Слово на Успение Пресвятой Богородицы (проповеди)

imagesУспение Пресвятой Богородицы – последний двунадесятый неподвижный праздник церковного года (15/28 августа). Ему предшествует двухнедельный пост.


Из Нового Завета известно, что Матерь Господа занимала почетное место среди Апостолов (Деян. 1:14). Она жила в доме Иоанна (Ин. 19:27) в Иерусалиме. События Ее последующей жизни неизвестны. Одни предания связывают конец Ее земного пути с Эфесом, куда переселился Иоанн, другие указывают на Гефсиманию. И тут и там есть храмы, посвященные У. Наиболее ранний апокриф, повествующий об У., написан от лица Иоанна Богослова. Некоторые историки датируют его V веком, но большинство относит на полтора века позднее. Иерусалимский патриарх Модест (начало VII века) уже знал сказание о том, что проститься с Пречистой Девой собрались все двенадцать Апостолов. Святитель исповедует веру в Ее целокупное бессмертие, наступившее до всеобщего Воскресения.

«Бесславная Матерь Начальника жизни и бессмертия, Христа Спасителя нашего Бога, – говорит он, – Им оживляется, чтобы телесно разделить вечную нетленность с Тем, Кто вывел Ее из гроба и принял Ее к Себе образом, который известен Ему Одному». Поэтому кончину Богоматери окружает не печаль, а радость. Смерть Ее – лишь краткий сон, за которым следует воскрешение и вознесение. Веру эту разделяют как Западная, так и Восточная Церковь, но у католиков (с 1950 года) она выражена в догматической формуле.

Празднику У. Б. посвящены многие русские соборы в Москве, Киеве, Владимире и других древних городах. О почитании Девы Марии в первохристианскую эпоху свидетельствует надпись в одной из назаретских церквей II века, а также фрески в катакомбах.

Церковь с самых древних времен видела в Богоматери великую Молитвенницу за человеческий род, Соучастницу в тайне Искупления. Наименования Ее икон выражают глубокую веру в Ее покров, простертый над миром. Она – Заступница Усердная, Нерушимая Стена, Всех скорбящих Радость, Целительница, Споручница грешных. Она – Прибежище всех матерей мира, Она учит жить в совершенной преданности воле Небесного Отца. Та, Которая среди испытаний хранила в сердце Божественные глаголы, являет нам образец верности, любви и служения. Первые изображения Вознесения Марии были сделаны на саркофаге, находившемся в церкви Санта Энграсия в Сарагосе (начало IV в.), известен также барельеф VI веке в базилике Болнисский Сион в Грузии. Этот барельеф с Вознесением Марии помещен напротив другого барельефа, изображающего Вознесение Христа. Апокрифический рассказ, который связывается с именем святого Мелитона (II в.), на самом деле не старше V века. Это предание содержит подробности У., Воскресения и Вознесения Божией Матери, которые Церковь осторожно отнесла к разряду сомнительных сведений. Святой Модест Иерусалимский в своем «Похвальном слове на У.» весьма осторожен в подробностях. Он повествует о том, как Апостолы издалека были приведены откровением свыше, о явлении Господа, пришедшего, дабы воспринять душу Своей Матери, и, наконец, он рассказывает о возвращении Богородицы к жизни, «дабы телесно причаститься вечному нетлению Того, Кто восставил Ее из гроба и призвал к Себе Ему Одному ведомым путем».

Классический тип У. в православной иконографии представляет Божию Матерь лежащей на смертном одре. Вокруг стоят Апостолы, а посредине – Христос во славе, принимающий на руки душу Своей Матери. На некоторых иконах подчеркивается телесное Вознесение: в верхней части иконы, над изображением У. изображена Божия Матерь, сидящая на троне, в мандорле (сиянии славы). На некоторых иконах изображается таинственное прибытие Апостолов, которые «Богоначальным мановением… облаци высоце взимаеми, дошедше пречистаго и живоначальнаго Твоего тела, любезно лобызаху» (вечерня, стихира, глас 1). Множество Херувимов на некоторых иконах окружает мандорлу Господа. Силы Небесные представлены шестикрылым Серафимом. На более поздних иконах встречается изображение эпизода с Афонием. Этому фанатику-иудею Ангел отрубил мечом обе руки за то, что он дерзнул коснуться смертного одра Богородицы. Эта деталь апокрифического характера, которая присутствует в богослужении и иконографии праздника, должна напомнить о том, что конец земной жизни Божией Матери образует глубочайшую внутреннюю тайну Церкви, которая не потерпит ее осквернения: невидимая взорам внешних, слава У. Марии постигается только в свете внутреннего Предания.

По обычаю, на следующий день после У. совершается служба Погребения Богоматери, во время которой на середине храма полагают плащаницу Святой Девы, а потом обносят ее вокруг церкви.

Успение  просто «сон»

Дни па­мя­ти хри­сти­ан­ских свя­тых – как пра­ви­ло, дни окон­ча­ния их зем­ной жиз­ни. Сре­ди них ис­клю­чи­тель­ное ме­сто за­ни­ма­ет день рас­ста­ва­ния с жиз­нью Де­вы Ма­рии. От­сю­да и дво­я­кая то­наль­ность празд­ни­ка: по­нят­ная че­ло­ве­че­ская скорбь со­че­та­ет­ся с ра­дост­ной уве­рен­но­стью в том, что смер­ти как уни­что­же­ния и небы­тия про­сто не су­ще­ству­ет. На это ука­зы­ва­ет и сла­вян­ское на­зва­ние: «Успе­ние» – это про­сто «Сон», за ко­то­рым сле­ду­ет про­буж­де­ние и сла­ва. По­это­му Ка­то­ли­че­ская Цер­ковь на­зы­ва­ет празд­ник «Ассумп­цио» – «При­ня­тие Бо­го­ма­те­ри в небес­ную сла­ву».

О зем­ной жиз­ни Де­вы Ма­рии из­вест­но ма­ло: ка­но­ни­че­ские Еван­ге­лия го­во­рят о Ней толь­ко в свя­зи с Ее Сы­ном. Из­вест­но, что уми­ра­ю­щий Хри­стос про­сил Ее усы­но­вить Сво­е­го лю­би­мо­го уче­ни­ка – св. Иоан­на Бо­го­сло­ва. На­ко­нец, Кни­га Де­я­ний Апо­столь­ских го­во­рит о Её пре­бы­ва­нии сре­ди апо­сто­лов в ев­рей­ский празд­ник Пя­ти­де­сят­ни­цы, став­ший для нас Днем Свя­той Тро­и­цы. (Вспом­ним ве­ли­ко­леп­ные по­лот­на Эль Гре­ко и дру­гих ма­сте­ров.) По­сле­ду­ю­щая жизнь Бо­го­ма­те­ри опи­са­на толь­ко в апо­кри­фи­че­ских ис­точ­ни­ках, не во­шед­ших в Биб­лию и не име­ю­щих дог­ма­ти­че­ско­го ав­то­ри­те­та.

Од­но из пре­да­ний сви­де­тель­ству­ет об уча­стии Ма­рии в рас­пре­де­ле­нии меж­ду апо­сто­ла­ми зе­мель, ку­да им над­ле­жа­ло от­пра­вить­ся для про­по­ве­ди. По жре­бию Ей вы­па­ла Иве­рия (Гру­зия), с ко­то­рой Она впо­след­ствии ока­за­лась та­ин­ствен­но свя­за­на через Ивер­скую ико­ну Бо­жи­ей Ма­те­ри. Но ан­гел ука­зал Ей иной путь – на Афон (се­ве­ро-во­сток Гре­ции), и эта Свя­тая го­ра ста­ла позд­нее ми­ро­вым цен­тром пра­во­слав­но­го мо­на­ше­ства, ме­стом осо­бо­го по­чи­та­ния Бо­го­ма­те­ри.

По дру­го­му, ис­то­ри­че­ски бо­лее до­сто­вер­но­му, пре­да­нию, Де­ва Ма­рия ти­хо жи­ла в до­ме Сво­е­го на­зван­но­го сы­на, апо­сто­ла Иоан­на Бо­го­сло­ва, – в Иеру­са­ли­ме и Эфе­се (на за­пад­ном по­бе­ре­жье Ма­лой Азии), де­ля вре­мя меж­ду мо­лит­ва­ми и тру­да­ми ру­ко­де­лия, и по­се­ща­ла ме­ста, от­но­ся­щи­е­ся к зем­ной жиз­ни ра­но ушед­ше­го от нее Сы­на.

Со­бы­тия по­след­них дней, непо­сред­ствен­но свя­зан­ные с Успе­ни­ем Бо­го­ма­те­ри, сим­во­ли­че­ски вос­про­из­во­дят важ­ней­шие мо­мен­ты Ее жиз­ни. Но­вым Бла­го­ве­ще­ни­ем ста­но­вит­ся воз­ве­ще­ние ар­хан­ге­ла Гав­ри­и­ла о близ­кой кон­чине, а при­ня­тие Ма­рии вме­сте с те­лом в «небес­ную сла­ву» – но­вым Вве­де­ни­ем во Храм. Как неко­гда Бо­го­ма­терь дер­жа­ла на ру­ках мла­ден­ца Хри­ста, так те­перь Её Сын, спу­стив­ший­ся с небес к смерт­но­му од­ру, при­ни­ма­ет на Свои ру­ки ма­лень­кую и хруп­кую ду­шу Ма­рии, ро­див­шу­ю­ся в но­вую жизнь. Та­кой, в ви­де спе­ле­на­то­го мла­ден­ца, изо­бра­жа­ет­ся Её ду­ша на пра­во­слав­ных ико­нах празд­ни­ка.

Вско­ре на­сту­па­ет куль­ми­на­ция: раз­лу­чен­ная с те­лом ду­ша Бо­го­ма­те­ри вновь чу­дес­но с ним вос­со­еди­ня­ет­ся, и сле­ду­ет уход вос­крес­ше­го те­ла в по­ту­сто­рон­ний мир. Апо­сто­лы, со­брав­ши­е­ся в Иеру­са­лим для Её по­гре­бе­ния со всех кон­цов Все­лен­ной, рас­кры­ли на тре­тий день гроб­ни­цу для за­поз­дав­ше­го апо­сто­ла Фо­мы. И этот апо­стол, неко­гда усо­мнив­ший­ся в Вос­кре­се­нии Хри­ста, те­перь сам воз­ве­стил то­ва­ри­щам о вос­кре­ше­нии Его Ма­те­ри: же­лая по­кло­нить­ся те­лу Ма­рии, он на­шёл в пе­ще­ре од­ни лишь по­гре­баль­ные пе­ле­ны.

Вре­мя Успе­ния Де­вы Ма­рии неиз­вест­но. Оче­вид­но лишь, что оно по­сле­до­ва­ло до пер­вых го­не­ний на хри­сти­ан, раз­вя­зан­ных безум­ным им­пе­ра­то­ром Неро­ном в 64 го­ду. Древ­не­хри­сти­ан­ская тра­ди­ция ука­зы­ва­ет гроб­ни­цы Де­вы Ма­рии, Её ро­ди­те­лей Иоаки­ма и Ан­ны, а так­же Иоси­фа Об­руч­ни­ка в Геф­си­ман­ском са­ду, в во­сточ­ной ча­сти Иеру­са­ли­ма.

Пред­став­ле­ние о те­лес­ном воз­не­се­нии Бо­го­ма­те­ри на Небо раз­де­ля­ют хри­сти­ане и Пра­во­слав­ной, и Ка­то­ли­че­ской Церк­вей. От­сут­ству­ю­щий в Пра­во­сла­вии тор­же­ствен­ный мо­мент увен­ча­ния (ко­ро­но­ва­ния) Де­вы Ма­рии как «Ца­ри­цы Небес­ной» Иису­сом Хри­стом – из­люб­лен­ный сю­жет за­пад­ной ре­ли­ги­оз­ной жи­во­пи­си, хо­ро­шо зна­ко­мый по­се­ти­те­лем Эр­ми­та­жа. Успе­нию Бо­го­ма­те­ри по­свя­ще­ны мно­гие хра­мы Во­сто­ка и За­па­да, в том чис­ле ра­нее глав­ный при­ход­ской храм Ру­си – Успен­ский со­бор Мос­ков­ско­го Крем­ля. На­зва­ние празд­ни­ка от­ра­зи­лось так­же в од­ной из са­мых рас­про­стра­нен­ных на Ру­си «свя­щен­ни­че­ских» фа­ми­лий – Успен­ские.

Сим­во­лич­но, что Успе­ние – по­след­ний дву­на­десятый празд­ник пра­во­слав­но­го цер­ков­но­го го­да (за­кан­чи­ва­ю­ще­го­ся 13 сен­тяб­ря по но­во­му сти­лю). А пер­вым дву­на­де­ся­тым празд­ни­ком Но­во­го цер­ков­но­го го­да станет Рож­де­ство Бо­го­ма­те­ри (21 сен­тяб­ря н. ст.).


Ли­те­ра­ту­ра: Ска­бал­ла­но­вич М. Успе­ние Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы. Ки­ев, 2004; Раш­ков­ский Е. Б. «С вы­со­ты Во­сто­ка…». М., 1993. С. 71–77.


Юрий Ру­бан,
канд. ист. на­ук, канд. бо­го­сло­вия

Из бо­го­слу­же­ния празд­ни­ка

Тро­парь

глас 1

В рождестве́ де́вство сохрани́ла еси́,/ во успе́нии ми́ра не оста́вила еси́, Богоро́дице,/ преста́вилася еси́ к животу́, Ма́ти су́щи Живота́,// и моли́твами Твои́ми избавля́еши от сме́рти ду́ши на́ша.

Перевод: При рождении Христа Ты девство сохранила и по смерти мира не оставила, Богородица: к жизни Ты перешла, как Матерь Жизни, и молитвами Твоими избавляешь от смерти души наши.

Кондак

глас 2

В моли́твах неусыпа́ющую Богоро́дицу/ и в предста́тельствах непрело́жное упова́ние/ гроб и умерщвле́ние не удержа́ста:/ я́коже бо Живота́ Ма́терь/ к животу́ преста́ви// во утро́бу Всели́выйся присноде́вственную.

Перевод: В молитвах неусыпающую (ἀκοίμητος — неусыпный; поэт. контраст к наименованию праздника) Богородицу и в ходатайствах надежду непоколебимую гроб и смертность не удержали. Ибо Ее как Матерь Жизни к жизни перенес Вселившийся в Ее чрево вечно девственное.

Молитва

О, Пресвята́я Богоро́дице Де́во, Влады́чице, вы́шшая А́нгел и Арха́нгел и всея́ тва́ри Честне́йшая, а́нгельское вели́кое удивле́ние, проро́ческая высо́кая про́поведь, апо́стольская пресла́вная похвало́, святи́телей изря́дное украше́ние, му́чеников кре́пкое утвержде́ние, и́ноков спаси́тельное наставле́ние, по́стников неизнемога́ющее воздержа́ние, де́вствующих чистото́ и сла́во, ма́терей ти́хое весе́лие, младе́нцев му́дросте и наказа́ние, вдови́ц и си́рых Корми́тельнице, наги́х одея́ние, боля́щих здра́вие, пле́нников избавле́ние, по мо́рю пла́вающих тишино́, обурева́емых небу́рное приста́нище, блужда́ющих нетру́дная Наста́внице, путеше́ствующих ле́гкое прохожде́ние, тружда́ющихся благо́е поко́ище, в беда́х су́щих ско́рая Засту́пнице, оби́димых Покро́ве и прибе́жище, ненаде́ющихся наде́яние, тре́бующих Помо́щнице, печа́льных при́сное утеше́ние, ненави́димых любо́вное смире́ние, гре́шников спасе́ние и к Богу присвое́ние, правове́рных всех тве́рдое огражде́ние, непобеди́мое поможе́ние и заступле́ние! Тобо́ю нам, Влады́чице, Неви́димый ви́дим бысть, и Тебе́ мольбу́ прино́сим, Госпоже́, гре́шнии раби́ Твои́: О Преми́лостивая и Пречу́дная Све́та у́мнаго Цари́це, ро́ждшая Царя́ Христа́, Бога на́шего, Живода́вца всех, от небе́сных сла́вимая и от земны́х хва́лимая, а́нгельский у́ме, светоза́рная звездо́, святы́х Пресвяте́йшая, Влады́чице всех тва́рей, Боголе́пная Деви́це, Нескве́рная Неве́сто, пала́то Ду́ха Пресвята́го, о́гненный Престо́ле Неви́димаго Царя́, небе́сный киво́те, носи́ло Сло́ва Бо́жия, огнеобра́зная колесни́це, поко́ище Жива́го Бо́га, неизрече́нное составле́ние пло́ти Христо́вы, гнездо́ Орла́ Небе́снаго, Го́рлице Богогла́сная, Голу́бице кро́ткая, ти́хая и незло́бивая, Ма́ти чадолюби́вая, ми́лостей бе́здно, разверга́ющая ту́чу гне́ва Бо́жия, неизмери́мая глубино́, неизрече́нная та́йно, несве́домое чу́до, нерукотворе́нная Це́ркве Еди́наго Царя́ всех век, благоуха́нное кади́ло, честна́я багряни́це, Боготка́нная порфи́ро, душе́вный раю́, живоно́снаго са́да о́трасле, цве́те прекра́сный, процве́тший нам небе́сное весе́лие, гро́зде спасе́ния на́шего, ча́ше Царя́ Небе́снаго, в не́йже раствори́ся от Ду́ха Свята́го вино́ неисчерпа́емыя благода́ти, Хода́таице зако́на, зача́ло и́стинныя ве́ры Христо́вы непоколеби́мый сто́лпе, мечу́ я́рости Бо́жия на богопроти́вных, бесо́в устраше́ние, во бра́нех побежде́ние, христиа́н всех нело́жная Храни́тельнице и мира всего́ изве́стное спасе́ние!

О, Всеми́лостивая Госпоже́, Де́во Влады́чице, Богоро́дице, услы́ши нас, моля́щихся Тебе́, и яви́ ми́лость Твою́ на люде́й Твои́х, моли́ Сы́на Своего́ изба́витися нам от вся́каго зла и сохрани́ оби́тель на́шу и вся́ку оби́тель, и град, и страну́ ве́рных, и лю́ди, благоче́стно прибега́ющия и призыва́ющия и́мя Твое́ свято́е, от вся́кия напа́сти, губи́тельства, гла́да, тру́са, пото́па, огня́, меча́, наше́ствия иноплеме́нников и междоусо́бныя бра́ни, от вся́кия боле́зни и вся́каго обстоя́ния, да ни ра́нами, ни преще́нием, ни мо́ром, ни вся́ким пра́ведным гне́вом Бо́жиим ума́лятся раби́ Твои́. Но соблюда́й и спаса́й ми́лостию Свое́ю, Госпоже́, за ны моля́щися, и поле́зное благорастворе́ние возду́ха во вре́мени пло́днаго приноше́ния нам да́руй. Облегчи́, возста́ви и поми́луй, Преми́лостивая Влады́чице, Богоро́дице препе́тая, во вся́кой беде́ и нужде́ су́щия. Помяни́ рабы́ Твоя́ и не пре́зри слез и воздыха́ния на́шего, и обнови́ нас бла́гостию Своея́ ми́лости, да со благодаре́нием утеша́емся, обре́тше Тя Помо́щницу. Умилосе́рдися, Госпоже́ Пречи́стая, на немощны́я лю́ди Твоя́, Наде́ждо на́ша. Разсе́янныя собери́, заблу́дшия на путь пра́вый наста́ви, отпа́дшия от благочести́выя оте́ческия ве́ры па́ки возврати́, ста́рость поддержи́, ю́ныя вразуми́, младе́нцы воспита́й и просла́ви сла́вящия Тя, изря́днее же — Це́рковь Сы́на Твоего́ соблюди́ и сохрани́ в долготу́ дний.

О, Ми́лостивая и Преми́лостивая Цари́це Небесе́ и земли́, Богоро́дице Присноде́во! Хода́тайством Твои́м поми́луй страну́ на́шу и во́инство ея́ и вся правосла́вныя христиа́ны, сохраня́ющи их под кро́вом ми́лости Твоея́, ри́зою Твое́ю честно́ю защити́ и моли́ из Тебе́ воплощша́гося без се́мене Христа́, Бо́га на́шего, да препоя́шет ны свы́ше си́лою на вся ви́димыя и неви́димыя враги́ на́ша. Спаси́ же и поми́луй, Госпоже́, Вели́каго Господи́на и Отца́ на́шего (имярек), Святе́йшего Патриа́рха Моско́вского и всея́ Руси́, преосвяще́нныя митрополи́ты, архиепи́скопы и епи́скопы правосла́вныя, иере́и же и диа́коны и весь при́чет церко́вный, и весь мона́шеский чин, и вся́ правове́рныя лю́ди, поклоня́ющияся и моля́щияся пред честно́ю Твое́ю ико́ною. При́зри на всех нас призре́нием ми́лостивнаго Твоего́ заступле́ния, воздви́гни нас из глубины́ грехо́вныя и просвети́ о́чи серде́чныя ко зре́нию спасе́ния, ми́лостива нам бу́ди зде и на Стра́шнем Суде́ Сы́на Твоего́ о нас умоли́, преста́вльшияся во благоче́стии от жития́ сего́ рабы́ Твоя́ в ве́чней жи́зни со А́нгелы и Арха́нгелы и со все́ми святы́ми причти́, да одесну́ю Сы́на Твоего́ Бо́га предста́нут, и моли́твою Твое́ю сподо́би вся правосла́вныя христиа́ны со Христо́м жи́ти и ра́дости а́нгельския в Небе́сных селе́ниих наслажда́тися. Ты бо еси́, Госпоже́, сла́ва Небе́сных и упова́ние земны́х, Ты на́ша Наде́жда и Засту́пница всех притека́ющих к Тебе́ и Твоея́ святы́я по́мощи прося́щих. Ты Моле́бница на́ша те́плая к Сы́ну Твоему́ и Бо́гу на́шему. Твоя́ Ма́терняя моли́тва мно́го мо́жет на умоле́ние Влады́ки, и Твои́м предста́тельством ко Престо́лу благода́ти Пресвяты́х и Животворя́щих Его́ Тайн приступа́ти дерза́ем, а́ще и недосто́йнии. Те́мже всечестны́й о́браз Твой и руко́ю Твое́ю держи́маго Вседержи́теля ви́дяще на ико́не, ра́дуемся, гре́шнии, со умиле́нием припа́дающе, и любо́вию сей целу́ем, ча́юще, Госпоже́, Твои́ми святы́ми Богоприя́тными моли́твами дойти́ Небе́сныя безконе́чныя жи́зни и непосты́дно ста́ти в день су́дный одесну́ю Сы́на Твоего́ и Бо́га на́шего, сла́вяще Его́ ку́пно со Безнача́льным Отце́м и Пресвяты́м, Благи́м, Животворя́щим и Единосу́щным Ду́хом, во ве́ки веко́в. Ами́нь.

Ве­ли­ча­ние

Про­слав­ля­ем Те­бя, Пре­не­по­роч­ная Ма­терь Хри­ста Бо­га на­ше­го, и хва­лим все­слав­ное Твоё успе­ние.

Подборка проповедей на портале Азбука.Ru:

Еп. Митрофан (Зноско-Боровский).Проповедь епископа Митрофана (Зноско-Боровского). Успение Пресвятой Богородицы.

«В рождестве девство сохранила еси, во успении мира не оставила еси Богородице». Пресвятая Дева — это образ истинного материнства. Но как мало говорит Евангелие о радостях Ее материнства. Однажды лишь сказано о Ней: «а Мария сохраняла слова сии, слагая их в сердце Своем». Это были слова Архангела Гавриила, это были слова и ангелов, возвестивших с небес о славе в яслях Рожденного… ►

Прот. Родион Путятин.Проповедь протоиерея Родиона Путятина. Поучения на праздник Успения Пресвятой Богородицы.

Не веселый предмет избираю я для нынешнего радостного дня: я хочу побеседовать с вами о смерти. И чаще бы нам надобно беседовать о ней, слушатели благочестивые. Ведь думай – не думай, а от смерти не убежишь; так уж лучше думать. Чем чаще будем думать о смерти, тем меньше будем ее бояться. Мы оттого именно слишком боимся смерти, что редко о ней думаем или думаем… ►

Свт. Лука (Войно-Ясенецкий). Проповедь святителя Луки (Войно-Ясенецкого). Слово в день Успения Божией Матери.

Кто умирал так из земнородных, как умерла Пресвятая Богородица? Чье смертное ложе окружали лики апостолов? В возглавии чьего смертного одра сияла небесным светом райская ветвь, принесенная архангелом Гавриилом за три дня до смерти Пресвятой Богородицы? Чью душу пришел принять Сам Господь и Бог наш Иисус Христос? О никто, никто, конечно, никто!… ►

Свт. Филарет Московский.Проповедь святителя Филарета Московского. Слово в день Успения Пресвятыя Богородицы.

У гроба Пресвятыя Девы Марии, Церковь поставляет нас ныне в благочестивое созерцание. Ибо чтo такое церковный праздник, если не благочестивое созерцание, в котором дух отдыхает от труда плоти, и собирает силы для работных дней жизни? Чтo же видим, быв поставлены у гроба Пресвятыя Девы? Зрелище необыкновенное! – Обыкновенно до гроба – свет и ясность, далее гроба – мрак и неизвестность: но здесь совсем напротив… ►

Митр. Сурожский Антоний.Проповедь митрополита Сурожского Антония. Успение Божией Матери.

Мы празднуем сегодня престольный праздник наш; мы все стоим перед единым и единственным Престолом, который существует: престол, на котором восседает Бог наш; но, как сказано в Священном Писании, Бог во святых почивает: не только в святых местах, но в сердце и в уме очищенных подвигом и благодатью, в жизни… ►

Св. праведный Алексий Мечев.Проповедь св. праведного Алексия Мечева. Слово в день Успения Божией Матери.

Матерь Божия прожила на земле 60 лет. Она с нетерпением ожидала перейти от земли на небо, к Сыну и Богу, и об этом усердно молила Его. Господь услышал молитвы Своей Матери, и за три дня до исхода Ее известил Ее об этом. В день отшествия Своего Преблагословенная пожелала видеть Апостолов: и все они, кроме Фомы, принесены были из разных стран мира на облаках к дому Ее… ►

архимандрит Ианнуарий (Ивлиев)Проповедь архимандрита Ианнуария (Ивлиева).  Успение Пресвятой Богородицы, Флп. 2:5-11.

Во дни, когда Церковь отмечает память Пресвятой Богородицы, за Божественной литургией читается отрывок из Послания к Филиппийцам святого Апостола Павла. Это очень известное место – гимн Иисусу Христу, гимн Боговоплощению и его спасительным следствиям. Бог явился во… ►

ЕФАНОВ Андрей, протоиерейПроповедь протоиерея Андрея Ефанова. Проповедь на Успение Пресвятой Богородицы.

Долгие годы Пресвятая Богородица проживала вместе с Апостолом Иоанном Богословом и прочими Апостолами в Иерусалиме. И можно себе представить, какая трагедия была для Апостолов, когда они узнали о том, что пришло время преставиться от земной жизни к жизни небесной Той, Которая всегда утешала, Той, Которая была не только Матерью их Бога и Учителя, но и Матерью для каждого из них самих… ►

Архим. Иоанн (Крестьянкин).Проповедь архимандрита Иоанна (Крестьянкина). Слово на Успение Пресвятой Богородицы.

Дорогие наши, сегодня великий день — день начала земной и небесной славы Той, что была земным человеком, но стала и Небесной Царицей. Сегодня день окончания великого подвига Ее жизни во имя спасения человечества — день Успения Пресвятой, Пречистой, Преблагословенной, Славной Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии… ►

Свт. Григорий Палама.Проповедь святителя Григория Паламы. Беседа на всеблаженное Успение Пренепорочной Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии.

Настоящее мое слово к любви вашей вызывается и любовию, и необходимостью. Я говорю не потому только, что, по причине своей любви к вам, желаю, чтобы спасительное слово достигло вашего Боголюбивого слуха и, таким образом, напитало ваши души; но и потому, что мне весьма необходимо, совместно с похвалами в церкви, излагать величие Приснодевы и Богоматери… ►

Проповедь протоиерея Вячеслава Резникова.  О узнавании друг друга. Успение Божией Матери, Лк.10:38-42, 11:27-28, Флп.2:5-11.
Сегодня Церковь празднует Успение Божией Матери. Предание рассказывает, что Ей за три дня было возвещено о предстоящем отшествии, и Она к этому времени празднично украсила Свою горницу. Апостолы находились в разных краях земли. Святой Дух восхитил их отовсюду и принес в Иерусалим… ►

Проповедь протоиерея Григория Дьяченко.  Успение Пресвятыя Богородицы.

Высокоторжественный праздник Успения Пресвятыя Богородицы, к чествованию котораго мы сегодня собрались сюда, по зову нашей любящей матери и мудрой воспитательницы – церкви, вызывает в уме христианина самыя радостныя надежды. Церковное предание разсказывает, что по вознесении Господа нашего Иисуса Христа на небо Пречистая… ►

Еп. Виссарион (Нечаев).Проповедь епископа Виссариона (Нечаева). Двоякое чудо в Успении Богоматери. Поучение в праздник Успения Пресвятой Богородицы.

В сих словах прославляется двоякое чудо в Успении Пресвятой Богородицы. Во первых, Она полагается во гробе. Что же однако тут чудеснаго? Не безплотный же дух Она была, имела такое же смертное тело, как и все, стало быть, как и все, должна была помереть, согласно приговору Божескаго правосудия, осудившему на смерть наших прародителей за преступление заповеди… ►

Свящ. Иоанн Павлов.Проповедь священника Иоанна Павлова. Успение Божией Матери.

Успение Божией Матери есть один из самых великих праздников Церкви. Он входит в число так называемых двунадесятых праздников, и в среде верующего народа его называют Богородичной Пасхой. На Руси это праздник пользовался великим почитанием, и ему были посвящены древнейшие русские храмы: Успенская церковь в Киеве, Успенские соборы во Владимире и Москве. Из этого видно, что Русь не зря называли «домом Пресвятой Богородицы»… ►

Архим. Кирилл (Павлов).Проповедь схиархимандрита Кирилла (Павлова). Слово на Успение Пресвятой Богородицы.

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа! Дорогие братия и сестры, сегодня весь христианский мир торжественно и радостно празднует день светлого преставления Божией Матери. Хотя и кажется, что празднуемое событие печально, исполнено слез, потому что здесь мы встречаемся со смертью, однако святая Церковь облечена ныне в одежды торжества, радуется и ликует и нас к тому призывает. Почему… ►

Проповедь святителя Николая Сербского. Богородица на смертном одре.

Прочитана последняя страница святой книги, содержание которой от корки до корки источает из себя святую невинность и благочестие. Это та книга, при виде которой даже самые жестокие критики, несущие в себе бремя предубеждений и предрассудков, молча останавливались и, прочитав ее с начала до конца, уходили со смягченным сердцем и омоложенным духом. Закрыта та книга, первые слова которой… ►

Свящ. Павел Флоренский.Проповедь священника Павла Флоренского. Слово на день Успения Девы Марии Богородицы
Ликовать ли нам сегодня или скорбеть душою, братия? Ускорить ли радостно биения сердца, или, наоборот, уйти во мглу грусти? Торжествовать ли торжеством Усопшей, или же кручиниться собственною кручиной? Уснула кроткая Заступница наша, ушла тихая Утешительница скорбей. Уплыло в синие дали Белоснежное Облачко… ►

Митр. Макарий (Булгаков).Проповедь митрополита Макария (Булгакова). Слово в день Успения Пресвятыя Богородицы.

День смерти человека обыкновенно бывает днем глубокой скорби и сетования. Скорбит умирающий, разлучаясь с жизнию и со всем, что было дорого в жизни. Скорбят и сетуют окружающие его, прощаясь с тем, кого знали, кого любили и, может быть, воспоминая и о своей неизбежной участи — некогда умереть. А ныне, что мы видим? Ныне — день смерти или успения Пресвятыя Девы Богородицы — служит предметом величайшаго и радостнейшого торжества… ►

Прп. Феодор Студит.Проповедь преподобного Феодора Студита. Похвальное слово на Успение святыя Владычицы нашея Богородицы.

С трудом проходя чрез слабый орган нашего голоса, слово для похвалы настоящему священнославному дню нуждается во гласе трубы, в звуке рога, громогласно звучащаго и потрясающаго концы земли. Но Царица и Госпожа всего, как чуждая честолюбия, быть может, примет настоящее наше слово, краткое и скудное, как пространныя и блестящия речи лучших… ►

епископ Илия МинятийПроповедь святителя Илии Минятия. Похвальное слово на Успение Богородицы.

«Предста Царица одесную Тебе, в ризах позлащенных одеяна преиспещрена» (Пс.44:10). От наиболее живой и подобающий образ преставльшейся на небо Богоматери, начертанный Богодвижимой тростью царя-пророка. К созерцанию этого образа я приглашаю сего­дня вас, торжествующие собратья. Не воображайте себе обыч­ные печальные знаки смерти здесь, на земле, где предлежит мертвое тело, распростертое на одре, честно погребаемое свя­тыми апостолами… ►

Прот. Димитрий Смирнов.Проповедь протоиерея Димитрия Смирнова. Всенощное бдение под Успение Пресвятой Богородицы.

День Успения Божией Матери – наш общий престольный праздник, праздник всей Владимиро-Московской Руси, потому что и во Владимире, когда святой благоверный князь Андрей Боголюбский сделал его стольным градом, был воздвигнут Успенский храм, и Москва, став столицей Руси, тоже выстроила себе Успенский храм, и Успенские храмы возводились в других главных городах… ►

Свт. Феофан Затворник.Свт. Феофан Затворник.Проповедь на Успение Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии.

Источник:  https://azbyka.ru/

(1335)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *