Слово в день архистратига Михаила и прочих безплотных сил (проповеди)

8/21 ноября

Се­го­дня – один из са­мых из­вест­ных дней рос­сий­ско­го Пра­во­слав­но­го ка­лен­да­ря, из­вест­ный да­же лю­дям, по­се­ща­ю­щим храм эпи­зо­ди­че­ски. По-цер­ков­но­му – «Со­бор Ар­хи­стра­ти­га Ми­ха­и­ла и про­чих Небес­ных Сил бес­плот­ных. Ар­хан­ге­лов Гавриила, Ра­фаила, Уриила, Се­ла­фиила, Иегу­диила, Вара­хиила и Иере­миила». В на­ро­де – про­сто «Ми­хай­лов день».

Зна­чи­мость празд­ни­ка по­нят­на: ведь имен­но Ми­ха­ил – «во­е­на­чаль­ник» (по-гре­че­ски ар­хи­стра­тиг) бес­чис­лен­ных ле­ги­о­нов доб­рых ан­ге­лов. Они ве­дут борь­бу за ду­ши лю­дей со сво­и­ми пад­ши­ми со­бра­тья­ми, ко­то­рые от за­ви­сти и зло­бы по­чер­не­ли до неузна­ва­е­мо­сти и пре­вра­ти­лись в де­мо­нов. (В скоб­ках за­ме­тим, что так бы­ва­ет и с обу­ян­ны­ми са­мо­мне­ни­ем людь­ми.) Ар­хан­гел Ми­ха­ил – доб­лест­ный во­ин, слав­ный ры­царь Бо­га, за­щи­ща­ю­щий Его честь и до­сто­ин­ство. Дей­стви­тель­но, он но­сит Его ти­тул не про­сто на щи­те, но да­же в сво­ем соб­ствен­ном име­ни: тео­фор­ное имя «Ми­ха­ил» (евр. Ми­каэл) пе­ре­во­дит­ся как ри­то­ри­че­ский во­прос-вос­кли­ца­ние: «Кто ра­вен Бо­гу?!» От­вет, ра­зу­ме­ет­ся, из­ли­шен.

В вет­хо­за­вет­ной Кни­ге про­ро­ка Да­ни­и­ла ар­хан­гел Ми­ха­ил вы­сту­па­ет как князь бо­го­из­бран­но­го Из­ра­иль­ско­го на­ро­да. Он за­щи­ща­ет его от «кня­зя» (то есть от со­пер­ни­ча­ю­ще­го ан­ге­ла) «цар­ства Пер­сид­ско­го». А в но­во­за­вет­ной Кни­ге От­кро­ве­ния (Апо­ка­лип­си­се) Ми­ха­ил воз­глав­ля­ет по­след­нюю – эс­ха­то­ло­ги­че­скую – бит­ву с «дра­ко­ном» (с са­мим Са­та­ной, или Диа­во­лом) и его от­вра­ти­тель­ны­ми кле­вре­та­ми. Эта брань – из­люб­лен­ный сю­жет хри­сти­ан­ской ико­но­пи­си, жи­во­пи­си и гра­фи­ки: пе­ред гла­за­ми сра­зу воз­ни­ка­ют экс­прес­сив­ные дю­ре­ров­ские об­ра­зы.

Но Ар­хи­стра­тиг Ми­ха­ил для хри­сти­ан – не толь­ко во­ин, но и ан­гел ми­ло­сер­дия, хо­да­тай за лю­дей пе­ред Бо­гом. Вме­сте с ар­хан­ге­лом Гав­ри­и­лом он сто­ит у Его тро­на. Он – про­вод­ник че­ло­ве­че­ских душ, по­мо­га­ю­щий им от­во­рить во­ро­та Небес­но­го Иеру­са­ли­ма. Он же, по пре­да­нию, пе­ре­нес на Небе­са те­ло усоп­шей Бо­го­ма­те­ри.

На Ру­си Ми­ха­ил счи­тал­ся по­кро­ви­те­лем кня­зей (лю­дей во­ен­ных) и во­об­ще – нелег­ко­го рат­но­го де­ла. Но это не зна­чит, что Ар­хан­гел все­гда дол­жен вы­гля­деть во­ин­ствен­ным: сто­ит толь­ко взгля­нуть на его об­раз из Си­най­ско­го мо­на­сты­ря. А по­се­ти­те­ли Тре­тья­ков­ской га­ле­реи ни­ко­гда не за­бу­дут ико­ну Ан­дрея Рублё­ва с ро­ман­ти­че­ски-за­дум­чи­вым Ар­хан­ге­лом. Ве­ро­ят­но, он пре­да­ет­ся груст­ным раз­мыш­ле­ни­ям о на­си­лии, за­хлест­нув­шем наш мир.

Ми­хай­лов день – празд­ник древ­ний, хо­тя точ­ное вре­мя его по­яв­ле­ния неиз­вест­но. В Кон­стан­ти­но­по­ле в честь ар­хи­стра­ти­га Ми­ха­и­ла бы­ло два хра­ма. В древ­них Ме­ся­це­сло­вах на­зва­ние празд­ни­ка ва­рьи­ру­ет­ся: «Со­бор ар­хи­стра­ти­га Ми­ха­и­ла», «Со­бор Ми­ха­и­ла и Гав­ри­и­ла», «Со­бор ан­ге­лов», «Со­бор ар­хан­ге­лов»… А в Копт­ском ка­лен­да­ре XV ве­ка празд­ник в честь Ми­ха­и­ла и бес­плот­ных сил да­же по­ла­га­ет­ся в вось­мой день каж­до­го ме­ся­ца! Наш из­вест­ный цер­ков­ный ис­то­рик проф. Ва­си­лий Ва­си­лье­вич Бо­ло­тов до­ка­зал еги­пет­ское про­ис­хож­де­ние это­го празд­ни­ка. В дан­ном слу­чае, он за­ме­нил со­бой ар­ха­и­че­ский празд­ник Кре­ще­ния Гос­под­ня, за ко­то­рым бы­ла за­креп­ле­на но­вая да­та – 6 ян­ва­ря (по юли­ан­ско­му ка­лен­да­рю).

Же­лаю всем име­нин­ни­кам под­дер­жать сво­е­го Небес­но­го па­тро­на в его бла­го­род­ной бит­ве, а для это­го – спра­вить­ся со злом сна­ча­ла в сво­ей соб­ствен­ной ду­ше.

Юрий Ру­бан,
кан­д. ист. на­ук, кан­д. бо­го­сло­вия

Проповедь протоиерея Вячеслава Резникова

 О бесплотных Силах. Собор Архистратига Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных

Сегодня – праздник в честь Небесных Сил бесплотных, которых Господь Бог сотворил в самом начале. Они уже «восклицали от радости», когда Бог полагал основание Вселенной (Иов.38:7). Нам также открыто, что бесплотные Силы имеют разные дарования. Пророк Иезекииль пишет, например, о Херувимах, что «все тело их, и спины их, и руки их, и крылья их … полны очей» (Иез.10:22). Они имеют разные служения, и составляют некую иерархию. Апостол Павел в своих посланиях упоминает Престолы, Начальства, Власти, Господства, Силы, Архангелов, Ангелов. Открыты нам также имена некоторых верховных Архангелов. Имя Архистратига всех Небесных Воинств – Михаил. Он же – хранитель сначала Богоизбранного народа, а потом – нового Израиля, Христовой Церкви. Имя второго Архангела – Гавриил. Это – Божий благовестник. Он и пророку Даниилу объяснял смысл видений о грядущих судьбах мира, и Пресвятой Деве возвестил о рождении от Нее Спасителя, и – Захарии о рождении Иоанна Крестителя.

Писание говорит, что Ангелы «суть служебные духи, посылаемые на служение для тех, которые имеют наследовать спасение». У каждого есть свой Ангел-хранитель, и поэтому, когда мы обижаем человека, мы одновременно задеваем и небеса: «Смотрите, не презирайте ни одного из малых сих; ибо говорю вам, что Ангелы их на небесах всегда видят лице Отца Моего Небесного» (Мф.18:10). Служить Богу и людям – высшая радость для Ангелов, и они так это делают, что люди чувствуют, что действует Сам Бог. Узнав о Рождестве Христовом, пастухи сказали: «Пойдем в Вифлеем и посмотрим, что там случилось, о чем возвестил нам Господь» (Лк.2:15). А ведь возвестили им об этом Ангелы!

Ангелы ревнуют о славе Божией и об искоренении зла: «Господи! не доброе ли семя сеял Ты на поле Твоем? Откуда же на нем плевелы? … Хочешь ли, мы пойдем и выберем их»? Но только Бог обладает полнотой ведения; только Он знает, когда сеять, жать, и выдергивать плевелы.

Открыто нам, что есть и падшие ангелы, называемые бесами. Их тоже много, и во главе их тот, кого именуют сатаной. Это их имел в виду Апостол, когда говорил, что «наша брань не против крови и плоти, но против начальств, против властей, против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесных» (Еф.6:12). Дух прост. Он выбирает раз и навсегда, и в зависимости от своего свободного выбора, он или весь и навсегда в добре, или весь и навсегда во зле; и в нем уже нет точки опоры для изменения себя. Это – в отличие от человека, который кроме души имеет и тело, благодаря которому не может ни – как Ангел, сразу вознестись на небо, ни – как бес, сразу ниспасть во ад. Тело – как якорь, благодаря которому человек может остановиться на пути зла, может покаяться. На пути же добра Бог всегда поддержит, и Ангелов Своих пошлет на помощь, «сохранити тя во всех путех твоих» (Пс.90).

И мы сегодня радостно приветствуем бесчисленное множество наших бесплотных помощников в борьбе с грехом и диаволом и просим их: «да вашими молитвами оградите нас кровом крил невещественныя вашея славы». Потому что подлинное их оружие именно – молитва. В своем послании Апостол Иуда показывает, как воинствует Архангел Михаил. Он, споря с диаволом, «не смел произнесть укоризненного суда, но сказал: «Да запретит тебе Господь» (Иуд.1:9). И сквозь эти молитвенные слова – какой сокрушительный удар последовал: «Я видел Сатану, спадшего с неба, как молнию. Се даю вам власть наступать на змей и скорпионов и на всю силу вражию, и ничто не повредит вам», – говорит Господь. И как святому Андрею Юродивому было показано, насколько те, кто за нас, сильнее тех, кто против нас, – так и мы должны быть уверены, что «ополчится Ангел Господень окрест боящихся» Бога «и избавит их» (Пс.33). И особенно должны мы помнить, какова сила ангельской молитвы, какова сила ангельского смиренного доверия Богу, и какова сила ангельского беззлобного противостояния врагу.

Подборка проповедей на портале Азбука.Ru:

Сщмч. Фаддей (Успенский).Проповедь священномученика Фаддея (Успенского). Слово в день святого Архистратига Михаила.

Если мы так часто вспоминаем о Христе, молимся Божией Матери и святым Божиим, то не гораздо ли дальше от нашего воспоминания Ангелы Божии? Мы вспоминаем о них более тогда лишь, когда воспоминает о них святая Церковь, а в прочее время воспоминание о них оставляет многих из нас и к молитвам Ангелам Божиим мы обращаемся редко… ►

Митр. Макарий (Булгаков).Проповедь митрополита Макария (Булгакова). Слово в день архистратига Михаила и прочих безплотных сил.

Мы живем в мире вещественном, мы принадлежим к нему целою половиною нашего существа. Но вместе мы отчасти и ныне живем, а вполне будем жить по смерти, в мире невидимом, духовном, к которому также принадлежим целою половиною нашего существа. Мало мы знаем и вещественный мир, хотя и стараемся изучать его и имеем все средства к тому; еще менее, несравненно менее мы знаем мир духовный, который как бы закрыт от нас непроницаемою завесою… ►

Свт. Филарет Московский.Проповедь святителя Филарета Московского. Слово в день собора святаго Архистратига Михаила.

Торжественно собрался ныне собор земный, воздать честь Собору небесному; собрался собор человеков, воспеть хвалы Собору Ангелов. Для чего? «Не все ли они», говорит Апостол, изъясняя высокое превосходство Сына Божия пред Ангелами, не все ли они «суть служебные духи»? Для чего же Церковь… ►

Прп. Феодор Студит.Проповедь преподобного Феодора Студита. Слово на собор небесных чинов.

Нас окружают трубы разумных архистратигов и озаряет красота божественных священнослужений; лики немолчных песнословцев собрали нас для бодрствования в песнях, и воинства безплотных существ образовали хор с плотскими. Предводитель небесных начальствует ныне в одном и том же храме и над земными. Кто же именно? — Это Михаил, по благодати Божией… ►

Свящ. Иоанн Павлов.Проповедь священника Иоанна Павлова. Собор Архистратига Божия Михаила.

Всем известны первые слова Библии: «В начале сотворил Бог небо и землю». В этих словах под «небом» святые отцы понимали не наше голубое небо и даже не звездное небо, не вселенную с ее галактиками и туманностями (ибо весь этот материальный космос назван словом «земля»), а понимали горний мир, мир бесплотных существ, мир Ангелов. Вообще в Священном Писании… ►

Проповедь протоиерея Григория Дьяченко.  Собор св. Архистратига Михаила и прочих Бесплотных Сил.

Беседуя с христианами в день, посвященный церковию в честь безплотных сил, мы считаем излишним доказывать, что такия безплотныя силы, которых мы обыкновенно именуем ангелами, действительно существуют. Сомневаться в бытии их может только человек плотяный, который, подобно животным, руководится одними чувствами, а посему не допускает того, чего не видит телесными очами… ►

Прот. Димитрий Смирнов.Проповедь протоиерея Димитрия Смирнова. Всенощное бдение под Собор Архистратига Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных.

Сегодня мы прославляем Небесные Силы бесплотные и всех нас можно поздравлять с днем ангела. Ангел – это есть посланник Божий, через которого Господь осуществляет на земле Свою волю. Ангела имеет каждый народ, ангела имеет каждый город, ангела имеет каждый храм, ангела имеет каждый человек. Но в силу того, что человек – существо свободное, он совсем не всегда прислушивается к голосу ангела и, когда… ►

Подборка проповедей на портале Православие.Ru:

Источники:

https://azbyka.ru/

http://www.pravoslavie.ru/

(2195)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *