Вла­ди­мир Ро­ма­нов: Блаженный чистый сердцем

Один из са­мых из­вест­ных мос­ков­ских юро­ди­вых — Ва­си­лий Бла­жен­ный. На Ру­си все­гда по­чи­та­ли юро­ди­вых Хри­ста ра­ди — лю­дей, пре­зрев­ших внеш­ние «при­ли­чия», при­тво­ря­ю­щих­ся безум­ны­ми, чтобы со­крыть свои спо­соб­но­сти и доб­ро­де­те­ли, и об­ли­ча­ю­щих мир в от­сут­ствии этих доб­ро­де­те­лей. Пра­во на об­ли­че­ние им да­ва­ло бес­стра­стие и чи­стое серд­це.

Свя­той Ва­си­лий Бла­жен­ный, мос­ков­ский чу­до­тво­рец, бро­сал­ся кам­ня­ми в чу­до­твор­ные ико­ны и спо­рил с гроз­ным ца­рем, об­ли­чая в про­ли­тии невин­ной кро­ви. Царь слу­шал тер­пе­ли­во, ни­ко­му не поз­во­ляя тро­нуть бла­жен­но­го.

Од­на­жды, ко­гда Иван Гроз­ный при­гла­сил бла­жен­но­го для бе­се­ды в цар­ские па­ла­ты, тот три­жды вы­лил под­не­сен­ный ему ку­бок с ви­ном. Го­су­дарь про­гне­вал­ся, а Ва­си­лий ска­зал, что он так ту­шит нов­го­род­ский по­жар. Вско­ре гон­цы ца­ря под­твер­ди­ли сло­ва бла­жен­но­го: по сви­де­тель­ству нов­го­род­цев, во вре­мя по­жа­ра всю­ду ви­де­ли на­го­го му­жа с во­до­но­сом, за­ли­ва­ю­ще­го пла­мень ог­нен­ный, от­че­го по­жар пре­кра­тил­ся. Из­вест­но и чу­дес­ное ту­ше­ние свя­тым Ва­си­ли­ем страш­но­го мос­ков­ско­го по­жа­ра в 1547 го­ду.

Ва­си­лий Бла­жен­ный ро­дил­ся во вто­рой по­ло­вине XV ве­ка в под­мос­ков­ном се­ле Ело­хо­ве (там, где сей­час сто­ит Ело­хов­ский со­бор), в при­хо­де церк­ви Вла­ди­мир­ской ико­ны Бо­жи­ей Ма­те­ри (ныне — храм во имя св. вмч. Ни­ки­ты на Ста­рой Бас­ман­ной). В юные го­ды Ва­си­лий был са­пож­ни­ком. А через неко­то­рое вре­мя на Москве по­яв­ля­ет­ся стран­ный че­ло­век, зи­мой и ле­том хо­дит по­чти раз­де­тый и де­ла­ет стран­ные ве­щи: то опро­кинет ло­ток с ка­ла­ча­ми, то про­льет кув­шин с ква­сом. Рас­сер­жен­ные тор­гов­цы би­ли бла­жен­но­го, он с ра­до­стью при­ни­мал по­бои и бла­го­да­рил за них Бо­га. А по­том об­на­ру­жи­ва­лось, что ка­ла­чи и квас бы­ли непри­год­ны. По­чи­та­ние бла­жен­но­го Ва­си­лия быст­ро рос­ло: в нем при­зна­ли юро­ди­во­го, че­ло­ве­ка Бо­жия, об­ли­чи­те­ля неправ­ды.

Пре­ста­вил­ся Ва­си­лий Бла­жен­ный 2 ав­гу­ста (ст. ст.) 1552 го­да. По­гре­бе­ние его воз­гла­вил мит­ро­по­лит Мос­ков­ский Ма­ка­рий. Мо­щи бла­жен­но­го пер­во­на­чаль­но бы­ли по­ло­же­ны в церк­ви Свя­той Тро­и­цы (что на Рву). При сыне Ива­на Гроз­но­го Фе­до­ре Иоан­но­ви­че ле­то­пи­си пи­шут о мно­гих свер­шав­ших­ся чу­де­сах от мо­щей свя­то­го Ва­си­лия.

В 1560-х го­дах на ме­сте хра­ма Свя­той Тро­и­цы был вы­стро­ен со­бор По­кро­ва Бо­жи­ей Ма­те­ри на Рву. Один из при­де­лов воз­двиг­ли над мо­ги­лой свя­то­го Ва­си­лия Бла­жен­но­го, и с тех пор со­бор ина­че как его име­нем в на­ро­де не на­зы­ва­ли.

Несмот­ря на мо­ну­мен­таль­ный внеш­ний вид, внут­ри со­бор те­сен и не очень под­хо­дит для служ­бы. Как пи­шут ле­то­пи­си, бо­го­слу­же­ний здесь все­гда бы­ло ма­ло. Од­на­ко, ко­гда в 1913 го­ду на­сто­я­те­лем со­бо­ра был на­зна­чен про­то­и­е­рей Иоанн (Вос­тор­гов), но­во­му­че­ник и ис­по­вед­ник, «в со­бо­ре, бла­го­да­ря его слу­же­нию и по­сто­ян­ной мис­си­о­нер­ской про­по­ве­ди, бы­ло та­кое мно­же­ство бо­го­моль­цев и та­кое ре­ли­ги­оз­ное усер­дие, что со­бор сей по ко­ли­че­ству про­да­ва­е­мых све­чей за­нял… од­но из пер­вых мест в епар­хии». Про­то­и­е­рея Иоан­на рас­стре­ля­ли в 1918 го­ду. В на­ча­ле 1920-х храм был пе­ре­дан об­нов­лен­цам, в 1929-м за­крыт и от­дан му­зею. Не раз со­бо­ру гро­зил снос, но ста­ра­ни­я­ми из­вест­но­го ре­став­ра­то­ра Пет­ра Ба­ра­нов­ско­го, сто­ив­ши­ми ему несколь­ких лет ла­ге­рей, со­бор со­хра­ни­ли.

В хо­де ре­став­ра­ци­он­ных ра­бот кон­ца 1940-х — на­ча­ла 1950-х го­дов в со­бо­ре Ва­си­лия Бла­жен­но­го бы­ла от­кры­та до­то­ле неиз­вест­ная в рус­ской ар­хи­тек­ту­ре си­сте­ма, поз­во­ляв­шая воз­во­дить та­кое слож­ное зда­ние без чер­те­жей. Все сте­ны хра­ма бы­ли про­ни­за­ны де­ре­вян­ны­ми кон­струк­ци­я­ми, вы­пол­няв­ши­ми роль «про­стран­ствен­но­го чер­те­жа». Из срав­ни­тель­но тон­ких брусьев, пе­ре­вя­зан­ных меж­ду со­бой по вер­ти­ка­ли и го­ри­зон­та­ли, до на­ча­ла кир­пич­ной клад­ки бы­ли опре­де­ле­ны кон­ту­ры бу­ду­ще­го со­ору­же­ния, раз­ме­ры и ме­сто­по­ло­же­ние всех эле­мен­тов его ар­хи­тек­тур­ных форм и де­ко­ра.

На Пас­ху 1992 го­да в со­бо­ре бы­ла от­слу­же­на пер­вая по­сле дол­го­го пе­ре­ры­ва ли­тур­гия. С это­го вре­ме­ни ли­тур­гия со­вер­ша­ет­ся по вос­крес­ным дням в при­де­ле св. Ва­си­лия Бла­жен­но­го, по­сле у мо­щей бла­жен­но­го чи­та­ет­ся ака­фист.

Текст: Вла­ди­мир Ро­ма­нов

По ма­те­ри­а­лам: http://www.nsad.ru


Источник: https://azbyka.ru/days/p-blazhennyj-chistyj-serdcem

(44)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *