28 ноября у православных христиан начинается Рождественский пост, который заканчивается 7 января празднованием Рождества Господня.
В чем суть поста, какие цели нужно ставить перед собой на этот период, рассказывает митрополит Антоний (Паканич).
История возникновения
Первые упоминания о Рождественском посте относятся к IV веку, их можно встретить в трудах св. Амвросия Медиоланского, Блаженного Августина и других святых.
Рождественский пост, как и другие многодневные посты, был установлен христианами еще в первые века. Вначале он длился 7 дней, иногда больше, но в 1166 году на Константинопольском Соборе было утверждено, что все христиане должны держать сорокадневный пост перед праздником Рождества Христова.
Рождественским постом завершается годовой цикл. Пост начинается 28 ноября и заканчивается 7 января. Еще этот пост называют Филипповым – в честь апостола Филиппа. Именно на день его памяти приходится заговенье на пост.
Заговенье
Заговенье происходит в завершающий день перед началом поста и обозначает время, когда в последний раз верующим разрешается употребление скоромной еды: мясо, молочные продукты, животные жиры, яйца.
Если же день заговенья выпадает на пятницу или среду, которые считаются постными днями, то в этом случае он переносится на предыдущий день.
Зачем установлен Рождественский пост?
Бог любит нас и поэтому ждет нашего возрождения, чтобы мы в меру желания и сил постепенно отказывались от своих греховных привычек и получали внутреннее видение того, чем мы живем и чем болеем.
Грех – самое страшное, что есть в жизни каждого человека. Все беды, как глобальные, так и частные, кроются в грехе и в нашей неспособности бороться с ним.
Для того чтобы наш пост стал спасительным, он должен быть по-настоящему благоприятен Богу. Нам следует потрудиться, чтобы по-другому взглянуть на нашу жизнь.
Рождественский пост установлен для того, чтобы христиане, очистив себя чистосердечным покаянием, искренней молитвой, воздержанием от еды, с чистым сердцем могли благоговейно встретить родившегося в мир Сына Божия, а наше изменение в лучшую сторону и желание следовать Его учению стали тем даром и жертвой, которую мы можем преподнести ко дню Рождества Господу нашему Иисусу Христу.
Что важно сделать во время поста?
Господь не требует от нас сверхъестественных подвигов. Христос говорит о том, что наше сердце должно быть способным воспринять боль другого человека. Это не значит, что в жизни не имеют никакого значения вера, традиции, каноны, догматика, посты.
Пост нужен для того, чтобы мы воспитали в себе подлинную радость о Христе Родившемся и Воскресшем.
И каждый из нас, в меру своего духовного опыта, знает, как Господь посылает нам эту тихую радость, когда, с одной стороны, через посильные труды открываются духовные глаза, и ты видишь и ощущаешь нечистоту в своей душе, но в то же время надеешься, что Бог очистит от нее и спасет тебя.
Время перемен
Пост – это всегда время перемен. Каждый намечает для себя какие-то цели на данный период. Цели разные, большие и малые. Все зависит от духовной зрелости человека: одни планируют больше бывать в храме на богослужениях, другие собираются с духом, чтобы читать утром и вечером молитвенное правило вместо коротких молитв, третьи пытаются со всей строгостью соблюдать пост, а кто-то откажется от сладостей на это время…
Ставя перед собой цели, мы должны четко осознавать, зачем собираемся что-то делать. Если в наших планах нет Христа, они не изменят нашу жизнь, нашу душу. С таким же успехом можно использовать пост для похудения и диеты, что некоторые и делают.
Пост предназначен для другого.
Он дает нам возможность наверстать упущенные добрые дела, чтобы сердце стало мягче, добрее, светлее: навестить престарелых и болящих родителей, которых не видели длительное время, снисходительно отнестись к недостаткам ближнего (ведь у вас их гораздо больше), помочь давно ожидающему вашей помощи приятелю, поздороваться с соседями, обнять нуждающегося в вашей поддержке, сказать хоть несколько приветливых слов знакомым в течение дня…
Разукрашивая сознательно свои постные дни светлыми красками, в любви и радости проживая их, мы подойдем ко Дню рождения нашего Господа не с пустыми руками, а с маленькими и большими подарками, подарками нашего сердца, нашей измененной души.
А Богомладенец, радуясь нашим стремлениям и усердию, уготовит каждому радостную встречу и милостиво преподнесет дар прочувствовать силу Своей Божественной любви.
Является ли Рождественский пост исключением, что делать, если человек не может поститься по состоянию здоровья, зачем вообще нужен пост, отвечает митрополит Антоний (Паканич).
– Владыко, в году постных дней больше половины. Почему так много? Зачем вообще пост нужен?
– Пост – это древнейшее Божественное установление. Книга Бытия говорит нам о том, что сразу после того как Господь сотворил человека, Он запретил ему вкушать от древа познания добра и зла. Это был первый пост в истории человечества. И, увы, Адам и Ева этот пост преступили. Можно сказать, земная история человечества началась с нарушения поста. Поэтому неотъемлемой составляющей духовной жизни человека, стремящегося вернуться к полноте богообщения, является самоограничение. В этом и состоит главная цель поста. Человек должен научиться обуздывать свои желания, отдавать приоритет духовному над телесным. Достичь этого можно лишь путем многолетних упражнений. Пост как раз и является таким духовным упражнением. Именно поэтому Церковь рекомендует своим членам постоянно упражняться в посте. Кроме многодневных постов практически в течение всего года православные христиане соблюдают пост в среду и пятницу. Это показывает, насколько он важен для нашей духовной жизни.
– Каждый пост связан со скорбными событиями. Успенский – с днем смерти Божией Матери, Петропавловский – с мученической кончиной апостолов Петра и Павла, Великий – со смертью самого Спасителя. И лишь Рождественский пост – исключение из правил. Рождество Христово – праздник радостный, а мы опять постимся, причем целых 40 дней, как накануне Пасхи. Почему?
– Пост не связан со скорбными событиями. Многодневные посты являются подготовкой к особо радостным явлениям. Великий пост – это время особой подготовки к празднику Пасхи Христовой, Успенский – к празднику Успения Божией Матери, а Рождественский – к празднику Рождества Христова. Пасха и Рождество Христово – это два главных христианских праздника, потому подготовка к ним связана с многодневными постами.
Церкви чуждо представление о том, что пост – это какое-то скорбное времяпрепровождение. Господь наш Иисус Христос в Нагорной проповеди ясно говорит: «Когда поститесь, не будьте унылы, как лицемеры, ибо они принимают на себя мрачные лица, чтобы показаться людям постящимися… А ты, когда постишься, помажь голову твою и умой лице твое, чтобы явиться постящимся не пред людьми, но пред Отцом твоим» (Мф. 6:16–18). На первой неделе Великого поста, когда церковный Устав предписывает соблюдать воздержание с особой строгостью, за богослужением звучит яркое песнопение: «Постимся постом приятным». Время поста – это время духовного подвига, сопряженное с углублением в свое сердце, сосредоточенной молитвой и изучением Священного Писания. Для человека, который любит Бога, это не время скорби, а время духовной радости.
– Что делать, если человек не может поститься по состоянию здоровья?
– В таких случаях допускаются послабления в соблюдении поста. Человек, который не может соблюдать пост в полной строгости, перед началом поста должен подойти к священнику, объяснить ему ситуацию и получить благословение на отступление от строгости поста. Обычно, исходя из состояния человека и обстоятельств его жизни, священник помогает установить такое правило соблюдения поста, которое будет человеку по силам. Нельзя забывать, что пост – это не диета, а время духовного подвига. Даже если мы не можем строго воздерживаться от пищи, то можем читать Слово Божие и возносить усиленную молитву к Творцу.
– На работе, в гостях, в дороге, в нецерковной среде пост не всегда возможен. Насколько этому нужно противостоять?
– За последние годы наше общество уже привыкло к тому, что значительная его часть стремится соблюдать в своей жизни церковные предписания. Потому сегодня во время многодневных постов, как правило, предлагается постное меню в столовых, кафе и ресторанах. Сослуживцы на работе тоже обычно спокойно и даже с уважением относятся к тем своим коллегам, которые соблюдают посты. Сегодня уже нет таких сложностей, которые преследовали верующих людей в советском обществе. Тогда социум активно противился религии. И открыто заявить о том, что ты соблюдаешь пост, в советское время было почти что исповедничеством. Тем не менее и сегодня наше общество еще далеко от подлинной религиозности, потому жизнь церковного человека в расцерковленном мире несет в себе немало искушений.
Мы должны помнить, что пост – это не просто воздержание от определенных видов пищи, но и время, когда мы должны учить себя относиться к ближнему с настоящей христианской любовью. Потеря любви, ссоры, раздоры и конфликты не могут быть оправданы желанием соблюсти букву церковного Устава. Ведь отказ от гнева – для большинства из нас куда более серьезное упражнение, чем отказ от определенных видов пищи.
– Сегодня многие постные продукты не отличаются от скоромных: соевая колбаса, растительное бутербродное масло, порошковое искусственное молоко и другие заменители. Формально мы постимся, но реально ни в чем себе не отказываем. Как Вы относитесь к такой тенденции?
– Пост – это многомерное понятие. Он предполагает не только воздержание от определенных видов пищи, но и ограничение в ее количестве. Например, в монастырях в периоды поста уменьшается число приемов пищи в день. Если в обычное время в монастыре бывает две или три трапезы в день, то во время поста может быть лишь одна. Также пост предполагает отказ от лакомства.
Обычно искусственные заменители молока и масла не особо полезны для нашего организма, так что лучше ими не злоупотреблять.
Но главное, чтобы так называемая гастрономическая составляющая поста не заслоняла духовную. Нет никакой пользы в строгих ограничениях в приеме пищи, если они не сопряжены с молитвой и духовным сосредоточением. Именно этому нужно уделять особое внимание во время поста.
– С чего начать исправление человеку, который решил поститься не только гастрономически, но и внутренне?
– Все мы прекрасно знаем свое сердце: в чем его главные слабости, в чем его главные пороки и пристрастия. Потому, приступая к посту, каждый может дать себе особое обещание, что в дни поста он будет воздерживаться, например, от шуток или пустословия, от гнева или возмущения. И когда в нашем сердце возникают эти недобрые стремления, мы должны вспомнить о данном себе обещании и постараться сразу же их подавить. Если чувствуем в себе особое пристрастие к деньгам или в целом к материальным благам, можно в этот период взять на себя особое обязательство по совершению дел милосердия. Так пост станет для нас не только телесным, но и духовным, внутренним.
Записала и беседовала Наталья Горошкова
Источники:
(295)