Перенесение из Едессы нерукотвореннаго образа Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа (проповеди)

Проповедь протоиерея Григория Дьяченко

Перенесение из Едесса нерукотвореннаго образа Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа

(О почитании икон)

I.

В заключении евангелия от Иоанна читаем, что «суть и ина многа, яже сотвори Иисус, яже не суть писана в книгах сих» (евангелиях) (Иоан. 21, 25). Одно из таковых, не писанных в евангелии, чудесных действий И. Христа, служит, братия, основанием настоящаго празднества.

До Авгаря, едесского владельца, как говорит древнее предание, страдавшаго неисцельною болезнию, дошел слух, что в Иудее явился необыкновенный муж, называемый Иисусом, Который одним словом исцеляет всякие болезни. Движимый желанием здравия, Авгарь немедленно отправляет одного из своих слуг, по имени Ананию, сведущаго в искусстве живописи, с письмом к великому Чудотворцу, в коем содержалось приглашение прийти в Едессу для подания исцеления ее владельцу. Вместе с тем дано было повеление Анании снять, неведомо от Чудотворца, изображение лица Его. Анания успешно исполнил одну часть своего поручения, – вручил письмо своего владельца, и получил сам в ответ письмо, в котором было сказано, что Божественному Чудотворцу надлежит оставаться неисходно в Иудее, до дня Своего вознесения на небо, но что после сего события к Авгарю послан будет один из Его апостолов с спасением не только телесным, но и душевным. Но другую часть поручения – снять изображение лица Иисусова, Анания никак не мог исполнить: Божественный образ оставался превыше всех усилий искусства, и художник никак не находил желанного сходства в своем изображении с великим подлинником. Сердцеведец видел все это и не восхотел, чтобы труд Анании и усердие его владыки остались без награды. Омыв нарочно в присутствии его лице Свое водою, Он отер его убрусом, – и вдруг на сем убрусе со всею точностию отпечатлелся Его божественный образ, который составил драгоценнейший дар для едесского владельца. По вознесении Спасителя на небо, исполнено было обещание и касательно послания Авгарю апостола. Фаддей, один из семидесяти апостолов, достигши Едессы, преподал ему исцеление от недуга телеснаго, и вместе с тем доставил ему и его подданым спасение вечное, окрестив их во имя Господа Иисуса. А нерукотворенный образ Спасителя и по кончине Авгаря долго составлял необоримую стену для Едессы от врагов видимых и невидимых, доколе не приобретен, как драгоценное сокровище, Романом, царем греческим, и не перенесен в Константинополь в шестнадцатый день месяца августа, – по какому случаю и получило начало нынешнее празднество.

II.

Таким чудесным изображением пречистаго лица Своего на убрусе Иисус Христос благословил быть иконам. Известно также, что евангелист Лука был живописец и написал несколько икон Божией Матери, которыя вскоре и сделались предметом поклонения. Как только стали строиться христианские храмы, иконы явились необходимым их украшением.

а)Почитать иконы и с благоговением к ним обращаться есть потребность нашей души. Кому не случалось слышать, или примечать, какое для людей, в разлуке находящихся, имеют значение изображения лиц чтимых и любимых, с которыми разлучены? Дочь, пораженная горем, устремляется к изображению своей милой и дорогой матери и пред бездушным веществом, на котором вид ее отпечатлен, изливает свои слезы и печали, просит ее благословения и молитв. Муж, лишившийся любимой супруги, делившей с ним и скорби, и радости жизни, не отводит очей от ее изображения, поведает ей, как живой, тяжесть своего одиночества, переносится воображением и желанием в страну неизвестную, туда, где она.

б)Если так естественна и так сильна в сердце человека потребность видеть пред собою художеством отпечатленныя лица близких и родных, то эта потребность принимает высшее, священное значение, как скоро приближает душу верующую к миру небожителей. По мере, как узнаем их жизнь благочестивую, их учение и силу чудотворную, воображаем их участь блаженную, мы естественно располагаемся к любопытству: каков был их наружный вид. Этому доброму желанию и удовлетворяет иконопочитание. С другой стороны, видя лики святых, припоминаем их добрыя дела, в пример для подражания; и веруя в общение их с нами, в их предстательство пред Богом, мы побуждаемся и чествовать их, и призывать на молитву.

в)Если иногда и появлялось иконоборство, то от внешних причин, а отнюдь не из сущности христианства. Полагают, что первоначально гонение на иконы воздвигнуто было мусульманами, которые по изуверству смешивали иконопочитание с идолопоклонством. И ныне, от чего пренебрежение к иконам, их изгнание из христианских домов? От легкомысленнаго, идолопоклоннического порабощения духу времени. Им увлекаясь, иные украшают обильно стены своих жилищ картинами и светописными изображениями; а то место оставляют пустым, где следует быть иконам, суемудренно разсуждая, что поклонение Богу должно быть духовное. Правда, Христос сказал, что истинные поклонницы поклонятся Богу духом (Евангелие от Иоанна
4:23 Но настанет время и настало уже, когда истинные поклонники будут поклоняться Отцу в духе и истине, ибо таких поклонников Отец ищет Себе.
Иоан. 4, 23
); но Сам же оставил нам Свой нерукотворенный образ и Сам употреблял коленопреклонную молитву. Отсюда надлежит только то заключить, что поклонение иконам должно быть духовное, а не суеверное.

III.

Да не стыдимся почитать иконы и поклоняться им: ибо, как изъясняли отцы собора, утверждая иконопочитание, – честь, воздаваемая образу, переходит к первообразному, и поклоняющийся иконе поклоняется изображенному на ней.

Проповедь священномученика Фаддея (Успенского)

Слово в день Нерукотворенного Образа Господня

«Сын бо Человеческий не прииде душ человеческих погубити, но спасти»(Лк. 9, 56).

Нынешний день, который мы празднуем в честь Спасителя нашего Иисуса Христа, оставившего Свой нерукотворенный лик на полотне, побуждает нас, братие, говорить о неизреченной любви и милосердии Его к роду человеческому. Будучи «сиянием славы Отчей» (Евр. 1, 3) и «образом Бога невидимого» (Кол. 1, 15), в недре Которого пребывал от вечности, Он соделался человеком и стал видим, для всех открывши неиссякаемый источник Божественного милосердия и любви. Постоянно окруженный народом, Он всех призывал к Себе, обещая дать успокоение, исцелял недуги душевные и телесные и всех привлекал к Себе неизъяснимо сладостными словами Своего учения и необыкновенно кротким видом Своего Божественного лица.

Сердца людей мира языческого, живших до пришествия Христова, не знали любви, так как вся жизнь их сердца истощалась на служение страстям и губительным для души и тела порокам. Даже народ иудейский, который приготовляем был к пришествию Спасителя, и он мало понимал, что такое любовь Божия, так что и избранные апостолы Христовы во время земной жизни Господа все еще не освободились от желания земной славы, взаимной зависти, маловерия в отношении к своему Учителю. И вот явился Тот, Который для всех людей, живших на земле, сделал ощутительным тихое веяние Божественной любви в сердцах, истаивавших от скорби, пролил утешение душам, преданным служению порокам, дал почувствовать тяжесть бремени, какое возлагало на них это служение, отраду и легкость исполнения закона Божественного. Все стремились к Нему послушать Его и исцелиться от недугов своих или же просто открыть свою изнемогшую от страстей и скорбей жизни душу для дыхания любви, которое от Него исходило. Как прекрасна и блаженна была жизнь этих людей, которые постоянно видели пред собою Спасителя утешающего, исцеляющего, назидающего и любовью Своею неотразимо влекущего к Себе! Поистине блаженны были их очи, видевшие то, что они видели, то, чего желали увидеть или услышать многие пророки и цари, хотя не видели и не слышали (Лк. 10, 23–24)! Если любовь человеческая делает столь радостной, исполненной блаженства жизнь людей, то во сколько раз были блаженнее люди, находившиеся в общении с Тем, Кто, называя Себя Сыном Человеческим по любви к роду человеческому, был Сам Бог, доселе неведомый миру во всей полноте Своей Божественной жизни и славы!

Однако мы видим, что только немногие из людей сами исполнились того духа любви, который столь ощутительно проявлялся в каждом слове и деле Божественного Посланника Отчего; другие же не только не приняли Его, но еще пытались Его убить, так как их греховная жизнь, обличаемая со всею ясностью пришедшим на землю «Светом мира» (Ин. 8, 12), не могла устоять пред блистанием Божества Его и всячески побуждала ведших ее противиться свету. Поэтому, братие, называя блаженными людей, видевших Спасителя и бывших в видимом общении с Ним, не о том будем скорбеть, что лишены мы этого видения и общения, а о том, что часто присоединяемся мы к сонму людей, отрекшихся от Спасителя своего. Ибо, объятые постоянно суетою житейских забот, более служа греху, чем Богу, часто ли устремляемся мы душою к Спасителю нашему от греха и смерти? Ведь и доныне, не имея видимого общения с Ним, однако, всегда мы можем быть в духовном общении с Ним, ибо Он обещал пребывать в Церкви Своей невидимо «до скончания века» (Мф. 28, 20).

