Проповеди в Понедельник 8-й седмицы по Пятидесятнице

Проповедь протоиерея Вячеслава Резникова

О закваске

Мф.16:1-6, 1 Кор.9:13-18.

Однажды Господь сказал ученикам: «Смотрите, берегитесь закваски фарисейской и саддукейской».

Каждая закваска на свой лад преображает вещество. Фарисейская закваска, например, все, к чему прикасалась, пропитывала вкусом лжи, лицемерия. Вот фарисеи просят Иисуса «показать им знамение с неба». Казалось бы, что тут плохого? Но Господь резко ответил: «Лицемеры! различать лице неба вы умеете, а знамений времен не можете»? Если Господь укорил их, значит, они должны были узнать это время, уже наступившее, и Господа, уже пришедшего. А если не узнали, значит не хотели. Значит, и все их вопросы были заквашены сатанинской закваской, противоестественным желанием: не услышать на них вразумительного ответа. И значит, чем больше они ходили за Господом, чем больше видели и слышали, – тем сильнее отравляли себя, возрастая во лжи и в противлении истине.

И совсем другая закваска в душе Божьего человека. Апостол пишет к Коринфянам: «Если я благовествую, то нечем мне хвалиться; потому что это необходимая обязанность моя, и горе мне, если не благовествую! За что же мне награда»?.. Иные сразу скажут: «А, все-таки и он о награде хлопочет»! – Ну а разве не естественно любящему ждать награды, как плода своей любви, как свидетельства угодности и взаимности? Ведь и Сам Сын Божий, исповедав свою совершенную любовь к Отцу словами: «Все Мое Твое», – исповедал и надежду на столь же совершенную награду: «и Твое Мое» (Ин.17:10).

Так «за что же мне награда? – размышляет Апостол. – Неужели только за то, что я делаю дело, которое и так обязан делать, причем, доставляющее мне величайшую радость? Апостол не может вменить этого себе в заслугу. Награду же он надеется получить – «за то, что, проповедуя Евангелие, благовествую о Христе безмездно, не пользуясь моей властью в благовествовании». А ведь то, что «священнодействующие питаются от святилища», берут «долю от жертвенника», – есть Божественное установление. Но закваска истинной любви к Богу не давала Апостолу воспользоваться «ничем таковым». Он никого не осуждает: добросовестный наемник тоже достоин уважения. Апостол говорит только о себе, и только с голоса своей совести.

Так, не зная покоя в своем святом деле и имея полное право «жить от благовествования», он еще и ухитрялся простым ремеслом зарабатывать на жизнь. И это уже – его собственный подвиг, его личный дар Богу.

Не всякому такое по силам. Для иного подвиг и в том, чтобы добросовестно отработать зарплату. А для иного даже в том, чтобы лишний раз не согрешить. Господь, как от заквашенных любовью, ждет от нас роста, движения навстречу. Похвала Господня – всякому, кто понуждает себя на большее и на лучшее, и кто, вместе с Апостолом, говорит: «для меня лучше умереть, нежели чтобы кто уничтожил похвалу мою».

Проповедь протоиерея Александра Глебова

Проповедь в Понедельник 8-й седмицы по Пятидесятнице

Мф.16:1-6.

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа.

Мы слышали сегодня евангельское повествование об искушении Господа Иисуса Христа. Обычно, когда мы говорим об искушении Спасителя, то первое, что приходит на ум, это Его сорокадневный пост в пустыне сразу после крещения в Иордане, и те три искушения, с которыми диавол приступил ко Христу уже в самом завершении Его поста, когда физические силы были на пределе.

Как мы помним, Господь отверг искусителя, и как говорит Евангелие, диавол отступил от Него на время. То есть через какой-то промежуток времени темная сила опять приступила к Нему, искушая Его уже не напрямую, а через людей, чаще всего через злопыхателей и завистников Христа, через книжников и фарисеев.

А вот сегодня мы слышали, как к этой традиционной группе недругов Спасителя, присоединились еще одни – саддукеи. Кто такие саддукеи? Саддукеи – это религиозная партия, которая наряду с фарисеями обладала немалым влиянием в Израиле. Хотя саддукеев было меньше, чем фарисеев, они обладали большим политическим весом. А также контролировали священство. То есть священники Иерусалимского храма принадлежали к партии саддукеев.

Саддукеи были сторонники рационалистического направления в тогдашнем иудаизме, и в отличие от фарисеев они считали вполне авторитетными только первые пять книг Ветхого Завета – Пятикнижие, или Тору. Они отвергали изустную раввинистическую традицию, а также не верили в бессмертие души, значит, отрицали загробную жизнь, не верили ни в существование ни ангелов, ни демонов, ни Промысла Божия.

Как представители двух ведущих партий, и фарисеи, и саддукеи недолюбливали друг друга и соперничали между собой за влияние на умы и души людей. А, в конечном счете, это была борьба за авторитет в глазах народа и материальное благополучие.

Однако, несмотря на определенные разногласия между фарисеями и саддукеями, они были едины в своем неприятии проповеди Спасителя, к Его делам; и совместно стремились обвинить Его в отступлении от отеческих преданий, нарушении заповедей Божиих, а также законов и обычаев своего народа.

Как известно, ничто так не сплачивает, как общая ненависть к кому-либо. Поэтому фарисеи и саддукеи на время забыли свою давнюю вражду, видя, что люди идут за Христом, а значит, нити управления народом ускользают из их рук. Фарисеи и саддукеи просят у Спасителя в качестве подтверждения Им Своих Божественных полномочий показать знамение с неба, то есть чудо сотворить.

Как будто они не знали о тех многочисленных чудесах, которыми сопровождалась проповедь Спасителя. Конечно, знали. Они просили чуда ради любопытства, а Господь совершал чудеса, как проявление Своей любви к страданиям и нуждам людей в ответ на их веру.

Как это искушение перекликается с тем, что предлагал Спасителю диавол в пустыне. Господь отверг коварство искушающих Его. Он сказал: «Род лукавый и прелюбодейный знамения ищет, и знамение не дастся ему, кроме знамения Ионы пророка». И далее предупредил Своих учеников об опасности лукавства и ханжества, дабы они не были лицемерными и лживыми пастырями. Иисус сказал им: «Смотрите, берегитесь закваски фарисейской и саддукейской». Вот так напутствовал Господь Своих учеников.

Знамение Ионы пророка – это смерть и Воскресение Христа. Многим, наверное, известна ветхозаветная история с пророком Ионой, который за непослушание Господу был проглочен китом, или каким-то древним морским животным, и пробыл в его чреве три дня. И по молитве пророка Господь помиловал его, и он выбрался из чрева кита целым и невредимым и продолжил свою миссию, будучи вразумленным Господом таким необычным и страшным наказанием.

Понятно, что человек проглоченный животным, это, можно сказать, уже покойник: живым оттуда не выйти, но Господь Своей силой сохранил пророку Ионе жизнь и вернул его в этот мир, что, наверное, уместно сравнить только с воскресением мертвеца.

Вот так и Господь был распят, умер, погребен, три дня Его тело, образно говоря, пролежало во чреве земли, в могиле, и силой Божественной Он воскрес. Вернулся оттуда, откуда никто не возвращался. Поэтому такое сравнение для фарисеев и саддукеев, которые прекрасно знали Ветхий Завет, и, в частности, историю пророка Ионы, было очевидным и должно было навести их на соответствующие мысли.

Но даже когда они убили Христа, и Он на третий день воскрес, и показал всему миру знамение пророка Ионы, они отказались принять это чудо. Вот они просили знамения, просили чуда, Господь явил чудо Своего Воскресения, конечно, не ради удовлетворения их любопытства, а ради спасения мира. Но тех, в ком не было веры при земной жизни Христа, не откликнулись верой и на Его Воскресение, только еще больше озлобились.

Самое великое чудо и самое великое знамение для нас в истории уже произошло: Христос воскрес. Его Воскресение даровало нам то, к чему люди иногда так безуспешно стремятся своими силами, или используя малейшее достижение современной науки. Воскресением Христа нам была дарована вечная жизнь. И это чудо вхождения в вечность с каждым из нас рано или поздно произойдет.

Цена вечной жизни людей – это страдания и смерть Бога, это Его дар любви к нам и более этого быть ничего не может. И остальные наши вопрошания к Богу о чуде – от лукавого. Именно та темная сила не единожды в евангельской истории либо напрямую, либо через людей требовала у Христа чуда. И получила ответ актуальный на все времена: «Не искушай Господа Бога твоего». Аминь.

Протоиерей Вячеслав Резников

О истинном угождении

Мф.9:27–35

Рим.15:1–7

Пятнадцатую главу послания к Римлянам Апостол начинает словами: «Мы, сильные, должны сносить немощи бессильных». Кто это – «мы»? «Мы», это значит: он, пишущий, и я, слышащий или читающий. А кто же тогда «бессильные»? – А все остальные, и в первую очередь тот, кто рядом, «ближний». И вот, «каждый из нас должен угождать ближнему». Но угождать далеко не во всем, а, как сказано далее, «во благое, к назиданию». Во-первых, в том, что прямо направлено к истинному благу, к спасению души. Но и любая помощь в любом житейском деле может быть «к назиданию», может расположить человека славить твоего Бога, и идти твоим путем.

Но, угождая в житейском, надо именно «не себе угождать». А то ведь болтливый и любопытный только и ждет, как бы «угодить» ближнему, слушая пустую болтовню, и отвечая тем же. Чревоугодник только и ждет, как бы накормить и напоить ближнего, а заодно и себя. Ленивый с удовольствием не пойдет на дело Божие, по малейшему желанию ближнего. А истинные христиане, если уж им приходилось ради ближнего в чем-то отойти от своих строгих правил, – потом тайно еще больше стесняли себя.

Бывает, человеку угождают во всем, как Богу. Это – настоящее идолослужение, и в писании сказано, что «Бог рассыпал кости человекоугодников» (Пс.52:6).

А иногда кажется, будто человек угождает ближнему, а на самом деле он творит прямую бесовскую волю. На что уж похвальная добродетель – молчание, а сегодня в Евангелии мы слышали, что оно бывает и от бесовской одержимости. И чтобы не довести себя до этого, нельзя совершать в угоду ближнему грех.Нельзя оборачиваться назад, взявшись за плуг. Например, если дал обет безбрачия, нельзя соглашаться на брак, хотя бы и обещали тебе за это встать на путь спасения. Не имеет права человек, образ и подобие Божие, бросать себя, как солому, в костер чужих или своих страстей. Да и никогда твой отход от Бога никому не принесет пользы. Святые отцы даже говорили, что, если видишь утопающего, – протяни ему жезл, а не руку. Если он способен выбраться, то выберется. А если уже потерял себя, то, по крайней мере, не утащит и тебя под воду. Сколько печальных случаев, когда, например, неопытные христианки пытались спасать от пьянства или иных пороков – чужих мужей!

Ну а кто действительно хочет угождать ближнему «во благое, к назиданию», тому учитель – Сам Господь. Апостол приводит слова пророка Давида, сказанные как бы от лица Бога Сына – Богу Отцу: «злословия злословящих Тебя пали на Меня». Сын Божий пришел на землю, желая угодить Отцу. Он выполнял Его волю, говорил Его слова. А в результате – все зло злословящих миновало Отца, и всецело пало на Сына, приведя Его на крест.

Христос угодил и нам: но не нашим страстям, а всему тому доброму, что Он Сам же в нас и пробудил. Поэтому и нам сказано: «Принимайте друг друга, как и Христос принял вас во славу Божию».

Ар­хи­манд­рит Иан­ну­а­рий (Ив­ли­ев)

Бре­мя си­лы

Рим.15:1-7.

«Мы, силь­ные, долж­ны сно­сить немо­щи бес­силь­ных и не се­бе уго­ждать», – так на­чи­на­ет­ся се­го­дняш­нее апо­столь­ское чте­ние. Кто эти «силь­ные», к ко­то­рым об­ра­ща­ет­ся апо­стол Па­вел? По­че­му он при­чис­ля­ет се­бя к ним? Кто та­кие «бес­силь­ные»?

Апо­стол пи­шет хри­сти­а­нам в Ри­ме, где су­ще­ство­ва­ли две груп­пы хри­сти­ан, ко­то­рые прак­ти­че­ски по­чти не об­ща­лись друг с дру­гом. «Силь­ны­ми» апо­стол на­зы­ва­ет тех хри­сти­ан, – к ним он при­чис­ля­ет и се­бя, – ко­то­рые силь­ны, ра­зу­ме­ет­ся, не соб­ствен­ной си­лой, но си­лою Бо­жи­ей. Это те ве­ру­ю­щие, ко­то­рые об­ре­ли сво­бо­ду от За­ко­на Мо­и­сея, ту сво­бо­ду в бла­го­да­ти, ко­то­рая да­ёт­ся Вос­крес­шим Гос­по­дом. И они жи­вут в этой сво­бо­де. На­зы­вая их «силь­ны­ми», апо­стол от­ли­ча­ет их от «бес­силь­ных», «немощ­ных в ве­ре» хри­сти­ан (смот­ри­те в преды­ду­щей гла­ве, Рим.14:1), ко­то­рые всё ещё не в со­сто­я­нии от­ре­шить­ся от вла­сти «вет­хо­го» [уста­рев­ше­го!] За­ко­на и про­дол­жа­ют жить по пра­ви­лам иудей­ско­го бла­го­че­стия.

По­след­ние раз­ли­ча­ют чи­стое и нечи­стое: это есть мож­но, то нель­зя; до это­го до­тра­ги­вать­ся мож­но, до то­го нель­зя; это осквер­ня­ет, то не осквер­ня­ет. В кон­крет­ном слу­чае апо­стол пи­шет о яко­бы чи­стой и нечи­стой пи­ще. «Иной, – пи­шет он, – уве­рен, что мож­но есть всё, а немощ­ный ест ово­щи» (Рим.14:2). Де­ло в том, что мяс­ная пи­ща в ан­тич­ном язы­че­ском об­ще­стве по­сту­па­ла от жерт­вен­ных при­но­ше­ний язы­че­ским бо­же­ствам, а, сле­до­ва­тель­но, с точ­ки зре­ния иудей­ско­го ре­ли­ги­оз­но­го со­зна­ния, бы­ла нечи­стой.

«Пи­ща, – как ска­за­но у апо­сто­ла, – не при­бли­жа­ет нас к Бо­гу: ибо едим ли мы, ни­че­го не при­об­ре­та­ем; не едим ли, ни­че­го не те­ря­ем» (1Кор.8:8). Так на­зы­ва­е­мые «бес­силь­ные», о ко­то­рых он пи­шет, так бы ни­ко­гда не ска­за­ли. Они бы­ли уве­ре­ны в том, что со­блю­де­ние ди­е­ти­че­ских пред­пи­са­ний как та­ко­вое при­бли­жа­ет нас к Бо­гу. А несо­блю­де­ние – осквер­ня­ет и уда­ля­ет от Бо­га. Гос­подь же учит, что уда­ля­ет нас от Бо­га та сквер­на, ко­то­рая гнез­дит­ся в че­ло­ве­че­ском серд­це, а не то, что ле­жит на та­рел­ке или на­хо­дит­ся в же­луд­ке. Ра­зу­ме­ет­ся, пи­ща здесь лишь при­мер, лишь част­ный слу­чай ре­ли­ги­оз­но­го по­ве­де­ния во­об­ще.

Борь­бу с та­ко­го ро­да бла­го­че­сти­ем на­чал еще Гос­подь Иисус Хри­стос, ко­гда в от­вет на упре­ки фа­ри­се­ев, го­во­рил: «Не то, что вхо­дит в уста, осквер­ня­ет че­ло­ве­ка; но то, что вы­хо­дит из уст, осквер­ня­ет че­ло­ве­ка» (Мф.15:11). Сей­час это по­нят­но всем без осо­бых до­пол­ни­тель­ных ком­мен­та­ри­ев. Но в те да­ле­кие вре­ме­на по­доб­ные за­яв­ле­ния иуде­ям и мно­гим хри­сти­а­нам, пе­ре­шед­шим из иудей­ства, ка­за­лись стран­ны­ми и непри­ем­ле­мы­ми. Не внеш­не­го бла­го­че­стия, а внут­рен­не­го из­ме­не­ния серд­ца ис­кал в лю­дях Гос­подь, а вслед за Ним апо­стол Па­вел.

Из­ме­нить­ся же внут­ренне мож­но лишь при усло­вии, ес­ли сре­до­то­чи­ем жиз­ни для че­ло­ве­ка яв­ля­ет­ся Бог и един­ствен­ной це­лью всех его жиз­нен­ных стрем­ле­ний – еди­не­ние с Ним. Но как ча­сто эта цель в лю­дях под­ме­ня­ет­ся дру­ги­ми це­ля­ми, име­ю­щи­ми лишь ре­ли­ги­оз­ную ви­ди­мость! При этом по­ве­де­ние че­ло­ве­ка мо­жет об­ле­кать­ся в бла­го­че­сти­вые по ви­ди­мо­сти сло­ва и же­сты, к ис­тин­ной ве­ре ни­ка­ко­го от­но­ше­ния не име­ю­щие. Бо­га очень лег­ко за­ме­нить вся­че­ски­ми ку­ми­ра­ми. И ча­сто та­ки­ми ку­ми­ра­ми ста­но­вят­ся ре­ли­ги­оз­ные по внеш­но­сти об­ря­ды и дей­ствия.

Во-пер­вых, эти яко­бы ре­ли­ги­оз­ные дей­ствия мо­гут пре­вра­щать­ся в бес­смыс­лен­ную при­выч­ку, вы­рож­да­ясь в некий «ри­ту­аль­ный тик». При­ме­ры та­ко­го по­ве­де­ния на уровне чи­сто­го нев­ро­за мы неред­ко на­блю­да­ем в хра­ме, ко­гда, ска­жем, лю­ди ча­сто и бес­смыс­лен­но на­ла­га­ют на се­бя крест­ное зна­ме­ние. Во-вто­рых, ри­ту­а­лы мо­гут осо­зна­вать­ся как некая жерт­ва Бо­гу. Ведь из­вест­но, сколь дли­тель­ны во вре­ме­ни на­ши пра­во­слав­ные служ­бы, мо­лит­вен­ные пра­ви­ла и по­сты.

Но Гос­подь неод­но­крат­но го­во­рил, что ни­ка­кие жерт­вы Ему не нуж­ны: «Ми­ло­сти хо­чу, а не жерт­вы» (Ос.6:6Мф.9:13, 12:7). В-тре­тьих, вы­став­ля­е­мое на вид бла­го­че­стие мо­жет слу­жить це­ли фа­ри­сей­ско­го тще­сла­вия, стрем­ле­ния к по­хва­ле и одоб­ре­нию. В-чет­вёр­тых, по­сты и мо­лит­вы мо­гут по­ни­мать­ся как спо­соб вы­слу­жить­ся пе­ред Бо­гом и та­ким об­ра­зом по­лу­чить ка­кую-то на­гра­ду, – как ес­ли бы че­ло­век мог иметь ка­кие-то за­слу­ги пе­ред сво­им Со­зда­те­лем! На­ко­нец, в-пя­тых, лю­ди ча­стень­ко хо­дят на бо­го­слу­же­ния с един­ствен­ной це­лью по­лу­чить на­сла­жде­ние от пре­крас­но­го ри­ту­а­ла, от хо­ро­во­го пе­ния, от со­зер­ца­ния за­ме­ча­тель­ных икон, пыш­ной ре­ли­ги­оз­ной жи­во­пи­си и так да­лее. Но всё пе­ре­чис­лен­ное не име­ет ни­ка­ко­го от­но­ше­ния к Еван­ге­лию Хри­сто­ву.

Но, ра­зу­ме­ет­ся, не для об­ли­че­ния «бес­силь­ных» апо­стол Па­вел на­пи­сал эти сло­ва рим­ским хри­сти­а­нам. Он был оза­бо­чен рас­ко­лом, гро­зя­щим Церк­ви. «Силь­ные», чтобы не до­пу­стить та­ко­во­го, «долж­ны сно­сить немо­щи бес­силь­ных».

Это труд­но, ибо и наш опыт сви­де­тель­ству­ет, что фа­на­ти­че­ски на­стро­ен­ные «бес­силь­ные» – эти нетер­пи­мые при­вер­жен­цы стро­гих пра­вил и ри­ту­а­лов, де­ле­ния лю­дей на «чи­стых» и «нечи­стых» – бы­ва­ют до­воль­но агрес­сив­ны­ми. Но апо­стол Па­вел на­ста­и­ва­ет на тер­пи­мо­сти по от­но­ше­нию к та­ко­вым. Это дей­стви­тель­но труд­но, и под­час до­сти­же­ние един­ства – не в си­лах лю­дей.

По­се­му апо­стол при­бе­га­ет к мо­лит­ве, взы­вая к Бо­гу тер­пе­ния и уте­ше­ния, дабы Он да­ро­вал хри­сти­а­нам еди­но­мыс­лие. И в этом ве­ли­кий апо­столь­ский урок нам, жи­ву­щим в хри­сти­ан­ской сре­де, раз­ди­ра­е­мой про­ти­во­ре­чи­я­ми и нетер­пи­мо­стью. Да даст нам Гос­подь Своё тер­пе­ние, а вме­сте с ним и уте­ше­ние, и си­лу, ко­то­рая бу­дет про­слав­лять Его в на­шей немо­щи.

(Эта про­по­ведь ар­хи­манд­ри­та Иан­ну­а­рия опуб­ли­ко­ва­на в епар­хи­аль­ном жур­на­ле «Во­да жи­вая»: Санкт-Пе­тер­бург­ский цер­ков­ный вест­ник, №7 (2007), с. 11.)

Прот. Димитрий Смирнов. На Мф.16:24-28.

Сщмч. Фаддей (Успенский). На Рим.15:1-7.

Прот. Василий Михайловский. На Рим.15:1-7.

Прот. Григорий Дьяченко. Св. апп. Сила и Силуан.


Источник: https://azbyka.ru/days/2024-08-12

(92)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *