Слово епископа Сильвестра (Стойчева), ректора Киевской духовной академии
Почему мы празднуем рождество Иоанна Крестителя?
Сегодня Православная Церковь отмечает день рождества святого Иоанна Предтечи. В традиции Церкви день смерти святого отмечается как день его памяти, в некоторых случаях обретение или перенесение мощей также является датами чествования святого.
Однако сегодня отмечается именно день рождения. Почему так? Может возникнуть непонимание значения этого праздника, если рассматривать его изолировано, просто как праздник относящейся только к Иоанну Крестителю. И совсем в ином свете предстанет его рождение в связи с другим Рождением – Рождеством Господа нашего Иисуса Христа. Действительно, кроме праздника Рождества Христового, в церковном календаре есть еще два рождества, и оба глубоко связаны с Рождеством Христовым. Эти два праздника: Рождество Богородицы, и Рождество Предтечи. Каждый из них осмысляется, и приобретает особое наполнение и значение только в этой связке с Рождеством Христовым.
И вот сегодняшнее евангельское чтение перекликается с иным чтением – посвященным уже рождеству Христовому. В евангелии от Луки это все содержится в одной главе. Вспомним, что после явления архангела Гавриилу священнику Захарии с обетованием о рождении сына, евангелист Лука начинает рассказ о Благовещении. И в своей речи тот же самый архангел возвещает Деве Марии: «Вот и Елизавета, родственница Твоя, называемая неплодною, и она зачала сына в старости своей, и ей уже шестой месяц» (Лук.1:36). Итак, два сына, два мальчика, два рождества: предтечи и Миссии, Пророка и Господа, Проповедника покаяния и Спасителя мира.
Рождество Иоанна Крестителя есть как бы малое благовещение, в котором возвещается грядущее спасение, а ему – Иоанну – надлежит приготавливать приход Искупителя.
Есть еще одна важная деталь в рассказе о видении Захарии. Захария смутился, как говорит блж. Феофилакт, потому что величайшие видения могут смущать и святых. Вслед за этим Захария становится немым вплоть до рождения своего сына Иоанна. В этой немоте мы видим своеобразное наказание за то, что он не поверил словам архангела (Лк. 1:19). Однако немота Захарии носит еще и иное значение: молчание о тайне. Вот представим себе какие чувства преисполнили в ту минуту Захарию, и конечно, среди них была и радость о рождении долгожданного чада. От избытка сердца, сказано в Писании, говорят уста (Мф.12:34.)
И Захария несомненно имел полное право трубить и всем рассказать о великой милости Бога к себе и своей супруге. Потому, как говорят некоторые толкователи (епископ Михаил (Лузин)), в этой немоте Захарии не столько наказание, сколько знамение, указующие, что возвещенное архангелом должно быть тайной до некоторого времени, и быть доступным только Захарию и Елизавете.
На то, что содержание посетившего Захарию видения осталось неразглашенным косвенно указывает текст, когда архангел Гавриил в момент Благовещения открывает Деве Марии о беременности ее родственницы Елизаветы. Таким образом, очевидно, что Пресвятая Богородица, не смотря на родственную связь с Елизаветой, не знала о ее положении.
История явления архангела очень пожилой паре супругов с вестью о рождении у них ребенка соотносима с иным библейским рассказом: явлением ангелов Аврааму и Саре, которые были в таком возрасте, что слова о рождении сына вызывает смех (Быт.21:6).
История ветхозаветного народа началась с того обещания Аврааму и Сарре и с рождения их сына Исаака, и заканчивается схожим обещанием пожилым родителям Захарию и Елизавете!
Что означает заканчивается в отношении ветхозаветной истории? Значит, что существование Завета Бога с иудейским народ подходит к концу, так как этот Завет выполнил свою функцию, и наступает время иного Завета – Нового. В Писании прямо провозглашается, что «конец закона – Христос» (Рим. 10:4), и апостол Петр говорит о явлении Христа, живущим в последние времена (1 Пет. 1.19). Это выражение Петра, следует понимать, как конец времени действия Ветхого Завета, но не как конец человеческой истории.
И рождение Иоанна Предтечи – провозглашение того, что Ветхий Завет завершается. Он – Иоанн – и есть последний Пророк Ветхого Завета и одновременно первый служитель Нового.
Иоанн – Пророк и Предтеча. И в этих двух словах, в полной мере раскрывается служение Иоанново.
Иоанн – Предтеча. Очевидно, что Предтеча ожидаемого Миссии, то есть Господа Иисуса. Но зачем Христу предтеча? Неужели Он нуждается в ком-то, кто бы, так сказать, облегчил Его приход? Отвечая на этот вопрос, снова вспомним о Ветхом Завете, который в общем-то полностью есть Предтеча Миссии. Апостол Павел так и говорит, что закон – детоводитель ко Христу (Гал.3:24).
Таким образом, все древние ветхозаветные пророки и патриархи, все установления – все они предтечи прихода Миссии. И их задача чисто служебная – подготавливать народ к принятию Миссии. Сам Христос говорит своим ученикам «многие пророки и праведники желали видеть, что вы видите, и не видели, и слышать, что вы слышите, и не слышали» (Мф 13:17), и в этом «желали увидеть и услышать» показан, так сказать, религиозный нерв Ветхого завета – вера и ожидание. В таком понимании, Иоанн продолжает и завершает Ветхий Завет и библейскую традицию пророка как наставника и обличителя грехов, а его служение последний аккорд уходящего Ветхого Завета как предтечи, детоводителя ко Христу.
Иоанн – Пророк. Сам Господь Иисус Христос называет его так: «Что же смотреть ходили вы? пророка? Да, говорю вам, и больше пророка» (Мф.11:9).
Уточним, что пророк в библейском понимании – это не предсказатель или прорицатель. Хотя, конечно, иногда пророки предсказывали грядущие события. Пророк – это открыватель воли Божьей, наставник нравственности, обличитель грехов. И еще: ветхозаветный пророк – это всегда посланник Божий, и соответственно, все что он делает – имеет своим основанием волю пославшего Его. Пророк, который не призван Богом к своему служению, так сказать самовыдвиженец – это всегда лжепророк. И Священное Писание о таких тоже говорит.
Итак, Иоанн Пророк. Великий Пророк. Его служение: обличение грехов, призыв к покаянию, и прежде всего, проповедь грядущего Миссии. Иисус Христос называет Иоанн пророком, и больше пророка. Почему больше пророка? Потому что все ветхозаветные пророки ожидали Миссию, пророчествами о нем, но только Иоанну судилось быть свидетелем и участником прихода Миссии. И это делает Иоанна большим пророка, потому что он увидел результат своих пророчествованный.
В Новом Завете не раз всплывает тема Иоанна и великого ветхозаветного пророка Илии Фесвитянина. Как понимать это сопоставление и даже более – называние Иоанна Ильей («И если хотите принять, он есть Илия, которому должно придти». Мф.11:14)?
Все дело в том, что в древности личное имя в силу особого величия или грандиозных успехов какого-либо лица могло превратится в нарицательное.
Так, например, имя государственного деятеля (Юлия) Цезаря становиться титулом для последующих правителей. Или, еще пример, имя мифического героя Геракла становится нарицательным для очень сильных людей. И в наше время о каком-то силаче могут сказать Геракл. Таких примеров в истории человечества немало.
С пророком Ильей примерно также. Его харизма пророка насколько поразила современников, что память о нем как о величайшем пророке и ревнители Божьем вошла в религиозную традицию Израиля как своеобразный эталон пророческого служения. И сравнивание, или даже приравнивание Иоанна Илье указывает на величие Иоанна как пророка.
И слова сегодняшнего евангельского зачала, что Иоанн явится в духе и силе Илии (Лук.1:17) должны пониматься именно в таком значении, то есть в значении его пророческого дара, который по силе равен дару великого Ильи. Именно на такое понимание этого выражения косвенно указывает еще один текст, который относится совершено к другому времени и к другому человеку. Вспомним, что у Ильи был ученик, тоже пророк, Елисей. И перед тем, как Илья, согласно Писанию, был взят на небо, Илья говорит ученику, что тот может попросить все, что хочет. И в ответ Елисей говорит: «дух, который в тебе, пусть будет на мне» (4Цар.2:9).
Очевидно, что Елисей желает, чтобы на нем был такой же пророческий дар, какой на его учителе Илье. Соответственно, в те времена, выражение сила и дух Ильи, даже само наименование Ильей означало не что иное, как обладание пророческим даром такой же мощи, как и у Ильи.
Говоря сегодня о святом Иоанне Крестителе, конечно же, не можем пройти мимо еще одного евангельского выражения. Иисус Христос говорит о Предтече, что «из рожденных женами не восставал больший Иоанна Крестителя; но меньший в Царстве Небесном больше его» (Мф. 11:11).
Как понимать это выражение, которое, казалось бы, идет в разрез со всем, что уже говорилось об Иоанне? Слова эти не умаляют Предтечу, они лишь подчеркивают то, о чем уже сегодня говорилось: Иоанн последний пророк Ветхого Завета. И как таковой он принадлежит Ветхому Завету, но при этом Бог даровал ему лицезреть выход на служение Спасителя мира Иисуса Христа. Иоанн Предтеча не становится апостолом Христовым, потому что апостольское служение предначертано иным людям, тем двенадцати имена которых знает весь мир. А ему – Иоанну – надлежало исполнить то, чем славились его предшественники, великие пророки Ветхого Завета: обличать не благочестие и отступничество царей. Так поступал и пророк Ильи, так делает и Иоанн Креститель. И в конечном итоге, Иоанну надлежит уйти так, как это было с иными древними пророками (ср. Мф.23:35), и тем самым запечатать и подтвердить конец ветхозаветного пророческого служения.
И потому слова Христовы «меньший в Царствии Божьем больше его» не унижают Иоанна, а подчеркивают смену Ветхого Завета Новым, указывают, что в благодатном Царстве Миссии открывается гораздо больше, чем было доступно в Ветхом Завете самым великим пророкам и праведникам.
Дорогие братья и сестры, сегодня мы собрались дабы почтить Великого Пророка, Предтечу и Крестителя Господнего Иоанна. Прикоснуться к тайнам священной истории нашего спасения. И получить назидание. Все праздники, все богослужения, все священнодействия дают нам возможность через участие в них получить очищение. И в этом очищении получить нравственное назидание и руководство к жизни.
И для нас, христиан, живущих две тысячи лет спустя после святого Иоанна Крестителя, его образ, его личность, его служение не должны быть лишь только историей. Издавна, святой Иоанн Предтеча церковными автора величался земным ангелом, то есть человеком живущим жизнью равной совершенству ангелов. Это высокий идеал. Многие скажут недостижимый. Но если бы такого состояние можно было достичь легко и быстро, разве тогда это был бы идеал? Каждый из нас должен стремится подражать тем святым, которых мы чествуем, подражать хотя бы некоторым чертам их.
Святой Иоанн Креститель – предтеча Христов. Обращаясь к опыту нашего прихода к вере, разве не увидим, что всегда есть «предтечи», подготавливавшие наше сердце и ум к принятию Господа Иисуса. Будь то какой-то знакомый верующий, или может быть, даже прочтение какой-то книги, или что-либо услышанное или увиденное. Бог всегда использует все варианты для нашего наставления и обращения, Бог всегда дает возможность проявится служению «предтечи». И сами мы, братья и сестры, должны подражать святому Иоанну в этом служении. Необходимо свидетельствовать и жить нам с вами так, чтобы и мы для кого-то стали предтечами в обращении ко Христу. И тогда, уповаем, по милости Творца и молитвами святого Иоанна Предтечи на нас сбудутся слова святого апостола Иакова, писавшего в своем послании что «обративший грешника от ложного пути, спасет душу от смерти и покроет множество грехов» (Иак.5:20). Аминь!
Источник: https://pravlife.org/ru/content/pochemu-my-prazdnuem-rozhdestvo-ioanna-krestitelya
(29)