22 декабря \ 04 января
Субботы пред Рождеством Христовым: Гал., 205 зач., III, 8-12. Лк., 72 зач., XIII, 18-29. Ряд. (под зачало): Еф., 218 зач., I, 16-23. Лк., 81 зач., XVI, 10-15. Вмц.: Гал., 208 зач., III, 23-29. Лк., 33 зач., VII, 36-50.
Проповедь протоиерея Вячеслава Резникова
О законах мира
Гал.3:8-12, Лк.13:18-29.
В самый день Рождества Христова Апостол скажет: «когда пришла полнота времени, Бог послал Сына Своего единородного, Который родился от Жены, подчинился закону», «дабы нам получить усыновление» (Гал.4:4-5).
И не только Моисееву закону подчинил Себя Христос. Сегодня напоминается о трех важнейших законах сотворенного Богом мира. Это – «закон зерна», «закон закваски», и «закон тесного пути». Господь говорит: «Чему подобно Царствие Божие? И чему уподоблю его»? – И не находит ничего более подходящего, чем обычное зерно и обычную закваску. По закону зерна все приходит в мир, а по закону закваски все происходит в мире.
Причем, по «закону зерна», одно приносит много других зерен. Но, чтобы это произошло, оно должно пройти тесным путем. Оно должно умереть. Так и Авраам сначала был одиноким странником в чужой земле, стесненный соседними племенами, потерявший надежду иметь наследника. И он поистине умер, когда, по повелению Божьему, занес нож над своим долгожданным сыном! И от него произошел многочисленный народ. Этот народ, в свою очередь, был заквашен и верою своего праотца, и Моисеевым законодательством, и потом – пророческими словами. Этот народ Бог тоже повел тесным путем – долгого рабства, сорокалетнего пути по пустыне, и уже в обетованной земле тоже стеснил жестокими соседями.
И как для всего необходимо время, так и здесь – закваска постепенно делала свое дело. Народ проникался и праведностью, и ожиданием грядущего Спасителя. Через Дочь, воспитанную в этом народе, Спаситель пришел в мир. Сынами этого народа Он будет повсюду проповедан. И всю Свою земную жизнь Он будет идти тесным путем – и добровольного поста, и терпения вражды, и, наконец, распятия и смерти. Погребенный в земле, Он станет зерном новой, благодатной жизни Царствия Небесного. Как закваску, пошлет Он Духа Святого в среду учеников, чтобы постепенно преображалась от веры в веру Его Церковь. И все это – тесным путем.
И кто думает, что и без тесного пути можно благополучно пройти по миру и выйти из него, тот тщетно будет «стучать в» запертые «двери и говорить: «Господи! Господи! Отвори нам». И тогда уже не поможет ни то, что Он приходил, ни то, что жил с нами, ни то, что распялся за нас. И услышим: «говорю вам: не знаю вас, откуда вы; отойдите от Меня, все делатели неправды». Потому что только «верующие благословятся с верным Авраамом».
Итак, «закон зерна», «закон закваски», «закон тесного пути». Это – всеобщие законы мира. В этот мир Господь готовится прийти, чтобы подчиниться этим законам; чтобы через эти законы спасти нас; и чтобы еще раз указать нам на них.
Святитель Лука (Войно-Ясенецкий)
«Несть иудей, ни эллин»
Гал.3:28.
Внынешнем апостольском чтении слышали вы великие и святые слова апостола Павла:
«Несть иудей, ни эллин: несть раб ни свободь; несть мужеский пол, ни женский; вси бо вы едино есте о Христе Иисусе» (Гал. 3, 28).
О высшей форме единства, о единстве во Христе Иисусе говорит апостол. Надо нам вникнуть в глубокий, святой смысл его слов, надо понять, о каком единстве говорит он, ибо есть у людей весьма различные формы единения и единства.
Есть страшное и злое единение и единство между теми, кто ищет возможности властвовать над всеми народами и эксплуатировать их в ненасытной жажде золота. Им нужны атомные бомбы и страшные самолеты, низвергающие с неба смерть на мирных людей.
Есть и другие формы единения – единение тех угнетателей колониальных стран, которые стремятся всеми силами обезличить, принизить слабые народы, находящиеся на невысоком уровне культуры, стремятся присвоить себе их огромные природные богатства, властвовать силой своей над слабостью их. Это тоже злое единение.
Но оно не только злое, оно и неверное, ибо все насильники и эксплуататоры, грабящие слабые народы, хотя и объединены между собою этим стремлением, но тем не менее постоянно ссорятся и враждуют из-за добычи. Это единство злое и неверное.
Есть и другого рода единение – единение, которое теперь принято называть добрым, хорошим словом – простые люди, единство тех 500 миллионов, которые единодушно требуют мира и протестуют против войны.
И несомненно, что к этим 500 миллионам можно и нужно прибавить десятки миллионов тех, которые едины с ними, но которым не позволяют выражать свой протест против войны, не позволяют стремиться к миру.
Это доброе единение, чистое единение людей, которые никого не грабят, не эксплуатируют, никого не насилуют. Это единение честных тружеников, в поте лица работающих.
Ну что же, об этом ли добром единстве говорит святой апостол Павел? Нет, не об этом. Хотя и благоугодно Богу такое единство, не о нем говорит святой Павел. Он говорит о том единении, которое неизмеримо выше этого доброго и чистого единения: он говорит о единстве людей в любви ко Христу и друг к другу, которое соединяет тех, кто последовал за Христом.
В своем послании к Ефесянам, он говорит: «А теперь во Христе Иисусе вы, бывшие некогда далеко, стали близки Кровию Христовою, – Кровь Христова соединила их, воедино собрала их. – Ибо Он есть наш, соделавший из обоих одно и разрушивший стоявшую посреди преграду, упразднив вражду Плотию Своею, а закон заповедей учением, дабы из двух создать в Себе Самом одного нового человека, устрояя мир…»(Еф. 2, 13–15).
Он разрушил ту преграду, которая стояла и доселе еще стоит между людьми, чуждыми Богу. Он разрушил преграду презрения, высокомерного отношения, даже ненависти верующих в Бога к тем, которые были язычниками. Чем? Крестом Своим, которым Он всех объединил.
Как крестом всех уверовавших во Христа объединил Он?
Той Божественной любовью, которая безмерным потоком изливается на человечество со страшного креста Христова.
Крест Христов потряс сердца всех добрых, всех чистых, всех ненавидящих насилие, всех преклоняющихся пред высшей правдой и добродетелью.
Любовь Христова излилась в сердца их, в сердца всех без различия: в сердца иудеев и эллинов, и мужчин, и женщин, и детей, ибо всех пленил Господь, всех соединил Своей святой любовью.
Вот эта форма единения во Христе всех народов есть высшая форма единства.
Не стало уже разделения между иудеями и язычниками, потому что многие из них уверовали во Христа и стали равно близкими к Нему и любимыми Им.
Нет раба и свободного, исчезло рабство, исчезло угнетение, которое в первые времена христианства существовало еще долго и у христиан, ибо рабство было столь прочно укоренившимся институтом общественной жизни, что не скоро, не скоро могло его уничтожить даже и христианство.
О рабе-христианине Онисиме пишет апостол Павел своему ученику Филимону, чтобы он принял его, не как раба, а как близкого, как брата.
Так изменилось отношение к рабам. Апостол требует, чтобы и к рабам относились, как к свободным.
«Несть мужеский пол, ни женский».
Да, и женщины стали теперь едины с мужчинами в вере, стали равны с мужчинами пред Богом, пред Христом, Которого возлюбили всем сердцем.
Празднуем ныне память величайшей преподобной – Марии Египетской. Скажите, неужели эта великая святая была хоть сколько-нибудь ниже величайших преподобных Антония, Евфимия, Паисия и наших преподобных Антония, Серафима Саровского и Сергия Радонежского? О нет, она даже превосходила во многих отношениях этих великих святых.
И воздвиг Господь из женского пола трех даже равноапостольных: Марию Магдалину, первомученицу Феклу и Нину, просветительницу Грузии. Итак, все стали равны пред Богом, все стали любимы Христом, потому что возлюбили они Его. Все удостоены такой величайшей чести, такой славы, выше которой быть не может, той славы, о которой написал святой апостол Иоанн Богослов в своем великом Евангелии: «Пришел к своим, и свои Его не приняли. А тем, которые приняли Его, верующим во имя Его, дал власть быть чадами Божиими…» (Ин. 1, 11–12).
О, Господи, Господи! Какую власть Ты дал людям, возлюбившим Тебя и уверовавшим в Сына Твоего Единородного: дал власть быть чадами Божиими!
А Сам Христос говорил однажды ученикам Своим, а в их лице и всем возлюбившим Его, всем всецело предавших себя в волю Его: «Вы друзья Мои, если исполняете то, что Я заповедую вам. Я уже не называю вас рабами, ибо раб не знает, что делает господин его; но Я назвал вас друзьями, потому что сказал вам все, что слышал от Отца Моего»(Ин. 15, 14–15).
Друзьями Своими называет Христос всех тех, кто всем сердцем возлюбил Его. Вот это и есть величайшая и святейшая форма единения, доступная для нас – единение в любви, с Самим Господом Иисусом Христом, а чрез Него и между собою.
Тем, кто сподобляется быть причастниками такого единения, писал святой апостол Петр: «Но вы – род избранный, царственное священство, народ святый, люди, взятые в удел, дабы возвещать совершенства, призвавшего вас из тьмы в чудный Свой свет; некогда не народ, а ныне народ Божиий, некогда непомилованные, а ныне помилованые».
Слушайте – это вам говорит апостол, вы – род избранный, царственное священство, люди особые, взятые в удел.
Что же, если такой безмерной чести удостоил нас Христос, то подумаем как велика, как страшна наша ответственность пред Богом и людьми, если недостойно будем носить это величайшее звание друзей Христовых, царственного священства, народа святого, людей взятых в удел.
И увещевает нас тот же апостол Петр: «Возлюбленные! прошу вас, как пришельцев и странников, удаляться от плотских похотей, восстающих на душу, и провождать добродетельную жизнь между язычниками, – а теперь скажем, между неверующими, – дабы они за то, за что злословят вас, как злодеев, увидя добрые дела ваши, прославили Бога в день посещения» (1 Петра, 2, 9–12).
Вот что заповедует нам святой Петр – он заповедует быть достойными величайшего звания чад Божиих и друзей Христовых. Он заповедует хранить, как величайшую святыню, ту самую высокую, самую святую форму единения, которая стала возможна для людей, уверовавших во Христа.
Будем же помнить это, помнить, что сердца наши должны быть храмами Духа Святого, а не храмами зла, не обителью бесовскою.
Да омоет каждый слезами покаяния грязные грехи, которых так много у нас.
Да просим все помощи Того, Кто научил мир высшей форме единения и единства и принял нас в любовь Свою.
Ибо поможет Он нам в великом деле молитвы, очищающей и освящающей сердца наши.
Аминь.
15 апреля 1951 г.
Проповедь протоиерея Вячеслава Резникова
О том, что первично
Флп.4:10-23, Лк.7:36-50.
Однажды некто из фарисеев просил Господа Иисуса Христа «вкусить с ним пищи; и Он, вошед в дом фарисея, возлег». Хозяин тщательно наблюдал за Ним. Фарисеям было свойственно наблюдать: руки ли кто перед вкушением пищи не омыл, или что другое сделал не по правилам. Очень важной стороной ритуальной дисциплины было – не прикасаться к чему-либо, способному осквернить. И вот, фарисей видит, что некая «женщина того города, которая была грешница, узнавши, что» Иисус «в доме фарисея, принесла алавастровый сосуд с миром; и, ставши позади у ног Его и плача, начала обливать ноги Его слезами и отирать волосами головы своей, и целовала ноги Его, и мазала миром». В другой раз фарисей прямо обвинил бы Иисуса, что он позволил грешнице прикоснуться к себе. Но тут задачей лукавых наблюдателей было – разоблачить Его, как самозванца, незаслуженно окруженного народным почитанием. И поэтому фарисей просто с удовлетворением отмечает в себе: «Если бы Он был пророк, то знал бы, кто и какая женщина прикасается к Нему, ибо она грешница». Но Господь тут же ответил вслух на этот мысленный укор, тем самым сразу указав на главное заблуждение фарисея. И – начал говорить о грехе и прощении.
Грех, это не какая-то несмываемая печать, вроде проказы. Грех может быть исправлен обоюдными усилиями Бога и человека. А истинное соотношение этих усилий раскрывается в притче о двух должниках. Рассказав ее, Господь сказал фарисею: «Я пришел в дом твой, и ты воды Мне на ноги не дал; а она слезами облила Мне ноги и волосами головы своей отерла. Ты целования Мне не дал; а она, с тех пор, как Я пришел, не перестает целовать у Меня ноги. Ты головы Мне маслом не помазал; а она миром помазала Мне ноги. А потому сказываю тебе: прощаются грехи ее многие за то, что она возлюбила много; а кому мало прощается, тот мало любит. Ей же сказал: прощаются тебе грехи твои». Получается, что любовь к Иисусу – причина прощения ей грехов. Но в притче-то было – наоборот: «У одного заимодавца было два должника: один должен был пятьсот динариев, а другой – пятьдесят; но как они не имели чем заплатить, он простил обоим. Скажи же, который более возлюбит его? Симон отвечал: думаю, тот, которому более простил. Он сказал ему: правильно ты рассудил». И выходит, что любовь человека к Богу зависит от количества прощенных каждому грехов.
Дело в том, что этой притчей Господь все ставит на свои места. Как бы нас ни поражали свидетельства любви к Господу истинных христиан, все равно – «в начале было Слово, … и Слово было Бог» (Ин.1:1) со Своей Божественной созидающей любовью, со Своей Божественной готовностью простить. Можно предположить, что эта грешница была та самая, взятая в прелюбодеянии, которой Господь тогда сказал: «Я не осуждаю тебя; иди и впредь не греши» (Ин.8:11). И теперь, после выражения ею своей благодарности, подтвердил: «Прощаются тебе грехи».
Господь не ищет ничего нашего, но – чтобы мы приняли Его дары и своими делами засвидетельствовали об этом. Подобно как апостол Павел отвечает Филиппийцам на их пожертвования: «…Говорю это не потому, чтобы я искал даяния; но ищу плода, умножающегося в пользу вашу. Я получил… посланное вами, как благовонное курение, жертву приятную, благоугодную Богу». Прощение невозможно заслужить, оно дается даром. Сколько кому прощено и кто должен более возлюбить в ответ, это – тайна Бога и человека. Ну а чтобы не ошибиться, – надо просто-напросто понять, что тебе прощены не пятьдесят, а именно пятьсот динариев.
Проповедь протоиерея Вячеслава Резникова
О широком пути
Лк.13:18-29.
Однажды Господь сказал: «Подвизайтесь войти сквозь тесные врата, ибо, сказываю вам, многие поищут войти и не возмогут». Так растение входит в жизнь тесным путем: оно пробивается сквозь толщу земли, а иногда – сквозь асфальт, или между вплотную лежащими камнями. У растения нет другого пути. Так же и в вечную жизнь другого пути нет. Все святые, как видим из истории, входили тесным путем. Причем, одни сами искали и выбирали этот путь. А для иных в конце жизни Сам Господь стеснял путь. Так было, например, со святым мучеником Вонифатием. Сначала он жил довольно легкомысленно. Но однажды, при виде казни христиан, был увлечен Господом на исповедание Его имени и на мученичество. Так было и с благоразумным разбойником, который всю жизнь провел непотребно. Но вот – путь его сузился, даже до креста. Он же просто принял этот крест, как должное и заслуженное, и пожалел другого, невинного Страдальца. Так он первым из всех услышал: «Ныне же будешь со Мною в раю» (Лк.23:43).
Но глубоко неправильно было бы жить в греховном расслаблении в надежде, что когда-то Господь неизбежно протащит таким путем и спасет. Как правило, идущий широким путем не находит в себе сил в нужный момент перестроиться. Злые навыки укореняются. Ум все время работает, – как бы обогнуть острый угол, как бы увильнуть с тесного участка пути. И молитва-то всегда об этом, а не о том, чтобы Господь, дав тесный путь, дал бы и силы идти этим путем. Например, живет человек в браке. И вдруг начинаются трудности. Вот он – спасительный тесный путь, требующий терпения, любви, жертвенности. А человек – раз! – и обошел, развелся. Думает: лучше встану на путь безбрачия, оно и спасительнее! Но вскоре и тут настает необходимость терпения, борьбы с похотью. А человек снова – раз! – и вступил в новый брак. И так – всю жизнь. И – с полной уверенностью считает себя христианином!
Но придет время, и встанем пред затворенными вратами. Вот наш последний шанс. А мы что? – «Господи! Господи! Отвори нам»! То есть снова: сделай шире наш путь, потому что иначе не умеем! И услышим: «Не знаю вас, откуда вы; отойдите от меня все делатели неправды». Тесный путь и тут возможен: «Господи! Помилуй и прости нас»! А мы все оправдываемся, и – чем? – «Мы ели и пили пред Тобою, и на улицах наших учил ты». Но если Господь учил, то почему же ничему не научились? Немилосердный богач, даже «будучи в муках», не находит слов покаяния (Лк.16:23-24). И стоящие перед престолом Судии тоже не могут выговорить спасительных слов (Мф.25).
И Церковь все время напоминает, каким тесным путем пришел в мир Спаситель, какой ценой мы спасены, кем были и кем стали: «Итак помните, что вы, некогда язычники по плоти», «что вы были в то время без Христа, отчуждены от общества Израильского, чужды законов обетования, не имели надежды, и были безбожники в мире; а теперь во Христе Иисусе вы, бывшие некогда далеко, стали близки Кровию Христовою». Да, Кровию Христовою мы приблизились. Но окончательно войти нам не удастся никаким иным путем, как только своею кровию.
Проповедь протоиерея Вячеслава Резникова
О нашем и не нашем, о праведном и неправедном
Лк.16:10-15.
Рассказав притчу о управителе, который сумел выпутаться из беды, Господь посоветовал: «приобретайте себе друзей богатством неправедным» (Лк.16:9). И потом сказал: «верный в малом и во многом верен, а неверный в малом неверен и во многом. Итак, если вы в неправедном богатстве не были верны, кто даст вам истинное? И если в чужом не были верны, кто даст вам ваше»?
Итак, малое – многое, неправедное – истинное, чужое – ваше. В руках управителя было большое имущество, а Господь называет его малым. Полученное управителем было неправедным, но он заслужил похвалу. И неужели «ваше» и есть то, что получаешь за чужой счет? Все в нашей греховной жизни запутано. Может ли вообще богатство быть праведным, если вокруг – нищета, и если Господь сказал: «не можете служить Богу и маммоне»?
Но перед фарисеями эти вопросы не стояли. Слушая Иисуса, «они смеялись над Ним». Они считали, что их богатство несомненно праведно, что оно – дар Бога за тщательное следование законам. Господь же сказал им: «вы выказываете себя праведниками пред людьми, но Бог знает сердца ваши: ибо что высоко у людей, то мерзость пред Богом». Вот – тоже противопоставление: «высоко у людей» – «мерзость пред Богом». Всегда ли это так безусловно? Святыми угодниками мирские люди тоже порой восхищаются, еще при жизни почитая их.
Как же нам выбраться из этой путаницы?
Очевидно, прежде всего, ни о чем не спешить произносить суждения. Ничего из того, что умеем, не следует считать великим и многим; а из того, что имеем, – «нашим», праведным, истинным. Надо смиренно, с чувством вины, нести крест своих дарований и своего достатка в этой жизни. От всего нас могут отставить в любой момент.
Также ничего из наших обыденных дел не следует считать малым и незначительным. Например, время, отведенное на утренние и вечерние молитвы мы должны почитать как святое, Божье, неприкосновенное. И если за воровство может постигнуть кара, то тем более – за посягательство на Божье.
Надо бояться показаться великим пред людьми, чтобы, приняв это как должное и заслуженное, не оказаться мерзостью пред Богом.
А истинное, – оно уготовано «на небесах». Оно открывается «в истинном слове благовествования». Оно «приносит плод и возрастает» у всех, которые «услышали и познали благодать Божию в истине». И оно постепенно все расставляет на свои места и в нашем разуме, и в нашей жизни.
Проповедь протоиерея Димитрия Смирнова
Чему подобно Царствие Божие?
Лк.13:18-29.
Господь нас создал по образу Своему и по подобию. А поскольку Господь – это есть Святая Троица, то нам также присуща троичность, которая наблюдается во всем. Например, человек состоит из тела, души и духа, хотя он часто этого даже и не знает. Некоторые доходят даже до того, что отрицают существование души и считают, что состоят только из одного тела – и практически так, собственно, и получается порой.
Если мы долгое время будем только сидеть или лежать, то по прошествии нескольких месяцев наши ноги атрофируются, мы уже ходить не сможем, нам придется учиться этому заново. Если нам завязать глаза и в течение года не давать смотреть на Божий свет, а потом внезапно повязку снять, то мы ослепнем, потому что глаза отвыкли от света, атрофировались. И так происходит со всем, что касается нашего тела, с любым органом. То же самое и с душой. Если душа человека не действует, то она постепенно атрофируется, она как бы засыпает и исчезает. То же самое и с духом. Дух – это самая важная, бессмертная часть нашей души, которая должна быть обращена к Богу. А большинство людей, живущих на земле, совершенно не пользуются этой главной частью своей души, она никак не действует. Поэтому дух как бы умирает в человеке, и он превращается в животное – сперва разумное животное, а потом уже и неразумное. Действительно, иногда смотришь на человека и думаешь: почему же он так неразумно поступает? А именно потому, что душа его и дух деградировали.
В зависимости от того, какая сфера в них развита, люди так и называются: духовными, душевными или плотскими. Человек, который пренебрегает жизнью телесной и душевной, развивает в себе сферу духовную. Он не думает о том, во что ему одеваться, что есть, пить, какие ему книжки читать, какой сегодня фильм по телевизору. Его это абсолютно не волнует. Его волнует только то, угодил ли он Богу, как он исполняет заповеди Божии, есть ли у него возможность сегодня в храм пойти. Он жаждет постоянно причащаться Святых Христовых Тайн, он любит читать слово Божие, святых отцов, любит молиться – то есть его интересует только духовное. Такого человека называют духовным.
Тот, кому все равно, что есть, что пить, во что одеваться, но кто любит душе своей доставлять всякие удовольствия: хорошую книжку почитать, хорошую музыку послушать, хороший фильм посмотреть, с хорошим человеком побеседовать, – это человек душевный.
А есть люди плотские, которым не интересны ни книжки, ни музыка, ни молитва, ни Евангелие, ни Церковь, ни причастие. Им только есть, пить, одеваться: как я выгляжу, да что бы такое повкусней, получше поесть, да что бы на себя такое покрасивее, потеплее, поинтересней надеть – забота только об этом, только этим живет человек.
Царство Небесное – это царство духовное, и в него входят только люди духовные, потому что плотского и душевного человека Царство Небесное не интересует. И вот Господь пришел на землю для того, чтобы разбудить в людях духовное, чтобы возродить человеческий дух, чтобы человек опять устремился к Богу, к Небу. И если у кого-то из людей, живущих на земле, дух проснется, то он может войти в Царство Небесное, но не сразу, потому что сперва нужно победить в себе плотское, а потом и душевное. Победить – это не значит уничтожить. Нет, победить – значит подчинить себе. Дух, как самая высшая и самая важная часть нашего существа, должен повелевать и душой, и телом. И если человек победит свою плоть и свою душу, отвержется ее, он опять придет к первозданному состоянию, станет таким, каким создал его Господь, а значит, он сможет достичь Царствия Небесного.
Зачем люди обычно приходят к Богу? Человек привык для своей души делать только благо, чтобы ей было хорошо – и вдруг на душе у него появляется какая-то тяжесть, душа начинает страдать. Тогда он и обращается к Богу: в церковь идет или просто начинает молиться. Или человек по плоти страдает: заболело что-то у него самого, или у сына, или дочери, и его интересует избавление от плотских, телесных страданий. Тогда он тоже к Богу идет, потому что часто обратиться просто больше некуда. И вот приходит человек к Богу, а Господь-то ему говорит совершенно о другом: голубчик, твое душевное страдание и твое телесное страдание связано с тем, что ты дух свой забыл и потерял. Давай лучше послушаем о Царствии Небесном. Может быть, тебя это как-то и заинтересует. Может, ты задумаешься о своем бытии, о том, как ты живешь?
Но большинство людей приходят в церковь совершенно не потому, что им Царствие Небесное нужно. Нет, кому отпеть, кому крестить, кому помянуть, кому избавиться от душевной боли, кому избавиться от телесной болезни – у каждого до Бога своя нужда. И когда Господь наш Иисус Христос по земле ходил, тоже многие люди к Нему обращались: у кого кровь течет двенадцать лет, кто парализованный тридцать восемь лет, у кого дочь бесноватая, у кого сын умер, – то есть всякие скорби людские. И Он всем помогал.
И сейчас люди, которые приходят в храм, чтобы избавиться от скорбей, получить облегчение для своей души и для своего тела, конечно, это получают, потому что духовное в человеке пробуждается только тогда, когда он убедится, что Бог благ и любит его. Человек попросит: избавь меня от болезни – и Господь дает облегчение, а у человека в душе от этого рождается благодарность. Потому что ну не все же осатанели до такой степени, что даже и благодарности у них нет. Господь помог – и, естественно, человеку хочется что-то сделать для Бога в знак благодарности. Это естественное чувство. И вот именно с того момента, когда у человека рождается благодарность к Богу, начинается жизнь духовная, потому что человек уже не себе хочет, не для себя хочет Бога использовать, а стремится сам что-то сделать для Бога. И когда он задумывается, чем же он может Богу угодить, то узнает, что, оказывается, Богу-то ничего от нас не нужно. Богу нужно только одно: чтобы мы все вместе с Ним были в Царствии Небесном. И Он хочет нас этому научить. Но научить можно только того, кто желает учиться.
Кто имел дело с детьми, например в школе преподавал, знает: если ребенок не хочет учиться, то заставить его невозможно. Единственный способ его к учебе привлечь – это возбудить в нем интерес к данному предмету. И Господь тоже хочет в нас возбудить интерес к данному предмету. Я сейчас почитаю из Евангелия, и, может быть, кто-то заинтересуется, в сердце проснется какое-то святое желание. Это, конечно, вряд ли, но все-таки надежда есть, раз мы пришли в этот день в церковь, Господь нас сюда привел, из всего города именно нас выбрал, такую небольшую кучку людей. Здесь кучка, во Владыкино маленькая кучка, на ВДНХ, в Свиблово – вот мы в разных церквях собрались, каждый для какой-то своей нужды, а Господь нам предлагает Свое учение о Царствии Небесном.
«Чему подобно Царствие Божие? и чему уподоблю его? Оно подобно зерну горчичному, которое, взяв, человек посадил в саду своем; и выросло, и стало большим деревом, и птицы небесные укрывались в ветвях его». Вот как Господь объясняет: Царствие Небесное начинается в человеке с маленького зерна – с того момента, когда в человеческом сердце рождается благодарность Богу. Зерно горчичное – это самое маленькое изо всех семян, какие только существуют. Если мы зерно посадим и будем на него глядеть, мы не увидим, как оно растет. Но если посадим и придем через месяц, мы увидим маленький росточек. Так же и Царствие Небесное – оно не сразу растет, оно растет постепенно. Постепенно человек начинает молиться, хотя еще, может быть, слов молитв не понимает, но постепенно, с годами до него доходит все больше и больше. Постепенно человек начинает в церковь ходить – сначала редко, потом чаще, а потом каждое воскресенье. И у него возникает даже потребность ходить каждый день. Он начинает это любить и уже страдает от того, что из-за житейских забот вынужден от церкви отлучаться. И желание послужить Богу растет, растет: человеку уже не хватает молитвы, он желает чаще причащаться, он хочет постоянно читать Священное Писание. Потом он и этим насытиться не может. Он хочет уже и ближним своим помогать. И ему уже не хватает собственных детей, внуков, он уже и соседу хочет помочь, а потом и совсем чужому человеку и так далее и так далее – растет в нем Царствие Божие, растет, как дерево.
И сказано: «птицы небесные укрывались в ветвях его». Что за птицы небесные? Это христианские добродетели. Когда в человеке вырастает Царствие Божие – в душе его, потому что Царствие Божие внутри нас, – тогда птицы небесные христианских добродетелей поселяются в его сердце, начинают жить в ветвях Царствия Небесного. В человеке вдруг откуда ни возьмись начинает проявляться терпение, смирение, кротость, послушание, молитвенность, рассуждение и много всяких замечательных качеств, которых не было, но постепенно, постепенно они начинают вырастать. И он из преступника – из преступившего все заповеди, раздражительного, злого, полубесноватого человека – начинает преображаться. Он становится совершенно иным, но, конечно, на это уходят годы, как и дерево растет годы. Поэтому Господь привел именно этот образ, как растет Царствие Божие в сердце человека. Но бывает, что семечко-то лежит, но прорасти не успело: его птица склевала. А бывает, что его и сорняки заглушили. А бывает, что кто-то ногой наступил на росток, и он исчез. Так и с нами бывает.
«Еще сказал: чему уподоблю Царствие Божие? Оно подобно закваске, которую женщина, взяв, положила в три меры муки, доколе не вскисло все». Три меры муки – это дух, душа и тело. А закваска что такое? Закваска – это желание угодить Богу. И вот возьмем мы муку, замешаем, положим туда закваску и будем смотреть – но увидим, что ничего не происходит. А если мы отойдем на час, то, вернувшись, увидим, что тесто уже вываливается из кастрюли, то есть незаметно, постепенно все переквасилось. Вот так и у человека не сразу все подчиняется жизни духовной. Это преображение бывает постепенно: уходят постепенно из жизни всякие телесные, душевные удовольствия, это все становится ненужным. Человек устремляется только к Богу, только в Царствие Небесное.
«И проходил по городам и селениям, уча, и направляя путь к Иерусалиму. Некто сказал Ему: Господи! неужели мало спасающихся? Он же сказал им: подвизайтесь войти сквозь тесные врата, ибо, сказываю вам, многие поищут войти, и не возмогут». Когда Господь открывал Свои уста, Он говорил только о Царствии Божием. Он не говорил, какие нужно лекарства употреблять, чтобы не болеть; как нужно деньги в оборот пустить, чтобы был большой прибыток, – Он этому не учил. Он учил только Царствию Небесному. И вот, когда Он это все рассказывал, один человек говорит: «Господи! неужели мало спасающихся?» Потому что совершенно очевидно, что людей, которым Царствие Божие действительно нужно, очень мало. А Господь сказал: подвизайтесь войти тесными вратами.
Почему тесными, почему путь в Царствие Небесное очень тесный? Почему Господь сказал, что верблюду сквозь игольные уши легче пройти, чем войти в Царствие Небесное? Да потому, что все ненужное придется отбросить. А этого ненужного у нас очень много. Если посмотреть, из чего наша жизнь состоит: сколько лишнего времени мы теряем, сколько сил, на что мы тратим свой ум, свои глаза, свои уши, свою жизнь. На что? На всякую ерунду, а помимо этого еще и просто на грех. Вместо того чтобы к Царствию Небесному идти, мы идем от Царствия Небесного. И от этого всего дурного придется избавляться. Поэтому путь в Царствие Небесное узкий, настолько, что надо все греховное с себя снять – и только тогда мы сможем туда протиснуться.
«Когда хозяин дома встанет и затворит двери, тогда вы, стоя вне, станете стучать в дверь и говорить: Господи! Господи! отвори нам; но Он скажет вам в ответ: не знаю вас, откуда вы. Тогда станете говорить: мы ели и пили пред Тобою, и на улицах наших учил Ты. Но Он скажет: говорю вам: не знаю вас, откуда вы; отойдите от Меня все делатели неправды. Там будет плач и скрежет зубов, когда увидите Авраама, Исаака и Иакова и всех пророков в Царствии Божием, а себя изгоняемыми вон». Почему так Господь говорит? Потому что многие из нас просто не успеют. Жизнь человеку дана для того, чтобы он постепенно сбрасывал с себя лишнее, ненужное, все время взращивал в своем сердце Царствие Небесное. А мы? Обычно человек палец о палец не ударяет. Где-то там церковь существует, где-то там служба идет, где-то Священное Писание лежит на столе, где-то есть молитвенник, иконы, где-то добродетели христианские, а нас это не волнует, нас интересует только своя жизнь: вот моя работа, вот моя квартира, вот мои дети, вот мои внуки, вот моя программа по телевидению. Надо заложить, купить, продать, съездить, полечиться, отдохнуть, новое платье сшить – масса проблем. Так много, что уходит десять лет, двадцать, тридцать, а Царствие Небесное в нашем сердце все не растет и не растет.
А жизнь наша очень коротка. Сейчас у мужчин она сократилась до пятидесяти пяти лет, у женщин до шестидесяти пяти – семидесяти, то есть предельно коротка. Причем если раньше человек умнел к девятнадцати годам, то теперь в двадцать пять лет мужчина еще ребенок, только к тридцати годам что-то в голове проясняется, он более-менее становится взрослым – а уже в пятьдесят пять умирать. Значит, сколько осталось на жизнь? Двадцать пять лет. За это время какое дерево можно вырастить? Если сосну посадить, она за такой срок станет только в руку толщиной – это если начать выращивать. А если нет? Тогда вообще ничего не будет.
И вот жизнь проходит в грехе, и двери для человека затворяются – человек умирает. Происходит разрыв его состава: тело отдельно, душа и дух отдельно. В таком состоянии человек уже ничем не может себе помочь, бывает поздно. И если он жил только плотью – что ему теперь делать? Плотская жизнь исчезла, его плоть сейчас черви едят. Если он жил душевной жизнью – где его теперь книжечки? где его магнитофончики? где родная природа? искусство? где все, чем он жил? Ничего этого там нет. Чем же ему жить? Только страданием и плачем: что я делал? зачем я жизнь свою загубил? У телевизора просидел, хоккей просмотрел или всю жизнь кастрюлями прогремел, тортов испек полторы тысячи штук, а толку-то в этом нет никакого. Поэтому будет плач и еще скрежет зубов – остается только зубами скрежетать в бессильной злобе, потому что кого еще винить, как не самого себя? Церкви-то открыты, Священное Писание издается, молитвенники – пожалуйста, молись, душу свою исправляй, стремись к Царствию Божию. Но все это было неинтересно, поэтому ничего в душе нет: нет любви к Богу, нет желания Царствия Небесного. Ну а на нет и суда нет.
Потому Господь и говорит: «И придут от востока и запада, и севера и юга, и возлягут в Царствии Божием. И вот, есть последние, которые будут первыми, и есть первые, которые будут последними». Многие из тех, кто с детства веруют и с детства в храм ходят как попало, через пень-колоду, в Царствие Небесное никогда не попадут. А попадут туда другие люди, которые, может быть, сейчас и в церковь-то не ходят, еще, может быть, у них и веры нет, но которые, уверовав, отбросят все и начнут серьезно заниматься спасением своей души. Человек в последние годы своей жизни может уверовать, опомниться – и за этот короткий срок успеет вырастить в своем сердце Царствие Небесное.
Как этого достичь? Вот мы посадили семя – что теперь нужно делать, чтобы оно выросло быстрее, чтобы усилить его рост? Надо, забыв обо всем, все время за этим семенем ухаживать, нужно землю рыхлить, нужно его постоянно поливать, окучивать, если возможно, сделать какую-то теплицу, постоянно удобрять. А что значит рыхлить землю своего сердца? Это значит постоянно вырывать из своей души всякие грехи, всякие сорняки – то, что выросло в результате нашей жизни. Что значит землю поливать? Это постоянно орошать душу слезами покаяния, все время каяться в своей прежней жизни, в своих прежних грехах. А удобрять? Это в землю нашего сердца всаживать слово Божие, все время читать Евангелие, все время молиться, все время причащаться. Все время, постоянно только так трудиться, забыв обо всем: о том, как ты выглядишь, что тебе есть, что пить, – имея одну вожделенную цель, Царствие Небесное. Тогда Господь увидит: о, какой человек, все бросил, все оставил и желает только Царствия Небесного. И Господь такому человеку поможет, и за оставшуюся жизнь Царствие Небесное вырастет в его душе.
А если мы будем просто лежать, то под лежачий камень вода не течет. Поэтому многие из нас, верующих в Бога, когда умрут, будут очень опечалены, потому что Царствие Небесное перед их носом затворится. Они будут стучать и говорить: Господи, ну как же так? Куличи мы пекли? Пекли. Яйца красили? Красили. Пост, ну не всегда, но иногда-то соблюдали? Соблюдали. Раз или два раза в году причащались? Причащались. Молитвы хоть изредка читали? Читали. Родителей в церкви поминали? Поминали. Все вроде делали. Почему же Царствие Небесное закрывается? А Господь скажет: Я вас не знаю даже, кто вы есть. Почему же Господь не знает, ведь Он вездесущ? Да потому, что познать можно только, войдя внутрь, а внутри-то у нас и не было Царствия Небесного, внутри-то у нас и не было благодати Божией. Потому мы и остались для Бога непознанными, потому и терпим урон, что жили только для себя.
И вот Господь нас учит, а уж воспримем ли это, извлечем ли из этого какую-то пользу – это от нас зависит. В Царствие Небесное входят только желающие, причем желающие беспредельно, настолько сильно желающие, что Господь сказал: блаженны только те, кто алчет и жаждет праведности. Вот если ты алчешь и жаждешь, как будто по пустыне шел две недели и не ел, не пил, – если так хочешь Царствия Небесного, тогда получишь. А если так не хочешь, то не получишь ничего. И очень скоро, по прошествии десяти, пятнадцати, двадцати лет, в этом убедишься: что и жизнь прожил зря и бесполезно, и все муки и страдания тоже прошли попусту. Вот Господь нам это объясняет и рассказывает. Хотим – верим, хотим – нет. Веришь – войдешь в Царствие Небесное, не веришь – как прочие человецы, погибнешь в геенне огненной. Аминь.
Крестовоздвиженский храм, 24 декабря 1988 года
Митрополит Владимир (Иким)
О Христовом Древе вечной жизни и нашего спасения
Лк.13:18-29.
Во имя Отца и Сына и Святого Духа!
Дорогие во Христе братья и сестры!
В землю ложится крохотное семечко – и изменяется, и дает отростки, и выходит на свет, и растет. Это зерно может стать травинкой, цветком или колосом, а может со временем превратиться в могучее дерево, живущее веками. Мы любуемся великаном растительного царства, укрываемся под его сенью от жары и дождя, но редко задумываемся о том маленьком зерне, из которого вышли и мощный ствол, и крепкие корни, и широко раскинувшиеся ветви с зеленой листвой. Преображение зерна есть чудо, явленное нам Творцом мироздания. Но в нашем сознании это чудо сделалось будничным и привычным; от нас скрывается таинственный смысл образа прорастающего семени.
Словно в недрах земли, в сырой Вифлеемской пещере явился Младенец Иисус. Великая тишина окружала Его Рождество. Большой внешний мир спал, и в нем никому не было дела до того, что среди бесчисленного множества новорожденных появился Этот Ребенок. Мир мог бы еще проснуться и устроить шумный праздник по поводу рождения сына какого-нибудь богача или вельможи. Но никто и знать не хотел о нищем Младенце, для которого не нашлось лучшей кроватки, чем охапка жесткой соломы. Христос Искупитель лег в Вифлеемскую пещеру беззвучно, как зерно ложится в почву.
Среди семян распространенных в Палестине растений особой крохотностью отличались зерна черной горчицы. Размеры этих семечек, едва различимых для глаза, даже вошли в презрительную поговорку: евреи называли «горчичным зерном» пустяковые дела, не стоящие внимания. «Горчичным зерном» посчитали духовные слепцы и Рождество Спасителя мира: ведь они ждали Мессию в блеске и треске земного величия, а Он родился в бедности и убожестве, на задворках захолустного Вифлеема. Всевышний Бог показывал ничтожество чести, богатства и мудрости, которыми гордилось падшее человечество. Обладатель земли и небес, Сын Божий «обнищал» до убогой пещеры, дабы научить людей ценить не земную преходящую мишуру, а бессмертные сокровища духа, Божию нетленную истину.
Обнищанием, истощанием, бренным умалением Бога-Спасителя зачинался на земле рост Древа Вечной Жизни, возвращающего смертных в утраченный рай. И говорит Господь: Царствие Божие подобно зерну горчичному (Лк.13:18–19).
Христос называет горчичное дерево «большим, великим». Да, семечко-пылинка горчицы может превратиться в высокое дерево, дающее благодатную тень, но для этого нужны добрая почва, благоприятная погода, заботливые руки садовника. А «горчичное зерно» Царствия Божия сеялось в окаменевшей от гордыни Иудее, под жгучими ветрами людской злобы, и не возрастить, а затоптать Божественный росток силились «вожди народа»: свирепый царь Ирод, тщеславные саддукеи и чванливые фарисеи. Но посев был совершен Всемогущим Творцом, и ничто не в силах было помешать росту Дерева Спасения рода человеческого.
Не навоз мирской роскоши, не перегной мирской славы нужны были для таинственного посева, а девственная почва чистых сердец. Потому-то и родился Богомладенец-Иисус в скромном Вифлееме, а не в столичном городе, густо поросшем колючими сорняками греха. Потому-то и прозябло зерно Царствия Божия в тихой пещере, в смиренной нищете, не замусоренной ошметками наживы и пышности. В душах простых людей нашло плодородную землю Небесное семя. Так, первыми с восторгом и ликованием приветствовали Божественного Младенца бедные пастухи. По слову святителя Григория Неокесарийского: «Люди вошли в пещеру, и она стала для них храмом святым».
И далее мы видим из земной жизни Христа-Спасителя и затем из истории Христовой Церкви вплоть до наших дней, что неувядаемым цветом радости восходило Божественное семя для всех, кто тосковал об утраченной чистоте, томился в разлуке с Вселюбящим Богом. Весть о прощении и спасении, принесенная на землю Сыном Божиим, окрылила их, и они сумели вырваться из мирской грязи, стряхнуть с себя оковы низких страстей. Покаявшиеся и прощеные грешники, они стали птицами небесными, укрывшимися в ветвях благодатного древа Царствия Божия (Лк.13:19). Подобно птицам, освобожденным из демонской клетки, они огласили мир песнью благодарения – славословием Господу Милующему. От их лица, всех верных и спасающихся, восклицает святитель Тихон Задонский: «Видим Царя Небесного на земле, видим мертвых воскрешающего, прокаженных очищающего, слепым прозрение и глухим слышание дающего; слышим от Него весть приятную, приятную весть – покаяние, отпущение грехов, Царствие Божие приближившееся». Малым казалось Царственное «горчичное зерно», прозябшее во глубине Вифлеемского вертепа, но над всем родом христианским раскинуло ветви возросшее из него многовековое Царственное Древо, в благоуханной тени которого несметное множество человеческих душ окрылилось для перелета в Небесное Отечество.
Царствие Божие сеется и возрастает внутри нас, в наших сердцах. Это рост веры, надежды и любви Божественной, явленной миру Христом Спасителем. Совершилось предивное чудо Рождества Господня – высочайшие Небеса спустились на землю, соединились с землею. Это бесконечное снисхождение Всевышнего есть одновременно и несравненное возвышение человечества. Господь Иисус благоволил сочетать в Себе природу Божественную и природу человеческую – так нам дан образ и указан путь возведения нашего человеческого естества к Богу и единения с Ним. К нам обращен призыв – подражать Христу, стать подобным Ему. Какое величие стало доступно людям! Наш Спаситель – Единородный Сын Божий, верные Его последователи становятся детьми Божиими по благодати.
Простейшими словами, обыденными понятиями нашего обихода Господь изъясняет Свой неизреченный дар людям: Царствие Божие подобно закваске, которую женщина, взяв, положила в три меры муки, доколе не вскисло все (Лк.13:20–21). Да, как сухой мучной порошок, жизнь человека без Бога пресна, безвкусна, мертвенна – это существование, лишенное смысла. Но вот: «Рождество Твое, Христе Боже наш, воссия мирови свет разума!» В людские умы привнесена животворная закваска Божественных истин: мы знаем теперь и смысл нашего сотворения, и цель нашего существования, мы ведаем о Воскресении мертвых и жизни будущего века, постигаем вечное счастье и славу, к которым мы призваны. Как замечает святой Иоанн Кронштадтский: «У нас всякое дитя знает тайны, которых в ветхозаветные времена не знали и взрослые».
Это в древнем мраке единицы среди людей (ветхозаветные праведники и пророки, а также некоторые греческие мудрецы и философы) могли понимать, как постыдно отдавать свою жизнь на пошлые развлечения и угождение похотям плоти, какой позор для разумного создания Божия – уподобляться бессловесным животным. Но победить в себе грех и диавола они также не могли, ибо еще не произошло Крестного Искупления. Со времени Пришествия же Христова любому доступен опыт живой веры, возводящей человека от скотоподобия к Богоподобию. Так прост путь спасения: стоит омыться от греховной накипи, и в нас просияет святой образ Божий, и мы сделаемся причастны к вечной славе Всевышнего. Так незначителен по сравнению с уготованным нам небесным счастьем кажется труд – внести в свои земные мысли и дела священную «закваску» Царства Божия. Так легко на огне христианской любви из отмеренных нам земных дней выпечь добрый хлеб бессмертия.
Да, казалось бы, весь род людской, все до единого должны бы поспешить на зов Всепрощающего Божественного Спасителя. Но увы! Все человечество приглашал Сын Божий на Небесное пиршество, а многие ли смертные откликнулись? И на вопрос любопытствующего фарисея: «Неужели мало спасающихся?» – Господь Иисус ответствовал грозным предостережением:
Подвизайтесь войти сквозь тесные врата, ибо, сказываю вам, многие поищут войти, и не возмогут. Когда Хозяин дома встанет и затворит двери, тогда вы, стоя вне, станете стучать в двери и говорить: Господи! Господи! отвори нам. Мы ели и пили пред Тобою, и на улицах нашихучил Ты». Но Он скажет: «говорю вам: не знаю вас, откуда вы; отойдите от Меня все делатели неправды». Там будет плач и скрежет зубов, когда увидите Авраама, Исаака и Иакова и всех пророков в Царствии Божием, а себя изгоняемыми вон (Лк.13:24–28).
Врата Царства Христова оказались особенно «тесны» для народа, издревле воспитанного милостями Всевышнего, гордившегося именами Авраама и Исаака, Моисея и Давида, великих праведников и духоносных пророков. Господь Иисус «учил на улицах» Израиля; иудеи «ели и пили пред Ним», но оставались глухи к Его учению. Но почему же именно народ-избранник отверг долгожданного Мессию и был отвержен Царствием Его?
Дарованный иудеям закон правды Божией не научил иудеев самому главному – смирению пред лицом Всевышнего. Евреи тщеславились плотским, биологическим происхождением от Авраама и потому считали себя существами иной, лучшей породы, чем остальные люди.
Но Авраам был «отцом верующих», а веру они утратили. Евреи кичились книгами пророков, но, когда настало время исполнения пророчеств, они не поверили, они воспротивились. «Да посрамится же непокорный род еврейский, дерзко сопротивляющийся явным событиям! Или пусть вместе с нами воспевают Иисуса как Бога, видя, что все предсказанное о Нем святыми пророками совершилось в точности; или же, пребывая злонамеренно в своей злобе, пусть знают, что они самим святым пророкам не повинуются, как бы солгавшим о Христе, и пусть не ждут пришествия другого, так как предназначенное для Его явления время, по неложному свидетельству боговдохновенного Даниила, давно уже три раза миновало. Его неповинно пролитая Кровь, которую вы приняли на свои головы и на головы детей своих, постоянно преследует вас. Если бы Иисус не был предвозвещенным Мессией и если бы, как вы хулите, это был льстец, а не Бог Крепкий, не мог бы Он, как предсказал, разорить вам знаменитый храм и город и вас самих предать ужасному изгнанию, не мог бы привлечь к правой вере в Него народы разных языков и прогнать мглу идолопоклонства. Это возможно только одному Богу, а из людей ни для кого не возможно», – говорит преподобный Максим Грек.
Дивны были чудеса, которые совершал Господь Иисус. Он пришел как всемогущий Врач, исцеляющий тела людей от мучительных болезней, а их души – от еще более страшных недугов греха. Но жестокие вожди иудеев не радовались тому, что кто-то из их калек-соплеменников вдруг стал здоровым, что паралитики ходят, слепые прозревают, глухие слышат и даже мертвецы встают из гробов. Что до духовного здоровья, то иудеи почитали себя вполне благополучными в этом отношении: исполняли обряды, резали в храме жертвенный скот, обрезали себе крайнюю плоть – и полагали, что отдают Богу «даже больше, чем требуется». Так ли веровал Авраам, ради любви к Господу покинувший родные края? Так ли веровал он, ради любви к Всевышнему готовый пожертвовать родным сыном? Богу Живому нужны не мертвые обряды, а сердце человеческое. Но сердца иудеев, потомков Авраама и Исаака по плоти, а не по духу, были привязаны не к Небесному Отцу, а к земным благам. Эти лжеправедники хотели превозноситься, господствовать, царствовать.
Христос создавал на земле не человеческое, а Богочеловеческое Царство. По законам этого Царства простой рыбак, плотник, даже нищий или раб мог оказаться несравненно богаче и славнее всемирного императора. Тот, кто по общему мнению был «ничтожеством из ничтожеств», если он обладал чистым сердцем – становился наследником вечного Царства благодати; а гордый властитель, отягощенный жестокостью и роскошью, делался прахом земным, предназначенным адскому пламени. Есть последние, которые будут первыми, и есть первые, которые будут последними (Лк.13:30). Сам Сын Божий пришел на землю в образе раба, показывая, что не от внешнего образа зависит настоящее величие.
Самоуничижаясь до крайних пределов, до Рождества в скотском загоне, Всемогущий Господь приносил за человечество непостижимую духовную жертву – полагал в основу истинной царственности людей смирение. Понятие о таком смиренном Царстве «не от мира сего» было несовместимо с иудейской гордыней.
Святой апостол Павел говорит: Писание, провидя, что Бог верою оправдает язычников, предвозвестило Аврааму: в тебе благословятся все народы. Итак, верующие благословляются с верным Авраамом, а все, утверждающиеся на делах закона, находятся под клятвою… Законом никто не оправдывается пред Богом, потому что праведный верою жив будет. Христос искупил нас от клятвы закона (Гал.3:8-11 и 13).
Древним Откровением, Законом Божиего правосудия отгораживался Израиль от остального мира, но и сами иудеи не могли исполнить Закона, громоздя грех на грех. Закон был наследием проклятия, павшего на Адамов род за измену Всевышнему, а евреи сделали из Закона предмет не покаяния, но тщеславия. Единый Безгрешный Христос исполнил Закон во всей полноте – и Один за всех людей принял на Себя тяжесть древнего проклятия, без вины перестрадал за все людские грехи на Древе Крестном. Так Сын человеческий разрушил ограду Закона и освободил путь в Царство любви Божией не только Израилю, но и всем народам мира. Вместо одного возгордившегося племени «сынов Авраама» по плоти к Господу Милующему устремилось неисчислимое множество «сынов Авраама» по духу его веры, надежды, любви и верности Небесному Отцу.
Солнце, еще не выглянув из-за горизонта, уже расцвечивает небосвод лучами утренней зари. Еще не явилось Солнце Правды, еще не рождался Христос в Вифлееме, а мир уже просветлялся лучами Божественной благодати. Еще не свершилось чудо Рождества Христова, а уже проснулись языческие народы, в лице мудрых персидских волхвов уже торопились они поклониться Живому Богу.
Если иудеи довольствовались ветхозаветными сумерками, «почивали на Законе», как на мягкой перине, то лучшие люди языческого мира исстрадались во тьме незнания Истинного Бога. Как ни помрачены человеческие разум и сердце грехопадением, но сокровенный образ Божий в нас противится жизни ползучих тварей в сырых ущельях греха или жвачных животных, не умеющих поднять головы над кормушкой. Искатели истины, мудрые волхвы устремляли взоры в небо, надеясь там обрести смысл бытия. И с небес явилось, пало к ним в души «горчичное зерно» Царствия Божия – Вифлеемская звезда. Путеводное светило горело в небе и пламенело в сердцах персидских мудрецов, и они покинули родные края, покой, богатство, честь, чтобы в трудных странствиях найти Царя Иудейского, неведомого Всевышнего Бога.
Святитель Иоанн Златоуст призывает верных:
«Последуем же и мы волхвам и, оставив чуждые христианству обычаи, совершим великое путешествие, да и мы узрим Христа. Волхвы, доколе были в земле персидской, видели одну звезду; как скоро оттуда удалились – узрели Солнце Правды. Прежде чем узреть Младенца, и страх, и беспокойства, и опасности от царя неистового окружали волхвов. Когда же они поклонились Младенцу, они стали спокойны и безопасны. И вот уже не звезда, а Ангел сопутствует им. Так и мы, оставив иудейский народ, возмущенный город, светскую пышность кровожадного мучителя, поспешим к Вифлеему».
В миг Распятия Христова разодралась завеса Иерусалимского храма – Бог Живой ушел от жестокосердых иудеев. Но вместо одной опустевшей святыни тысячи и тысячи храмов воздвиглись Господу Истинному во всех концах земли, и множество народов и племен поклонилось своему Спасителю. Так сбылось по слову Христа Искупителя: Придут от востока и запада, и севера и юга, и возлягут в Царствии Божием (Лк.13:29).
Не одному Иерусалиму – всей Вселенной просияло зримое Царство Божие, Святая Церковь Христова.
Только Богочеловеку было по силам в одиночку противостоять всемирному злу. Чтобы люди при всех их слабостях могли спастись, Христос даровал Своим последователям непобедимое единство, церковный союз, основанный на общей вере и взаимной любви. Церковь явилась таинственным Телом Сына Божия. Она обладает полнотой духовных даров для очищения раскаявшихся грешников, укрепления слабых, торжества верных, кратко сказать – для спасения.
Добрый Пастырь Христос дал Своей Церкви законных пастырей – апостолов и их преемников – епископов, пресвитеров и диаконов и им вверил право совершать благодатные Таинства. Приемля Таинства, христианин незримо осеняется благодатной Божественной силой, и ему уже не страшны козни демонской и человеческой злобы. В земной воинствующей Церкви освящаются верующие для вознесения в вечноблаженную Церковь Небесную.
Святитель Григорий Палама поучает: «Не Ангел, не человек, но Сам Господь пришел и спас нас, ради нас став, как мы, человеком, пребывая неизменным Богом. Возводя себе храм из одушевленных камней и собирая нас в священную и всемирную Церковь, Христос соединяет с Нею Самого Себя – приснотекущий Источник благодати. Потому что Совершенная Жизнь и Владычнее и Всемудрое и Всемогущее естество Божие соединяются с естеством человеческим, которое по неразумию было введено змием в обман и по немощи поработилось лукавому: и, вследствие неимения в себе Божественной жизни, лежало в адских глубинах, – соединяется Бог с человечеством, дабы присвоить ему мудрость и силу и свободу и непрекращающуюся жизнь».
Лютую ненависть питает человекоубийца-диавол к Святой Христовой Церкви, вырывающей из его когтей спасенные для Неба души. Враг рода человеческого коварными ухищрениями пытается расторгнуть церковное единство: на протяжении веков от Тела Церкви не раз отрывались еретические и раскольнические общины. В современном мире мы видим множество сект, от огромной римо-папистской до несметных протестантских, и все они называют себя «христианскими церквами». Но кощунственно и подумать, что у Христа Спасителя может быть несколько Тел. Страшен грех еретика и раскольника, вольного или невольного подручного сатанинской лжи! Святитель Иоанн Златоуст говорит: «Ничто не возбуждает так гнева Божия, как разделения в Церкви. Этот грех подлежит наказанию, как раздирание Тела Господня. Грех раскола не омывается ни самыми благими делами, ни даже мученической кровью». Истинная Церковь Господня одна – та, что сохранила чистоту первохристианской веры и апостольскую преемственность. Царство Божие на земле остается только в Православной Церкви – Соборной, Апостольской, Святой.
В мире будете иметь скорбь; но мужайтесь: Я победил мир (Ин.16:33), – говорит Спаситель сынам и дочерям Церкви Своей. Во все времена Православная Церковь претерпевала беды и гонения, воздвигаемые на нее «сынами погибели». Но, невзирая ни на какие скорби, внутренняя жизнь Церкви оставалась исполнена Божественного света, нескончаемой радости о Духе Святом, твердого упования на Христа Жизнодавца, благодатной верности Отцу Небесному. Врата адовы не одолеют Церковь (Мф.16:18) – священное земное Царство, где царствует Всемогущий Сын Божий.
Горе одиночкам, в безумном тщеславии пытающимся собственными слабыми силенками отыскать какую-то «высшую» истину. Горе обманутым, ставшим добычей лжецерковных еретических сообществ. Помыслы, намерения и дела таких людей могут казаться им «благими», но этим фальшивым добром «мостится дорога в ад». Злосчастные, они следуют не за путеводной Вифлеемской звездой, а за блуждающими демонскими огоньками. Кто вне Истинной церкви – тот чужд Рождеству Христову.
Сырость, холод и нищета вифлеемской пещеры не страшили вочеловечившегося Сына Божия. Так и верных последователей Его, чающих Небесной награды, не пугают земные испытания. В страданиях и борении воинствующая земная Церковь продолжает дело Своего Главы Христа, дело искупления человеческих душ из рабства греху.
Спаситель насадил, возрастил и утвердил на земле Богочеловеческое Царствие Свое и незримо владычествует над Ним. Видимое торжество Сына Божия над Вселенной, всерадостное для спасенных, ужасное для духов злобы и погубленных ими людей, наступит в час Последнего Суда Господня, в час обновления земли и небес. А до той поры длятся испытания, необходимые для совершенствования и святости сынов и дочерей земного Царства Христова – Церкви, без которой этот мир был бы беспросветной юдолью, связанной узами адского мрака (2Пет.2:4), был бы безнадежным преддверием преисподней.
Этот все более ветшающий мир, как и в древности, «лежит во зле»: льются слезы и кровь, слышатся вопли страстей и пороков, попираются законы Божеские и человеческие. Бедствия человечества длятся не от недостатка милостей Вселюбящего Создателя к людям – нет! – но от того, что люди сами отторгают и предают поруганию щедроты Всевышнего.
Без Меня не можете делать ничего (Ин.15:5), – сказал Господь, Которому принадлежит все и на земле, и в небесах. Но лукавый человеческий рассудок, подстрекаемый сатаной, все ищет каких-то обходных путей, все силится обойтись без Истинного Бога и при обустройстве земной жизни, и в порывах к духовному миру. Такие потуги оборачиваются безумием.
То тут, то там громко выкрикиваются лозунги: «Свобода и братство», «Мир и безопасность», «Общечеловеческие ценности и счастье всех народов»! Но нет ни братства, ни мира, ни счастья, ни правды во всех этих речах. Нагляднейшим примером того, что выходит из подобных лозунгов обезбоженного общества, явился большевистский «социальный эксперимент». Большевики сулили «земной рай», а залили предавшуюся им страну кровью. Еще один пример – западный «потребительский рай», жестокая и духовно мертвая цивилизация: скотоподобие в гонке за житейскими благами, демоноподобие в изобретении извращенных наслаждений, дикарская вседозволенность и организованная преступность. Подлое, пошлое, пустое существование, погибельное для души, – удел человека в подобных «раях». По явившемуся пророчеством для России слову праведного Иоанна Кронштадтского: «Если гражданские общества желают водворить мир, то пусть помнят о Царе правды, мира и любви Господе Иисусе Христе и будут в тесном союзе с Царством Господа, то есть с Церковью Его Святою на земле, пусть покорятся заповедям Иисуса Христа и уставам Церкви Его. Нарушение этого союза между Церковью и государством порождает пороки, беспорядки и мятежи, повергает общества в нравственное или политическое бессилие, лишает их благословения Небесного».
Болтающие об абстрактных «общечеловеческих ценностях» забывают, что только христианству удалось до некоторой степени изменить звериное лицо мира. Все их «идеалы» (из которых они исключают высший – служение Богу Истинному) на самом деле тишком украдены ими из заповедей Спасителя. Ведь именно Христовы последователи принесли в жестокий мир любовь ко всем людям, не различающую «эллина и иудея», объемлющую собой даже врагов; именно они утверждали милосердие к обездоленным и заботу о них; милость к падшим, самопожертвование в служении ближним, чистоту и духовность брачных союзов; они внесли в мир и скрепили любовью истинное равенство братьев и сестер во Христе Иисусе вне зависимости от их социального положения.
Современные политики, философы, ученые и религиозные деятели изощряются в поисках «всечеловеческой общности». Социологи толкуют о принципах, на которых может быть создано «всемирное государство» (по всей видимости, антихристово). «Экуменисты» и «гиперэкуменисты» на основе «общих идеалов» и взаимных уступок пытаются основать некую «всемирную религию». (Но что может быть общего у Христа с велиаром? Что может быть общего у Православной Церкви Христовой с извратителями истины Божией?) Все эти искатели фальшивого единства забывают, что действительное единение давным-давно уже совершилось на земле. Духовные слепцы не видят, что почти два тысячелетия назад уже явились и единственно истинная всемирная религия, и единственно возможное вселенское братство. Эта всемирность и вселенскость Божественной любви уже осуществились, как в «горчичном зерне», в маленькой апостольской общине и Живоносным Древом Царствия Божия осенили лицо земли. Изначально христиане разных стран и народов видят друг в друге братьев, составляют одну великую духовную семью, где расцвет одной души составляет общую радость, где все приходят на помощь одному страждущему или заблудшему, где единым сердцем и едиными устами молятся о мире всего мира и о спасении всех, где все родные друг другу и Богу Вселюбящему.
Чудесна картина Святого Семейства: праведный старец Иосиф и Дева-Мать с Божественным Младенцем на руках. Над ними ликуют прекрасные Ангелы, воспевая славу Всевышнему за Его дары – мир на земле и благоволение в людях. Родившийся в Вифлеемской пещере Спаситель зовет нас к себе. Каждый человек может прийти в Его Святую Семью и остаться в Ней на веки веков – для нескончаемой радости, для пресветлой бессмертной любви.
Возлюбленные о Господе братья и сестры!
Близится дивный праздник Рождества Христова, приближается Царствие Божие к готовым воспринять его сердцам. Чтобы вкусить нам с вами благодать пришествия Божественного Младенца, да пройдет каждый «тесными вратами» покаяния и самоочищения. Да канут в прошлое, да пропадут безвозвратно наши греховные привычки, низкие страсти, маловерие и малодушие. Нам предстоит миг, о котором мечтали великие праведники, цари и пророки древности, которым восхищались святые избранники Божии и восторгались чистейшие Небожители. Так как же мы, недостойные, взысканные без всяких заслуг наших, должны благодарить Всевышнего Бога, Который сошел на землю, чтобы возвести нас на Небеса!
«Радуйтесь же все, способные радоваться явлению на земле Бога во плоти; торжествуйте, плещите руками в избытке духовного веселия, – призывает святой Иоанн Кронштадтский, указывая путь к Небесному празднеству. – Свергайте с себя греховные бремена; отрешайтесь от пристрастий плотских и житейских; оставляйте временное и берите вечное». Итак, да устремимся по спасительной дороге к духовному Вифлеему, а через него – в Царство Бога и Отца, Которому вместе с Его Единородным Сыном и Всесвятым, Благим и Животворящим Духом подобает всякая слава, честь и поклонение во веки веков.
Аминь.
Источники:
https://azbyka.ru/otechnik/Vyacheslav_Reznikov/propovedi-na-kazhdyj-den/54
https://azbyka.ru/otechnik/Luka_Vojno-Jasenetskij/propovedi/1_48
https://azbyka.ru/propovedi/propovedi-na-kazhdyj-den-all.shtml#Понедельник_О_том_что_первично
https://azbyka.ru/otechnik/Vyacheslav_Reznikov/propovedi-na-kazhdyj-den/36_6
https://azbyka.ru/otechnik/Vyacheslav_Reznikov/propovedi-na-kazhdyj-den/38_6
https://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Smirnov/propovedi-kniga-5/4
(160)