Проповедь протоиерея Василия Михайловского
На Кол.1:12–18.
12. Братия, благодаря Бога и Отца, призвавшего нас к участию в наследии святых во свете,
13. избавившего нас от власти тьмы и введшего в Царство возлюбленного Сына Своего,
14. в Котором мы имеем искупление Кровию Его и прощение грехов,
15. Который есть образ Бога невидимого, рожденный прежде всякой твари;
16. ибо Им создано все, что на небесах и что на земле, видимое и невидимое: престолы ли, господства ли, начальства ли, власти ли, – все Им и для Него создано;
17. и Он есть прежде всего, и все Им стоит.
18. И Он есть глава тела Церкви; Он – начаток, первенец из мертвых, дабы иметь Ему во всем первенство.
Сегодня в первый раз на Божественной литургии в течение года, не без основания перед Рождеством Христовым, произнесено апостольское чтение из Послания к Колоссянам о Божестве Христа. А потому мы сначала и предложим вниманию слушателей несколько слов о Колоссах и его жителях.
Город Колоссы находился в малоазиатской области – в великой Фригии (ныне в азиатской Турции). Церковь христианская там основана была не самим апостолом Павлом, а его учениками, особенно Епафрасом. В состав этой Церкви вошли по большей части христиане из язычников. Но были в ней, конечно, и обратившиеся ко Христу евреи. Общество колоссян, как и вообще фригийцев, еще и до христианства имело наклонность к излишней мечтательности. Эта-то мечтательность перешла и в сердца обратившихся колоссян. Колосские христиане, вращаясь среди философов-мечтателей, с самого начала с увлечением отдавшиеся Христу и чрез то радовавшие апостола (Кол. I, 6, 8; IV, 12–13), в скором времени стали сочувствовать и многим пустым, хотя и обольстительным, мудрованиям своих философов. Эти философы, должно быть из узкозорких и мнительных евреев, стали унижать Христа и Его служение, а возвышать служение и поклонение Ангелам. Они хвастали своею заоблачною, таинственною мудростию и при этом привлекали к себе внимание своею строгою жизнию, враждою к своей плоти как к темнице души. Св. апостол и осуждает мечтательность таких лжеучителей, суемудрых философов, увлекающих колосского христианина философиею и пустым обольщением (Кол. II, 8). Он говорит, что их учение, их строгая жизнь есть только вид, призрак мудрости, проявляющейся в самовольном служении Ангелам, в изнурении тела, в небрежении о насыщении плоти (Кол. II, 23). Он же предостерегает от мнительности и мелочности в набожности этих строгих людей, которые сами боялись и других стращали что-либо у них завещанное, намеченное вкушать, осязать или только слегка касаться, как будто бы в нарушении этой заповеди их уже состоит великий грех (Кол. II, 21). Кстати сказать, и у нас есть тоже такие постники или постницы, которые не только вкушение чего-либо, но даже прикосновение к нему считают тяжким грехом…
Имея в виду таких-то лжеучителей, горделивых, поклоняющихся Ангелам и унижающих Христа, св. апостол и написал в Колоссы послание. В нем он раскрывает учение о лице Иисуса Христа и спасительных для нас действиях Его – страдании и смерти. Именно Христос у апостола Павла изображается в послании выше всего мира, Существом, Которому поклоняются все небесные силы – все Ангелы. Христос есть Творец мира, Бог и Человек; Он – Глава Церкви, Источник всякой мудрости и знания; Он не стесняет Своих верующих, подобно лжеучителям, какими-нибудь одними, обязательными для всех, внешними обрядами вроде того, до чего в иной день можно дотронуться, а до чего нельзя; Он от тленных благ мира ведет верующих постепенно к высшему совершенству. Следовательно, только Ему и Его Отцу, а не Ангелам подобает высшее поклонение. Следовательно, мы, христиане, должны слушать Его учение, повиноваться Ему и постоянно иметь к Нему живейшую благодарность за все милости Его к нам. Об этом и увещевает нас ныне св. апостол.
Гл. I, ст. 12. Братия, благодаря Бога и Отца за то, что Он призвал нас к участию в наследии святых людей в Его обителях во свете, т. е. в светлом Царстве Небесном.
Ст. 13. Будем благодарить Его и за то, что Он избавил нас от власти тьмы, т. е. от темной, нечистой силы – от сатаны, и ввел в Царство возлюбленного сына Своего, т. е. в Его Церковь.
Ст. 14. В ней-то, в Его Церкви, мы только и получаем спасение, в ней мы имеем искупление Кровию Его и прощение грехов. Христос так возлюбил Церковь, т. е. общество людей с верою, что Себя предал за нее, чтобы освятить ее, чтобы она была свята и непорочна (Еф. V, 25). Таким образом, спасение наше совершено ни кем-либо из сотворенных существ, например Ангелов, но Самим Сыном Божиим,
Ст. 15. Который есть Образ Бога Невидимого, Который рожден предвечно, прежде всякой твари. Он, будучи безначален, Сам вечен, дал жизнь всему.
Ст. 16. Им создано все, что на небесах, т. е. мир духовный и светила, и все, что на земле и в земле, все видимое и невидимое; весь духовный мир, состоящий из девяти членов или разрядов, как-то: ближайшие к нам – Ангелы и Архангелы, и ближайшие к Господу – Престолы, Господства, Начальства, Власти, Силы, Херувимы и Серафимы; все Им и для Него создано. Все духовные, бестелесные существа созданы для прославления Святой Троицы и для Христовой Церкви, и для своего блаженства. Они, окружая Господа, троичного в Лицах, постоянно воспевают хвалебную песнь – Аллилуйя, или Свят, Свят, Свят; и в этом песнопении находят для себя блаженную жизнь. Кроме того, мир духовный исполняет волю Божию. Так, Ангелы посылались к благочестивым людям для объявления им пророчеств, например Захарии (Лк. 1,12); или для освящения их на общественное служение, например судии Гедеону (Суд. VI, 11–12) или пророку Исайи (Ис. VI, 6); или для выражения благословения Божия, например Аврааму, принесшему уже в жертву сына своего и уже поднявшему нож над ним (Быт. XXII, 11–18); или, например, для благовещения Божией Матери (Лк. I, 26–38). Или Ангелы посылались для наказания и вразумления людей, например в Содоме (Быт. XIX, 1), перед исходом израильтян из Египта (Чис. XX, 16); они спасали евреев в борьбе их с неприятелями, избивая последних во множестве (Исх. XXIII, 20, 23; 4Цар. XIX, 35). Наконец, Самому Христу во время Его земной жизни Ангелы служили постоянно, например при крещении, во время страданий (Мф. IV, 11; Лк. XXII, 43; Пс. XC, 11–12). Точно так же св. Ангелы заботятся о нашем спасении (Евр. I, 7, 14) и радуются, когда видят обращение хоть одного кающегося грешника (Лк. XV, 7, 10). Следовательно, люди, воздавая почитание нашим благодетелям, Ангелам-хранителям и св. угодникам, в то же время должны возносить главное благодарение ко Христу, потому что по Его воле Ангелы и Божий угодники заботятся о нашем спасении.
Ст. 17. Он есть прежде всего, т. е. не было времени, когда бы Его не было, или лучше – Он был вечно, прежде времени, которое появилось вместе с творением. Все Им, нашим Создателем и Спасителем, стоит. Отвратит Он лице Свое – и все возмятется.
Ст. 18. И Он же, а не Ангел какой, тем более не человек вроде папы римского, есть Глава Тела, т. е. всей Церкви истинной. Он есть начаток, первенец из мертвых, дабы иметь Ему во всем первенство. Ему же и подобает всякая слава, честь и поклонение.
Но, слушатели, чем же мы возблагодарим Бога Отца и Сына и Святого Духа, соделавших и содевающих наше спасение?
Во-первых, верою во Единого Бога, Троичного в Лицах, всецелым Ему поклонением и единственною надеждою только на Него. Потому что Им все создано, от Него все зависит, все ниже Его. Следовательно, предпочтение Ему других существ или уравнение их с Богом – грех тяжкий, оскорбление Богу великое. А нельзя скрывать того, что даже в нашем православном обществе, в среде простого народа, угодников Божиих почитают наравне с Богом, например, св. Николаю Чудотворцу воздают не меньше чести и поклонения, чем Самому Иисусу Христу. Угоднику иногда больше празднуют, чем Спасителю нашему, чрез Которого угодники-то и получают благодать и милость для помощи нам. Или иные христиане в известной болезни обращаются к такому-то святому, в другой – к другому святому; и притом с такою исключительностию, что как будто бы другой угодник Божий уже и не поможет в этой болезни, и при таком благоговении к святому, которое заслоняет и отстраняет высшее поклонение Единому Богу Истинному, Источнику всякого блага. Несомненно, что и святым Бог по мере их святости дарует дарования различные. Но так как каждый святой близок к Богу, то Господь слышит молитву и ходатайство каждого святого о наших нуждах. Ах, православные! Не забудьте при молитвах угодникам Божиим возноситься мыслью к Самому Господу и веровать, что святые угодники Божий – не самое Божество; они друзья Божий, они все-таки люди, наши старшие братья, своею жизнью удостоившиеся блаженства и сделавшиеся ходатаями за нас, грешных. Поэтому-то Церковь и научает нас обращаться к святым угодникам не как ко всесильным существам, но только как к посредникам и ходатаям за нас. Вы слышите на молебнах припев святым: «Моли Бога о нас, святителю отче Николае» и т. д., т. е. принеси нашу молитву к Богу ты, угодниче, как достойный, близкий к Богу, испроси у Него нам, грешным и недостойным, милости от Него.
Не унижайте, с другой стороны, одного святого пред другим. Святая Церковь наша каждый день в году отдала под покровительство одного или нескольких святых и чрез то внушает нам каждое утро по святцам обращаться с молитвою к празднуемым в каждый день святым, воспоминая в то же время и других, более известных нам угодников. Еще прискорбнее видеть, что иные воздают божеские почести собственно одной какой-либо иконе как веществу известного размера, ей только и кланяются, пред нею только и молебны служат. Иконы пишет иконописец на дереве или на холсте, или на другом материале, приготовленном тоже людьми. Но икона достойна чествования собственно потому, что на ней изображаются те живые, высокие, святые лица, которые за свои милости, за свою жизнь достойны нашего чествования, подобно тому, как мы уважаем, оберегаем от посмеяния и любим портреты наших родителей и других благодетелей. Поэтому, христиане, молясь пред святою иконою, молитесь не дереву известного размера, не краскам, золоту и другим украшениям, но самому лицу, изображенному на иконе. И молясь пред св. иконами, помните, что милость Божия чрез св. угодников подается по мере веры нашей. Не забудьте, что и обращавшиеся к Спасителю во время Его земной жизни, так сказать, соприкасавшиеся с Ним, не все удостоивались Его милостей, потому что Спаситель видел веру людей; иному прямо говорил: вера твоя спасла тебя; другим: по вере вашей буди вам; третьему: насколько веруешь – настолько и получишь; а иных просьбу даже и вовсе не уважал, например жителей Назарета, где Он жил почти 30 лет, – не исполнил просьбу их, собственно, за их неверие.
Итак, православные, в молитвах наших ко святым угодникам Божиим будем в чувствах благодарности воздавать достойное Божеское почтение Единому Истинному Богу и проявлять при этом твердую веру и надежду только на Него одного. Один Бог и Отец всех, Который над всеми и над всем (Еф. IV, 6). Иначе мы можем подлежать церковной анафеме. Вот какое грозное слово возвещено миру из уст досточтимых пастырей Церкви: «Предаем анафеме тех, которые или святому, или Ангелу, или иконе, или кресту, или мощам святым, или чему другому воздают такую честь, которая прилична Единому в Троице Богу».
Если уж оскорбительно для величия Божия и неблагодарно с нашей стороны чрезмерное уважение святых угодников Божиих, то как оскорбительно Богу видеть нас, христиан, опять под властью темною? Бог Отец избавил нас кровию Сына Своего от власти темной и призвал нас к участию в светлых Его обителях. Что может быть выше такой любви Божией к нам? Какое лучшее состояние можно и представить, кроме сего, нам предназначенного? И как мы должны бы ценить то! Христос – наш Путь к Отцу, Истина и Жизнь (Ин. XIV, 6). У Него, в Нем глаголы – залог живота вечного. Нам бы оставалось только стремиться к Свету, подобно тому, как каждое нежное растение, каждый цветок непременно, несмотря ни на что, наклоняет свою вершину к солнечной стороне. Сама внешняя природа научает нас слушаться голоса, призвавшего нас в светлое Царство. Да и по чувству детского страха, по сознанию зависимости от Бога и особенно ради безмерной любви Бога к нам, недостойным ее, мы должны бы вести жизнь светлую, чистую. И своим словом, своею молитвою, а особенно своею жизнью всем и каждому мы обязаны возвещать славу и величие Бога Отца и Его Единородного Сына. Но какова жизнь наша?
Как ни тяжело сознаться, а приходится покаяться, что мы, нося высокое, первое в свете имя и звание православного христианина, делами своими отрекаемся от Христа, имеем только вид благочестия и правоверия, не усвоивши его силы. И в текущей жизни ясно видно, насколько мы Христовы ученики.
Над нами Христос есть Глава. Он есть Спаситель Церкви как Своего Тела. А следовательно, каждый из нас в этом Теле состоит членом (1Кор. XII, 27). В живом теле, например в человеческом, когда бывает боль в одном члене, то эта боль чувствуется и в других; в здоровом же состоянии один член помогает, служит другому, чтобы жизнь и деятельность шли своим чередом, правильно, без задержки. В теле живет и управляет светлая, мыслящая душа; она сама и настраивает наши движения по тому или иному направлению; и пока душа светла, пока ее слушаются, до тех пор и жизнь в порядке. Применим же теперь мы свою жизнь, наши отношения друг к другу, как член к члену, и наши отношения ко Христу – Главе нашей. Слушаемся ли мы Главы Своей? Нет, не всегда. Оттого правильно ли идет наша жизнь – и душевная, и общественная внешняя? Нет и нет. Много нестроений, ссор, болезней, несправедливостей. Отчего же? Оттого, что мы не так себя ведем, как члены в теле. Мы не чувствуем боли другого члена, нашего ближнего; знаем только самих себя; зато и себе сочувствия в нужде, в горе не видим. Мы не оказываем помощи, содействия другим и при правильном ходе жизни. Это ли общение, это ли братство? А радостно было бы Отцу нашему Небесному смотреть, если бы мы, дети, жили между собою в мире и любви и усердно во всем добром помогали друг другу (Пс. CXXXII,1–3). И Главе нашей, Иисусу Христу, благоугодно было бы видеть, если бы мы, все члены, уважали друг друга, не стесняли бы друг друга, давали бы каждый другому возможность правильно и с общею пользою развиваться. И в теле все члены так размещены, так устроены, что лишнего нет – каждый имеет свое дело, свое назначение и не стесняет другого, и в то же время не может обойтись без другого. Не может глаз сказать руке: ты мне не надобна; или также голова ногам: вы мне не нужны. Напротив, члены тела, которые кажутся слабейшими, гораздо нужнее, и которые нам кажутся менее благородными в теле, о тех более прилагаем попечения… Бог так соразмерил тело… дабы не было разделения в теле, а все члены одинаково заботились друг о друге… И вы – тело Христово, а порознь – члены (1Кор. XII, 21–25, 27). Страдает ли один из членов Церкви, с ним должны страдать и все члены; славится ли один из членов Церкви, с ним радуются и должны сорадоваться и все члены (1Кор. XII, 26). Но сожаление к горю другого не часто видишь в христианах, а сорадование счастью ближнего – диво, замечательная редкость. Так-то мы живем! Это ли угождение Богу? Это ли благодарение к Нему за то, что Он сделал и делает для нас?
Итак, в чем же должна проявляться благодарность к Богу? Во-первых, в твердой вере в Него единого, в исповедании ее, в прославлении Божия имени и милостей, в надежде только на Него, в терпеливом перенесении своей участи и в неизменной любви к Нему, которая должна проявляться в радостной встрече всяких скорбей, в заботе о том, чтобы не отпасть от Бога, не оскорбить Его грехами, а главное – в исполнении Его святой воли и заповедей о правильной любви к ближнему. Благотворящий бедному дает взаймы Господу (Притч. XIX, 17). Кто из нас говорит, что он во свете, а ненавидит брата своего, тот еще во тьме (1Ин. II, 9) и еще не воспользовался милостивым гласом Господа Бога, призывающего нас в общение святых во свете (Кол. I, 12).
(9)