Протоиерей Владимир Долгих
Каковы смысл и содержание почитания Богородицы, чем мы, христиане, это почитание наполняем?
Самое большое количество дней в православном календаре посвящено Богородице. Это и двунадесятые праздники, дни почитания Её многочисленных икон, и события церковной истории, так или иначе связанные с заступничеством Девы Марии. 15 июля мы празднуем Положение честной ризы Пресвятой Богородицы во Влахернском храме. Пускаться в пересказ событий праздника не хотелось бы – всё это несложно прочитать в сети, давайте лучше поразмыслим, что стоит за столь распространенным почитанием нашей Небесной Заступницы.
Итак, первое, что, пожалуй, придет большинству на ум, – это роль Девы Марии в деле спасения человека. Действительно, ведь именно Её избирает Господь для Своего воплощения и вочеловечения. Из этого следует, что в основе почитания Богородицы лежит христологический догмат. Если на данную тему мы попробуем поговорить строго в догматических определениях соборов, то ничего не найдем, кроме собственно самого термина Θεοτοκος, т. е. Богородица, утвержденного в борьбе против несторианства и отстаивавшего ипостасное единство Христа – Сына Божьего, сделавшегося и Сыном Человеческим. Таким образом, тот, кто отрицает Богоматеринство, восстает против единства Лица нашего Спасителя. Получается, что не может именоваться христианином тот, кто не почитает Богородицу. На примере образа Девы Марии мы видим теснейшую связь между догматом и культом.
Возможно, больше нам скажет Священное Писание? Нет, если ограничиться лишь библейскими текстами, то о Богородице будет засвидетельствовано несколькими местами Евангелия и единственным прямым указанием на Нее в Ветхом Завете у пророка Исайи (Ис. 7:14). Здесь хотелось бы напомнить, что о таких событиях жизни Девы Марии, как Её рождество, введение во храм и успение, мы узнаем из апокрифических источников. Однако если взглянуть на священные тексты сквозь призму почитания Богородицы, то можно увидеть, как много мест Писания Церковь использует для Её прославления.
Вне культа, вне Предания некоторые евангельские места выглядят будто противоречащими безграничному почитанию Девы христианами. Вот, к примеру, слова Христа об Иоанне Крестителе, которого Он называет самым большим из рожденных женами (Мф. 11:11). Выходит, что Предтеча, а не Богородица занимает первое место среди людей. Да, действительно Креститель – очень значимый человек в Священной истории – христиане часто его изображают, вместе с Девой Марией, молящимся у ног Христа. Однако же мы знаем, что Предтечу христиане никогда не чествовали «Честнейшим Херувим и славнейшим без сравнения Серафим». Кроме того, икону Крестителя Господнего церковная традиция никогда не помещала на иконостасе возле Царских врат вместе с иконой Спасителя. Получается, что Предание, выраженное в определенном культе, раскрывает тайну столь обширного прославления Богородицы.
Обратим внимание на другое евангельское место, где одна женщина обратилась к Христу со словами: «Блаженно чрево, носившее Тебя, и сосцы, Тебя питавшие» (Лк. 11:27), – на что Он ответил: «Блаженны слышащие слово Божие и соблюдающие его» (Лк. 11:28). Кажется, что это уничижительная по отношению к Богоматеринству мысль, в которой Спаситель отдает предпочтение тем, кто принимает и сохраняет Откровение. Однако же, как раз данный текст читается в храмах на Богородичные праздники, потому что при понимании контекста станет ясно, что здесь Богородица прославляется как нигде. Если мы обратимся к параллельному, более раннему, тексту, где евангелист Лука предает слова Христа: «Матерь Моя и братья Мои суть слушающие слово Божие и исполняющие его» (Лк. 8:21), – то увидим, что произнесены они были тотчас после притчи о сеятеле. А еще ранее апостол Лука нарочито дважды подчеркивает, что все слова, сказанные Христом, Мария «слагала в сердце Своем» (Лк. 8:19; 8:51). Значит, Богородица, как никто другой из людей, принимала и сохраняла Откровение, а потому столь масштабное и глубокое почитание Её христианами связано не только с Богоматеринством, но и с Её личным подвигом.
Обозначенное понимание образа Богородицы имеет еще одну очень интересную трактовку. Между Девой Марией и Церковью можно провести некоторую смысловую параллель. Подобно тому, как Богородица слагала в Своем сердце все сказанное Христом, чего не могли бы вместить и все книги мира (Ин. 21:25), подобно тому, как Она вместила Невместимого, Церковь хранит в себе Священное Предание. «Здесь – начаток одной и той же реальности, – пишет Владимир Лосский, – одна только Церковь – распространение человеческой природы Христа – может хранить полноту Откровения, которой, если бы она была записана, не мог бы вместить весь мир. Одна только Богоматерь, избранная, чтобы вместить Бога в Своем чреве, может вполне осуществить в Своем сознании все то, что связано с фактом Воплощения Слова, являющегося в то же время и фактом Её Богоматеринства». В итоге слова Христа, кажущиеся суровыми по отношению к Матери, превозносят Её свойство выше Небес. Только Богородица, единственная из людей, может именовать Спасителя Своим Сыном, только Она имеет исключительную связь, соединяющую Ее личность с Богом. Лишь Она одна стяжала всю полноту благодати, свойственную будущему веку, лишь Она, пока единственная из человеческого рода, достигла обожения.
Величие Богородицы очевидно даже тем христианам, кто не осознает данного утверждения на рассудочном уровне. Глубокое благоговение и прославление Её образа свидетельствуют об этом. Почитание Христа невозможно без почитания Его Пречистой Матери, потому на протяжении веков Церковь прославляет Деву Марию многочисленными литургическими текстами, вслушиваясь в которые мы сами проникается трепетом и любовью к нашей Небесной Царице.
Протоиерей Владимир Долгих
Источник: https://pravlife.org/ru/content/pochemu-pravoslavnye-hristiane-tak-silno-chtut-bogorodicu
(20)