала в 66 году (она была брошена мучителями в колодец). Св. Церковь празднует память ее 20 марта (2 апреля н. ст.). Имя ее: св. мученица Фотина (Светлана) самаряныня (самарянка).
ПРИМЕЧАНИЕ: См. в Евангелии от Иоанна, гл. 4, 1-42.
Юрий Рубан
Кому открылся Мессия?
Пятое воскресенье Пасхального цикла и примыкающие к нему дни будничные (седмичные) посвящены воспоминанию о знаменательной беседе между Иисусом Христом и самарянкой. Это произошло в самом начале Его общественного служения (в 27 году), вскоре после Пасхи, проведенной вместе с другими многочисленными паломниками в Иерусалиме.
Утомленный обратной дорогой Иисус сидит у колодца и говорит подошедшей женщине: «Дай мне пить». В ответ эта представительница родственного, но враждебного евреям племени с величайшим изумлением отвечает: «Как? Ты, иудей, просишь пить у меня, самарянки?!» «Дело в том, что иудеи с самарянами не общаются», – лаконично замечает по поводу хорошо ему знакомой ситуации евангелист Иоанн (Ин.4:9). Для многих из нас она требует более подробного разъяснения.
Прежде всего вспомним, что встреча произошла в центральной части Палестины, на месте, освященном памятью древних библейских патриархов – Авраама, Исаака и Иакова, родоначальников народа Израильского, живших здесь еще в XIX-XVIII вв. до н. э. Во 2-й половине XIII в. до н. э. еврейские племена вторглись на территорию Ханаана (прежнее название Палестины) и образовали союз двенадцати племен (колен), превратившийся через два столетия в древнееврейскую монархию, управлявшуюся Саулом, Давидом и Соломоном. Но после смерти царя Соломона (931 г. до н. э.) это единое Израильско-Иудейское царство разделилось на Израильское, к которому отошла территория центральной и северной Палестины, и Иудейское (южная Палестина); граница между ними прошла чуть севернее Иерусалима (см. в любом библейском атласе). Столицей Израильского царства вскоре стал город-крепость Самария (евр. Шемрон – «Сторожевая гора»).
В 722 г. до н.э. Израильское государство было завоевано ассирийцами, а его население, депортированное вглубь огромной Ассирийской империи, ассимилировалось с другими семитическими народами и исчезло с мировой арены. Немногие израильтяне, оставленные на месте для ведения сельскохозяйственных работ, смешались с приехавшими сюда язычниками; их потомки и стали называться «самарянами» (или «самаритянами»)[1]. Они сохранили веру в Единого Бога, но из всех священных книг Библии признавали лишь Пятикнижие Моисеево.
Напротив, жители Иудейского царства (со столицей в Иерусалиме), хотя и разгромленного в 587г. до н. э. знаменитым Вавилонским царем-завоевателем Навуходоносором II, сумели сохранить в Вавилонском плену свою веру и этническую общность, но это далось им через гипертрофированное ощущение национальной исключительности («чистоты крови»). Поэтому, вернувшись по указу персидского царя Кира Великого (538 до н. э.), нового «мирового лидера», в Палестину, иудеи отвергли предложение самарян объединиться и не допустили их к участию в восстановлении главной и единственной с тех пор святыни – Иерусалимского храма. Тогда обиженные самаряне построили себе отдельный храм на горе Гаризим, но в 134 г. до н.э. его разрушил иудейский царь Иоанн Гиркан (со 152 и до прихода римлян в 63г. до н.э. древние евреи в последний раз жили в своем независимом государстве, управлявшемся династией Маккавеев). Иудеи презирали самарян как нечистокровных «еретиков», относясь к ним хуже, чем к язычникам, и, подобно некоторым нашим старообрядцам, считали осквернением для себя всякое общение с иноверными, тем более – пользование одним сосудом. В общем, эти родственные народы питали друг к другу столь же «нежные» чувства, что и современные израильтяне и палестинские арабы, общий праотец которых, Авраам, похоронен в хевронской мечети (не в синагоге!).
Но поскольку иудеи жили как на юге Палестины (на территории бывшего Иудейского государства), так и на ее севере, в области, именуемой Галилея, то им поневоле приходилось пересекать Самарию, расположенную в ее центральной части. Отводя взгляды от встречающихся им самарян, иудеи шли молча, стараясь быстрее покинуть эту «зачумленную» область. Нам понятно теперь удивление безымянной самарянки, обнаружившей у своего колодца странного иудейского паломника, попросившего у нее напиться.
Оставив без ответа ее недоуменное восклицание, незнакомец сказал, что Сам может дать ей «живой воды». Здесь Христос использовал древний символ: вода источника – это жизнь, даруемая Богом; в данном случае – это символ Духа, явление Которого изменит вскоре жизнь человечества.
«Тот, кто пьет эту воду, снова захочет пить. Но кто пьет воду, которую Я ему дам, – вовеки не будет знать жажды».
Простодушная женщина поняла эти слова буквально. «Господин мой! Дай мне такой воды; тогда я больше не буду знать жажды, и не надо будет ходить сюда за водой!»
Во время дальнейшей беседы Иисус Христос показал, что Ему открыта печальная история ее неустроенной жизни. Пораженная самарянка сочла Его пророком и задала вопрос о старой распре между иудеями и самарянами. Где следует поклоняться Богу?
«Наши предки поклонялись Богу на этой горе (Гаризим); а вы говорите, что поклоняться надо только в Иерусалиме».
Услышав, что место поклонения Богу более не играет роли, самаритянка справедливо заметила, что споры прекратятся с пришествием Мессии: когда Он придет, то «возвестит нам всё». А через мгновение она узнала, что Мессия уже пришел, и она с Ним разговаривает!
Как раз в это время к колодцу подошли вернувшиеся из города ученики. Их поразило, что Учитель беседует с самарянкой, но они удивились еще больше, узнав, что не им и не их горделивым соплеменникам, а этой простой женщине – к тому же сомнительной нравственности и «еретичке»! – Он впервые прямо сказал о Себе как о Мессии, посвятив ее в сущность новой религии «Духа и Истины», не ограниченной пределами какого-то одного места или народа.
Примечания
[1] Подробнее о самарянах см.: Рыбинский В. П. Самаряне. Киев, 1913; Райт Дж. Э. Библейская археология. СПб., 2003, с. 278-280, 352. Интересно, что, видимо, именно самаряне поставили последнюю точку в карьере Понтия Пилата, постоянно оскорблявшего религиозные чувства жителей Палестины. Его солдаты разогнали религиозную процессию самарян, двигавшуюся к священной для них горе Гаризим (на месте своего разрушенного храма они до сих пор совершают жертвоприношения). Те подали жалобу Вителлию, легату Сирии; он сместил Пилата и отправил его в Рим на суд императора Тиберия. Прибыв туда в марте 37 г., Пилат уже не застал его в живых, а вскоре, в правление имп. Калигулы (37-41), по свидетельству Евсевия Кесарийского, покончил с собой.
https://azbyka.ru/days/p-komu-otkrylsja-messija
Проповеди в Неделю о самаряныне
Митрополит Сурожский Антоний
Неделя 5-я по Пасхе. О самаряныне
20 мая 1984 г.
Во имя Отца и Сына и Святого Духа.
Когда Христос разговаривал с самарянкой, Его ученики дивились: как Он может говорить с чужим человеком? Но Бог есть Бог всех: всех сотворил Господь, всех объемлет Его любовь, ко всем пришел Христос, ради всех Он жил, ради всех Он умирал, для каждого Он пережил Богооставленность, и в таинственный, страшный ад каждого человека Он вошел. Ученики еще делили людей на своих и чужих; Христос всех объемлет одной любовью. И мы призваны, будучи Христовыми, так же и относиться ко всем, ради которых пришел Спаситель на землю, ради которых Отец отдал Своего Единородного Сына на смерть.
Так ли мы относимся к людям? Не делим ли мы их на „своих” и на „чужих”, на друзей и на врагов? Мы призваны не к друзьям Божиим, а к „врагам” Божиим идти с благовестием о спасении, с благовестием о новой жизни, которая в Боге и которая им дается.
В конце сегодняшнего Евангелия Спаситель говорит: Поля уже побелели, жатва уже готова, а делателей – мало… И когда мы оглядываемся на христианское общество, на свою Церковь и на все Церкви, которые именем Христа себя называют – и справедливо! – разве мы не ужасаемся при мысли, что нас столько, а слово Божие умирает в нашей среде? Прозвучит – и умрет, прогремит – и больше ничего не слышно… Мы призваны Христом быть Его присутствием на земле, Его свидетелями; мы призваны быть на земле как бы продолжением Его воплощенного присутствия; больше того, если можно это сказать: присутствием и Христа, и Духа Святого, живущего в нас. И что? – миллионы вокруг нас жаждут; жаждут слова истины, жаждут слова надежды, слова любви, слова веры, жаждут, чтобы к ним пришел вестник от Христа, в котором они могли бы узнать Того, Кто его послал: Спасителя, не Судью, а Друга, способного сказать Иуде самому „друг Мой”… Поля побелели, миллионы жаждут, миллионы изголодались; а мы живем замкнутой, пугливой жизнью.
Когда самарянка услышала о Христе слова, которые дошли до ее души, пролились в эту душу, как живая вода проникает в иссохшую землю пустыни, – она все бросила; она забыла, зачем пришла к колодцу; она поспешила в город, чтобы поделиться с людьми чудом: она встретила Того, в Ком она почуяла Мессию, Спасителя мира Христа. И то, что она говорила и что с ней случилось, было таково, что люди поверили ее слову и пошли ко Христу… Кто, слыша наше слово, готов все бросить, все напрасные поиски, для того чтобы прийти ко Христу, Который есть и Истина, и Путь, и Жизнь? Наше свидетельство тускло, бледно; ее свидетельство было подобно пламени; оно было прозрачно, как свет: люди слышали свидетельство и не видели женщину. Когда мы говорим, как часто люди видят только нас и не слышат слова, которое звучит, которое должно было бы прогреметь через нас, через нашу прозрачность доходить до них, как жизнь.
А затем, придя ко Христу, люди говорили этой женщине слова, к которым мы относимся часто болезненно: уже не по твоему слову мы верим, – мы сами видели!.. Как часто нам хочется, чтоб человек вспомнил с благодарностью о том, что мы его привели ко Христу, мы ему открыли дверь Церкви, мы ему дали радость, надежду, зачаток веры… С какой готовностью самарянка стала незаметной; с ней случилось то же, что было с Иоанном Крестителем: Христос вырос во весь рост перед людьми – и они забыли про Иоанна…
Подумаем и мы над нашим местом в деле спасения. Как часто я слышу людей, говорящих: почему нас мало? Почему это дивное провозглашение Православия не зажигает, не просвещает всех вокруг? – потому что мы тусклы! Потому что наше слово слабо, потому что мы боимся провозглашать всем голосом – и не голосом только, а всей жизнью – наше, или, вернее, Божие благовестие.
Задумаемся же над самарянкой. Христос пришел ко всем; Он нам возвестил, что придет время, когда не тут и не там надо будет искать истинных поклонников Богу и Отцу, что те, кто поклоняется Ему, должны поклоняться Духом и Истиной. Но этот Дух, эта Истина должны просиять через нас; мы посланы в мир, мы – апостолы Христовы, мы – свидетели Его, и по нам будут судить Христа… Подумаем над нашей ответственностью, и с радостью поделимся тем богатством, тем счастьем, той верой и надеждой, тем ликованием, которые дает нам Христос.
Аминь.
СМИРЕННАЯ БЛУДНИЦА
Священник Сергей Ганьковский
Проповедь в Неделю 5-ю по Пасхе, о самаряныне
28 мая 2000 г.
Во имя Отца и Сына и Святого Духа.
Христос воскресе!
“Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное” (Мф.5.3). Это утверждение нашего Спасителя, каким бы знакомым и привычным оно нам ни казалось, на самом деле – “камень преткновения и соблазна” (Рим.9.33). Царство Божие, оказывается, — удел побеждённых, а не победителей. Небесные обители Отца нашего уготованы проигравшим гонку здесь, на земле. Первым в Рай входит бандит и убийца; первой узнаёт о том, что Иисус – Мессия, что Он – Сын Божий, непотребная женщина, блудница самарянская. Где здравый смысл, где логика, где справедливость человеческая? В одном старом фильме, который был снят ещё в те времена, когда о Церкви нельзя было говорить открыто ничего хорошего, а можно было только обличать мракобесие и алчность её служителей, один герой спрашивает другого, таинственно, сокровенно изображающего священника: “Хороших у вас пропускают, а плохим отрывают головы? Не знаю, не уверен, — печально отвечает ему носящий странную кличку “Сталкер”, — мне-то кажется, что пропускают тех, у кого надежд больше никаких не осталось. Не плохих или хороших, а несчастных…” Несчастные – те, у которых нет части в этой жизни. Несчастные – изгои, потому что их поведение, их жизнь – греховны. Казалось бы, если они чего и достойны, так в первую очередь осуждения и проклятий. Однако, Христос Спаситель как бы в насмешку над человеческими представлениями о справедливости “ест и пьёт с мытарями и грешниками” (Мф.9.11), говорит алчному сборщику налогов: “сегодня надобно Мне быть у тебя в доме” (Лк.19.5) и величайшую тайну о Себе доверяет блуднице: “Я – Мессия”, — говорит Он ей.
Так что, логика Евангелия совсем иная, чем логика нашей повседневной жизни. И тот, кто пришёл в церковь, должен забыть о справедливости, потому что вместо закона: “око за око и зуб за зуб” (Лев.24.20) действует совсем иное правило: “любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас” (Мф.5.44).
Но, разумеется, для того, чтобы Бог удостоил сaмого последнего грешника Своим посещением, чтобы Он открылся мне, такому, как я есть, необходима весьма важная вещь: моё согласие с Ним, с моим Богом. Если я согласен с тем, что болен грехом и ищу способов исцелиться от греха, — Бог мне поможет, потому что по Его собственному слову: “не здоровые имеют нужду во враче, но больные” (Мф.9.11). А если же я убеждён, что исцеляться мне ни от какого греха не нужно, просто потому, что у меня их, грехов, нет, тогда даже Бог помочь не сможет, потому что человек свободен и эта Богом данная свобода ненарушима. Бог не может спасти нас против нашей воли, Бог не может простить нам грех, если мы не просим о прощении, Бог не может напоить нас водой вечной жизни, если мы стиснули зубы. Как и в быту, для того, чтобы напиться воды, необходимо совершить хоть малую, но работу, так и в духовной жизни: для того, чтобы причаститься Воды живой, Воды Вечной жизни, нужно совершить работу покаяния. Так, как это сделала грешная женщина из самарийского города Сихарь.
В этом евангельском эпизоде мы, современные люди, вслед за самой самарянкой, изумляемся чуду прозорливости Спасителя. Нам, как и ей, кажется, что самое удивительное в этой истории то, что Господь всё знает о неправедной жизни жительницы Сихаря. Хотя, на самом деле, нас должно было бы ошеломить совсем другое: удивительное, непостижимое смирение той, с которой Бог говорил у колодца Иакова. Для того чтобы понять, как велико, как неожиданно и потому чудесно смирение самарянки, достаточно просто представить себе, как любой из наших знакомых или друзей упрекнёт каждого из нас в нашем действительном грехе, в нашей постыдной страсти, которую, как ни скрывай, всё равно не скрыть. Разве не всколыхнётся наша душа от обиды и негодования на обличителя? Разве не отыщем мы тут же десяток извиняющих нас обстоятельств? Разве не захлестнёт нас горячей волной обида? – на что? На правду!
А что же самарянка? Она оскорбилась, обиделась, стала оправдываться? Или, может быть, как мы это часто делаем, сказала со злостью: “Не твоё дело – моих мужей считать”! Нет, эта добрая женщина в ответ на обличение в блудодеянии – обрадовалась! Она бросила свой водонос, она забыла, зачем пришла из города к колодцу, она побежала обратно в город и говорит людям: “Пойдите, посмотрите Человека, Который сказал мне всё, что я сделала: не Он ли Христос?” (Ин.4.29). Вы подумайте, ни ложного стыда, ни уязвлённой гордости – одна радость!
Так истинное покаяние рождает радость, так искреннее желание новой жизни делает человека лёгким, летящим, обретшим крылья. Чему же радуется эта женщина? Что делает её такой счастливой? Я думаю только одно: решимость жить по-новому. И, обратите внимание, ей ведь совсем не стыдно! Ей нечего стыдится, потому что прошлая жизнь со всеми этими бесконечными “мужьями”, со всем этим угаром блуда – позади и навсегда позади! Разве это не чудо! Разве это не радость!
Каждый день Церковь даёт нам возможность пережить радость покаяния и обновления, и только от нас зависит, воспользуемся ли мы этой удивительной возможностью, переживём ли мы вновь и вновь чудо обновления, как пережила его женщина из города Сихарь. Аминь
ПРОПОВЕДЬ В НЕДЕЛЮ О САМАРЯНЫНЕ
Протоиерей Валерий Захаров
2000 г.
Христос Воскресе! Нынешний воскресный день Святая Церковь напоминает нам беседу Христа Спасителя с самарянкой (Ин.4,4-42). Священное Писание не сообщает нам имени этой женщины, но из Предания известно, что ее звали по-гречески Фотини, что в переводе означает — Светлана. И это не случайно, ибо встретившись со Христом и восприняв от Него свет истины, она сама стала светом, неся его в своей жизни и просвещая этим светом всякого человека, который встречался с нею на ее жизненном пути.
Жизнь святых людей – это и урок, и школа для каждого из нас, ибо все мы должны стремиться к тому, чтобы во образ святых подвижников веры и благочестия, так же достойно служить Богу и всем окружающим нас людям. Но, к сожалению, опыт нашей жизни свидетельствует о том, что мы не в состоянии подчас подражать святым, не в состоянии идти их путем, ведущим от земли на небо. Но, тем не менее, все-таки мы должны учиться у святых и, прежде всего, – твердой уверенности в следующем: что невозможно человеку – возможно Богу. В этом нас убеждает опыт многих и многих людей, которых ныне мы знаем как святых, как ходатаев, молитвенников и предстателей за нас пред Престолом Божиим. Все они, сознавая свои человеческие немощи, недостатки и грехи, уповая на милосердие Божие, стремились исполнять Его заповеди по мере своих сил и вложенных от Бога талантов. Они на своем опыте восприняли всеоживляющую и исцеляющую всякий недуг, не только телесный, но и душевный, благодать Божию. И вот этот урок все мы с пользой для себя должны извлечь, ибо благодатью Божией, Самим Богом мы спасаемся. Но для этого нам необходимо открыться для благодати Божией, не закрывать свою душу, свое сердце этим всепроникающим лучам Божественной благодати, а открыть себя для Бога. Есть в нынешнем евангельском повествовании и еще один урок, который так же весьма полезен для нас. Каждый человек наречен определенным именем. Женщина из евангельского повествования носила имя Светлана. Она, как я уже сказал, восприняла Божественный свет, исходящий от Христа Спасителя, Который Сам о Себе говорил: »Я Свет миру» (Ин. 9,5). Евангельская женщина пронесла этот свет в своей жизни достойно, высоко и свято. И каждый из нас, имеющий определенное имя, которое имеет определенное значение, должен в своей земной жизни исполнить это значение. Всматриваясь в беседу Христа с самарянкой, мы должны вспомнить другие слова Спасителя, Который, обращаясь ко всем Своим последователям, говорил: »Так да светится свет ваш пред людьми, и люди, чтобы они видели ваши добрые дела и прославили Отца вашего Небесного» (Мф. 5, 16). Невозможно удержать свет под спудом. И самарянка, восприняв свет от Христа, понесла его всем тем, кто жил рядом с ней. С благовестием о Христе как о Мессии она пошла к людям, рассказывая о том, Кто к ним пришел, и с Кем она имела счастье беседовать.
И еще, на что я так же хотел бы обратить ваше внимание. Господь, беседуя с этой женщиной, говорит ей, чтобы она позвала своего мужа. Она отвечает, что у нее нет мужа. »Иисус говорит ей: правду ты сказала, что у тебя нет мужа, ибо у тебя было пять мужей, и тот, которого ныне имеешь, не муж тебе» (Ин.4,17-18). Эти слова так поразили самарянку, что не было в ее сердце места сомнению. »Господи! Вижу, что Ты пророк» (Ин.4,19), — говорит она. Эти слова очень важны для каждого из нас. Если бы мы, как и эта женщина, так же были правдивы пред Богом, пред собою, пред окружающими нас людьми! Но наш жизненный опыт свидетельствует, что, к сожалению, очень часто мы лжем не только окружающим, не только самим себе, но стремимся лгать Богу. Мы забываем о том, что Господь все видит и знает, что Он пришел спасти грешника, а не иллюзорного праведника, которого мы из себя хотим показать. Спасти грешника пришел Господь на эту землю! Поэтому будем стараться быть правдивыми и говорить правду Богу о самих себе, не скрывая своих грехов, не скрывая своих преступлений, так же, как ничего не таила от Господа та женщина самарянка.
Есть и еще полезные для нас уроки в этом евангельском повествовании. Помните, самарянка спрашивает у Христа: »А где же можно молиться? Вот вы, иудеи, учите, что необходимо молиться только в Иерусалиме. А мы, самаряне, молимся на этой горе». Откуда этот спор между иудеями и самарянами? Все мы знаем из Священного Писания, что когда десять колен отделились от колена Иудина, то они устроили жертвенник на горе Горизим. И там приносили жертвы Богу и совершали свои молитвы. И поэтому не случайно женщина спрашивает Христа, видя в Нем не только величайшего пророка, но, прозрев в Нем Мессию, которого так долго ожидало все человечество. И Господь произносит удивительный ответ, который, к сожалению, для многих является камнем преткновения и соблазном. Он говорит, что молиться надо и не там, и не здесь, т. е. и не в Иерусалиме, и не на этой горе. »Но настанет время и настало уже, когда истинные поклонники будут поклоняться Отцу в духе и истине» (Ин.4, 23). Я не случайно сказал, что этот ответ для некоторых является действительно камнем преткновения и большим соблазном, потому что мы, православные христиане, очень часто можем слышать от инославных христиан примерно такие слова: »Зачем молиться в каких-то там храмах, специально сооруженных для молитвы. Все это не правильно потому, что Сам Христос говорит – нужно и достаточно молиться Богу духом и истиной. И не надо никаких крестных знамений, поклонов, многочасовых богослужений, не надо никаких постов и т. д.»
Отвечая на эти слова, а так же на вопрос, что же значит молиться Богу духом и истиной, я хочу привести вам объяснения одного из замечательнейших проповедников слова Божия ХIХ века святителя Димитрия, архиепископа Херсонского. Святитель Димитрий говорит: »Молится Богу ДУХОМ тот, кто, произнося слова молитвы, произносит их не одними устами, а всей душею и сердцем; кто, ограждая себя знамением креста Христова, взирает на Самого распятого на кресте Господа; кто, преклоняя выю свою, преклоняет пред Богом и сердце, и душу свою; кто, повергаясь на землю, всего себя повергает в руце Божии в глубочайшем смирении и сокрушении сердца, с полною преданностью воле Божией; кто, предстоя телом пред изображением Господа или Пречистой Матери Его, предстоит духом пред Ним Самим, седящим на престоле славы, и предстоящею одесную Его Пречистою Материю Его; кто, лобызая устами св. икону Господню, лобызает сердцем своим самыя пречистыя руце и нозе Его». Отвечая на вопрос, кто молится Богу истиной, святитель Димитрий говорит: »Молится Богу ИСТИНОЮ тот, у кого душа и сердце оживлены тою самою верою и любовию, теми самым мыслями и чувствами, теми надеждами и желаниями, которыми дышат молитвы, составленные мужами святыми и духоносными; кто, поклоняясь Богу в храме, не кланяется истуканам страстей своих вне храма; кто, служа Богу участием в Богослужении церковном, служит Ему и самою жизнию и делами своими; кто, называя Бога Отцем своим, действительно любит Его, боится Его, повинуется Ему и исполняет св. волю Его, как истинный сын Его; кто, молясь Отцу Небесному, чтобы святилось в мире имя Его, не оскорбляет Святейшего имени Божия не только делами, но и словами и мыслями греховными. Кто, прося у Бога хлеба насущного, сам не только не отнимает его у других, а разделяет все, подаваемое ему Богом, с другими – неимущими; кто, прося у Господа прощения грехов своих, и сам прощает от всего сердца всякого согрешившего пред ним человека; кто, молясь об избавлении от искушений и наветов лукавого, и сам не поставляет брату своему претыкания и соблазна, не мыслит зла своему сопернику, напротив, любит самих врагов, добротворит ненавидящим его и молится за творящих ему напасть; кто, произнося в молитве священнейшее слово »да будет воля Твоя», искренне готов исполнять все, что повелевает Сия Святейшая воля, претерпеть все по воле Божией и во славу Пресвятого имени Его — до креста и до смерти, подобно как Сам Единородный Сын Божий, заключив молитву Свою словами »буди воля Твоя», пошел c покорностью на страдания и крест. Таковых-то ищет Отец, поклоняющихся Ему!» И заключает свое слово святитель Димитрий следующим призывом: »Так будем, братия мои, и мы поклоняться Богу Отцу своему всегда и везде, тем паче в храме Божием в то священнейшее время, когда совершается здесь Духом Святым великое священнодействие и Таинство веры нашей, когда приносится Святейшая Жертва Тела и Крови Христовой. Так да будем и мы, яко истинные поклонницы, поклоняться Отцу духом и истиною».
Вот то наставление, те слова святителя Церкви Христовой, которые отвечают нам на очень важный для многих из нас вопрос, что значит поклоняться Богу духом и истиною. Дай Бог, чтобы те назидательные уроки, которые всем нам сегодня преподносит Святая Христова Православная Церковь своим евангельским чтением, были полезны и спасительны для всех нас. Христос Воскресе! Воистину Воскресе!
Аминь.
Проповеди на портале АЗБУКА.Ru:
Проповедь протоиерея Вячеслава Резникова. О пшенице Господней. Неделя о самаряныне, Ин.4:5-42. |
Проповедь митрополита Макария (Булгакова). Слово в неделю о самаряныне. |
Проповедь протоиерея Василия Михайловского. Неделя о самаряныне. |
Проповедь епископа Митрофана (Зноско-Боровского). Неделя о самарянке. |
Проповедь епископа Виссариона (Нечаева). К чему обязывает нас имя христианина? Поучение в неделю о самаряныне. |
Проповедь протоиерея Димитрия Смирнова. Неделя о самаряныне. |
Проповедь св. праведного Алексия Мечева. Слово в Неделю о Самаряныне. |
Проповедь митрополита Сурожского Антония. Воскресенье о самарянке, Ин.4:5–42. В сегодняшнем Евангелии есть слова, которые могут обрадовать всякого человека, если он найдет в себе правдивость и силы посмотреть на себя и на свою жизнь без лжи. Христос, обращаясь к самарянке, ей говорит: Как хорошо ты сказала, что у тебя нет мужа – поистине ты правду сказала!.. Разумеется, не хвалил ее Господь за прошлую жизнь, но за то, что она была способна правдиво и истинно… ► |
Проповедь священномученика Фаддея (Успенского). Слово в Неделю о самаряныне. |
О богослужении в Неделю 5-ую по Пасхе
Неделя 5-я по Пасхе, о самаряныне
На великой вечерне — стихиры на «Господи, воззвах» — на 10: воскресные — 4, Преполовению — 3, самаряныне — 3, «Слава» — «При студенце Иаковли«, «И ныне» — догматик «Иже Тебе ради«. Вход. Прокимен дня. На стиховне стихира воскресная «Господи, возшел на Крест«, стихиры Пасхи с их припевами, «Слава» «Егда явился еси«, «И ныне...» «Воскресения день«. По «Ныне отпущаеши» тропари «Богородице Дево» (дважды) и Преполовению (единожды).
На утрени на «Бог Господь» тропари — воскресный (дважды), «Слава, и ныне» — Преполовению. Кафизмы обычные. По Непорочных «Ангельский собор«. Ипакой, степенны и прокимен гласа. Евангелие воскресное — Ин., зач. 63. «Воскресение Христово» (трижды). И прочее обычно. Канон Пасхи с ирмосом и Богородичными на 6, Преполовению на 4, самаряныне на 4. Катавасия — «Воскресения день«. По 3-й песни кондак Преполовению и икос, и седален «Да радуется небо«. По 6-й песни кондак, глас 8: «Верою пришедши на кладязь самаряныня, виде Тя премудрости воду: еяже напившися обильно. Царствие вышнее наследова вечно, яко приснославная» и икос. На 9-й песни «Честнейшую» не поем. Светилен Пасхи, «Слава» — самаряныне, «И ныне» — Преполовению.
На «Хвалите» стихиры: воскресные — 5, самаряныне — 3, «Слава«, гл. 6 — «Источник живоначалия«, «И ныне» — «Преблагословенна еси«. Славословие великое. Тропарь воскресный, ектений и отпуст.
На часах — тропарь воскресный, «Слава» — празднику, «И ныне» — Богородичен часов. По Трисвятом — кондаки празднику и самаряныне — попеременно.
На литургии Блаженна гласа на 4, самаряныне песнь 3-я на 4 и Преполовению, песнь 6-я на 4. По входе тропарь воскресный и Преполовению, «Слава» — кондак самаряныне, «И ныне» — Преполовению. Прокимен, глас 3 — «Пойте Богу нашему, пойте«. Апостол: Деян., зач. 28. Евангелие: Ин., зач. 12. Причастен «Тело Христово» и «Хвалите Господа с небес«.
Источники:
(2154)