Отвечает доцент Киевской духовной академии Андрей Музольф.
ЯВЛЯЕТСЯ ЛИ ПОНЕДЕЛЬНИК ПОСТНЫМ ДНЕМ?
Согласно православной традиции, постные дни – среда и пятница на протяжении практически всего года, за исключением особых сплошных недель, когда пост отменяется вообще (например, святочные дни от Рождества Христова и до Богоявления, Светлая седмица после Пасхи).
Пост в среду и пятницу связан, во-первых, с тем, что еще в Ветхом Завете существовала традиция поститься дважды в неделю, что представляло собой некую жертву Богу со стороны человека, во-вторых, с тем, что в эти дни Церковь вспоминает предательство и смерть Господа Иисуса Христа.
В некоторых монастырях к постным дням среды и пятницы добавляется еще и понедельник, и это объясняется следующим образом. В церковной традиции понедельник посвящен воспоминанию святых Небесных Сил бесплотных – Ангелов.
Ангельский мир – мир духовный, он в пище не нуждается. Бытие Ангелов протекает в непрестанном бдении и молитве. Очень часто в трудах святых отцов и богослужебных песнопениях мы можем увидеть, что само монашество называется «ангельским образом».
Следовательно, пост в понедельник является неким подражанием Ангелам, их, так сказать, «постническому бытию».
ЧТО ТАКОЕ АКАФИСТ И КАНОН И ЧЕМ ОНИ ОТЛИЧАЮТСЯ?
Акафист – это особый жанр церковной гимнографии, посвященный прославлению того или иного священного события (например, акафист Рождеству Христову или Покрову Пресвятой Богородицы) или святого (например, акафист преподобным отцам Киево-Печерским). С греческого языка слово «акафист» можно перевести как «неседален».
Почему он имеет такое название? В богослужебной традиции на утрени (богослужение, которое сейчас обычно совершается вечером, вместе с вечерней) есть молитвословия именуемые «седальнами». Во время чтения этих молитв верующим позволялось сидеть, так как вечернее богослужение раньше длилось не два-три часа, как сейчас, а семь-восемь часов, а то и дольше (сейчас это можно встретить, например, на Афоне). И наличие седальнов позволяло молящимся немного присесть и отдохнуть. Название же «акафист» говорит о том, что во время исполнения этих молитвословий сидеть не дозволялось, что указывает, прежде всего, на важность данного жанра.
Акафист состоит из 25 песен: 13 кондаков и 12 икосов, которые исполняются попеременно, причем последний кондак – 13-й – трижды.
Канон – это также особый род церковных песнопений, по структуре отличный от акафистов. Само название «канон» с греческого переводится как «правило», «образец».
Данный перевод говорит, прежде всего, о том, что все каноны выстраиваются по одному определенному образцу: вначале поется ирмос как некий заглавный стих, а после читаются (или поются – что реже) другие молитвословия, посвященные определенному событию – тропари.
Обычно и каноны, и акафисты исполняются, как уже было сказано выше, на вечернем богослужении. Однако если канон является обязательной частью вечернего богослужения, то акафист исполняется по желанию, например, накануне больших праздников.
Источник: https://pravlife.org/ru
(55)