8/21 ноября
Сегодня – один из самых известных дней российского Православного календаря, известный даже людям, посещающим храм эпизодически. По-церковному – «Собор Архистратига Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных. Архангелов Гавриила, Рафаила, Уриила, Селафиила, Иегудиила, Варахиила и Иеремиила». В народе – просто «Михайлов день».
Значимость праздника понятна: ведь именно Михаил – «военачальник» (по-гречески архистратиг) бесчисленных легионов добрых ангелов. Они ведут борьбу за души людей со своими падшими собратьями, которые от зависти и злобы почернели до неузнаваемости и превратились в демонов. (В скобках заметим, что так бывает и с обуянными самомнением людьми.) Архангел Михаил – доблестный воин, славный рыцарь Бога, защищающий Его честь и достоинство. Действительно, он носит Его титул не просто на щите, но даже в своем собственном имени: теофорное имя «Михаил» (евр. Микаэл) переводится как риторический вопрос-восклицание: «Кто равен Богу?!» Ответ, разумеется, излишен.
В ветхозаветной Книге пророка Даниила архангел Михаил выступает как князь богоизбранного Израильского народа. Он защищает его от «князя» (то есть от соперничающего ангела) «царства Персидского». А в новозаветной Книге Откровения (Апокалипсисе) Михаил возглавляет последнюю – эсхатологическую – битву с «драконом» (с самим Сатаной, или Диаволом) и его отвратительными клевретами. Эта брань – излюбленный сюжет христианской иконописи, живописи и графики: перед глазами сразу возникают экспрессивные дюреровские образы.
Но Архистратиг Михаил для христиан – не только воин, но и ангел милосердия, ходатай за людей перед Богом. Вместе с архангелом Гавриилом он стоит у Его трона. Он – проводник человеческих душ, помогающий им отворить ворота Небесного Иерусалима. Он же, по преданию, перенес на Небеса тело усопшей Богоматери.
На Руси Михаил считался покровителем князей (людей военных) и вообще – нелегкого ратного дела. Но это не значит, что Архангел всегда должен выглядеть воинственным: стоит только взглянуть на его образ из Синайского монастыря. А посетители Третьяковской галереи никогда не забудут икону Андрея Рублёва с романтически-задумчивым Архангелом. Вероятно, он предается грустным размышлениям о насилии, захлестнувшем наш мир.
Михайлов день – праздник древний, хотя точное время его появления неизвестно. В Константинополе в честь архистратига Михаила было два храма. В древних Месяцесловах название праздника варьируется: «Собор архистратига Михаила», «Собор Михаила и Гавриила», «Собор ангелов», «Собор архангелов»… А в Коптском календаре XV века праздник в честь Михаила и бесплотных сил даже полагается в восьмой день каждого месяца! Наш известный церковный историк проф. Василий Васильевич Болотов доказал египетское происхождение этого праздника. В данном случае, он заменил собой архаический праздник Крещения Господня, за которым была закреплена новая дата – 6 января (по юлианскому календарю).
Желаю всем именинникам поддержать своего Небесного патрона в его благородной битве, а для этого – справиться со злом сначала в своей собственной душе.
Юрий Рубан,
канд. ист. наук, канд. богословия
Проповедь протоиерея Вячеслава Резникова
О бесплотных Силах. Собор Архистратига Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных
Сегодня – праздник в честь Небесных Сил бесплотных, которых Господь Бог сотворил в самом начале. Они уже «восклицали от радости», когда Бог полагал основание Вселенной (Иов.38:7). Нам также открыто, что бесплотные Силы имеют разные дарования. Пророк Иезекииль пишет, например, о Херувимах, что «все тело их, и спины их, и руки их, и крылья их … полны очей» (Иез.10:22). Они имеют разные служения, и составляют некую иерархию. Апостол Павел в своих посланиях упоминает Престолы, Начальства, Власти, Господства, Силы, Архангелов, Ангелов. Открыты нам также имена некоторых верховных Архангелов. Имя Архистратига всех Небесных Воинств – Михаил. Он же – хранитель сначала Богоизбранного народа, а потом – нового Израиля, Христовой Церкви. Имя второго Архангела – Гавриил. Это – Божий благовестник. Он и пророку Даниилу объяснял смысл видений о грядущих судьбах мира, и Пресвятой Деве возвестил о рождении от Нее Спасителя, и – Захарии о рождении Иоанна Крестителя.
Писание говорит, что Ангелы «суть служебные духи, посылаемые на служение для тех, которые имеют наследовать спасение». У каждого есть свой Ангел-хранитель, и поэтому, когда мы обижаем человека, мы одновременно задеваем и небеса: «Смотрите, не презирайте ни одного из малых сих; ибо говорю вам, что Ангелы их на небесах всегда видят лице Отца Моего Небесного» (Мф.18:10). Служить Богу и людям – высшая радость для Ангелов, и они так это делают, что люди чувствуют, что действует Сам Бог. Узнав о Рождестве Христовом, пастухи сказали: «Пойдем в Вифлеем и посмотрим, что там случилось, о чем возвестил нам Господь» (Лк.2:15). А ведь возвестили им об этом Ангелы!
Ангелы ревнуют о славе Божией и об искоренении зла: «Господи! не доброе ли семя сеял Ты на поле Твоем? Откуда же на нем плевелы? … Хочешь ли, мы пойдем и выберем их»? Но только Бог обладает полнотой ведения; только Он знает, когда сеять, жать, и выдергивать плевелы.
Открыто нам, что есть и падшие ангелы, называемые бесами. Их тоже много, и во главе их тот, кого именуют сатаной. Это их имел в виду Апостол, когда говорил, что «наша брань не против крови и плоти, но против начальств, против властей, против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесных» (Еф.6:12). Дух прост. Он выбирает раз и навсегда, и в зависимости от своего свободного выбора, он или весь и навсегда в добре, или весь и навсегда во зле; и в нем уже нет точки опоры для изменения себя. Это – в отличие от человека, который кроме души имеет и тело, благодаря которому не может ни – как Ангел, сразу вознестись на небо, ни – как бес, сразу ниспасть во ад. Тело – как якорь, благодаря которому человек может остановиться на пути зла, может покаяться. На пути же добра Бог всегда поддержит, и Ангелов Своих пошлет на помощь, «сохранити тя во всех путех твоих» (Пс.90).
И мы сегодня радостно приветствуем бесчисленное множество наших бесплотных помощников в борьбе с грехом и диаволом и просим их: «да вашими молитвами оградите нас кровом крил невещественныя вашея славы». Потому что подлинное их оружие именно – молитва. В своем послании Апостол Иуда показывает, как воинствует Архангел Михаил. Он, споря с диаволом, «не смел произнесть укоризненного суда, но сказал: «Да запретит тебе Господь» (Иуд.1:9). И сквозь эти молитвенные слова – какой сокрушительный удар последовал: «Я видел Сатану, спадшего с неба, как молнию. Се даю вам власть наступать на змей и скорпионов и на всю силу вражию, и ничто не повредит вам», – говорит Господь. И как святому Андрею Юродивому было показано, насколько те, кто за нас, сильнее тех, кто против нас, – так и мы должны быть уверены, что «ополчится Ангел Господень окрест боящихся» Бога «и избавит их» (Пс.33). И особенно должны мы помнить, какова сила ангельской молитвы, какова сила ангельского смиренного доверия Богу, и какова сила ангельского беззлобного противостояния врагу.
Подборка проповедей на портале Азбука.Ru:
Проповедь священномученика Фаддея (Успенского). Слово в день святого Архистратига Михаила. |
Проповедь митрополита Макария (Булгакова). Слово в день архистратига Михаила и прочих безплотных сил. |
Проповедь святителя Филарета Московского. Слово в день собора святаго Архистратига Михаила. |
Проповедь преподобного Феодора Студита. Слово на собор небесных чинов. |
Проповедь священника Иоанна Павлова. Собор Архистратига Божия Михаила. |
Проповедь протоиерея Григория Дьяченко. Собор св. Архистратига Михаила и прочих Бесплотных Сил. |
Проповедь протоиерея Димитрия Смирнова. Всенощное бдение под Собор Архистратига Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных. |
Подборка проповедей на портале Православие.Ru:
Источники:
(2195)