Митрополит Калужский и Боровский Климент: Делай добро не за «бонусы»

Евангельская притча о милосердном самарянине учит нас ничего не жалеть ради блага ближних. Ее герой не пожалел ни своего времени, ни денег, ни сил и даже сказал гостиничному служителю: «Если потратишь что больше, я по возвращении возмещу тебе» (см. Лк. 10, 35). Что же мешает нам поступать подобным образом?

dobro2

На первый взгляд, ответ прост: не хватает денег даже на себя, тем более на других. Семья, дети, квартплата, кредиты, ипотека, лекарства, дача – список расходов у каждого немаленький. Времени у нас тоже не хватает, потому что надо зарабатывать на все вышеперечисленное, а положение нынче тяжелое — на дворе кризис. Вот если бы зарплата была побольше, а рабочий график — посвободнее, тогда бы мы легко поступали, подобно милосердному самарянину. Но это представление — иллюзия, потому что, чем больше у человека денег, тем больше их ему не хватает. Вместе с прибавлением средств автоматически возрастают потребности: новые возможности порождают новые желания. Причина отказа ближнему в помощи иная. Она кроется в приоритетах, которые выбирает наше сердце.

Когда испанский конкистадор Кортес завоевал земли Мексики, первым делом он начал вывозить оттуда золото. А индейцы удивлялись, видя, как белые люди ценят этот металл. Ведь в нем нет никакого прока: оружие или иную нужную вещь из него не сделаешь, съесть его нельзя – он ни на что не годится! И Кортес ответил: «Мы страдаем сердечным недугом, исцелить который может только золото».

Вряд ли завоеватель говорил с позиции аскетики, но его ответ можно истолковать таким образом. То, что так красиво было названо Кортесом «сердечным недугом», святые отцы именуют страстью сребролюбия, которая поражает сердце человека и заставляет его собирать все больше и больше, причем только для себя. Кортес ошибся только в одном: этот «сердечный недуг» золото исцелить не способно. Оно только заглушает его на время, как алкоголь заглушает, но не лечит алкоголизм. Затем недуг проявится с новой силой, требуя новой подпитки. И это будет происходить до тех пор, пока человек не остановится или окончательно не захлебнется золотым потоком, как раджа из детского мультфильма «Золотая антилопа», который просил все больше и больше золота, пока оно не погребло его.

Дело не в количестве наших средств, а в наших жизненных приоритетах. Где твое богатство, там и сердце твое (ср. Мф. 6, 21). И это истинно так: если человек желает жить для Бога, а не только для себя, он найдет возможность помочь другому при самых скудных личных средствах. Руководители благотворительных фондов отмечают, что во времена дефолтов и кризисов, когда перестают поступать крупные пожертвования, их фонды спасают рубли малоимущих. Бедные люди продолжают помогать, присылая по пятьдесят, по сто рублей. Каждый из них зачастую сам испытывает затруднения, но понимает, что кому-то сейчас еще тяжелее, чем ему самому, его детям или родителям. И довольно часто с помощью этих «мизерных» денег спасается чья-то жизнь: человеку успевают вовремя оказать помощь, собрав достаточную сумму на операцию.

Еще одно преткновение в стремлении помогать другим выражено в расхожем мнении, что добро наказуемо. В жизни часто встречается такая ситуация: человек кому-то бескорыстно, от всего сердца, помог – и с ним тут же случается неприятность, помог в другой раз — опять получает неожиданное огорчение. И он начинает задумываться, стоит ли дальше «рисковать».

В подобных ситуациях не следует поддаваться смущению. Святые подвижники во все времена предупреждают: сделал добро — жди искушений, испытаний веры. Они могут быть самого разного характера и порой вовсе не связаны с человеком, которому была оказана помощь. Перенося искушение со смирением, мы получаем духовную пользу. И если мы желаем именно спасения, а не комфортного существования до самой смерти и Страшного суда, то надо творить добро, несмотря на неприятные для нас последствия.

Афоризм «делай, что должно, и будь, что будет» я бы перефразировал следующим образом: «делай, что велит Христос, и доверь Ему свое будущее». Старайся сделать все, от тебя зависящее, чтобы исполнить заповедь о любви к ближним, а потом принимай со смирением то, что от тебя не зависит, как действие или попущение Божие. Преподобный авва Дорофей учил, что искушение — это Божия печать, свидетельствующая о пользе сделанного добра.

Где же черпать силы, чтобы со смирением переносить искушения? В первую очередь, в непрестанной внутренней молитве, в искреннем горячем обращении к Богу за помощью. Сам Господь заповедал духовно бодрствовать в любой час дня и ночи, «чтобы, придя внезапно, не нашел вас спящими» (Мк. 13, 36). Во-вторых, надо сознавать, что, делая добро, мы трудимся не ради себя, а ради Христа. По этой же причине никогда не стоит ждать благодарности от людей. Жертвенность, помощь ближнему — не сверхдолжное что-то, а наша повседневная обязанность. Если мы плохо ее выполняем, ‑ это нам укором, а не то, что мы не получаем себе всех «бонусов». Христос сказал: «Даже если сделаете все, считайте себя никуда не годными рабами, которые, что должны были сделать, то и сделали» (ср. Лк. 17, 10).

Иначе, совершая добрые дела, человек может возгордиться, или же другие начнут восхвалять его как благодетеля. Однако и это не повод для отказа от исполнения евангельских заповедей. Надо отсекать подобные мысли о себе, каяться в ложном чувстве собственной значимости, стараться действовать как можно более незаметно для окружающих и продолжать делать добро.


Источники:

http://www.pravoslavie.ru/99721.html

Вечерняя Москва
25 декабря 2016 г.

(78)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *