«Верной твердынею православья
Врезан Исаакий в вышине…»
(Николай Гумилёв)
12 июня, 16 августа и 4 апреля по новому стилю (30 мая, 3 августа и 22 марта по старому) – один из символических дней нашей северной столицы, связанный с именем, хорошо знакомым нам с детства. Обратимся к описанию одного трагического эпизода неспокойной Римской империи 378 года.
Церковный историк Феодорит Кирский сохранил рассказ о дерзновенной проповеди Исаакия, обращённой к римскому императору Валенту, гонителю православных и стороннику еретического направления в христианстве, – т. н. «арианства», отрицавшего равенство природ Бога Отца и Бога Сына, их «единосущие». Император шёл с войском во Фракию и остановился в Константинополе (378 г.), где жил в то время Исаакий.
«Говорят, что Исаакий, имевший там монашескую келью, увидев проходившего с войском царя, так восклицал к нему: «Куда идешь, царь, воюющий против Бога и не пользующийся его помощью? Ведь Он-то и подвиг против тебя варваров – за то, что ты изощрил много языков на богохульство, а славословящих Бога изгнал из святых храмов. Перестань воевать против Него – и Он оставит эту войну; возврати паствам превосходных пастырей – и ты легко получишь победу. Если же предпримешь войну, не сделав ничего этого, то на опыте узнаешь, как бедственно идти против рожна, потому что и сам не воротишься, и потеряешь войско!» Раздраженный царь сказал ему: «Ворочусь и убью тебя, будешь мне отвечать за ложные предсказания». А Исаакий, нисколько не убоявшись угрозы, воззвал: „Убей, если откроется лживость моих слов!“»[2].
Сдержать обещание злосчастный император не смог: «дерзкий монах» оказался прав. Валент потерпел сокрушительное поражение от вестготов в битве при Адрианополе и пал на поле битвы.
Можно утверждать, что об этом знают лишь историки, а слово «Исаакий» – один из символов города! Почему же знаменитый собор – один из величайших в мире![3] – посвящён константинопольскому монаху, жившему задолго до крещения Руси и никак с её позднейшей территорией не связанному?
Действительно, имя преподобного Исаакия исповедника[4] († 383), игумена небольшого Далматского монастыря в окрестностях Константинополя, мелким шрифтом значится в нашем календаре 30 мая по юлианскому календарю (12 июня по н. ст.), а между тем – оно у всех на устах! Причиной тому – знаменательное историческое совпадение.
Дело в том, что 30 мая (1672 года), то есть в день памяти Исаакия Далматского, у царя Алексея Михайловича Романова и царицы Натальи Кирилловны Нарышкиной родился наследник, чьим небесным покровителем определили апостола Петра, назвав его именем, – будущий император Петр Великий.
Православные на Руси раньше в основном праздновали день своего Ангела (именины), это воплотилось и в названии города: «Санкт-Петербург» – «Город Святого Петра»! Но день рождения царя – «помазанника Божия» – всё же особый день. Известно, что «европеец» Петр охотно вводил западноевропейские обычаи, а праздновать dies natalis императора – традиция Римской империи. Поэтому уже в 1707 году на лугу против Адмиралтейских ворот появилась первая деревянная Исаакиевская церковь. Вскоре её разобрали, и в 1717 году построили вторую, на месте будущего Медного Всадника. В 1735 году её постигла участь первой. Третий храм, на месте современного, строился Екатериной II по проекту Антонио Ринальди. С поспешностью завершаемый Павлом I, он вызывал насмешки современников своей явной дисгармонией:
«Двух царствований памятник приличный:
Низ каменный, а верх кирпичный».
Поэтому император Александр I утвердил в 1817 году проект уже четвертого по счёту храма. Им и стал Исаакиевский собор Огюста Монферрана, освящённый в свой престольный день, 30 мая 1858 года. Построенный архитектором католиком, этот храм стал воплощением открытого и вселенского (греч. экуменического) характера Православия в нашем европейском городе.
Несколько слов о размерах храма. Площадь интерьеров собора – 4 тыс. кв. м. Он вмещает от 7 до 12 тысяч человек. Внешняя высота – 101,5 метра (включая крест). Внутренняя высота – 80 метров. Размах крыльев укрепленного под куполом парящего голубя – 2 метра. При строительстве использовано 400 кг золота, причем на купол – 300 кг, и 14 сортов мрамора. Храм окружают и поддерживают в общей сложности 112 колонн (верхних и нижних).
Легко догадаться, какой оказалась судьба последнего Исаакия в ХХ веке. Будучи главным кафедральным храмом России, собор претерпел судьбу большинства церквей нашего многострадального Отечества: богослужения прекратились в нем в 1928 году и возобновились лишь через 62 года. С 1931 по 1986 годы здесь назойливо раскачивался – убеждая в том, в чем нормального человека убеждать не нужно! – пресловутый маятник Фуко.
Хорошо помню исторический день возобновления богослужений в Исаакиевском соборе! 17 июня 1990 года, в «Неделю Всех Святых, в земле Российской просиявших», Божественную Литургию в нём совершил Святейший патриарх Московский и всея Руси Алексий II. Его интронизация состоялась лишь неделей ранее, 10 июня. Во время богослужения я был в алтаре. Рядом с патриархом в алтаре стояли Б. Н. Ельцин (в то время – Председатель Верховного Совета России), А. А. Собчак и другие политические деятели. Это было зримым символом переломного этапа церковно-государственного возрождения России и единения всех здравомыслящих россиян. Все пребывали в состоянии эйфории и не предполагали, что ещё ждет нас впереди!
С тех пор торжественные богослужения (иногда с крестным ходом) совершаются в Исаакиевском соборе несколько раз в году – на Пасху, Рождество Христово, в День основания города (27 мая), в день престольного праздника (12 июня) и в ряде других случаев. Правда, исторический день рождения Петра I не совпадает ныне с днем церковной памяти Исаакия. Петр родился 30 мая (1672 года) по юлианскому календарю, что соответствует 9 июня по григорианскому календарю (фиксирующему астрономическое время). А память Исаакия Далматского празднуется у нас ныне 12 июня по н. ст. Это связано с тем, что разница между юлианским (постоянно отстающим от истинного времени) и григорианским календарем составляла в XVI–XVII веках 10 дней, а в XX и XXI возросла уже до 13 дней. Отсюда и разрыв в три дня.
Думается, эту драматическую историю Исаакия-человека и Исаакия-собора нелишне помнить каждому интеллигентному петербуржцу.
Юрий Рубан,
канд. ист. наук, канд. богословия
Примечания
[2] Феодорит Кирский. Церковная история, IV, 34.
[3] До 1990 года самым большим христианским храмом на планете был собор св. Петра в Риме, на втором месте – собор св. Павла в Лондоне, на третьем Санта Мария дель Фиоре во Флоренции, наш Исаакий – на четвертом. Затем была построена церковь Пресвятой Девы в Ямусукро (Кот Д’Ивуар, Африка), ставшая на первое место; был восстановлен Храм Христа Спасителя (высота 103 м).
[4] «Преподобный» принадлежит к разряду святых, подвиг которых заключается в их монашеском аскетическом делании. «Исповедниками» называют тех святых, которые за открытое оглашение своей веры претерпели гонения и муки, но не погибли во время гонений, как «мученики», а остались живы и скончались позднее естественной смертью.
Источник: https://azbyka.ru/days/p-isaakij-derzkij-monah
СВЯТОЙ ДНЯ. ПРЕПОДОБНЫЙ ИСААКИЙ ДАЛМАТСКИЙ (т\к СПАС)
Исаакиевский собор Санкт-Петербурга. Подлинный шедевр храмостроительства. Третий по высоте и первый по вместимости в России. 14 тысяч человек могут встать под его куполом. И вот такая величественная помпезная красота воздвигнута в честь скромного монаха бессребреника, который жил в 4 веке.
Звали его преподобный Исаакий Далматский, его же память мы и совершаем сегодня.
Он подвизался недалеко от Константинополя в эпоху правления императора Валента Второго. При Валенте в столице были закрыты все православные храмы. Политика государства поддерживала в это время ариан, еретиков, которые отрицали Божественность Иисуса Христа. Исаакий был чуть ли ни единственным, кто стал волочится за императорскими процессиями и умолять Валента хотя бы отрыть храмы для православных.
Однажды, император отправился в поход против варваров. Процессия проводов армии проходила по центральным улицам Царьграда. Вдруг, дорогу Валенту вновь перекрыл надоедливый монах, упрашивая поменять политику в отношении православных. Цезарь приказал выкинуть Исаакия словно мусор в какое-то болото. За руки, за ноги солдаты притащили его к гиблому месту и швырнули в топь.
Все были уверены, что Исаакий никогда не выберется оттуда. Но не успела армия выехать за пределы городских стен, как Исаакий вновь появился на пути шествия и вновь стал умолять царя одуматься. Вот именно тогда Валент и услышал в свой адрес пророческие слова святого, что из этого похода за свое злочестие он не вернется.
Исаакия взяли под арест. Армия ушла на Запад. И уже через пару месяцев до жителей столицы дошла весть, что армия разбита, а император заживо сгорел в каком-то хлеву. Вот тогда-то очень многие посмотрели совсем иначе на надоедливого игумена. А следующий император Феодосий Великий упросил старца переселиться вместе с монастырем в Царьград, и даже помог отстроить для него обитель, которая и стала называться Далматской, по имени следующего ее настоятеля, ученика Исаакий преподобного Далмата, которые очень много сделал для процветания этого монастыря.
Ну а сам преподобный Исаакий Далматский скончался в 383 году и был не особо известен на Руси, пока через 1338 лет ровно в день кончины святого в Теремном дворце Московского кремля у царицы Натальи Кирилловны и царя Алексея Михайловича не родился сын, которого назвали Петром. В честь этого рождения главный собор новой столицы Российской империи и был назван Исаакиевским, то есть, воздвигнутым в честь скромного, но очень мужественного монаха, жившего в далеком 4 веке. Его же молитвами укрепи нас, Боже.
(179)