УСЕКНОВЕНИЕ ГЛАВЫ ПРОРОКА, ПРЕДТЕЧИ И КРЕСТИТЕЛЯ ГОСПОДНЯ ИОАННА 29 АВГУСТА / 11 СЕНТЯБРЯ (проповеди)


Апо­столь­ское чте­ние

(Деян.13:25-32. – За­ча­ло 33)

Ко­гда Иоанн со­вер­шал свое по­при­ще (слу­же­ние), он го­во­рил: «За ко­го вы ме­ня по­чи­та­е­те? Я не тот [не Мес­сия]. Но вот, идёт за мною Тот, у Ко­го я недо­сто­ин раз­вя­зать обувь на но­гах».

Му­жи бра­тья, сы­ны ро­да Ав­ра­амо­ва, и бо­я­щи­е­ся Бо­га меж­ду ва­ми! Нам по­сла­но сло­во это­го спа­се­ния. Ведь жи­ву­щие в Иеру­са­ли­ме и их на­чаль­ни­ки, не узнав Его и осу­див, ис­пол­ни­ли [тем са­мым] сло­ва про­ро­че­ские, чи­та­е­мые каж­дую суб­бо­ту. И, не най­дя в Нём ни­ка­кой ви­ны, до­стой­ной смер­ти, упро­си­ли Пи­ла­та убить Его. Ко­гда же ис­пол­ни­ли всё на­пи­сан­ное о Нем, то, сняв с дре­ва, по­ло­жи­ли Его в гроб­ни­цу. Но Бог вос­кре­сил Его из мёрт­вых. Его ви­де­ли очень мно­гие, при­шед­шие с Ним из Га­ли­леи в Иеру­са­лим. Они те­перь Его сви­де­те­ли пе­ред на­ро­дом. И мы вам бла­го­вест­ву­ем: обе­ща­ние (обе­то­ва­ние), дан­ное от­цам, Бог ис­пол­нил для нас, их де­тей, вос­кре­сив Иису­са.

Еван­гель­ское чте­ние

(Мк.6:14-30. – За­ча­ло 24)

И про­слы­шал об Иису­се царь Ирод, ибо имя Его ста­ло из­вест­но. И [од­ни] го­во­ри­ли, что это Иоанн Кре­сти­тель вос­крес из мерт­вых, и по­то­му в нём дей­ству­ют чу­до­твор­ные си­лы. Дру­гие го­во­ри­ли, что это Илия, а иные го­во­ри­ли, что это про­рок, как и преж­де бы­ва­ли про­ро­ки. Но Ирод, слу­шая это, го­во­рил: «Это – Иоанн, ко­то­ро­го я обез­гла­вил, и вот – он вос­крес!»

В са­мом де­ле, этот Ирод по­слал схва­тить Иоан­на и в узах бро­сить его тюрь­му – из-за Иро­ди­а­ды, же­ны Филип­па, сво­е­го бра­та, на ко­то­рой Ирод же­нил­ся, – по­то­му что Иоанн го­во­рил ему: «Не долж­но те­бе жить с же­ной бра­та тво­е­го!»

А Иро­ди­а­да за­та­и­ла враж­ду про­тив Иоан­на и же­ла­ла его умерт­вить, но не мог­ла, по­то­му что Ирод бо­ял­ся Иоан­на, зная, что он пра­вед­ник и свя­той, и сбе­ре­гал его. Слу­шая его, он ча­сто при­хо­дил в недо­уме­ние (мож­но пе­ре­ве­сти: бы­вал силь­но сму­щён. – Ю. Р.), но всё же слу­шал его с охо­той.

И на­стал [для неё] удоб­ный слу­чай, ко­гда Ирод по слу­чаю дня сво­е­го рож­де­ния устро­ил пир для сво­их вель­мож, во­е­на­чаль­ни­ков и знат­ных лю­дей Га­ли­леи. И во­шла то­гда дочь этой Иро­ди­а­ды, и ис­пол­ни­ла та­нец, и су­ме­ла уго­дить Иро­ду и воз­ле­жав­шим с ним [го­стям]. И ска­зал царь де­вуш­ке: «Про­си у ме­ня, че­го по­же­ла­ешь, и я дам те­бе!» И он клял­ся ей: «Че­го бы ты ни по­про­си­ла – дам те­бе! Хоть пол­цар­ства мо­е­го!» И она, вый­дя, спро­си­ла у ма­те­ри: «Че­го мне про­сить?» А та ска­за­ла: «Го­ло­ву Иоан­на Кре­сти­те­ля!» И тот­час же по­спе­шив вер­нуть­ся к ца­рю, она изъ­яви­ла та­кую прось­бу: «Же­лаю, чтобы ты сей­час же дал мне на блю­де го­ло­ву Иоан­на Кре­сти­те­ля».

И царь силь­но опе­ча­лил­ся, од­на­ко из-за сво­ей клят­вы, дан­ной пе­ред го­стя­ми, не по­же­лал от­ка­зать ей. Тот­час же, по­слав страж­ни­ка, царь ве­лел при­не­сти го­ло­ву. И тот по­шёл, и обез­гла­вил Иоан­на в тюрь­ме, и при­нёс го­ло­ву его на блю­де, и от­дал её де­вуш­ке, а та от­да­ла её сво­ей ма­те­ри.

И уче­ни­ки Иоан­на, услы­шав об этом, при­шли, и взя­ли те­ло его, и по­ло­жи­ли его в гроб­ни­цу.


При­ме­ча­ния

[1] Сла­вян­ское сло­во усек­новение – пе­ре­вод гре­че­ско­го апо­томэ, что зна­чит «от­ру­ба­ние», «от­се­че­ние».

[2] Так бук­валь­но пе­ре­во­дит­ся его пер­вое по­чет­ное име­но­ва­ние: гре­че­ское Продро­мос, сла­вян­ское Предтеча.

Юрий Ру­бан,
канд. ист. на­ук, канд. бо­го­сло­вия

Можно ли обличать власть имущих?

Се­го­дня у пра­во­слав­ных хри­сти­ан пе­чаль­ный празд­ник. В ка­лен­да­ре он на­зы­ва­ет­ся «Усек­но­ве­ние[1] гла­вы Про­ро­ка, Пред­те­чи и Кре­сти­те­ля Гос­под­ня Иоан­на» и по­свя­щён вос­по­ми­на­нию ги­бе­ли это­го всем из­вест­но­го свя­то­го. По­учи­тель­ные бо­го­слу­жеб­ные тек­сты празд­ни­ка по­дроб­но ва­рьи­ру­ют тра­ги­че­скую ис­то­рию Иоан­на, ве­ли­ко­го Про­ро­ка и Пред­ше­ствен­ни­ка[2] Иису­са Хри­ста, крат­ко опи­сан­ную в Еван­ге­ли­ях. Вы­сту­пив на слу­же­ние в 27 (или 28) го­ду н. э., он воз­ве­щал о при­бли­же­нии «Небес­но­го Цар­ства», ко­то­рое на­сту­пит с при­ше­стви­ем дол­го­ждан­но­го По­ма­зан­ни­ка Бо­жия (Мес­сии, по-гре­че­ски Хри­ста). Усло­ви­ем вхож­де­ния в это Цар­ство ста­но­вит­ся ис­крен­нее же­ла­ние ду­хов­но­го пе­ре­рож­де­ния, или по­ка­я­ние (греч. метанойа), в бук­валь­ном пе­ре­во­де – «пе­ре­ме­на со­зна­ния»! Зри­мым сим­во­лом по­ка­я­ния он из­би­ра­ет древ­ний об­ряд омо­ве­ния в во­де, по-гре­че­ски – баптисма; от­сю­да его вто­рое про­зви­ще – Бап­тистэс (Бап­тист), во­шед­шее без пе­ре­во­да в за­пад­но­ев­ро­пей­ские язы­ки (в сла­вян­ском пе­ре­во­де – Кре­сти­тель).

Иоанн ис­по­ве­ду­ет Мес­си­ей при­шед­ше­го к нему Иису­са и со­вер­ша­ет над Ним тот же об­ряд. Неко­то­рые из его уче­ни­ков ста­но­вят­ся апо­сто­ла­ми Хри­ста. По­сле это­го Иоанн ещё око­ло го­да про­дол­жа­ет свою про­по­ведь, не стра­шась власть иму­щих. Как рев­ни­тель пра­вед­но­сти, он сме­ло и при­люд­но об­ли­ча­ет кро­во­сме­си­тель­ный брак пра­ви­те­ля Га­ли­леи (Се­вер­ной Па­ле­сти­ны) Иро­да Ан­ти­пы, ко­то­рый от­нял у сво­е­го бра­та же­ну Иро­ди­а­ду и же­нил­ся на ней при жиз­ни преж­не­го му­жа, гру­бо на­ру­шив иудей­ский за­кон. Раз­дра­жён­ный царь за­клю­ча­ет Иоан­на в тем­ни­цу, но всё же по­ба­и­ва­ет­ся про­ро­ка из-за его по­пуляр­но­сти в на­ро­де. Он да­же при­хо­дит к нему для бе­сед, оче­вид­но, нели­це­при­ят­ных, по­то­му что, слу­шая про­ро­ка, при­хо­дит по­рой в «силь­ное сму­ще­ние» (Мк.6:20), но, на­хо­дясь под вли­я­ни­ем нена­ви­дев­шей Иоан­на же­ны, ни­че­го не пред­при­ни­ма­ет. Вско­ре на­сту­па­ет кро­ва­вая раз­вяз­ка.

Од­на­жды на пи­ру пад­че­ри­ца Иро­да Са­ло­мея на­столь­ко уго­жда­ет ему сво­ей пляс­кой, что он неосто­рож­но кля­нёт­ся ис­пол­нить лю­бое её же­ла­ние. По на­у­ще­нию ма­те­ри, Са­ло­мея про­сит го­ло­ву Иоан­на Кре­сти­те­ля. Па­лач на­прав­ля­ет­ся в тем­ни­цу, каз­нит про­ро­ка и по усло­вию по­да­ёт Са­ло­мее на блю­де го­ло­ву Иоан­на, а та от­но­сит её в пир­ше­ствен­ный зал и де­мон­стра­тив­но пе­ре­да­ет ма­те­ри для глум­ле­ния. Те­ло Иоан­на Кре­сти­те­ля по­гре­ба­ют его уче­ни­ки.

В этот день пра­во­слав­ным хри­сти­а­нам пред­пи­сан стро­гий пост. При­чём, рань­ше на Ру­си да­же за­пре­ща­лось есть круг­лые пло­ды, на­по­ми­на­ю­щие по фор­ме от­се­чён­ную че­ло­ве­че­скую го­ло­ву, а так­же брать в ру­ки нож и ост­рые пред­ме­ты (ра­зу­ме­ет­ся, это на­род­ные при­ме­ты).

Жизнь и смерть это­го Свя­то­го, ко­то­ро­го Сам Хри­стос на­звал «ве­ли­чай­шим меж­ду рож­ден­ных жен­щи­на­ми» (Мф.11:11), – на­гляд­ное под­твер­жде­ние то­го неоспо­ри­мо­го прин­ци­па, что лю­дей нель­зя слу­шать «боль­ше, чем Бо­га» (Деян.4:19). Су­ро­во на­ка­зав двух пер­вых Из­ра­иль­ских ца­рей – Са­у­ла и Да­ви­да, – Бог под­твер­дил ра­нее ска­зан­ное Мо­и­сею, что Его За­ко­ны оди­на­ко­вы для всех без ис­клю­че­ния. Иоанн Кре­сти­тель ни­ко­гда это­го не за­бы­вал, по­то­му и был столь «неди­пло­ма­ти­чен» по от­но­ше­нию к сво­е­му ца­рю.

К со­жа­ле­нию, в на­шей ис­то­рии по­доб­ные об­ли­чи­те­ли – ис­клю­че­ние (яр­чай­ший при­мер – свя­ти­тель Филипп, уби­тый по при­ка­зу ца­ря-са­ди­ста Ива­на Гроз­но­го). Об­ли­чи­ли ли по­сле­ду­ю­щие иерар­хи (хо­ро­шо знав­шие ис­то­рию Иоан­на Пред­те­чи!) ко­го-ли­бо из на­ших «хри­сти­ан­ней­ших» им­пе­ра­то­ров или «гла­мур­ных» им­пе­ра­триц его сло­ва­ми: «Не долж­но те­бе пре­лю­бо­дей­ство­вать с фа­во­рит­кой (фа­во­ри­том)!» (а для них это бы­ло де­лом обыч­ным, санк­ци­о­ни­ро­ван­ным язы­че­ским по про­ис­хож­де­нию «штат­ным по­ло­же­ни­ем» са­мо­держ­ца)? Нет! Не об­ли­чи­ли! За свои го­ло­вы (в бук­валь­ном смыс­ле) они уже не бо­я­лись (всё-та­ки дру­гое вре­мя), но вот сво­их вы­со­ких цер­ков­ных пре­сто­лов точ­но бы ли­ши­лись! А ведь по­ли­ти­ка «двой­ных стан­дар­тов» при­су­ща свет­ской ди­пло­ма­тии, на­прав­лен­ной на до­сти­же­ние лишь зем­ных успе­хов, но ни­как не хри­сти­ан­ской про­по­ве­ди, ос­но­ван­ной на небес­ном От­кро­ве­нии. Вряд ли это мож­но оспа­ри­вать, по­уча­ясь жиз­нью на­ше­го Гос­по­да, Его Пред­те­чи, Апо­сто­лов и бес­чис­лен­но­го сон­ма му­че­ни­ков… А мы ещё удив­ля­ем­ся ка­та­стро­фе, по­стиг­шей на­шу Цер­ковь и дер­жа­ву в 1917 го­ду! Быть мо­жет, дав на­шим пред­кам го­раз­до боль­ше вре­ме­ни на по­ка­я­ние, чем совре­мен­ни­кам Ноя, Бог про­сто не за­хо­тел да­лее тер­петь «двой­ные стан­дар­ты», от ко­то­рых так и не от­ка­за­лись лю­ди, счи­тав­шие се­бя пра­во­слав­ны­ми хри­сти­а­на­ми?..

Се­го­дня об этом осо­бен­но умест­но за­ду­мать­ся и хо­тя бы по­пы­тать­ся «пе­ре­ме­нить» свое по­ли­ти­зи­ро­ван­ное (язы­че­ское) со­зна­ние на еван­гель­ское. К это­му при­зы­ва­ет нас бес­ком­про­мисс­ный глас «Во­пи­ю­ще­го в пу­стыне».

Подборка проповедей на портале Азбука.Ru:

Прот. Родион Путятин.Проповедь протоиерея Родиона Путятина. В день усекновения главы Иоанна Предтечи.

И почитаем вси честныя твоея главы усекновение. Мы ныне с почтением и благоговением торжественно вспоминаем усекновение честной главы честного, славного пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна. Почему так почтенно, так важно и дорого для всех усекновение главы Иоанна? Потому что… ►

Свт. Лука (Войно-Ясенецкий). Проповедь святителя Луки (Войно-Ясенецкого). Слово в день усекновения главы Иоанна Предтечи.

Позорнейшим пятном в истории человечества был тот страшный день, в который под мечом палача упала святейшая глава Иоанна Предтечи и Крестителя Господня, величайшего из рожденных женами, по слову Господа нашего Иисуса Христа. Упала глава его, и была принесена на диавольский пир, и была отдана плясавшей… ►

Проповедь протоиерея Вячеслава Резникова.  Усекновение главы Иоанна Предтечи, Мк.6:14-30, Деян.13:25-31.
Сегодня Церковь молитвенно вспоминает завершение славного земного пути Крестителя Господня Иоанна. Он был убит не прямо за проповедь грядущего Спасителя, а по-видимому из-за того, что отвлекся от своего главного дела. Связался с Иродом, вмешался в его личную жизнь: «Не должно тебе… ►

Сщмч. Фаддей (Успенский).Проповедь священномученика Фаддея (Успенского). Слово в день Усекновения главы святого Иоанна Предтечи.

Ирод бо бояшеся Иоанна, ведый его мужа праведна и свята, и соблюдаше его: и послушав его, многа творяше, и в сладость его послушаше (Мк.6:20). Так даже для людей крайне нечестивых и развращенных слова, хотя бы и обличительные, мужей святых и праведных не проходят бесследно. Можно ли ожидать, чтобы… ►

Митр. Сурожский Антоний.Проповедь митрополита Сурожского Антония. Усекновение главы Иоанна Предтечи. Поминовение погибших.

Мы привыкли в нашей жизни, что о всякой нужде, по поводу всякого случая мы обращаемся к Богу за Его помощью. И на каждый наш зов, на каждый крик тоски, страдания, страха мы ожидаем, что Господь вступится за нас, защитит, утешит; и мы знаем, что Он делает это постоянно и что предельную Свою заботу о нас… ►

Проповедь протоиерея Григория Дьяченко.  Усекновение главы Предтечи Христова Иоанна.

Предтече Господа нашего И. Христа, предварившему рождество Его, надлежало предварить и спасительную смерть Его своею смертию, дабы как на земле проповедывал он пришествие Господа, возвещая: «грядет креплий мене в след мене» (Марк. 1, 7), так и во аде содержимым там душам возвестить, что уже… ►

Митр. Макарий (Булгаков).Проповедь митрополита Макария (Булгакова). Слово в день усекновения главы святого Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна. О помощи славянам.

Настоящий праздник, трогательный для нас всегда по тем священным воспоминаниям, которыя он пробуждает, становится для нас еще трогательнее в виду современных событий, заставляющих трепетать всякое русское сердце. С благоговейною грустью, в посте и молитве, воспоминаем мы ныне… ►

Свт. Геннадий Схоларий.Проповедь святителя Геннадия Схолария. Слово на память Усекновения главы честнаго Пророка, Предтечи и Крестителя Иоанна.

Поистине, блаженный и Креститель Иоанн, живший на границе между Образом и Истиной и ставший как бы некоей связью между временами того и другой, заслуженно предоставляет обильный материал для желающих восхвалить его; и одни, вот, соразмеряют свои речи с воздаваемыми ему почестями в течение… ►

Прп. Феодор Студит.Проповедь преподобного Феодора Студита. Похвальное слово на усекновение священной главы великаго Крестителя Христова и Предтечи.

Светлое и боголепное торжество ныне собрало нас к духовному празднеству, о, христолюбцы. Светлым это торжество достойно именуется и по самому имени воспоминаемаго, ибо он светильник света и есть и называется; конечно, не в том смысле оно светло, чтобы вещественными лучами освещало наши телесныя… ►

Еп. Митрофан (Зноско-Боровский).Проповедь епископа Митрофана (Зноско-Боровского). Усекновение главы пророка Иоанна Предтечи.

Сегодня, прославляя великого праведника, за правду пострадавшего, св. Церковь совершает поминовение христианских воинов, за правду убиенных, на поле брани живот свой положивших. Правда для христианина дороже всего. Без правды невозможна жизнь. Правда — краше солнца, говорит народная пословица. Св. Иоанн Креститель жил правдой, учил правде и всем говорил правду… ►

Прот. Димитрий Смирнов.Проповедь протоиерея Димитрия Смирнова. Усекновение главы Иоанна Предтечи.

Завтра мы со всею Церковью вспоминаем блаженную кончину Предтечи Господня Иоанна. Обычно, если память великого святого совпадает с постным днем, пост ослабляется. А празднование Иоанна Крестителя сопряжено с постом, потому что к нашему торжеству примешивается скорбь. Это связано с тем, что после смерти… ►

Прот. Александр Глебов.Проповедь протоиерея Александра Глебова. Проповедь о святом Пророке, Предтече и Крестителе Иоанне.

Сегодня мы вспоминаем память того человека, того великого праведника, о котором Сам Господь сказал так: «Истинно говорю вам, что не было среди рожденных женами большего, чем Иоанн Креститель». Так Он сказал о Своем современнике, о Своем родственнике, о пророке Иоанне. Кем же был Иоанн Креститель… ►

Подборка проповедей на портале Православие.Ru:

Святитель Иоанн Златоуст
Снова Иродиада беснуется, снова смущается, снова пляшет, снова требует у Ирода беззаконного усечения главы Иоанна Крестителя. Опять Изавель умышляет восхитить виноградник Навуфеев и умышляет изгнать в горы святого Илию. И не только я один прихожу от сего в ужас, но думаю, что и вы все, слышавшие голос Евангелия, изумитесь вместе со мною дерзновению Иоаннову, неразумию Иродову и звероподобному неистовствованию безбожных женщин. Ибо что мы слышали? Ирод послав ят Иоанна, и связа его в темнице. За что? Иродиады ради, жены Филиппа брата своего.
Архимандрит Алипий (Воронов)
Даже добродетельные женщины, и те имеют склонность властвовать, но они стараются бороться с этим пороком. Те, которые не имеют мужей, тоже хотят властвовать или над семейными, или над соседями. Много злодеяний на земле сделало это сатанинское властвование женщины над мужем. Этим наполнена вся Священная История и вообще вся история земная.
Преподобный Иустин (Попович)
Неужели этот мир превратился в сумасшедший дом? Люди не хотят Бога, не хотят наибольшего Праведника в этом мире. Кого вы хотите? Кого желаете? Кем вы Христа замените? Кем замените святого Иоанна Крестителя? Собою?! О, моль! О, букашки смертные! Да, люди, когда обезумеют от гордости, когда от самолюбия лишатся рассудка, тогда им Бог не нужен, тогда не нужна им правда Божия.
Священник Димитрий Миролюбов
Господь попустил завершиться Иродову пиру великим злодеянием и при этом не пожалел величайшего из пророков, строго постника и воздержника, чтобы ясно показать нам, как много зла, несправедливости, жестокости и лжи в пьянстве и разврате. Мы и сами видим, что пьянство и его непременный спутник – разврат, разрушают жизнь человека во всех отношениях.
Игумен Амвросий (Коньков)
Трудно нам, современным людям, потонувшим в расслабленности и плотских грехах, понять человека, который был послан Богом на великое служение, выполнил это служение, и ничто не могло воспротивиться ему в этом служении. Он был послан Богом проповедовать Царство Небесное, он крестил народ в реке Иордане, он учил людей, как им следует поступать, чтобы были прощены их грехи. (MP3 файл. Продолжительность 3:46 мин. Размер 3.7 Mb)
Архимандрит Тихон (Шевкунов)
Как удивительно прекрасен тот человек, которого мы прославляем сегодня. Прекрасен и загадочен. Прекрасен той единственной красотой, которая должна быть в человеке, в падшем человеческом существе, и которая приводит человека к богоподобию – красота бесконечной верности, веры, смирения и совершенно непостижимой для того же падшего человеческого существа духовной силы. (MP3 файл. Продолжительность 14:31 мин. Размер 7 Mb)
Епископ Душанбинский и Таджикистанский Питирим
Как дерзко во все времена бесстрашные иродиады уводят из семей послушных иродов и как заклинание твердят: люблю! Но этой ли любви служил евангелист Иоанн Богослов, о ней ли писали апостол Павел и блаженный Августин?

Источники:

https://azbyka.ru/

http://www.pravoslavie.ru/

(864)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *