5 августа \ 18 августа (новый стиль) в 2024 году
Утр. — Ев. 8-е, Ин., 64 зач., XX, 11-18. Лит. — 1 Кор., 124 зач., I, 10-18. Мф., 58 зач., XIV, 14-22, и за понедельник (под зачало): 1 Кор., 150 зач., XI, 31 — XII, 6. Мф., 74 зач., XVIII, 1-11.
Апостольское чтение на Литургии
(1Кор.1:10-18. – Зачало 124)
[Группировки в Коринфской церкви]
[Братья,] призываю вас именем Господа нашего Иисуса Христа, чтобы вы все говорили одно и то же, и не было между вами разделений, но чтобы вы прочно были в одном и том же умонастроении и в тех же мыслях. (11) Ибо от домашних Хлои стало мне известным о вас, братья, что между вами есть ссоры. (12) Я разумею то, что каждый из вас говорит: «я – Павлов»[1]; «я – Аполлосов»; «я – Кифин»; «а я – Христов».
(13) Неужели разделился Христос? (13б) Разве Павел был распят за вас? (13в) Или во имя Павла вы были крещены? (14) Благодарю Бога, что я никого из вас не крестил, кроме Криспа и Гаия, (15) чтобы кто не сказал, что во имя моё вы были крещены. (16) Крестил же я и дом Стефана; а крестил ли ещё кого, не знаю.
(17) Ведь Христос послал меня не крестить, а благовествовать, (17б) не в премудрости слова, чтобы не опустошён был крест Христов. (18) Ибо слово о кресте для погибающих – это глупость (можно перевести: безумие, маразм, «юродство». – Ю. Р.), для нас же, спасаемых, – сила Божия.
Евангельское чтение на Литургии
(Мф.14:14-22. – Зачало 58)
[Насыщение 5000 человек пятью хлебами]
Когда же наступил вечер, приблизились к Нему ученики, говоря: «Место здесь пустынное, а час уже поздний; отпусти народ, пусть пойдут в сёла и купят себе еды».
А Иисус сказал им: «Им нет нужды уходить; дайте вы им поесть». Они же говорят Ему: «У нас здесь ничего нет, только пять хлебов и две рыбы». Но Он сказал: «Несите Мне их сюда!»
И повелев людям возлечь на траве, и взяв в руки пять хлебов и две рыбы, воззрев на небо, Он произнёс благословение, преломил хлебы и дал ученикам, а ученики – народу. И ели все, и насытились; и набрали оставшихся кусков двенадцать полных корзин. А всего едоков было около пяти тысяч мужчин, не считая женщин и детей.
И тотчас заставил Он учеников войти в лодку и плыть на другую сторону, не дожидаясь, пока Он отпустит народ.
Митрополит Сурожский Антоний (Блум)
Насыщение народа пятью хлебами
Во имя Отца и Сына и Святого Духа!
Из года в год и из поколения в поколение мы читаем Евангелие в новом контексте и перед лицом новых обстоятельств – исторических или личных. И каждый раз тот или другой отрывок может по-новому отозваться в нашей душе.
Сегодня мы слышим о насыщении Христом народа. У отцов Церкви и духовных писателей мы чаще всего читаем об их изумлении перед милосердием Божием, а также о власти Бога, Который мог напитать множество народа столь малым. Бог мог творить в этом мире – таком Ему чуждом! – чудеса, когда хоть искра веры, хоть трещинка в броне нашего неверия позволяла Ему это делать.
Но меня при чтении этого евангельского отрывка по-новому поразили слова Христа. Ученики обращаются к Нему, чтобы Он отослал толпу, потому что день на исходе, а ближайшие селения далеко. Люди ослабеют в пути от усталости и ночных сумерек, если останутся дольше, – ведь они не ели весь день, вслушиваясь в животворящие Христовы слова. Христос же говорит ученикам: «Нет, им не нужно уходить, – а вы дайте им есть…». Но как же они могут накормить такую толпу людей – мужчин, женщин и детей, – если у них всего пять хлебов и две рыбки? Здесь – вызов Христа и ученикам, и всем нам.
Да, один только Бог может совершить такое чудо, но только в том случае, когда и мы содействуемэтому чуду нашими открытыми сердцами и щедрыми руками, вложив в чудо всё, что у нас есть.Христос не сказал ученикам: «Сберегите то, что вам нужно самим, а отдайте остальное, отдайте другим то, что останется». Нет, Он сказал: «Возьмите всё, что у вас есть, и отдайте всё...».
Не говорит ли Господь и нам об этом сейчас, особенно в том случае, если мы богаты и благополучны, и при этом каждый день слышим о голоде, о нищенстве и о голодной смерти тысяч и тысяч людей? Господь нам говорит совсем просто: «Отдайте то, что у вас есть, и предоставьте Мне действовать дальше. И не просите Меня о чуде, когда вы сами можете сделать то, что нужно…».
Апостолы могли сделать немного – они могли только разделить пять хлебов и две рыбы, но ведь мы можем поделиться неизмеримо большим! Если бы наши сердца были открыты – и если бы наши каменные сердца Бог претворил в сердца плотяные, если бы мы научились хоть немного – о, хоть самую каплю! – деятельной любви к ближнему, – то не было бы голода в мире.
И сегодняшнее Евангелие нам говорит: «Оглянись вокруг и посмотри на каждого человека, который голоден, бездомен и в нужде, и помни, что каждый из этих людей – твоя ответственность, что весьих голод, вся их бездомность, всё их нищенство в конечном итоге – результат твоего благополучия, твоего удобства, твоей обеспеченности и твоего отказа поделиться и дать. Дать не больше того, что есть, а просто дать.
Будем помнить слова одного святого (имени его я сейчас не припомню): когда я съедаю кусок сверх своей необходимости, когда я приобретаю или удерживаю что-то сверх своей строгой нужды, – то я краду это у голодного, я краду это у бездомного, я краду это у замерзающего; то есть я – вор! Не относится ли это в гораздо большей степени к нам, чем к этому подвижнику?
Нам следует задуматься над этим. Ведь мы ведём себя как плохие, нечестные управители; потому что наряду с управлением существует и ответственность за богатство – интеллектуальное, эмоциональное, нравственное, материальное. Вероятно, вы помните рассказ о неверном управителе, который мошенничал и обкрадывал своего хозяина. А когда хозяин обнаружил его нечестность, и пришло время для расчёта, то управитель позвал тех, кто был должен его хозяину, и списал или уменьшил их долг. Вот нечто, чему мы можем научиться. Он обратился к людям, и помог им, чем только мог. Мы этого не делаем.
Задумаемся над словами Христа: «Людям не нужно уходить от Меня, чтобы насытиться, но выдайте им то, что нужно…». И, если бы мы посмотрели вокруг себя – не куда-то в заморские края, а просто вокруг себя – на нужды людей, которые голодны, бездомны, лишены прав, или просто на соседа, на ближнего, который временами так одинок, так нуждается в поддержке, дружбе и солидарности, – мы начали бы выполнять этот завет Христа.
При этом не станем обманываться: мы не сможем исполнить его лишь добрым словом и ласковым жестом. Христос сказал: «Отдайте всё, что у вас есть…». Но, быть может, учитывая нашу малую веру, узость и жесткость наших сердец, Он скажет: «Дайте лишь то, что в вашей жизни лишнее, ненужное, – и честно скажите себе, что такое этот излишек, что вы тратите на себя, даже не получая от этого ни радости, ни удовольствия, ни выгоды. Отдайте это, а потом предоставьте Богу восполнить ваш дар и сделать остальное».
Это – суд Божий и надо мной, и над всеми нами; и это призыв, с которым Бог обращается к каждому из вас. Аминь!
Протоиерей Вячеслав Резников
О единстве Церкви
Однажды Господь пятью хлебами накормил пять тысяч.
Ученики сказали: «место здесь пустынное, и время уже позднее; отпусти народ, чтобы они пошли в селение и купили себе пищи». А Господь им самим поставил задачу: «Вы дайте им есть». Что же, ко всякому делу надо готовиться. Но если в человеческих делах «приготовиться» означает просчитать и оценить свои способности, то Господь хотел услышать признание в полнейшей неспособности к предстоящему делу. Он и услышал безнадежное: «У нас здесь только пять хлебов и две рыбы». И тогда Он сказал: «принесите их Мне сюда. И велел народу возлечь на траву и, взяв пять хлебов и две рыбы, воззрел на небо, благословил и, преломив, дал хлебы ученикам, а ученики – народу».
Так, Апостолы послушно принесли Господу все, что у них было; смиренно приняли из Его рук то, что Он освятил молитвой и благословением; и раздали народу. «И ели все, и насытились; и набрали оставшихся кусков двенадцать коробов полных».
Здесь мы видим прообраз Евхаристии, Таинства Тела и Крови Христовых. Желая насытиться Небесным Хлебом, мы тоже приносим в церковь то, что у нас есть: жалкое подобие Небесного Хлеба, хлеб земной, «просфору» (что значит «приношение»). Священник, возложив этот хлеб на жертвенник, молится о всех людях, собравшихся вокруг Господа Иисуса. И затем, молитвенно вспомнив Его обетования, – просит, чтобы Он и на этот раз пресуществил хлеб в Свое Пречистое Тело, и вино – в Свою Пресвятую Кровь. И через того же священника церковному народу возвращается не количественно умноженный, а качественно пресуществленный Хлеб. И люди благоговейно принимают его «во оставление грехов и в жизнь вечную».
Так совершается наше служение: к Нему, пред Ним и от Него. И непрестанно – с Ним. Апостолы, конечно, не могли забыть, из Чьих рук они приняли чудесно умножающийся хлеб. Но для людей, получивших хлеб из рук Апостолов, уже была опасность думать о них выше, чем подобало. В наше время эта опасность несравненно больше. Теперь уже не только принимающие Хлеб могут заблуждаться. Но и раздающие его могут согрешать высоким мнением о своих личных качествах, считать себя великими пастырями, целителями и чудотворцами, забыв о Едином Раздаятеле всех даров. Народ же церковный может смотреть на своего почитаемого пастыря, и восклицать: «Кто подобен зверю сему?» (Откр.13:4).
Конечно, эти слова относятся к последним временам, к антихристу, который придет для обольщения народов. Но ведь и Апостол Иоанн, еще две тысячи лет назад, писал, применительно к своему времени, что «и теперь появилось много антихристов» (1Ин.2:18). Ведь антихрист, – это не тот, кто прямо против Христа, но – страшнее: кто хочет занять место Христа.
Потому-то с такой тревогой и пишет апостол Павел к Коринфянам, услышав, что у них «есть споры», что у них говорят: «Я Павлов»; «Я Аполлосов»; «Я Кифин». Эти споры для Апостола – как треск покачнувшегося дома. Разве сам Апостол не старался даже благовествовать «не в премудрости слова, чтобы не упразднить креста Христова»? «Разве разделился Христос»? – с ужасом пишет он, – «разве Павел распялся за вас? или во имя Павла вы крестились»? «Умоляю вас, братия, именем Господа нашего Иисуса Христа, чтобы все вы говорили одно, и не было между вами разделений, но чтобы вы соединены были в едином духе и в одних мыслях».
Так, уважая и ценя своих пастырей, всегда надо помнить о Том, Кто Один только дает им силу. А также и пастырям не забывать, от Кого они получили все. Потому что иначе – при всей нашей праведности, при всей нашей премудрости можем остаться без Христа. Остаться при своих жалких человеческих силах, при одних своих пяти хлебах, которые без Христа годятся только на то, чтобы тайно от всех съесть их, и насытить хотя бы себя одного
Святитель Лука (Войно-Ясенецкий)
О чудесном насыщении народа
Вы слышали в нынешнем Евангельском чтении об одном из величайших чудес Христовых – о насыщении пятью хлебами и двумя рыбами гораздо более чем пяти тысяч человек.
Зачем Господь сотворил это чудо? Каково значение его для нас? Зачем вообще Господь творил Свои чудеса?
На этот вопрос ответ находим у евангелиста Матфея, который так говорит: «Иисус удалился оттуда на лодке в пустынное место один; а народ, услышав о том, пошел за Ним из города пешком».
А народ, узнав об этом, толпами последовал за Ним, пешком шел по берегу озера. «И вышедши, Иисус увидел множество людей; и сжалился над ними и исцелил больных их» (Мф. 14, 13, 14).
Сжалился над ними – вот где ответ. Любовь к несчастному роду человеческому, любовь, которая составляет сущность Божественного естества Спасителя, руководила Им прежде всего во всех Его действиях, и при творении чудес Его. Но не только любовь, были и другие чрезвычайно важные, глубокие основания к тому, чтобы Господь творил Свои дивные чудеса: чудесами поучал Он нас.
Когда по Его повелению закинул апостол Петр сеть в море после того, как целую ночь трудился тщетно, и вытащил полную сеть рыб, и упал к ногам Спасителя, Господь сказал ему: «Не бойся; отныне будешь ловить человеков» (Лк. 5, 10).
Видите ли, что в этом чуде был прообраз того, чем станет святой апостол Петр, прообраз того, что будет он ловцом душ человеческих.
Когда воскресил Господь из мертвых четыре дня уже лежавшего во гробе Лазаря, сказалась в этом не только любовь Его, любовь, исторгшая даже слезы из глаз Его, это было сделано и для того, чтобы показать всему миру, что Господь имеет власть над смертью и даже над тлением.
Так можно было бы сказать и о других чудесах Христа, но остановимся на чудесном насыщении народа и вникнем в глубину значения этого чуда. В чем эта глубина?
Ответ находим в словах Самого Иисуса.
Когда после исцеления Гадаринского бесноватого Господь Иисус Христос сел в лодку и переправился на другую сторону озера, народ бежал по берегу озера и встретил Его с восторгом; тогда сказал Он:«Истинно, истинно говорю вам: вы ищете Меня не потому, что видели чудеса, но потому, что ели хлеб и насытились».
Для них самым важным было насыщение хлебом. Чудо само по себе они гораздо хуже умели ценить, а Господь приучал мысли их к тому, чтобы познали они великую цель этого дивного чуда. Он говорил им: «Старайтесь не о пище тленной, но о пище, пребывающей в жизнь вечную, которую даст вам Сын Человеческий, ибо на Нем положил печать Свою Отец, Бог» (Ин. 6, 26–33).
Старайтесь не о пище тленной, не о хлебе только. Помните, что «не о хлебе едином жив будет человек, но о всяком глаголе, исходящем из уст Божиих» (Мф. 4,4).
Заботьтесь поэтому не о временной, не о земной пище, но о пище, пребывающей в жизнь вечную, о пище духовной.
Ибо нуждается в пище не только тело наше; бессмертная душа наша жаждет правды, жаждет вечной жизни.
Душа наша тоже нуждается в пище, еще гораздо больше нуждается, чем тело в пище телесной.
Нельзя, нельзя жить без пищи для души, нельзя оставить душу нашу голодать, как это бывает со многими, бесчисленно многими людьми.
Душа наша, как сказал Тертуллиан, один из Отцов второго века, по природе христианка.
А если так, если христианка она по природе, то как может она жить без Христа, без слова Христова, без общения с Богом Отцом и Духом Святым в молитвах и таинствах?
Не может, не может: изголодается, иногда и умрет с голоду.
Вы, христиане, знаете своим сердцем, знаете эту жажду пищи духовной, этот голод души. Знаете вы, как нуждаетесь в пище духовной, как мучается, как голодает душа ваша, когда не слышите слова Божия, как жаждете услышать хоть немного от слова Божьего.
А те, которые далеки от Христа, которые живут только жизнью земли, ценя только блага земные, те что же, не голодают?
Нет, голодают, очень голодают, но этого не сознают. Их душа не умеет явно требовать пищи слова Божия, но голод души их сказывается в безотчетной мучительной тоске.
Среди всех наслаждений, среди удовлетворения похотей и страстей, в вихре веселия, богатства и роскоши на них часто нападает глубокая, мучительная тоска. Часто им все вдруг становится немилым, пустым.
Душа плачет, душа тоскует, и они смутно чувствуют эту тоску своей души-христианки. Душа требует, чтобы были утерты ее слезы. Душа просит пищи неизмеримо более высокой, чем те наслаждения, которыми пробуют утешить ее люди, далекие от духовной жизни. Душа плачет, душа тоскует, не находит себе места нигде.
Это говорит о том, что нельзя безнаказанно заглушать голос души, голос своей совести.
Вот о какой пище духовной говорил Господь Иисус Христос: Его выслушали и очень плохо поняли и сказали Ему. «Что нам делать, чтобы творить дела Божии? Иисус сказал им в ответ: вот, дело Божие, чтобы вы веровали в Того, Кого Он послал» (Ин. 6, 28–29).
Вот это первейшее и важнейшее из всех дел – веровать в Бога Отца и в Сына Божия, Которого Отец послал.
Выслушали люди, и странными показались им Его слова: почему должны они веровать в Него? И сказали Ему: «Какое же Ты дашь знамение, чтобы мы увидели и поверили Тебе? что Ты делаешь?»
Им нужно было знамение, нужны были доказательства, их сердца еще не знали любви Христовой.
«Отцы наши ели манну в пустыне, как написано: хлеб с неба дал им есть, – это было настоящее знамение, что Моисей дал им хлеб с неба. – Иисус же сказал им: истинно, истинно говорю вам: не Моисей дал вам хлеб с неба, а Отец Мой дает вам истинный хлеб с небес».
Манна не была истинным хлебом Божиим, она была только прообразом того Истинного Хлеба, который даст им впоследствии Бог. «Ибо хлеб Божий есть Тот, Который сходит с небес и дает жизнь миру» (Ин. 6, 30–33).
Вот о каком хлебе говорил Господь Иисус Христос, вот о какой пище нетленной. Вот каково внутреннее значение великого чуда насыщения пяти тысяч человек.
Господь этим чудом подготовлял сердца человеческие к пониманию того, что есть иная, Божественная. вечная пища, пища для души; подготовлял к пониманию того, что Он Сам, Сын Божий, есть эта пища, Сам есть Хлеб, сшедший с небес, что Он отдал Свою Плоть за жизнь мира.
Вот это запомните. Вспоминайте почаще эту великую евангельскую историю о насыщении Господом огромной толпы народа.
Помните, что она знаменовала ту пищу небесную, без которой не может жить душа.
Помните, что души ваши голодны, что они нуждаются в пище небесной, пище совсем, совсем другого порядка, чем пища телесная, и никогда не оставляйте душу без этой пищи, как не оставляете без пищи тело ваше.
Помните, что «не о хлебе едином жив будет человек, но о всяком глаголе, исходящем из уст Божиих».
Помните всегда о слове Божием, поучайтесь в нем; слушайте его с глубоким вниманием; вникайте в него, проникайтесь им.
И просите при этом помощи у Самого Христа Бога нашего. Просите, чтобы помог Он вам уразуметь дивный смысл того, что читаете, ибо в Евангелии читаете вы слова Христовы, те слова, подобных которым мир никогда не слышал и не услышит.
И это будет самой необходимой пищей для душ ваших. Аминь.
23 июля 1950 г.
Проповедь протоиерея Димитрия Смирнова
На Ин.20:11-18.
Слава Богу, мы опять вместе. Сегодня читалось самое мое любимое из всех воскресных одиннадцати Евангелий – о том, как Мария Магдалина «стояла у гроба и плакала. И, когда плакала, наклонилась во гроб, и видит двух Ангелов, в белом одеянии сидящих, одного у главы и другого у ног, где лежало тело Иисуса. И они говорят ей: жена! что ты плачешь?» Плакала она – и они это, конечно, знали – о том, что прервалось общение с Богом. Хотя Господь Своим ученикам и ученицам неоднократно говорил, что Он есть живой Бог, но в полноте это уяснить им было очень трудно. Поэтому чисто по-человечески скорбь Марии Магдалины была объяснима, потому что ни она и никто из людей, конечно, никогда еще не бывал в общении со столь прекрасным человеком, каким был человек Иисус Христос – Сын Божий. Но Господь хотел от нее другого, Он хотел, чтобы она оторвалась от земного, от своего чувственного, душевного восприятия. И поэтому, по милости Своей, Господь послал ей этих Ангелов, чтобы напомнить о том, что Он – Сын Божий и что то, что случилось, должно было случиться.
Мария «обратилась назад и увидела Иисуса стоящего; но не узнала, что это Иисус». Нет ничего удивительного в том, что она не узнала. Потому что хотя Он воскрес во плоти, но Он был какой-то иной, Он был как бы и Он, и не Он. Вот как на иконе хотя иконописцы стремятся изобразить и портретное сходство, но в то же время это не главное, главное – духовная сущность. Поэтому хотя мы на любой иконе узнаем Николая Чудотворца, но, если все эти иконы рядом поставить, мы увидим, что они все разные. А что же мы тогда узнаем? Мы узнаем не внешнее, а внутреннее, что отличает Николая Чудотворца от всех других. Так и воскресший Господь в Своем воскресшем теле имел несколько другой вид.
То, что она Его не узнала, связано еще с тем, что тело Его было духовное. У нас нет соответствующего опыта, поэтому мы можем это только называть, а не можем изъяснить, что такое тело духовное, в котором воскрес Господь. Поэтому нужно было прозреть духовно, чтобы Его в этом теле узнать. А поскольку Мария еще была человек душевный, телесный, она не могла во всей полноте это воспринять. И Господь, Который по великой любви Марии к Нему открылся ей первой, как бы делает за нее этот шаг, окликает ее по имени: «Мария! Она, обратившись, говорит Ему: Учитель!» А Господь ей говорит: «Не прикасайся ко Мне, ибо Я еще не восшел к Отцу Моему». То есть Спаситель открылся ей, но не разрешил к Себе подойти, потому что ее порыв был чисто человеческий. А Господь пришел на землю не для того, чтобы улучшить человеческую жизнь, чтобы все обнимались, целовались, гладили друг друга по головке, вели душеспасительные беседы. Не для этого. Господь явился, чтобы вернуть человека на небо, вернуть человека к подлинно духовной жизни.
В силу того что все наше духовно-душевно-телесное естество повреждено грехом, телесное и душевное в нас, к сожалению, превалирует над духовным и находится с ним не в гармонии. Поэтому чтобы достичь духовного, нужно обязательно обуздывать телесное и удерживать душевное. Только таким образом можно опять вернуть себе духовную жизнь. Поэтому Церковью и предпринимаются посты: чтобы ущемлять свое душевное и телесное. И поэтому все заповеди Божии направлены к тому, чтобы человека удерживать от зла всякого рода: большого, маленького, среднего, ежеминутного или редко случающегося, но от всякого зла.
Очень важная добродетель – воздержание, и кто достиг его, тот достиг духовной жизни. Потому что духовная жизнь дается только тому, кто научился быть воздержанным и в своих телесных проявлениях, и в своих душевных проявлениях. Поэтому Господь, хотя Мария Магдалина плакала о том, что с Ним рассталась, то есть явила свою сердечную любовь и скорбь о потерянном общении с Богом, ей этого не дал. Потому что она к этому была еще не готова.
Вот так и каждый из нас. Мы должны возжелать достичь духовного общения с Богом, возжелать действительно узреть воскресшего Господа, а не просто наладить здесь свою короткую человеческую жизнь, чтобы хорошие люди нас окружали, чтобы все было у нас мирно и покойно, чтобы каждый занимался любимым делом, чтобы нас никто не обижал, чтобы все было сытно, благополучно. Потому что если мы к этому стремимся, то это дело обречено на неуспех, потому что, как бы мы благополучно жизнь ни устроили, к сожалению, придется болеть и умирать; к сожалению, придется близких хоронить; к сожалению, придется в один прекрасный момент столкнуться с тем, что тебя обокрали, или предали, или причинили еще какую-то скорбь.
Конечно, если представить себе, что все люди стали бы православные, стали в храм ходить, исповедоваться в грехах, то жизнь бы намного улучшилась. Но и все равно никуда не денешься ни от болезней, ни от смерти, ни от засухи, ни от потопа. Да и среди тех, кто ходит в храм и причащается, тоже падения бывают: чуть немножко вожжи ослабил, и опять надо все снова начинать. Поэтому Святая Церковь постоянно нас обучает отгребаться от всего земного, поститься душевно и телесно.
Вот скоро мы вступаем в поприще Успенского поста. Он по времени непродолжительный, но устав его такой же строгий, как и Великого поста. Это в смысле телесном, но, конечно, телесное – это не самое главное. Важнее удерживать в себе именно душевные поползновения. А в чем их опасность? В том, что часто душевность путается с духовностью. Поэтому, не научившись воздерживаться в своих чувствах, в своих порывах, стремлениях душевных, невозможно достичь трезвости, при которой только бывает подлинная духовная жизнь; невозможно достичь молитвы: все будет человек скатываться к внешним проявлениям, искать не того, чтобы в результате молитвы стяжать добродетель, а стремиться к ощущениям.
Очень часто человек оценивает свою жизнь, и все события, и людей по тому, хорошо ему или плохо, то есть именно по своему чувству. А ведь чувства зависят от обстоятельств, часто совершенно произвольных. Вот стоит человек на автобусной остановке, и у него одно чувство. А если он стоит двадцать семь минут, то у него уже другое чувство. Всего-то прошло двадцать семь минут, а чувство совершенно переменилось: уже у него и гнев, и раздражительность. А если толпа собралась и он оказался еще в конце, то вообще кошмар. Вот что такое чувства. И с помощью чувств человек иногда всю свою жизнь коверкает. Вот у меня такое чувство, что без него жить не могу. То есть как не могу? А если он завтра под трамвай попадет, что же, и тебе бросаться? Или такое чувство, что не хочется жить, все немило. Ну а как не жить-то? Ну, допустим, выбросился из окна. Все равно смерти-то нет: тело покинул, но душа-то продолжает страдать. Что изменилось принципиально? Ничего, только хуже стало. Но человек привык полагаться на чувства, привык удовлетворять только свои страсти, свои желания.
А ведь христианская жизнь, она совсем не в этом состоит: нужно стяжать добродетели, потому что христианство – это есть делание, это искусство, художество, это целая наука. Христианство – это значит нечто уметь. Господь как говорит: тебя ударят по правой, ты подставь левую. И это надо уметь. Христианство – это когда тебе неохота, а ты делаешь. «Был болен, и вы посетили Меня». Ведь редко встречаются такие люди, у которых прямо стремление, если кто-то болен, то к нему пойти, помочь, посидеть с ним, поговорить, утешить. Для большинства, чтобы пойти, нужно сделать усилие, нужно себя заставить, нужно что-то отложить, нужно изменить какие-то свои планы. Но вот сегодня пошел, и завтра, и послезавтра. И как любое действие: езда на велосипеде, или бокс, или шахматы – при бесчисленном количестве повторений вырастает в определенный навык, так же и доброе дело. Человек упражняется в добре – и у него образуется навык, то есть он навыкает в добре, и уже понуждать себя стало легко, и находишь даже в этом радость, утешение, а потом уже без этого и жить не можешь, без добродетелей.
Вот с этого момента, собственно, и пошла жизнь христианская: когда то, что Христос заповедал Своим ученикам, уже делать радостно, легко и это и составляет жизнь человека. Такой человек, конечно, уже Христов. Потому что он продолжает то самое дело, которое делал на земле Христос, то есть как Учитель поступал, так и ученик Его поступает во всем. И конечно, это возможно, только если мы верим, что это действительно нужно; если мы верим, что это действительно красота; если мы верим, что если мы так будем трудиться, то Господь нас примет в число Своих учеников, и тоже нас однажды окликнет по имени, и тоже возьмет нас с Собой на небо. Если мы в это абсолютно твердо верим, верим совершенно спокойно каждому Его слову, то, естественно, мы на этом поприще будем трудиться. Ради чего? Ради того, чтобы наконец-то очутиться рядом с Ним навсегда, во веки веков и во всей самой наиглубочайшей полноте.
Раз мы в церковь пришли, значит, у каждого из нас благодать Божия касалась сердца. Но это было какой-то миг, а ведь это же можно сделать непрестанным, и тогда это есть блаженство, тогда это есть Царство Небесное, духовная жизнь, это есть непрестанная молитва – как угодно можно называть, потому что это все понятия абсолютно тождественные, они существуют только все вместе, все одновременно и одно без другого не бывают. Как нет добродетели без молитвы, так нет и молитвы без добродетели. Нельзя быть молитвенным человеком и злым, это невозможно, хоть лоб расшиби. Пока ты с кем-то в спор вступаешь, пока ты отстаиваешь свое, пока ты кому-то завидуешь, хоть мозоль на лбу набей, ничего из твоей молитвы не выйдет, потому что все добродетели связаны. В этом-то и заключается гармония. Это и есть восстановление в себе падшего естества, когда все приходит в свою изначальную, задуманную Богом меру. И пост для этого и служит.
В духовном плане каждый человек, живущий на земле, урод, потому что телесное и душевное у нас выпячивает, а духовное, хотя, конечно, оно есть: мы люди крещеные, и мы вкусили молитву, мы знаем, что такое церковное богослужение, мы и в таинствах церковных участвуем, – конечно, духовная жизнь у нас есть, но сказать, что мы имеем ее в полноте, нельзя. Поэтому нужно все время к этому идти, все время, не унывая, себя понуждать. И для таких людей, как мы с вами, ленивых и нерадивых, пост – очень удобное время. Потому что когда один человек трудится, это всегда тяжелей бывает, а когда осознаешь, что нас, православных, по всей Руси примерно двести тысяч человек, это огромная сила. Вот нас сегодня на всенощной от Сахалина до Кенигсберга собралось тысяч, может, сто пятьдесят. Из них, я надеюсь, хотя бы семьдесят процентов постятся. Представляете, вот так ощутить, что мы все вместе готовимся начать пост. Ради чего? Ради Матери Божией, ради того, чтобы встретить Ее праздник, ради того, чтобы себя как-то подготовить, углубиться, ради того, чтобы и Она за нас помолилась, а мы за них за всех, кто нас окружает: может быть, из них кто-нибудь еще к нам придет. Это же все от каждого из нас зависит.
К сожалению, сталкиваясь с нами, люди не приходят к Богу, потому что мы ничего не можем им показать. Христос был совершенный человек, поэтому, когда Он сказал апостолам: пойдем со Мной, – они сразу за Ним пошли. А мы часто говорим другому: пойдем в церковь – а он говорит: мне некогда. Потому что ну что мы можем ему явить? Вот если бы мы были действительно христиане и кого-то позвали, тогда они бы пошли. Конечно, не все, нет, упаси Бог! Будь мы совершенны даже как Отец наш Небесный, все не пойдут все равно. Это невозможно, к сожалению. Царство Небесное – это не для всех, извините, это для избранных. Для всех – это вот телевизор. А для Царства Небесного особая должна выработаться порода человека: благородная. Потому что Царствие Небесное – это для детей Божиих. Не для графских, не для княжеских, не для царских, а для Божиих. Выше этого уже ничего на свете нет. И надо в это достоинство войти, надо осознать, что Господь хочет, какими Он хочет видеть Своих детей, с какими хочет вечерю сотворить. Вот в это надо постоянно умом вникать.
Много у нас, конечно, и забот, и грехов, но эту главную вожделенную мысль надо постараться не оставлять. Тогда мы из тьмы выйдем к свету Божию. Но надо в это обязательно верить. А без веры жизнь бессмысленна. Ну зачем жить? Что-то поиметь, что ли, купить что-то? Ну купил, ну съел, ну поехал поглядел, ну хорошо, даже весь мир увидел. Дальше что? Дальше как у всех, как у самого последнего заключенного в тюрьме: заболел и умер. Все одинаково. Поэтому растекаться вовне – бессмысленно. Самое главное – вот этот свет, вера наша. Поэтому раз уж Господь даровал нам веру, надо стараться ее не только сохранить и приумножить, а надо сделать ее зрячей. Если уж веруем, то надо веровать как следует, надо уж тогда действительно Бога видеть, надо тогда действительно молиться, надо тогда действительно по вере жить. Если уж назвался груздем, полезай в кузов, а иначе все как-то получается несерьезно.
Поэтому хотя бы постом надо нам всем стараться встряхнуться, подумать, углубиться в духовную жизнь, несмотря на то что сейчас время летнее, довольно рассеянное, все служит вроде бы к времяпрепровождению такому приятному, отдохновению. Но Святая Церковь не оставляет нас своей заботой: именно летом два поста, чтобы не очень-то расслаблялись. Поэтому, по милости Божией, будем поститься. А наши праздники грядущие замечательные, только от предвкушения которых сердце замирает, – ну это какая же сладость! Сперва Преображение, потом престол – память святителя Митрофана, потом еще чуть-чуть – и Успение. Какая красота! Помоги, Господи! Аминь.
Храм Благовещения Пресвятой Богородицы, 15 августа 1992 года, вечер
Епископ Митрофан (Зноско-Боровский)
Неделя 8-я по Пятидесятнице
(Матф. 14:14–22).
Посетив с проповедью о Благой Вести назначенные им города и селения и подтверждая Свою проповедь необычайными делами, исцелениями больных и изгнанием бесов, 12-ть Апостолов вернулись к своему Учителю, с радостью рассказывая Ему об этом. Это время совпало с мученической кончиной Предтечи Господня, св. Иоанна Крестителя. И Христос, удрученный великой скорбью, сел в лодку и велел ученикам тихо и незаметно плыть к пустынному месту, так как и утомленные сердца Апостолов искали покоя. Однако, отъезд их не прошел незамеченным. Народ опередил их: когда лодка причалила к берегу, там уже собрался народ, к которому присоединилась толпа паломников, направлявшихся в Иерусалим к празднику Пасхи. Все они походили на овец, не имеющих пастыря, и, сострадая им, Христос сошел к народу, учил его, проповедуя о Царствии Небесном и исцеляя больных.
День склонился к вечеру, а народ, как бы прикованный исцеляющим голосом и святым учением Христа, все еще оставался здесь. В своей восторженности пренебрегшая существенными потребностями жизни, голодная масса народа вот-вот могла оказаться, в темноте вечера, вдали от всякого жилища. Ученики начали беспокоиться, чтобы этот день не закончился каким-либо несчастным происшествием, которое дало бы новый повод к нападкам со стороны ожесточенных врагов их Учителя. Но Христос, Своим состраданием, предупредил их опасения и, как свидетельствует Евангелист Иоанн, Сам сообщил о затруднении Филиппу.
Произошло между Спасителем и Апостолами как бы небольшое совещание. Для покупки для такой массы народа, даже по куску хлеба, не было у Апостолов средств, к тому же, ввиду наступившего вечера, не было и возможности что-либо купить. Апостол Андрей упомянул, что у одного мальчика есть пять ячменных хлебов и две рыбы. Этого запаса так мало, что о нем и говорить не стоило. Но Христос спокойно сказал: «Велите им возлечь». Удивляясь и ожидая чего-нибудь необычайного, Апостолы велели народу расположиться на траве как бы для ужина. И Спаситель, став посреди народа, радуясь делу, которое хотел совершить, подняв очи к нему, возблагодарил Отца Небесного, благословил хлебы и рыбу, разломил их на части и передал ученикам, а ученики раздали народу. Насыщено было около 5ти тысяч человек, не считая женщин и детей. И когда все насытились, Христос, чтобы наглядно подчеркнуть Своим ученикам, что в действительности совершилось чудо, и дать им наставление о необходимости избегать расточительности, сказал: «Соберите оставшиеся куски, чтобы ничего не пропало». И «собрали двенадцать коробов кусками от пяти ячменных хлебов», – свидетельствуют Евангелисты Матфей, Марк и Иоанн.
До этого события Христос совершал чудеса над одними больными, а теперь оказывает всеобщее благодеяние, чтобы, как объясняют св. Отцы, народ не оставался простым зрителем того, что происходило с другими, но и сам получил дар. Этим чудом Христос оправдал перед народом и Свои слова: «ищите прежде всего Царствия Небесного и правды его, и это все приложится вам».
Это чудо произвело глубокое впечатление на тысячи народа. И св. Иоанн Златоуст говорит: «Так умножить хлебы и две рыбы не менее значительно, чем произвести из земли плод и из воды живое существо».
Умножение хлебов! Оно соответствовало, извращенному книжниками и фарисеями, ожиданию Мессии. И Христос, заметив нескрываемую возбужденность народа, «узнав, что хотят взять Его и сделать царем», велел ученикам сесть в лодку и раньше Его отправиться в сторону Капернаума. Сам же кротко и постепенно убедил народ оставить Его, и когда все, кроме самых восторженных, разошлись, Он быстро удалился от них на вершину горы, чтобы там наедине помолиться. Богочеловек-Христос чувствовал, что наступал страшный и торжественный перелом в Его жизни на земле и общением со Своим Отцом Небесным хотел укрепить Свою душу для тяжких невзгод грядущих дней.
В Евангельском повествовании о чудесном насыщении Христом многих тысяч дается нам образ Церкви. Тут Глава Церкви – Христос, Ее Создатель, тут и Апостолы – Христом поставленные пастыри, тут и народ. И уместно подчеркнуть слова Евангелия: сказав Апостолам: «вы дайте им есть» – «Иисус, взяв хлебы… раздал ученикам, а ученики – возлежавшим», и вспомнить слова Христовы, сказанные тем же Апостолам на Тайной Вечере: «сие творите в Мое воспоминание». В обоих случаях Христос как бы подчеркивает, что Им создаваемая Церковь является и должна быть Апостольской. Со дня Св. Троицы, со дня Сошествия Св. Духа, Апостолы и вся Христова Апостольская Церковь исполняют повеленное Спасителем: духовно питают весь мир, питают всех ищущих Бога и правды Его теми дарами, которые преподал Христос Церкви: словом Божиим, св. Тайнами, молитвой о всем человечестве. К этой Апостольской Церкви принадлежим и мы с вами, как живые клетки Христова Тела. Да поможет каждому из нас Пастыреначальник Христос не только физически принадлежать Его Телу – Его Церкви, но душою в ней жить. Аминь.
Ещё проповеди на портале Азбука.Ru:
- Свт. Димитрий Ростовский. Поучение на Евангелие о пяти хлебах, Мф.14:20.
- Сщмч. Фаддей (Успенский). На Мф.14:14-22.
- Еп. Виссарион (Нечаев). Благотворное влияние христианской веры на земное благосостояние, Мф.14:14-22.
- Прот. Василий Михайловский. На 1Кор.1:10-18.
и за понедельник (под зачало):
- Прот. Вячеслав Резников. О детском и взрослом, Мф.18:1-11.
- Прот. Александр Глебов.На Мф.18:1-11.
Источник: https://azbyka.ru/days/2023-07-30
(1551)