Путь же к такому невидимому общению с Ним есть наша постоянная к Нему молитва, которая освящала бы каждое наше слово, каждое движение и, делая Бога постоянным Заступником и Руководителем нашим, давала бы легко переносить всякую скорбь, без уныния всякую печаль. Если же и ослабеет душа наша верою во время этих скорбей, не видя долго утешения от молитвы и ища какого-либо видимого утешения, то и тогда не даст ей любвеобильный Спаситель наш погибнуть, ибо Он не оставил и никогда не оставит Своей Церкви без попечения. Дух любви, которым врачевал Он души людей во время земной Своей жизни, оставил Он на земле в сердцах истинных Своих последователей, чтобы мог стоять мир и обогащаться плодами добродетелей от этих святых людей, составляющих «семя святое, стояние мира» (Ис. 6, 13), из которых многие еще не оставили землю, но продолжают быть на ней светильниками и исцелением для душ людей, живущих в мире.

Пусть же каждый в те минуты, когда душа, скорбя, особенно взывает к Богу и не находит утешения, обращает взоры свои к этим людям, исполненным любви Христовой. Он найдет таких людей особенно в этих стенах святых обителей, которые потому и привлекают к себе столь многих людей, живущих в мире. Тогда душа снова легко войдет в общение с Богом и всегда найдет в Нем своего Спасителя. Аминь.

Проповедь митрополита Трифона (Туркестанова)

Слово в честь дня Перенесения из Едессы в Константинополь Нерукотворенного Образа (Убруса) Господа нашего Иисуса Христа

Святой евангелист Иоанн заканчивает свое Евангелие такими словами: Суть же и ина многа, яже сотвори Иисус, яже аще бы по единому писана быша, ни самому мню (всему) миру вместити пишемых книг (Ин.21:25), то есть кроме того, что написано в Евангелии, еще много сотворил Иисус, и думается, что если бы все это описать, то целый мир не мог бы вместить чудес, совершенных Им на земле. И вот к числу таких евангельских рассказов относится празднуемое сегодняшнее событие.

У Едесского царя Авгаря случилось величайшее горе: он заболел какою-то тяжелою, непонятною болезнию, все, что можно было сделать для своего исцеления, он сделал и тем не менее не получил никакого облегчения. Но вот он слышит, что в пределах Иорданских есть какой-то великий целитель, великий Пророк и Учитель, Который исцеляет одним Своим словом неисцельные болезни и даже воскрешает мертвых; является надежда в его измученной душе, и он посылает к Нему своего слугу с письмом, просит прийти исцелить его, он так писал: «Я знаю, Ты – добрый, милостивый… Я знаю, Ты исцеляешь болезни, врачуешь недуги и даже воскресаешь мертвых, окажи помощь мне, исцели меня… Я тяжко страдаю». И между прочим посланному дано было другое приказание – снять с Него портрет. Анания благополучно исполнил первое поручение – вручил письмо, но, несмотря на то что он обладал даром художника (он был живописец), никак не мог уловить черты Спасителя. Тогда Христос Спаситель Сам пришел ему на помощь. Он взял полотенце, отер им лицо, и на нем изобразились черты Его лица, то есть Его чудный образ; а затем Он сказал, что Он прийти не может: Он должен исполнить то, зачем Он пришел на землю. Он должен вознестись на Небо, а затем пришлет апостолов. И действительно, вскоре пришел туда апостол Фаддей, и образ сей, как величайшая святыня, долго хранился.

Этот праздник весьма важен для нас, потому что он разрешает вопрос, надо ли почитать святые иконы? Да, надо, потому что Христос Спаситель Сам показал, что это поклонение не противно Ему, Он оставил этому пример. Этот праздник для нас, питомцев Духовной академии, особенно дорог, мы носим крест, на котором изображен образ Христа Спасителя, носим его в знамение того, что мы носим образ Того, Кто есть Свет истинный, и потому-то учение называется образованием. Прежде люди в образовании не нуждались, но когда согрешили, то стали стремиться к познанию Бога, и древние мудрецы, например Платон, говорили, что Бога нельзя нигде найти и нельзя о Нем рассказать. И вот нисходит на землю Сам Бог, Он указывает дорогу, где и как найти образ Божий: Он смиряет Себя; этот путь – смирения, этот путь – самоуничижения, этот путь ведет к Христу Спасителю, он заключается в самопожертвовании. И вот, стремясь к этому образу, изучая все то, что о сем писано, мы изучаем образ Спасителя; вот почему по окончании курса нам дается крест, в знамение Христа Спасителя.

И те, которые не учились в духовных учреждениях, пусть знают, что для них школа – мир, для них школа – Святая Церковь. Мир учит о великом всемогуществе Божием, о Его мудрости. А храм Божий? Разве это не великое училище? Разве это не школа? Приходи в него, слушай Священное Писание, церковное пение, молитвы, молись, чтобы благодать Божия снизошла на тебя. И, конечно, ты приобретешь этот утраченный образ Божий.

Да помогает нам благодать Божия восстановить этот образ Божий! И пусть эта благодать Господа Иисуса Христа освящает светом истинным наш путь!

16 августа 1913 г.


Источник: https://azbyka.ru/days/2018-08-29

(445)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *