Архангел Михаил. «Русская икона: образы и символы»

Передача «У книжной полки» (Екатеринбург):  Архангел Михаил. «Русская икона: образы и символы»


video_pravАрхангел Михаил — предводитель небесного воинства. Он заботится о живых и защищает души умерших перед лицом дьявольских сил. Его почитание установилось еще в Ветхом Завете. И православные христиане с древнейших времен возносят молитвы этому неземному воину. Исторические хроники и жития рассказывают о многочисленных явлениях архангела Михаила, о его помощи отдельным людям и целым народам. Об истории почитания Архистратига Божия во всем мире, о его иконографических изображениях рассказывает очередная книга из серии «Русская икона: образы и символы», которую сегодня мы предлагаем вашему вниманию. Она вышла в свет в издательстве Метропресс и называется – «Архангел Михаил».


sob6


Новый том из серии «Русская икона» рассказывает о богатой памятниками и многообразной иконографии Архистратига. В нем уделяется внимание шедеврам Андрея Рублева, изображениям Архангела Михаила практически во всех видах искусства: иконах, мозаиках, фресках, произведениях шитья и других. Яркий, информативный и богословски выверенный текст дополнен многочисленными иллюстрациями. Книга не оставит равнодушным ни специалиста, ни того, кто только начинает знакомство с родной историей и духовным искусством. По достоинству оценят новый Том преподаватели живописи, истории религии и основ православной культуры.

В кратком предисловии автор-составитель книги Полина Александровна Тычинская пишет: «Ангелам начальник и людям наставник», великий и преславный архангел Михаил взирает на нас с древней иконы. Его монументальный образ сразу же привлекает к себе внимание. Почему-то именно перед этой иконой невольно останавливается посетитель Третьяковской галереи, пришедший с другой целью — своими глазами увидеть «Троицу» преподобного Андрея Рублева. Изображение архангела Михаила создано неизвестным художником на сто лет раньше знаменитых шедевров Рублева. И впечатляет оно ничуть не меньше. Архангел предстает перед нами огненно-красном одеянии с золотой разделкой, киноварные всполохи на его лике как бы отражают божественный свет. Спокойный, проницательный и даже ласковый взгляд архангела Михаила обращен к зрителю из-под строго сдвинутых бровей. Небесный архистратиг как будто хочет сказать нам что-то важное. И мы внимательнее всматриваемся в его образ, стараясь понять, какие глубинные смыслы таит он в себе».

И вот в первой главе книги Полина Александровна рассказывает о почитании Архангела Михаила и о сюжетах, которые мы видим на той или иной иконе с изображением Небесного Архистратига. Само имя Михаил в переводе с древнееврейского языка означает «кто как Бог». В одном из ветхозаветных апокрифов, первой книге Еноха, говорится: «Он назван Михаил, потому что постоянно заботится о Народе и языках» (т.е. об Израиле и язычниках). Этот древний текст, имевший широкое хождение и в христианском мире, видит служение и богоподобие архангела в его попечении о людях. Как отмечает автор, ангельские силы нередко упоминаются в Священном Писании, как в Ветхом, так и в Новом Заветах.

Чтобы земной человек, обременённый плотью и заботами о материальной жизни, мог хотя бы отчасти понять и постичь природу ангелов, в Священном Писании и в творениях святых отцов о них нередко говорится иносказательно, ангельские свойства передаются через образы, понятные человеку. Богослужение в честь архангелов изобилует различными символами, на них же основан и язык иконописи. Например, бесплотных служителей Божиих нередко сравнивают с огнем. На Литургии в праздник Собора Архистратига Михаила (21 ноября) можно несколько раз услышать цитату из Библии: «Творяй ангелы своя, духи и слуги Своя пламень огненный». Эта фраза встречается и в числе надписаний на иконах архангела Михаила. Здесь говорится о сотворении ангельских сил и о том, что они принадлежат к духовному миру, а по причине их верности и преданности Богу они пламенеют, как огонь.

Если говорить непосредственно об Архангеле Михаиле, то, как пишет автор, первое и, возможно, главное его деяние, о котором мы знаем из Священного Писания, произошло еще до сотворения человека. «В преисподнюю низвержена гордыня твоя со всем шумом твоим… Как упал ты с неба, Денница, сын зари! разбился о землю, попиравший народы. А говорил в сердце своем: «взойду на небо, выше звезд Божиих вознесу престол мой и сяду на горе в сонме богов, на краю севера; взойду на высоты облачные, буду подобен Всевышнему». Но ты низвержен в ад, в глубины преисподней» (Ис. 14: 11-20). Этот фрагмент из книги пророка Исаии является паремией, читаемой во время вечернего богослужения накануне праздника архангела Михаила.

В нем говорится об участи вавилонского царя, который за свое властолюбие и многочисленные беззакония будет томиться в аду. Этот образ употребляется при характеристике дьявола, который, будучи ближайшим к Богу светлейшим и славнейшим ангелом, из-за собственной гордыни ниспал в преисподнюю. И как сказано в Откровении Иоанна Богослова, свержение дьявола с неба совершилось при участии небесного Архистратига. В иконографических изображениях этого события небесные служители чаще всего предстают в праздничных одеяниях, без каких-либо признаков сражения с сатаной, потому что победа уже достигнута. И такие изображения представляют архангелов как высших и совершенных существ, которые непрестанно славословят Бога.

Другие библейские события, в которых участвует Архангел Михаил, касаются уже земной истории, как правило, жизни отдельных людей или целых народов. Так, например, в апокрифах, посвященных жизни Адама и Евы, рассказывается, что Архангел Михаил участвовал в судьбе первых людей. Именно он, по повелению Божию, изгнал прародителей из рая после их грехопадения. Но он же помог им устроиться на земле: один из распространенных сюжетов христианского искусства иллюстрирует этот момент. В ветхозаветной истории, именно он помогает народу израильскому обрести Обетованную землю. Архангел Михаил явился и трем иудейским отрокам и сохранил их невредимыми в огненной печи.

Много других случаев явления Архангела запечатлено как в ветхозаветной, так и новозаветной истории, потому как небесный Архистратиг по велению Божию многократно вмешивался в события земной истории и спасал богоизбранный народ, а им в Новом Завете являются все христиане. Все эти явления нашли свое отражение в иконографии, и об этом рассказывает автор книги.

Завершает книгу по традиции глава «История одного шедевра». Здесь говорится об Архангеле Михаиле, икона которого находится в Третьяковской галерее. На ней Архистратиг изображен фронтально, в полный рост. В левой руке он держит зерцало с едва заметным изображением Спаса Еммануила. В правой — жезл, символизирующий власть Архангела и его победу над нечистыми силами. Его поза полна решимости, лик строг. Но вместе с тем впечатление суровости, которое производит лик, сочетается с мягкостью и нежностью, которые чувствуются в овале лица, чуть тронутых улыбкой губах, в глубине необыкновенно живо написанных глаз. Это образ непобедимого Воина, и доброго ангела, прекрасного в своей ангельской природе. Подробнее о истории этого образа, и о многом другом, читайте на страницах книги.


Источник: https://tv-soyuz.ru/U-knizhnoy-polki-Arhangel-Mihail

(147)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *