Апостольское чтение
(Деян.13:25-32. – Зачало 33)
Когда Иоанн совершал свое поприще (служение), он говорил: «За кого вы меня почитаете? Я не тот [не Мессия]. Но вот, идёт за мною Тот, у Кого я недостоин развязать обувь на ногах».
Мужи братья, сыны рода Авраамова, и боящиеся Бога между вами! Нам послано слово этого спасения. Ведь живущие в Иерусалиме и их начальники, не узнав Его и осудив, исполнили [тем самым] слова пророческие, читаемые каждую субботу. И, не найдя в Нём никакой вины, достойной смерти, упросили Пилата убить Его. Когда же исполнили всё написанное о Нем, то, сняв с древа, положили Его в гробницу. Но Бог воскресил Его из мёртвых. Его видели очень многие, пришедшие с Ним из Галилеи в Иерусалим. Они теперь Его свидетели перед народом. И мы вам благовествуем: обещание (обетование), данное отцам, Бог исполнил для нас, их детей, воскресив Иисуса.
Евангельское чтение
(Мк.6:14-30. – Зачало 24)
И прослышал об Иисусе царь Ирод, ибо имя Его стало известно. И [одни] говорили, что это Иоанн Креститель воскрес из мертвых, и потому в нём действуют чудотворные силы. Другие говорили, что это Илия, а иные говорили, что это пророк, как и прежде бывали пророки. Но Ирод, слушая это, говорил: «Это – Иоанн, которого я обезглавил, и вот – он воскрес!»
В самом деле, этот Ирод послал схватить Иоанна и в узах бросить его тюрьму – из-за Иродиады, жены Филиппа, своего брата, на которой Ирод женился, – потому что Иоанн говорил ему: «Не должно тебе жить с женой брата твоего!»
А Иродиада затаила вражду против Иоанна и желала его умертвить, но не могла, потому что Ирод боялся Иоанна, зная, что он праведник и святой, и сберегал его. Слушая его, он часто приходил в недоумение (можно перевести: бывал сильно смущён. – Ю. Р.), но всё же слушал его с охотой.
И настал [для неё] удобный случай, когда Ирод по случаю дня своего рождения устроил пир для своих вельмож, военачальников и знатных людей Галилеи. И вошла тогда дочь этой Иродиады, и исполнила танец, и сумела угодить Ироду и возлежавшим с ним [гостям]. И сказал царь девушке: «Проси у меня, чего пожелаешь, и я дам тебе!» И он клялся ей: «Чего бы ты ни попросила – дам тебе! Хоть полцарства моего!» И она, выйдя, спросила у матери: «Чего мне просить?» А та сказала: «Голову Иоанна Крестителя!» И тотчас же поспешив вернуться к царю, она изъявила такую просьбу: «Желаю, чтобы ты сейчас же дал мне на блюде голову Иоанна Крестителя».
И царь сильно опечалился, однако из-за своей клятвы, данной перед гостями, не пожелал отказать ей. Тотчас же, послав стражника, царь велел принести голову. И тот пошёл, и обезглавил Иоанна в тюрьме, и принёс голову его на блюде, и отдал её девушке, а та отдала её своей матери.
И ученики Иоанна, услышав об этом, пришли, и взяли тело его, и положили его в гробницу.
Примечания
[1] Славянское слово усекновение – перевод греческого апотомэ, что значит «отрубание», «отсечение».
[2] Так буквально переводится его первое почетное именование: греческое Продромос, славянское Предтеча.
Юрий Рубан,
канд. ист. наук, канд. богословия
Можно ли обличать власть имущих?
Сегодня у православных христиан печальный праздник. В календаре он называется «Усекновение[1] главы Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна» и посвящён воспоминанию гибели этого всем известного святого. Поучительные богослужебные тексты праздника подробно варьируют трагическую историю Иоанна, великого Пророка и Предшественника[2] Иисуса Христа, кратко описанную в Евангелиях. Выступив на служение в 27 (или 28) году н. э., он возвещал о приближении «Небесного Царства», которое наступит с пришествием долгожданного Помазанника Божия (Мессии, по-гречески Христа). Условием вхождения в это Царство становится искреннее желание духовного перерождения, или покаяние (греч. метанойа), в буквальном переводе – «перемена сознания»! Зримым символом покаяния он избирает древний обряд омовения в воде, по-гречески – баптисма; отсюда его второе прозвище – Баптистэс (Баптист), вошедшее без перевода в западноевропейские языки (в славянском переводе – Креститель).
Иоанн исповедует Мессией пришедшего к нему Иисуса и совершает над Ним тот же обряд. Некоторые из его учеников становятся апостолами Христа. После этого Иоанн ещё около года продолжает свою проповедь, не страшась власть имущих. Как ревнитель праведности, он смело и прилюдно обличает кровосмесительный брак правителя Галилеи (Северной Палестины) Ирода Антипы, который отнял у своего брата жену Иродиаду и женился на ней при жизни прежнего мужа, грубо нарушив иудейский закон. Раздражённый царь заключает Иоанна в темницу, но всё же побаивается пророка из-за его популярности в народе. Он даже приходит к нему для бесед, очевидно, нелицеприятных, потому что, слушая пророка, приходит порой в «сильное смущение» (Мк.6:20), но, находясь под влиянием ненавидевшей Иоанна жены, ничего не предпринимает. Вскоре наступает кровавая развязка.
Однажды на пиру падчерица Ирода Саломея настолько угождает ему своей пляской, что он неосторожно клянётся исполнить любое её желание. По наущению матери, Саломея просит голову Иоанна Крестителя. Палач направляется в темницу, казнит пророка и по условию подаёт Саломее на блюде голову Иоанна, а та относит её в пиршественный зал и демонстративно передает матери для глумления. Тело Иоанна Крестителя погребают его ученики.
В этот день православным христианам предписан строгий пост. Причём, раньше на Руси даже запрещалось есть круглые плоды, напоминающие по форме отсечённую человеческую голову, а также брать в руки нож и острые предметы (разумеется, это народные приметы).
Жизнь и смерть этого Святого, которого Сам Христос назвал «величайшим между рожденных женщинами» (Мф.11:11), – наглядное подтверждение того неоспоримого принципа, что людей нельзя слушать «больше, чем Бога» (Деян.4:19). Сурово наказав двух первых Израильских царей – Саула и Давида, – Бог подтвердил ранее сказанное Моисею, что Его Законы одинаковы для всех без исключения. Иоанн Креститель никогда этого не забывал, потому и был столь «недипломатичен» по отношению к своему царю.
К сожалению, в нашей истории подобные обличители – исключение (ярчайший пример – святитель Филипп, убитый по приказу царя-садиста Ивана Грозного). Обличили ли последующие иерархи (хорошо знавшие историю Иоанна Предтечи!) кого-либо из наших «христианнейших» императоров или «гламурных» императриц его словами: «Не должно тебе прелюбодействовать с фавориткой (фаворитом)!» (а для них это было делом обычным, санкционированным языческим по происхождению «штатным положением» самодержца)? Нет! Не обличили! За свои головы (в буквальном смысле) они уже не боялись (всё-таки другое время), но вот своих высоких церковных престолов точно бы лишились! А ведь политика «двойных стандартов» присуща светской дипломатии, направленной на достижение лишь земных успехов, но никак не христианской проповеди, основанной на небесном Откровении. Вряд ли это можно оспаривать, поучаясь жизнью нашего Господа, Его Предтечи, Апостолов и бесчисленного сонма мучеников… А мы ещё удивляемся катастрофе, постигшей нашу Церковь и державу в 1917 году! Быть может, дав нашим предкам гораздо больше времени на покаяние, чем современникам Ноя, Бог просто не захотел далее терпеть «двойные стандарты», от которых так и не отказались люди, считавшие себя православными христианами?..
Сегодня об этом особенно уместно задуматься и хотя бы попытаться «переменить» свое политизированное (языческое) сознание на евангельское. К этому призывает нас бескомпромиссный глас «Вопиющего в пустыне».
Подборка проповедей на портале Азбука.Ru:
Проповедь протоиерея Родиона Путятина. В день усекновения главы Иоанна Предтечи. |
Проповедь святителя Луки (Войно-Ясенецкого). Слово в день усекновения главы Иоанна Предтечи. |
Проповедь протоиерея Вячеслава Резникова. Усекновение главы Иоанна Предтечи, Мк.6:14-30, Деян.13:25-31. Сегодня Церковь молитвенно вспоминает завершение славного земного пути Крестителя Господня Иоанна. Он был убит не прямо за проповедь грядущего Спасителя, а по-видимому из-за того, что отвлекся от своего главного дела. Связался с Иродом, вмешался в его личную жизнь: «Не должно тебе… ► |
Проповедь священномученика Фаддея (Успенского). Слово в день Усекновения главы святого Иоанна Предтечи. |
Проповедь митрополита Сурожского Антония. Усекновение главы Иоанна Предтечи. Поминовение погибших. |
Проповедь протоиерея Григория Дьяченко. Усекновение главы Предтечи Христова Иоанна. |
Проповедь митрополита Макария (Булгакова). Слово в день усекновения главы святого Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна. О помощи славянам. |
Проповедь святителя Геннадия Схолария. Слово на память Усекновения главы честнаго Пророка, Предтечи и Крестителя Иоанна. |
Проповедь преподобного Феодора Студита. Похвальное слово на усекновение священной главы великаго Крестителя Христова и Предтечи. |
Проповедь епископа Митрофана (Зноско-Боровского). Усекновение главы пророка Иоанна Предтечи. |
Проповедь протоиерея Димитрия Смирнова. Усекновение главы Иоанна Предтечи. |
Проповедь протоиерея Александра Глебова. Проповедь о святом Пророке, Предтече и Крестителе Иоанне. |
Подборка проповедей на портале Православие.Ru:
Снова Иродиада беснуется, снова смущается, снова пляшет, снова требует у Ирода беззаконного усечения главы Иоанна Крестителя. Опять Изавель умышляет восхитить виноградник Навуфеев и умышляет изгнать в горы святого Илию. И не только я один прихожу от сего в ужас, но думаю, что и вы все, слышавшие голос Евангелия, изумитесь вместе со мною дерзновению Иоаннову, неразумию Иродову и звероподобному неистовствованию безбожных женщин. Ибо что мы слышали? Ирод послав ят Иоанна, и связа его в темнице. За что? Иродиады ради, жены Филиппа брата своего.
|
Даже добродетельные женщины, и те имеют склонность властвовать, но они стараются бороться с этим пороком. Те, которые не имеют мужей, тоже хотят властвовать или над семейными, или над соседями. Много злодеяний на земле сделало это сатанинское властвование женщины над мужем. Этим наполнена вся Священная История и вообще вся история земная.
|
|
Неужели этот мир превратился в сумасшедший дом? Люди не хотят Бога, не хотят наибольшего Праведника в этом мире. Кого вы хотите? Кого желаете? Кем вы Христа замените? Кем замените святого Иоанна Крестителя? Собою?! О, моль! О, букашки смертные! Да, люди, когда обезумеют от гордости, когда от самолюбия лишатся рассудка, тогда им Бог не нужен, тогда не нужна им правда Божия.
|
|
Господь попустил завершиться Иродову пиру великим злодеянием и при этом не пожалел величайшего из пророков, строго постника и воздержника, чтобы ясно показать нам, как много зла, несправедливости, жестокости и лжи в пьянстве и разврате. Мы и сами видим, что пьянство и его непременный спутник – разврат, разрушают жизнь человека во всех отношениях.
|
|
Трудно нам, современным людям, потонувшим в расслабленности и плотских грехах, понять человека, который был послан Богом на великое служение, выполнил это служение, и ничто не могло воспротивиться ему в этом служении. Он был послан Богом проповедовать Царство Небесное, он крестил народ в реке Иордане, он учил людей, как им следует поступать, чтобы были прощены их грехи. (MP3 файл. Продолжительность 3:46 мин. Размер 3.7 Mb)
|
|
Как удивительно прекрасен тот человек, которого мы прославляем сегодня. Прекрасен и загадочен. Прекрасен той единственной красотой, которая должна быть в человеке, в падшем человеческом существе, и которая приводит человека к богоподобию – красота бесконечной верности, веры, смирения и совершенно непостижимой для того же падшего человеческого существа духовной силы. (MP3 файл. Продолжительность 14:31 мин. Размер 7 Mb)
|
|
Как дерзко во все времена бесстрашные иродиады уводят из семей послушных иродов и как заклинание твердят: люблю! Но этой ли любви служил евангелист Иоанн Богослов, о ней ли писали апостол Павел и блаженный Августин?
|
Источники:
(864)