Екатерина Иванова: Из свидетелей — первый

Мученики за Христа были побиваемы камнями, перепиливаемы, подвергаемы пытке, умирали от меча, скитались в ми́лотях и козьих кожах, терпя недостатки, скорби, озлобления; те, которых весь мир не был достоин, скитались по пустыням и горам, по пещерам и ущельям земли (Евр. 11, 37–38).

Они отдавали жизнь за Истину во все времена. Первым же среди свидетелей правды Христовой явился архидиакон Стефан, обладавший яркими дарами проповеди, чудотворения и несокрушимой верой в Бога. 15 августа Православная Церковь празднует день перенесения его честных мощей из Иерусалима в Константинополь. Это событие произошло около 428 года.


Дни памяти: 4 января (70 ап.), 2 августа (Перенесение мощей), 15 сентября (Обретение мощей), 27 декабря

«Экономические» проблемы

Первое время после Святой Пятидесятницы в Иерусалимском храме молились вместе те, кто был рядом со Спасителем во время его земной жизни, и те, кто кричал «Распни Его!» в момент Его крестных мук. На апостольскую проповедь откликнулись очень многие. По некоторым данным, за первое столетие существования христианства в него обратилось до трети всего еврейского народа.

Среди первых христиан в Иерусалиме было особое единство: новообращенные отдавали все свое имущество общине и жили сообща, единые сердцем и душой.

Община росла быстро. Нужно было грамотно распоряжаться общим имуществом, заботиться о повседневных нуждах верующих. Среди пришедших ко Христу были богатые и бедные, юные и престарелые, болящие, вдовицы, сироты. Оказалось, что определить, кто в чем нуждается, не так-то просто. Появились жалобы и недовольство.

Тогда святые апостолы выбрали себе семерых помощников — диаконов — из числа апостолов от семидесяти. Одним из этих помощников и стал Стефан.

Что должен уметь диакон?

Слово «диакон» греческого происхождения, и означает оно «служитель». Круг обязанностей диаконов в древней Церкви был очень широк: они должны были помогать пресвитеру при богослужении, следить за церковной утварью, готовить все необходимое для священнодействий, заниматься социальным служением в самом широком смысле. В Постановлениях Апостольских говорится: «Диакон да будет умом, глазом, устами, сердцем и душою ангелом и пророком епископа и пресвитера».

Святой Стефан во всех смыслах и был таким ангелом, то есть вестником апостолов — ведь слово «ангел» означает «вестник». О его жизни до принятия диаконского сана известно только то, что был он «эллином», то есть принадлежал к обширной еврейской диаспоре, которая жила в Римской империи за пределами Иерусалима и, внешне переняв эллинистический образ жизни, внутренне сохраняла верность Единому Богу. В служении диакона святой Стефан показал себя как умелый организатор и ревностный проповедник.

Конфликт с синедрионом

Напряжение между последователями Спасителя и иерусалимской духовной элитой возникло с самого начала. Два раза, по свидетельству Деяний, члены синедриона брали апостолов под арест, но каждый раз после допроса отпускали их. Христиане чтили закон Моисеев и не нарушали законов Римской империи. В чем их можно было обвинить? Разве что в проповеди о воскресении мертвых? Но в вопросе о посмертной участи человека и среди иудеев не было единства. Как и Христа, их можно было осудить только через лжесвидетельство.

Так и поступили со святым Стефаном. Нашлись лжесвидетели, которые подтвердили, что святой проповедник говорил хульные слова на Моисея и на Бога: «Мы слышали, как он говорил, что Иисус Назорей разрушит место сие и переменит обычаи, которые передал нам Моисей».

В яркой ответной речи святой первомученик доказывает, что иудейские обычаи не имеют вечного и обязательного для всех значения, как и Иерусалимский храм,— ведь было время, когда богоизбранный народ не имел не только храма для богослужения, но даже постоянного места жительства. Поэтому бессмысленно ставить в вину Иисусу Христу предсказание о невечности Иерусалима и храма, которое вполне согласно с предсказаниями ветхозаветных пророков.

Первомученик Стефан поднял вопрос, от которого зависела судьба христианской Церкви: что является центром нашего религиозного упования — закон Моисея или благодать Иисуса Христа? Святой мученик пытался убедить своих оппонентов, что христианская проповедь не только не противоречит Писанию, но, напротив, является исполнением закона и пророков. Велик храм Иерусалимский, но Всевышний не в рукотворенных храмах живет, как говорит пророк: Небо — престол Мой, и земля — подножие ног Моих. Какой дом созиждете Мне, говорит Господь, или какое место для покоя Моего? Не Моя ли рука сотворила всё сие? (Деян. 7, 48–50). Почему же не понимали этого ревнители закона? Да потому что сами же они его нарушали, как нарушали его всегда их духовные родители — богоборцы, избивающие пророков и поклоняющиеся идолам.

Отверстые Небеса

Во время своей речи на суде святой Стефан внезапно остановился и радостно воскликнул: Я вижу небеса отверстые и Сына Человеческого, стоящего одесную Бога (Деян. 7, 56).

Святому мученику не дали договорить. Суд был окончен, хотя никакого приговора так и не было произнесено. Разъяренная толпа выволокла подсудимого из города. Там над ним учинили кровавую расправу: забили камнями. Члены синедриона не стали ждать согласия римских властей, чтобы утвердить этот приговор.

Умирая, святой мученик Стефан горячо молился о своих палачах, тем самым подражая Спасителю: «Господи! не вмени им греха сего». И мы точно знаем, что по крайней мере один из участников этой жуткой расправы был помилован и спасен Господом. Этот юноша невозмутимо стоял среди беснующейся толпы. Палачи сложили свою одежду у его ног. Звали юношу Савл. Он был ревностным исполнителем закона, учеником знаменитого законоучителя Гамалиила и убежденным гонителем христиан. Молодой человек не принимал личного участия в расправе, но внутренне одобрял творящееся беззаконие. Его потрясающее духовное перерождение из гонителя христиан Савла в святого первоверховного апостола Павла было еще впереди.

«Если дело от Бога, вы не сможете разрушить его»

Истерзанное тело мученика было брошено без погребения на съедение зверям и птицам. Но верные люди спасли его от поругания. На вторую ночь после казни за ним пришли слуги того самого законоучителя Гамалиила, у которого обучался будущий апостол Павел. Гамалиил отличался глубокой ученостью и столь же глубокой честностью, а его высказывания на актуальные темы всегда были взвешенными и показывали его здравомыслие. Когда его спросили, что он думает о христианах, он ответил: Оставьте их; ибо если это предприятие и это дело — от человеков, то оно разрушится, а если от Бога, то вы не можете разрушить его; [берегитесь], чтобы вам не оказаться и богопротивниками (Деян. 5, 38–39).

Гамалиил тайно похоронил останки первомученика Стефана в своем имении Кафаргамала, в нескольких километрах от Иерусалима. Там же позднее он похоронил и тайного ученика Спасителя Никодима. Позднее Гамалиил был крещен апостолами Петром и Иоанном и также причислен к лику святых. Он и его сын Авив были похоронены возле гроба святого Стефана.

Святой первомученик Стефан стал первым в ряду бесстрашных свидетелей (именно так следует буквально перевести греческое слово «мученик»), отдавших жизнь за Христа — и это было самым весомым доказательством его веры. Его смерть положила начало масштабным гонениям на христиан, охватившим всю Иудею. Эти гонения стали для христиан провиденциальным указанием оставить Иерусалим, выйти за пределы иудейства, чтобы рассказать о Христе всему миру, исполняя заповедь Господа — крестить язычников во имя Отца, и Сына, и Святого Духа.

Газета «Православная вера» № 13-14 (657-658), август 2020 г.


Источник: //www.eparhia-saratov.ru/Articles/iz-svidetelejj-_-pervyjj

(42)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *