В искусстве иконописи существует множество видов икон. Они разделяются по сюжетам, значению, количеству изображаемых персон. Особой любовью на Руси пользовались иконы житийные. В преддверии дня памяти пророка Илии, который Церковь отмечает 2 августа, рассмотрим один из его житийных образов.
Помимо изображений самих святых на житийных иконах присутствуют сюжеты, иллюстрирующие события их земной жизни. Такого рода иконы впервые стали появляться в IX веке в Византии. В древнерусскую иконопись они вошли в конце XIII века. Самым древним памятником житийного жанра на Руси является икона «Илии Пророка в пустыне» из Ильинской церкви села Выбуты, расположенного близ Пскова.
В основной экспозиции Саратовского художественного музея имени А. Н. Радищева находится икона «Илии Пророка в пустыне», созданная в XVI веке неизвестным иконописцем. Она являет собой прекрасный образец житийной иконы. Этот образ, как и любую подобную икону, можно назвать художественным олицетворением житийного жанра церковной литературы. Через святой образ мы так же, как из жития, можем узнать об обстоятельствах рождения святого, его жизни, деяниях и посмертных чудесах. Пишутся такие иконы, как и любые другие, по иконописным канонам, но благодаря специфике жанра иконописец имеет возможность отразить в своем творении жизненные наблюдения, ввести в него элементы реального быта.
Традиционно житийная икона состоит из двух частей. В центре — средник, на котором размещен центральный образ святого, а по бокам — небольшие композиции, называемые клеймами. Их «читают», как книгу — слева направо.
Первое клеймо рассматриваемой нами иконы посвящено рождению пророка. О нем мы узнаем из Третьей и Четвертой Книг Царств. Святой родился за девять веков до Рождества Спасителя в стране Галаадской — области, раскинувшейся к востоку от реки Иордан и к северу от Мертвого моря. Согласно апокрифическому преданию, отец Илии — Савах — увидел во сне Ангела, повивающего новорожденного младенца огненными пеленами и дающего ему вкусить огонь, то есть пророческий дар. Этот сюжет мы и видим в первой композиции.
Пророк Илия посвятил себя Богу, стал аскетом и ревнителем веры. Пророческое служение святого Илии пришлось на царствование нечестивого израильского царя Ахава. По наущению жены-финикиянки Иезавели, Ахав уклонился в многобожие, и народ его стал поклоняться идолу языческого бога Ваала. Второе клеймо изображает пророка как обличителя этого нечестия и горячего проповедника.
В основе иконографии средника иконы лежит библейский текст о том, как Илия удалился в пустыню, остался у потока Хорафа, что против Иордана. И вороны приносили ему хлеб и мясо поутру, и хлеб и мясо по вечеру, а из потока он пил (3 Цар. 17, 5–6). Пророк изображен седовласым старцем, сидящим на камне у пещеры. На нем охристый хитон и милоть — плащ, подбитый овчиной. У его ног — речной поток, а за спиной изображены высокие скалистые горы, поросшие травами. На одной из вершин сидит ворон с хлебом в клюве, к которому обращена фигура святого. Несмотря на динамизм позы, лицо и фигура пророка благодаря плавным линиям излучают смиренное спокойствие. Традиционно лику святого Илии в соответствии с его характером придавали суровое, даже гневное выражение, но на этой иконе черты его лика мягки, здесь он далек от образа сурового аскета.
На третьем и четвертом клеймах пророк изображен в доме вдовы из города Сарепта, куда он пришел, повинуясь голосу Божию. По слову пророка и по воле Господа последняя мука и последнее масло этой женщины превратились в неисчерпаемые запасы, а ее сын, умерший от болезни, воскрес.
Два следующих друг за другом клейма с правой стороны повествуют о том, как на третий год засухи пророк собрал жрецов Ваала на горе Кармил для доказательства истинности Бога. Небесный огонь, по слову Илии, должен был принять чью-то жертву. На все воззвания жрецов Ваала не было ответа. Когда же пророк Илия воздвиг свой жертвенник и обратился с горячей молитвой к Богу, огонь сошел на его тельца. Таким образом он обратил сердца заблудших ко Господу, языческих же жрецов Илия заколол. Об этом повествует седьмое клеймо, находящееся слева от средника. Засуха прекратилась, по молитвам пророка пошел дождь.
Жена Ахава Иезавель желала отомстить святому и убить его, как он убил жрецов. Илия снова удалился в пустыню, где в упадке духа обратился к Богу: ему казалось, что он один остался верен Создателю, и нет того, кому бы он мог передать знания об истинном Боге и свою веру. Тогда Сам Господь явился ему и утешил тем, что множество людей еще не поклонились языческим богам. Бог дал повеление помазать Азаила царем над Сирией, а Елисея, Его избранника, сделать пророком. И совершил Илия все, сказанное ему Богом. Восьмое клеймо, расположенное слева, посвящено явлению Господа пророку Илии, а девятое иллюстрирует сцену помазания Азаила на царство.
Десятое клеймо, второе снизу, отсылает нас к еще одной странице из жизни святого. В то время царствовал в Израиле нечестивец Охозия, сын и преемник Ахава. Когда царь был тяжело болен, он отправил своих послов спросить у языческого божества Вельзевула, выздоровеет ли он. По пути послы встретили Илию. Пророк сказал им, что Охозия не исцелится, так как он обратился не к Богу Израилеву, а к Вельзевулу. Услышав об этом, царь наслал на святого своих воинов с целью убить его. По молитве же Илии все они были попалены огнем небесным. После пророк пошел к царю и лично возвестил ему, что за свое бесчестие тот умрет. Об этом пророчестве рассказывает одиннадцатое клеймо.
Последнее, двенадцатое изображение иллюстрирует конец земной жизни пророка. В этот день перед Илией и его учеником, пророком Елисеем, расступились воды Иордана, явилась огненная колесница, которая унесла Илию на небо — тем самым он миновал телесной смерти. Он оставил свою милоть Елисею в знак преемственности пророческого дара.
Этот ревнитель Божий обладал пламенной душой, страницы его жития дышат Божественным пламенем, и это нашло отражение в богатом колорите иконы: обилии красного, «пламенного» цвета и охристых оттенков, лиловых и розоватых красках. Золотой фон в сочетании с этой палитрой создает ощущение праздничности образа. Композицию иконы отличают уравновешенность и ритмическая выверенность. Как часто бывает в древнерусской иконописи, стилистика клейм иконы по сравнению с художественными особенностями средника кажется более условной и архаичной. Схематичные горы обозначают место действия, а небольшая группа людей — целую толпу.
Пророк Илия на Руси всегда был почитаем, ведь именно по его молитвам, по упованию крестьян ниспосылался на землю дождь, а дом и урожай сохранялись от пожара.
Илия по-древнееврейски означает «крепость Господня». Крепость о Боге этот святой проявлял на протяжении всей жизни. Именно об этой духовной стойкости и напоминает нам древний образ из собрания художественного музея.
Газета «Православная вера» № 14 (634)
(118)