Катихизис

ЧТО ТАКОЕ КАТИХИЗИС?

Этот труд является только кратким введением в Катихизис. Для полного понимания нужно достать общеизвестный Катихизис митрополита Филарета (до 1917 г.), а можно и Сокращенный Катихизис протоиерея Вознесенского который был издан в 1936 г. за границей.

Символ веры и Заповеди объяснены — но не в форме Катихизиса — в учебнике протоиерея Серафима Слободского («Закон Божий, для семьи и школы»).

Катихизис изучался в Православной России в 6-ом классе гимназии (10-м классе средней школы) и конечно в высших духовных училищах но на высшем уровне.    

Катихизис содержит основы Православно-Христианской Веры. Он обыкновенно излагается в кратких и ясных вопросах и ответах.

kateh

Книгу можно разделить на четыре части:

I Введение,

II — Христианскую Веру,

III — Христианскую Надежду

IV — Христианскую Любовь.

В I-м отделе — «Введении» говорится о Божественном откровении, Священном Писании и Священном Предании.

В II-м отделе «Христианская вера» изучаются догмы православной веры которые содержатся в Символе веры.

В III-м отделе «Христианская надежда» изучается молитва. Как образец молитвы берется Господня молитва — Отче наш.

В IV-м отделе «Христианская любовь» изучается Закон о жизни: Десять заповедей и Заповеди блаженства.    

Содержание:

(I) Введение в Катихизис

(II) Христианская вера

(III) Христианская надежда

(IV) Христианская любовь.

 I – ВВЕДЕНИЕ В КАТИХИЗИС

Православная-Христианская Церковь берет свое учение из естественного и сверхъестественного Божественного откровения. Естественное откровение это те знания которые мы черпаем наблюдая природу и мир который создал Господь Бог. Сверхъестественное откровение это те знания которые находятся в книгах Священного Писания.

Книги Священного Писания делятся на Ветхий Завет и Новый Завет. Ветхий Завет описывает происшествия до рождения Иисуса Христа, а Новый Завет после Его рождения. Книги Ветхого Завета делятся на законоположительные, исторические, учительные и пророческие. Самая известная книга Ветхого Завета называется Псалтырь. Книги Нового Завета делятся на Евангелие и Апостол. В состав Евангелия входят 4 Евангелия написанные апостолами: Матфеем, Марком, Лукой и Иоанном. Они описывают происшествия во время земной жизни Иисуса Христа. Книга Апостол описывает происшествия после Его вознесения на небо. Это начало апостольской проповеди и Православной-Христианской Церкви. В Апостоле находятся историческая книга «Деяния святых апостолов», 21-но послание апостолов и пророческая книга «Откровение Иоанна Богослова».

II – ХРИСТИАНСКАЯ ВЕРА: СИМВОЛ ВЕРЫ

Символ веры это самое краткое определение православной христианской веры. В нем есть 12 членов (частей). Первые 7 членов были утверждены на 1-ом, а остальные 5 на 2-ом Вселенских Соборах (325 и 381 гг.). Утверждение было основано на том чтобы Символ больше не менять. Неизменный Символ веры остался только у Православных Христиан. Западные христиане, следуя за Римской Церковью изменили 8-й член.

1-ый член Символа веры говорит о Господе Боге, 2-ой до и включая 7-ой члены говорят об Иисусе Христе и 8-ой о Духе Святом. 9-ый о Церкви, 10-ый о крещении, 11-ый о воскресении из мертвых и 12-ый о будущей жизни. Все эти члены подробно разбираются в Катихизисе.

Так как крещение есть таинство, то в 10-ом члене разбираются все 7 таинств: Крещение, Миропомазание, Покаяние, Причащение, Брак, Священство и Елеосвящение. Таинство это священное действие, через которое подается человеку благодать Святого Духа, или спасительная сила Божия.

На литургии (в третьей части), после возгласа дьякона: «Двери, двери, премудростию вонмем» хор поет Символ веры и каждый стих отмечается ударом в колокол.

Каждый православный христианин должен знать наизусть Символ веры. Конечно тоже нужно знать и его значение. Во время крещения новокрещенный говорит Символ веры, а если это младенец то тогда за него крестный отец.

Внизу следует полный текст Символа веры по церковно-славянски:

1. Верую во единого Бога Отца,

Вседержителя,     

Творца небу и земли,     

видимым же всем и невидимым.

2. И во единаго Господа Иисуса Христа,     

Сына Божия,     

Единороднаго,     

Иже от Отца рожденнаго     

прежде всех век:     

Света от Света, Бога истинна от Бога истинна,     

рожденна,     

несотворенна,     

единосущна Отцу, Имже вся быша.

3. Нас ради человек     

и нашего ради спасения     

сшедшаго с небес     

и воплотившагося от Духа Свята и Марии Девы

вочеловечшася.

4. Распятого же за ны     

при Понтийстем Пилате,     

и страдавша,     

и погребенна.

5. И воскресшаго в третий день     

по писанием.

6. И возшедшаго на небеса,     

и седяща одесную Отца.

7. И паки грядущаго     

со славою судити живым и мертвым,     

Егоже Царствию не будет конца.

8. И в Духа Святаго, Господа животворящаго,     

Иже от Отца исходящаго,     

Иже со Отцем и Сыном спокланяема и сславима,

глаголавшаго пророки.

9. Во едину святую,     

соборную и Апостольскую Церковь.

10. Исповедую едино крещение     

во оставление грехов.

11. Чаю воскресения мертвых:

12. И жизни будущаго века.

Аминь.

Внизу следует перевод на русский язык:

1. Верую в единственного Бога Отца,     

Который держит все в Своих руках,     

Который создал небо и землю,     

и весь видимый мир и не видимый.

2. Тоже верую в единственного Господа Иисуса Христа,      Сына Божия,     

Единородного,     

Который родился от Отца     

прежде всех времен:     

Свет от Света, Бог истинный от Бога истинного,     

Который родился,     

Который никем не был создан,     

Который такой же самый как и Отец, Им же все сотворено.

3. Который из за нас людей     

и чтобы нас спасти     

сошел с неба     

и получил тело от Духа Святого и Девы Марии     

и стал человеком.

4. Который был распят за нас     

во время Понтийского Пилата,     

и который страдал,     

и был погребен.

5. И Который воскрес в третий день     

так как это было предсказано в пророческих книгах.

6. Который вознесся на небо,     

и сел с правой стороны Отца.

7. Который снова придет     

и во славе будет судить всех живых и мертвых,     

и Его Царству не будет конца.

8. И в Духа Святого, Господа жизнь дающего,     

Который исходит от Отца,     

Которому мы вместе с Отцом и Сыном поклоняемся и славим,     

Который говорил через пророков.

9. В единственную святую,  соборную-вселенскую и Апостольскую Церковь.

10. Исповедую одно крещение в котором прощаются все грехи.

11. Ожидаю время когда все умершие будут воскресать:

12. Тоже ожидаю жизнь в будущем веке.     

Аминь.

III – ХРИСТИАНСКАЯ НАДЕЖДА: ГОСПОДНЯ МОЛИТВА «ОТЧЕ НАШ»

Эта часть Катихизиса называется Христианской надеждой, потому что здесь изучаются молитвы. Молитва это общение с нашим Отцом, Господом Богом и от этого исходит надежда на услышание нашей молитвы. Поэтому часть Катихизиса, в которой изучается молитва и называется надеждой.

Образцом христианской молитвы является для нас Господня молитва (Отче наш) которую нам дал сам Господь Бог Иисус Христос (Матфея 6:9-13)(Луки 11:2-4). Ее можно разделить на три части: призывание, прошение и славословие. Это похоже на письмо которое содержит приветствие, просьбу и окончание.

Призывание: Отче наш, Иже еси на небесех!

Прошение 1: да святится имя Твое,

Прошение : да приидет Царствие Твое:

Прошение 3: да будет воля Твоя, яко на небеси и на земли.

Прошение 4: Хлеб наш насущный даждь нам днесь:

Прошение 5: и остави нам долги наши, якоже и мы оставляем должником нашым:

Прошение 6: и не введи нас во искушение,

Прошение 7: но избави нас от лукавого.

Славословие: Яко Твое есть Царство и сила и слава, Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков.

Первая часть Господней молитвы есть призывание: «Отче наш, Иже еси на небесех»! Как в каждом письме сперва следует обращение к лицу к которому мы пишем, так и в начале Господней молитвы сперва следует обращение к Господу Богу, то есть призывание Его.

Следующих три прошения в Господней молитве гласят: «да святится имя Твое, да приидет Царствие Твое: да будет воля Твоя, яко на небеси и на земли». Мы просим Господа Бога чтобы имя Его прославилось, чтобы пришло Его Царство правды, справедливости и добра и чтобы исполнялся бы всюду Его Закон — Закон Божий.

4-е прошение в Господней молитве гласит: «Хлеб наш насущный даждь нам днесь». Здесь мы просим Господа Бога о всех наших телесных и духовных нуждах.

5-е прошение в Господней молитве гласит: «и остави нам долги наши, якоже и мы оставляем должником нашым». Здесь мы просим Господа Бога чтобы он простил грехи наши и обещаем прощать всем тех которые нас обижают. Одно из самых основных требований от христианина это прощать обижающих нас.

6-е и 7-е прошение в Господней молитве гласит: «и не введи нас во искушение, но избави нас от лукавого». Здесь мы просим Господа Бога избавить нас от всех причин зла. От всяких искушений, которые иногда незаметно для нас приводят к греху, а также и от самого источника всего зла, от лукаваго.

Славословие в Господней молитве гласит: «Яко Твое есть Царство и сила и слава, Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков». Это славословие присоединяется к Господней молитве. Это прославление выражает нашу уверенность что Господь Бог любит нас и услышит нашу молитву.

IV – ХРИСТИАНСКАЯ ЛЮБОВЬ: 10 ЗАПОВЕДЕЙ И ЗАПОВЕДИ БЛАЖЕНСТВА

Эта часть Катихизиса называется Христианская любовь, потому что здесь находится учение о христианской жизни. Вся жизнь христианина и все его взаимоотношения должны быть построены на христианской любви.

Десять Заповедей  (Исход 20:2-17; Второзаконие 5:6-21)

Десять Заповедей были даны еще в Ветхом Завете (1615 г. до Р.Х.), пророку Моисею на горе Синай, на пятидесятый день Исхода евреев из Египта. Вся проповедь Иисуса Христа основывается на Ветхом Завете и углубляет его. 10 заповедей и Заповеди Блаженства из Евангелия, в течение почти 2000 лет, являются основой всех цивилизованных обществ. Наши гражданские законы основываются на этих заповедях. Соблюдение заповедей создает благополучие в нашей жизни на земле, а также и вечное спасение. (Последнее время наблюдается постепенное отступление от христианских норм в жизни). Внизу они даются в сокращенном виде.

1. Аз есмь Господь Бог Твой:

да не будут Тебе бози инии,

разве Мене.

2. Не сотвори себе кумира и всякаго подобия,

елика на небеси горе, и елика на земли низу,

и елика в водах под землею:

да не поклонишися им, ни послужиши им.

3. Не приемли Имене Господа Бога твоего всуе.

4. Помни день субботний, еже святити его:      шесть дней делай, и сотвориши в них вся дела твоя,      в день же седьмый, суббота, Господу Богу твоему.

5. Чти отца твоего и матерь твою,

да благо ти будет,

и да дологолетен будеши на земли.

6. Не убий.

7. Не прелюбы сотвори.

8. Не укради.

9. Не послушествуй на друга твоего свидетельства ложна.

10. Не пожелай жены искренняго твоего,

не пожелай дому ближняго твоего,

ни села его, ни раба его, ни рабыни его,

ни вола его, ни осла его, ни всякаго скота его,

ни всего, елика суть ближняго твоего.

Православные христиане толкуют эти заповеди широко. Грех не только их не соблюдать, но и любой поступок который ведет к их нарушению. Внизу даны более подробные объяснения:

1. Нужно любить и почитать Господа Бога больше всего на свете и кроме Него никому не воздавать Божеской почести. Нужно любить, почитать и познавать Его и все что связано с Ним: Его Закон (Закон Божий), Православно-Христианскую Церковь, Веру Православную. Нужно молиться и жить по Его учению.

2. Нельзя поклоняться идолам и служить им; ни в прямом ни в косвенном смысле. Нельзя служить страстям (греховным привычкам) как: любостяжание (любовь и стремление к богатству), чревоугодие (лакомство, объядение, пьянство), гордость и тщеславие (слишком большое мнение о себе, о своем уме, красоте, богатстве). Внушаются следующие добродетели: нелюбостяжание и щедрость; воздержание, пост и смирение.

3. Нельзя говорить имя Господа Бога если этого не нужно, в пустых разговорах, божиться и клясться если этого не нужно.

4. Нужно трудиться шесть дней, а седьмой день посвящать Господу Богу. Нельзя лениться и праздно проводить время.

5. Нужно любить и уважать своих родителей и слушаться их добрых советов. Это тоже относится ко всем старшим, а также к людям которые заменяют родителей: священники, духовные отцы, учители, гражданские начальники. Когда родители состарятся то нужно быть их опорой и заботиться о них.

6. Запрещается убивать других или себя. Нельзя разными поступками или пороками сокращать себе или другим жизнь или портить здоровье. Нужно обуздывать гнев и оскорблять других. Нужно жить со всеми в мире и согласии. Тоже нужно любить животных.

7. Запрещается нарушение супружеской верности и всякая незаконная и нечистая любовь. Нужно соблюдать чистоту мыслей и желаний. Нужно избегать все что может возбудить нечистые чувства (в себе и в других): бесстыдные анекдоты, картины, фильмы, книги, песни, танцы, одежда.

8. Нельзя красть, обманывать, брать без спроса. Нужно работать честно.

9. Нельзя лгать, клеветать, злословить, намекать ложь, обещать и не исполнять и т. п. Нужно быть честным.

10. Нельзя желать чужое, завидовать, а также думать плохое о других людях. От зависти и плохих мыслей рождаются недобрые желания, а от них злые дела.

Заповеди Блаженства (Матфея 5:3-12; Луки 6:20-23)

Десять Заповедей вместе с Заповедями блаженства являются основой Христианского учения о жизни. Десять заповедей описывают заповеди по которым мы должны жить, а Заповеди блаженства учат нас какие душевные расположения мы должны иметь. Заповеди Блаженства не нарушают Десять Заповедей а пополняют их.

Заповеди Блаженства поются на Литургии во время Малого входа. Внизу они даны по церковно-славянски:

1.     Блажени нищии духом,

яко тех есть царствие небесное.

2.   Блажени плачущии,

яко тии утешатся.

3.   Блажени кротцыи,

яко тии наследят землю.

4.   Блажени алчущии и жаждущии правды,

яко тии насытятся.

5.   Блажени милостивии,

яко тии помиловани будут.

6.   Блажени чистии сердцем,

яко тии Бога узрят.

7.   Блажени миротворцы,

яко тии сынове Божии нарекутся.

8.   Блажени изгнани правды ради,

яко тех есть царствие небесное.

9.   Блажени есте, егда поносят вам, и ижденут,

и рекут всяк зол глагол на вы лжуще, мене ради.

радуйтеся и веселитеся,

яко мзда ваша многа на небесах.

Православное-Христианство учит нас не только жить по заповедям, но и постепенно изгонять из себя греховные привычки и исправлять себя. Заповеди Блаженства показывают нам путь этого исправления. Внизу даны объяснения этих заповедей:

1. Нужно быть нищим духом, то есть спокойными, мирными и скромными, не думать что мы лучше других. Это первый шаг на пути исправления себя.

2. Нужно сожалеть (плакать) о наших грехах и каяться. Это очень важно так как для того чтобы исправиться, нужно видеть и сожалеть о своих грехах.

3. Нужно быть кроткими, незлобными, спокойными и полными христианской любви.

4. Нужно искать правду и жить по Закону Божию. («Алчущие и жаждущие правды» значит «так желают правду, как голодный хочет есть и жаждущий хочет пить»).

5. Нужно быть милосердным (милостивым), то есть сочувствовать людям в горе (разделять их горе) и в беде и помогать им.

6. Нужно иметь чистое сердце. Не иметь нехороших и нечистых мыслей, желаний и чувств. Нехорошие мысли, желания и чувства нужно от себя отгонять.

7. Нужно быть миротворцами, то есть жить со всеми в мире и согласии и создавать мир, тишину и спокойствие и мирить тех которые ссорятся.

8. Очень часто нехорошие и плохие люди, враги правды и добра, завистники, злобные и всякие другие грешники, не любят людей живущих по Закону Божию (по правде). Нужно не унывать и помнить что Господь все видит и знает и за правду наградит.

9. Тоже как и в 8-ой заповеди, если люди страдают за Иисуса Христа то Господь Бог все это видит и знает и за правду наградит.

    14/27 сентября 1996 Воздвижение Креста Господня

 

Источник: http://www.dorogadomoj.com/d09kat.html

 

(356)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *