Проповедь протоиерея Вячеслава Резникова
О закваске
Мф.16:1-6, 1 Кор.9:13-18.
Однажды Господь сказал ученикам: «Смотрите, берегитесь закваски фарисейской и саддукейской».
Каждая закваска на свой лад преображает вещество. Фарисейская закваска, например, все, к чему прикасалась, пропитывала вкусом лжи, лицемерия. Вот фарисеи просят Иисуса «показать им знамение с неба». Казалось бы, что тут плохого? Но Господь резко ответил: «Лицемеры! различать лице неба вы умеете, а знамений времен не можете»? Если Господь укорил их, значит, они должны были узнать это время, уже наступившее, и Господа, уже пришедшего. А если не узнали, значит не хотели. Значит, и все их вопросы были заквашены сатанинской закваской, противоестественным желанием: не услышать на них вразумительного ответа. И значит, чем больше они ходили за Господом, чем больше видели и слышали, – тем сильнее отравляли себя, возрастая во лжи и в противлении истине.
И совсем другая закваска в душе Божьего человека. Апостол пишет к Коринфянам: «Если я благовествую, то нечем мне хвалиться; потому что это необходимая обязанность моя, и горе мне, если не благовествую! За что же мне награда»?.. Иные сразу скажут: «А, все-таки и он о награде хлопочет»! – Ну а разве не естественно любящему ждать награды, как плода своей любви, как свидетельства угодности и взаимности? Ведь и Сам Сын Божий, исповедав свою совершенную любовь к Отцу словами: «Все Мое Твое», – исповедал и надежду на столь же совершенную награду: «и Твое Мое» (Ин.17:10).
Так «за что же мне награда? – размышляет Апостол. – Неужели только за то, что я делаю дело, которое и так обязан делать, причем, доставляющее мне величайшую радость? Апостол не может вменить этого себе в заслугу. Награду же он надеется получить – «за то, что, проповедуя Евангелие, благовествую о Христе безмездно, не пользуясь моей властью в благовествовании». А ведь то, что «священнодействующие питаются от святилища», берут «долю от жертвенника», – есть Божественное установление. Но закваска истинной любви к Богу не давала Апостолу воспользоваться «ничем таковым». Он никого не осуждает: добросовестный наемник тоже достоин уважения. Апостол говорит только о себе, и только с голоса своей совести.
Так, не зная покоя в своем святом деле и имея полное право «жить от благовествования», он еще и ухитрялся простым ремеслом зарабатывать на жизнь. И это уже – его собственный подвиг, его личный дар Богу.
Не всякому такое по силам. Для иного подвиг и в том, чтобы добросовестно отработать зарплату. А для иного даже в том, чтобы лишний раз не согрешить. Господь, как от заквашенных любовью, ждет от нас роста, движения навстречу. Похвала Господня – всякому, кто понуждает себя на большее и на лучшее, и кто, вместе с Апостолом, говорит: «для меня лучше умереть, нежели чтобы кто уничтожил похвалу мою».
Проповедь протоиерея Александра Глебова
Проповедь в Понедельник 8-й седмицы по Пятидесятнице
Мф.16:1-6.
Во имя Отца и Сына и Святаго Духа.
Мы слышали сегодня евангельское повествование об искушении Господа Иисуса Христа. Обычно, когда мы говорим об искушении Спасителя, то первое, что приходит на ум, это Его сорокадневный пост в пустыне сразу после крещения в Иордане, и те три искушения, с которыми диавол приступил ко Христу уже в самом завершении Его поста, когда физические силы были на пределе.
Как мы помним, Господь отверг искусителя, и как говорит Евангелие, диавол отступил от Него на время. То есть через какой-то промежуток времени темная сила опять приступила к Нему, искушая Его уже не напрямую, а через людей, чаще всего через злопыхателей и завистников Христа, через книжников и фарисеев.
А вот сегодня мы слышали, как к этой традиционной группе недругов Спасителя, присоединились еще одни – саддукеи. Кто такие саддукеи? Саддукеи – это религиозная партия, которая наряду с фарисеями обладала немалым влиянием в Израиле. Хотя саддукеев было меньше, чем фарисеев, они обладали большим политическим весом. А также контролировали священство. То есть священники Иерусалимского храма принадлежали к партии саддукеев.
Саддукеи были сторонники рационалистического направления в тогдашнем иудаизме, и в отличие от фарисеев они считали вполне авторитетными только первые пять книг Ветхого Завета – Пятикнижие, или Тору. Они отвергали изустную раввинистическую традицию, а также не верили в бессмертие души, значит, отрицали загробную жизнь, не верили ни в существование ни ангелов, ни демонов, ни Промысла Божия.
Как представители двух ведущих партий, и фарисеи, и саддукеи недолюбливали друг друга и соперничали между собой за влияние на умы и души людей. А, в конечном счете, это была борьба за авторитет в глазах народа и материальное благополучие.
Однако, несмотря на определенные разногласия между фарисеями и саддукеями, они были едины в своем неприятии проповеди Спасителя, к Его делам; и совместно стремились обвинить Его в отступлении от отеческих преданий, нарушении заповедей Божиих, а также законов и обычаев своего народа.
Как известно, ничто так не сплачивает, как общая ненависть к кому-либо. Поэтому фарисеи и саддукеи на время забыли свою давнюю вражду, видя, что люди идут за Христом, а значит, нити управления народом ускользают из их рук. Фарисеи и саддукеи просят у Спасителя в качестве подтверждения Им Своих Божественных полномочий показать знамение с неба, то есть чудо сотворить.
Как будто они не знали о тех многочисленных чудесах, которыми сопровождалась проповедь Спасителя. Конечно, знали. Они просили чуда ради любопытства, а Господь совершал чудеса, как проявление Своей любви к страданиям и нуждам людей в ответ на их веру.
Как это искушение перекликается с тем, что предлагал Спасителю диавол в пустыне. Господь отверг коварство искушающих Его. Он сказал: «Род лукавый и прелюбодейный знамения ищет, и знамение не дастся ему, кроме знамения Ионы пророка». И далее предупредил Своих учеников об опасности лукавства и ханжества, дабы они не были лицемерными и лживыми пастырями. Иисус сказал им: «Смотрите, берегитесь закваски фарисейской и саддукейской». Вот так напутствовал Господь Своих учеников.
Знамение Ионы пророка – это смерть и Воскресение Христа. Многим, наверное, известна ветхозаветная история с пророком Ионой, который за непослушание Господу был проглочен китом, или каким-то древним морским животным, и пробыл в его чреве три дня. И по молитве пророка Господь помиловал его, и он выбрался из чрева кита целым и невредимым и продолжил свою миссию, будучи вразумленным Господом таким необычным и страшным наказанием.
Понятно, что человек проглоченный животным, это, можно сказать, уже покойник: живым оттуда не выйти, но Господь Своей силой сохранил пророку Ионе жизнь и вернул его в этот мир, что, наверное, уместно сравнить только с воскресением мертвеца.
Вот так и Господь был распят, умер, погребен, три дня Его тело, образно говоря, пролежало во чреве земли, в могиле, и силой Божественной Он воскрес. Вернулся оттуда, откуда никто не возвращался. Поэтому такое сравнение для фарисеев и саддукеев, которые прекрасно знали Ветхий Завет, и, в частности, историю пророка Ионы, было очевидным и должно было навести их на соответствующие мысли.
Но даже когда они убили Христа, и Он на третий день воскрес, и показал всему миру знамение пророка Ионы, они отказались принять это чудо. Вот они просили знамения, просили чуда, Господь явил чудо Своего Воскресения, конечно, не ради удовлетворения их любопытства, а ради спасения мира. Но тех, в ком не было веры при земной жизни Христа, не откликнулись верой и на Его Воскресение, только еще больше озлобились.
Самое великое чудо и самое великое знамение для нас в истории уже произошло: Христос воскрес. Его Воскресение даровало нам то, к чему люди иногда так безуспешно стремятся своими силами, или используя малейшее достижение современной науки. Воскресением Христа нам была дарована вечная жизнь. И это чудо вхождения в вечность с каждым из нас рано или поздно произойдет.
Цена вечной жизни людей – это страдания и смерть Бога, это Его дар любви к нам и более этого быть ничего не может. И остальные наши вопрошания к Богу о чуде – от лукавого. Именно та темная сила не единожды в евангельской истории либо напрямую, либо через людей требовала у Христа чуда. И получила ответ актуальный на все времена: «Не искушай Господа Бога твоего». Аминь.
Протоиерей Вячеслав Резников
О истинном угождении
Мф.9:27–35
Рим.15:1–7
Пятнадцатую главу послания к Римлянам Апостол начинает словами: «Мы, сильные, должны сносить немощи бессильных». Кто это – «мы»? «Мы», это значит: он, пишущий, и я, слышащий или читающий. А кто же тогда «бессильные»? – А все остальные, и в первую очередь тот, кто рядом, «ближний». И вот, «каждый из нас должен угождать ближнему». Но угождать далеко не во всем, а, как сказано далее, «во благое, к назиданию». Во-первых, в том, что прямо направлено к истинному благу, к спасению души. Но и любая помощь в любом житейском деле может быть «к назиданию», может расположить человека славить твоего Бога, и идти твоим путем.
Но, угождая в житейском, надо именно «не себе угождать». А то ведь болтливый и любопытный только и ждет, как бы «угодить» ближнему, слушая пустую болтовню, и отвечая тем же. Чревоугодник только и ждет, как бы накормить и напоить ближнего, а заодно и себя. Ленивый с удовольствием не пойдет на дело Божие, по малейшему желанию ближнего. А истинные христиане, если уж им приходилось ради ближнего в чем-то отойти от своих строгих правил, – потом тайно еще больше стесняли себя.
Бывает, человеку угождают во всем, как Богу. Это – настоящее идолослужение, и в писании сказано, что «Бог рассыпал кости человекоугодников» (Пс.52:6).
А иногда кажется, будто человек угождает ближнему, а на самом деле он творит прямую бесовскую волю. На что уж похвальная добродетель – молчание, а сегодня в Евангелии мы слышали, что оно бывает и от бесовской одержимости. И чтобы не довести себя до этого, нельзя совершать в угоду ближнему грех.Нельзя оборачиваться назад, взявшись за плуг. Например, если дал обет безбрачия, нельзя соглашаться на брак, хотя бы и обещали тебе за это встать на путь спасения. Не имеет права человек, образ и подобие Божие, бросать себя, как солому, в костер чужих или своих страстей. Да и никогда твой отход от Бога никому не принесет пользы. Святые отцы даже говорили, что, если видишь утопающего, – протяни ему жезл, а не руку. Если он способен выбраться, то выберется. А если уже потерял себя, то, по крайней мере, не утащит и тебя под воду. Сколько печальных случаев, когда, например, неопытные христианки пытались спасать от пьянства или иных пороков – чужих мужей!
Ну а кто действительно хочет угождать ближнему «во благое, к назиданию», тому учитель – Сам Господь. Апостол приводит слова пророка Давида, сказанные как бы от лица Бога Сына – Богу Отцу: «злословия злословящих Тебя пали на Меня». Сын Божий пришел на землю, желая угодить Отцу. Он выполнял Его волю, говорил Его слова. А в результате – все зло злословящих миновало Отца, и всецело пало на Сына, приведя Его на крест.
Христос угодил и нам: но не нашим страстям, а всему тому доброму, что Он Сам же в нас и пробудил. Поэтому и нам сказано: «Принимайте друг друга, как и Христос принял вас во славу Божию».
Архимандрит Ианнуарий (Ивлиев)
Бремя силы
Рим.15:1-7.
«Мы, сильные, должны сносить немощи бессильных и не себе угождать», – так начинается сегодняшнее апостольское чтение. Кто эти «сильные», к которым обращается апостол Павел? Почему он причисляет себя к ним? Кто такие «бессильные»?
Апостол пишет христианам в Риме, где существовали две группы христиан, которые практически почти не общались друг с другом. «Сильными» апостол называет тех христиан, – к ним он причисляет и себя, – которые сильны, разумеется, не собственной силой, но силою Божией. Это те верующие, которые обрели свободу от Закона Моисея, ту свободу в благодати, которая даётся Воскресшим Господом. И они живут в этой свободе. Называя их «сильными», апостол отличает их от «бессильных», «немощных в вере» христиан (смотрите в предыдущей главе, Рим.14:1), которые всё ещё не в состоянии отрешиться от власти «ветхого» [устаревшего!] Закона и продолжают жить по правилам иудейского благочестия.
Последние различают чистое и нечистое: это есть можно, то нельзя; до этого дотрагиваться можно, до того нельзя; это оскверняет, то не оскверняет. В конкретном случае апостол пишет о якобы чистой и нечистой пище. «Иной, – пишет он, – уверен, что можно есть всё, а немощный ест овощи» (Рим.14:2). Дело в том, что мясная пища в античном языческом обществе поступала от жертвенных приношений языческим божествам, а, следовательно, с точки зрения иудейского религиозного сознания, была нечистой.
«Пища, – как сказано у апостола, – не приближает нас к Богу: ибо едим ли мы, ничего не приобретаем; не едим ли, ничего не теряем» (1Кор.8:8). Так называемые «бессильные», о которых он пишет, так бы никогда не сказали. Они были уверены в том, что соблюдение диетических предписаний как таковое приближает нас к Богу. А несоблюдение – оскверняет и удаляет от Бога. Господь же учит, что удаляет нас от Бога та скверна, которая гнездится в человеческом сердце, а не то, что лежит на тарелке или находится в желудке. Разумеется, пища здесь лишь пример, лишь частный случай религиозного поведения вообще.
Борьбу с такого рода благочестием начал еще Господь Иисус Христос, когда в ответ на упреки фарисеев, говорил: «Не то, что входит в уста, оскверняет человека; но то, что выходит из уст, оскверняет человека» (Мф.15:11). Сейчас это понятно всем без особых дополнительных комментариев. Но в те далекие времена подобные заявления иудеям и многим христианам, перешедшим из иудейства, казались странными и неприемлемыми. Не внешнего благочестия, а внутреннего изменения сердца искал в людях Господь, а вслед за Ним апостол Павел.
Измениться же внутренне можно лишь при условии, если средоточием жизни для человека является Бог и единственной целью всех его жизненных стремлений – единение с Ним. Но как часто эта цель в людях подменяется другими целями, имеющими лишь религиозную видимость! При этом поведение человека может облекаться в благочестивые по видимости слова и жесты, к истинной вере никакого отношения не имеющие. Бога очень легко заменить всяческими кумирами. И часто такими кумирами становятся религиозные по внешности обряды и действия.
Во-первых, эти якобы религиозные действия могут превращаться в бессмысленную привычку, вырождаясь в некий «ритуальный тик». Примеры такого поведения на уровне чистого невроза мы нередко наблюдаем в храме, когда, скажем, люди часто и бессмысленно налагают на себя крестное знамение. Во-вторых, ритуалы могут осознаваться как некая жертва Богу. Ведь известно, сколь длительны во времени наши православные службы, молитвенные правила и посты.
Но Господь неоднократно говорил, что никакие жертвы Ему не нужны: «Милости хочу, а не жертвы» (Ос.6:6; Мф.9:13, 12:7). В-третьих, выставляемое на вид благочестие может служить цели фарисейского тщеславия, стремления к похвале и одобрению. В-четвёртых, посты и молитвы могут пониматься как способ выслужиться перед Богом и таким образом получить какую-то награду, – как если бы человек мог иметь какие-то заслуги перед своим Создателем! Наконец, в-пятых, люди частенько ходят на богослужения с единственной целью получить наслаждение от прекрасного ритуала, от хорового пения, от созерцания замечательных икон, пышной религиозной живописи и так далее. Но всё перечисленное не имеет никакого отношения к Евангелию Христову.
Но, разумеется, не для обличения «бессильных» апостол Павел написал эти слова римским христианам. Он был озабочен расколом, грозящим Церкви. «Сильные», чтобы не допустить такового, «должны сносить немощи бессильных».
Это трудно, ибо и наш опыт свидетельствует, что фанатически настроенные «бессильные» – эти нетерпимые приверженцы строгих правил и ритуалов, деления людей на «чистых» и «нечистых» – бывают довольно агрессивными. Но апостол Павел настаивает на терпимости по отношению к таковым. Это действительно трудно, и подчас достижение единства – не в силах людей.
Посему апостол прибегает к молитве, взывая к Богу терпения и утешения, дабы Он даровал христианам единомыслие. И в этом великий апостольский урок нам, живущим в христианской среде, раздираемой противоречиями и нетерпимостью. Да даст нам Господь Своё терпение, а вместе с ним и утешение, и силу, которая будет прославлять Его в нашей немощи.
(Эта проповедь архимандрита Ианнуария опубликована в епархиальном журнале «Вода живая»: Санкт-Петербургский церковный вестник, №7 (2007), с. 11.)
Прот. Димитрий Смирнов. На Мф.16:24-28.
Сщмч. Фаддей (Успенский). На Рим.15:1-7.
Прот. Василий Михайловский. На Рим.15:1-7.
Прот. Григорий Дьяченко. Св. апп. Сила и Силуан.
Источник: https://azbyka.ru/days/2024-08-12
(92)