Юрий Рубан
Великий собеседник
12/25 марта мы обращаемся к памяти святого Григория I Великого, папы Римского (590–604), одного из самых выдающихся представителей западного христианства, почитаемых в православии.
Он родился около 540 года в христианской семье римского сенатора и в молодости занимал должность городского претора. Отказавшись от мирской жизни, стал дьяконом кафедрального собора, основав позднее на собственные средства семь монашеских общин. С 579 по 585 годы – папский нунций в Византии, затем аббат монастыря, основанного в собственном доме. Став в 590 году главой Римской Церкви, Григорий выказал себя энергичным правителем не только в церковных, но и в хозяйственных и политических делах. Он пытается руководить делами Церквей всего Запада, организует Английскую Церковь (послав туда миссионером своего ученика Августина), ведёт переговоры с враждебными лангобардскими королями, спасая Рим от грабежа и разрушения, заботится о снабжении его хлебом, посещает церкви Италии и Галлии, много пишет (сохранилось около 900 его писем по разным вопросам) и проповедует.
«Раб рабов Божиих»
Григорий Великий оказал огромное влияние на развитие средневековой религиозности, дал чёткое обоснование идее папской власти. Да, Христианская Церковь обладает полнотой власти, но только для того, чтобы исполнить свою миссию обращения мира ко Христу, его подготовку к неведомой нам «Девтеропарусии» (Второму пришествию). Являясь преемником апостола Петра, он видит главное назначение римского епископа лишь в «служеньи» и «заботе о всей Церкви», подчёркивая это смиренным титулованием себя «servus servorum Dei, раб рабов Божиих» (позднее эта формулировка закрепилась в титулатуре Римских пап). Упрекая Константинопольского патриарха Иоанна IV Постника за принятие им «безбожного и гордого» титула «Вселенский» («Ойкуменический», «Экуменический»), Григорий указывает, что это унижает честь других епископов и ставит в опасное положение всю Церковь: впадение в ересь «вселенского» епископа означало бы падение всей Церкви. (Константинопольские патриархи – реально «Стамбульские архиереи» – носят этот горделивый архаический титул до сего дня.)
Основные сочинения Григория Великого посвящены толкованию Библии, но наибольшую известность приобрели «Диалоги о жизни и чудесах святых отцов италийских и о бессмертии души» (отсюда, согласно определению славянской Минеи, его титул «Беседовник»: «красных ради его бесед»); а также «Пастырский устав», руководство и наставления для священников, ещё при жизни автора переведенное на греческий язык. В IV-й книге «Диалогов», посвященной рассмотрению посмертной судьбы души, впервые в средневековой литературе используются «видения» (visions), позднее ставшие распространённым жанром, и формулируется учение об «очистительном огне», из которого развивается догмат о Чистилище. Не имеющая строгого научного подтверждения традиция приписывает папе Григорию составление нескольких гимнов и установление твёрдого порядка богослужения: «Сакраментарий» (текст Мессы) и «Антифонарий» (текст хоровых песнопений; причём, имя Григория закрепилось в известном термине «григорианское пение»), а также авторство Литургии Преждеосвященных Даров, совершаемой православными во время Великого поста.
«Собеседник» или «Двоеслов»?
Сочинение свт. Григория Великого «Диалоги…» (переводе «Беседы…», или «Собеседования…») – снискало ему почетный титул «Собеседник». Закрепившееся за ним в славянской богослужебной традиции прозвание «Двоеслов» связано с ошибочным переводом греческого названия античного литературного жанра, вошедшего в латинский и другие языки, – διάλογος, dialogus, диалог – «разговор», беседа» (не обязательно двух!), «обмен словами». Славянский переводчик, явно имевший дело с греческим текстом, спутал приставку διά-, диа— (в значении сквозного движения, взаимности, то есть обмена мнениями) с именем количественным числительным δύο, дюо- (лат. duo) – «два», тем более, что в позднегреческом языке буква υ («юпсилон») передавала звук «и». Знаменательно, что более сведущий в греческом языке составитель славянской Минеи перевёл правильно: «Беседовник»! Хотелось бы надеяться на скорое возвращение верного перевода его прозвания, тем более, что традиционный термин приобрёл в русском языке негативную коннотацию (тут же вспоминаются вестерны, где гордые индейские вожди упрекают бледнолицых в «двоесловии»!).
Творения в библиотеке портала Азбука.Ru
Труды о святом в библиотеке портала Азбука.Ru
- Disciplina Clericorum на Сардинии VI в. по данным писем свт. Григория Великого (Е.С. Марей)
- Богословие святителя Григория Великого (Алексей Русланович Фокин)
- Григорий Великий (Двоеслов), папа Римский (А.А.Митропольский)
- Диалоги Григория Великого и легенды о загробной жизни в средние века (профессор Александр Иванович Пономарёв)
- Жизнь и труды святителя Григория Великого (Двоеслова) (проф. А.И. Сидоров («Святоотеческое наследие и церковные древности»))
- Житие во святых отца нашего Григория Двоеслова, папы Римского (святитель Димитрий Ростовский)
Жития и книги в библиотеке портала Азбука.Ru
- Память святителя Григория I, папы Римского, называемого Двоесловом иером. Макарий Симонопетрский
- Св. Григория Двоеслова, папы Римского свт. Филарет Черниговский
Свящ. Николай Солодов
Григорий Двоеслов: православный папа Римский
25 марта память свт. Григория Двоеслова, папы Римского (604). С его именем связан григорианский хорал и литургия преждеосвященных Даров. Он делил трапезу с нищими, его книгами зачитывались парижские ученые-схоласты и московские иноки-простецы. Великий святой, почитаемый и на Западе, и на Востоке. Что мы знаем о нем?
Память святителя Григория настолько прочно связана с Великим постом, что даже имя этого святого сразу же воскрешает в памяти светлую печаль постовых богослужений: размеренное чтение псалмов, незатейливые напевы покаянных тропарей, полумрак мартовского утра, чистая легкость души… И уже в самом конце, благословляя народ, священник среди других святых, молитвами которых мы надеемся спастись, называет Григория Двоеслова, папу Римского.
Предание называет его составителем чина литургии преждеосвященных Даров, особой литургии, которая служится только Великим постом. Чтобы понять, для чего понадобилось устраивать специальную «постную» литургию, надо вспомнить одну простую, но подзабытую истину: литургия — это всегда праздник. Более того, это всегда трапеза, угощение. С самого начала христиане, еще не имевшие тогда своих храмов, собирались на частных квартирах, «преломляя хлеб, принимали пищу в веселии и простоте сердца». Вот почему постом обычная литургия служится только в воскресенье и субботу — дни, когда поститься не полагается. Но вовсе лишить верующих возможности причащаться в будни Церковь не могла, поэтому и стали служить литургию преждеосвященных Даров — Дары на ней не освящаются, они освящаются прежде, обычно в предыдущее воскресенье. Народ причащается, но полного торжественного чина не бывает.
Согласно современным научным данным, Григорий Двоеслов все же не был автором чинопоследования литургии, как не был он и создателем григорианских хоралов, древних песнопений Латинской Церкви, аналогичных русскому «знаменному пению». Но нет дыма без огня: находясь на папском престоле, святой Григорий действительно составлял богослужебные гимны, упорядочивал церковные службы, реформировал клиросное пение. Поэтому название литургических памятников в его честь вполне оправдано, хотя и не может пониматься в смысле «авторских прав».
В латинской традиции святителя Григория называют Григорием Великим. Его роль в истории Западной Церкви и правда сложно преувеличить. Римским папой он стал в трудное время, в конце VI века: последние обломки Римской империи разрушаются под натиском варварских нашествий, византийский император активно вмешивается в западную политику, но большого влияния оказать не может; войны, разорения, эпидемии — то самое мрачное средневековье, о котором так любили говорить гуманисты. «Города опустошены, крепости разрушены, церкви пожжены, монастыри мужские и женские разорены, селения покинуты народом, поля остались невозделанными, земля превратилась в пустыню, не осталось на ней ни одного жителя, дикие звери стали обитать там, где прежде жило множество народа. Не знаю, что делается в других частях света, — пишет Григорий, — но на сей земле, где мы живем, кончина мира не только близка, но уже и наступила».
Вокруг все рушилось, а святитель Григорий созидал, причем результаты его трудов пережили века: он основывал монастыри и укреплял аскетическую дисциплину, упорядочивал каноническое устройство Церкви, богослужение и экономику церковного римского государства; именно он послал группу миссионеров во главе с Августином (будущим Кентерберийским) в Англию, положив основание организации Английской Церкви. Но служение его простиралось и на сугубо светские области.
До начала своего церковного служения Григорий получил очень хорошее образование и уже занимал некоторое время высшие должности в городской администрации, потом представлял интересы Западной Церкви в Константинополе. Этот опыт оказался очень востребованным, когда в 590 году Григорий был избран папой: переговоры с императором и лангобардскими властителями, заключение перемирий и выплата контрибуций — все это входило в круг обязанностей римского первосвященника.
В православной традиции святитель Григорий известен под именем Двоеслова. Этим подчеркивается другая сторона личности святого: необычное прозвище происходит от названия популярнейшего произведения Григория — «Собеседований о жизни италийских отцов». Собеседование — в оригинале dialogus , диалог, в буквальном переложении на русский — двоеслов. В Средние века эта книга была «бестселлером», в VIII веке ее перевели на греческий, а в IX веке — на славянский (напомним, год крещения Руси — 988!).
По сути это патерик, сборник рассказов о жизни итальянских подвижников VI века, которые Григорий рассказывал своему духовному сыну. Особенно привлекали читателей описания сверхъестественных событий, которыми изобилует повествование: чудесное приумножение вина, изгнание бесов, неожиданное наказание грешников, рассуждения о посмертной участи и об устройстве загробного мира. Кстати, западное учение о жизни после смерти во многом складывалось под влиянием диалогов папы Григория и диакона Петра, которые они ведут на страницах «Собеседований». Схоластическая концепция чистилища — места, где души умерших очищаются от грехов временными страданиями, получившего рациональную разработку в позднем Средневековье, так, что было точно установлено, кто пойдет в какой отсек чистилища, за какой грех и на какой срок, — была лишь доведенной до крайности и продуманной в мельчайших подробностях системой Григория Великого. Значит ли это, что святитель Григорий был неправославным? Вовсе нет, богословие любого святого своеобразно, имеет особые характерные черты. А вот непропорциональное преувеличение значения этих черт, доведение их до крайности ведет к уклонению от правой веры.
Рассказы о чудесных событиях занимают значительное место в «Диалогах», впрочем, чудеса — лишь свидетельства, и для назидания диакона Петра, а с ним и множества читателей, которые внимают святому Григорию уже на протяжении почти полутора тысяч лет, в «Собеседованиях» всегда подчеркивается внутренняя сторона подвига праведников: молитвы, труды и смирение.
По молитвам святого Константина Пономаря, вода в лампадах стала гореть, как масло, но Григорий приводит и другой случай из жизни Константина. Один поселянин пришел посмотреть на святого, который был очень мал ростом, «худ и лицом весьма невзрачен». «Я думал видеть важного человека, а этот и на человека-то непохож». Лишь только услышал эти слова св. Константин, тотчас оставил лампады, которые оправлял, быстро и с радостным видом подошел к поселянину, заключил его в свои объятия и от полноты сердца благодарил, что поселянин сделал о нем такой отзыв: «Один ты, — говорил святой, — сделал обо мне справедливый отзыв!» «Теперь я вижу, что как ни велик был этот святой по своим чудесам, но еще более велик по своему смирению», — так заканчивается рассказ о необычном пономаре.
Нравоучения Двоеслова никак не завуалированы, все практические выводы и рекомендации приводятся без малейшей маскировки. Но если для любой современной книги такой морализм был бы дурным тоном и воспринимался бы как неуважение к читателю, то для безыскусного и прямолинейного стиля древнего праведника поучения звучат очень естественно и к месту.
Именно таким — строгим, честным и последовательным — учеником Христа остался папа Григорий в памяти потомков. В житии Григория, составленном Симеоном Метафрастом, описывается всего один случай, когда Григорий, не имея больше ничего для пожертвования назойливому нищему, приказал отдать ему серебряное блюдо, на котором ему принесли овощи. После, когда по традиции римских первосвященников он делил трапезу с двенадцатью нищими, оказалось, что нищих за столом не двенадцать, а тринадцать — ангел Господень посетил дом Григория, поведав на прощание, что именно ему пожертвовал тот серебряное блюдо. О несчастных и страждущих святитель Григорий заботился тщательно и планомерно — не только лично принимая нищих в своем доме, но и направляя на содержание бедных весь доход от церковных владений.
Особое значение имеют свидетельства папы Григория о жизни Бенедикта Нурсийского, которому посвящена вторая часть Собеседований. Святитель Григорий жил лишь несколькими десятилетиями позже, и его рассказы о родоначальнике западного монашества имеют большую ценность. Первый в истории Церкви папа из монахов, Григорий даже на высоте власти не переставал быть аскетом и подвижником, тяготясь суетой: «Душа моя скорбит оттого, что неприятности лежащих на мне дел вызывают в ней воспоминания о прежней моей монастырской жизни; о той жизни, когда она умела управляться со всеми случайностями, возвышаться над всем скоропреходящим, потому что мысль ее была постоянно устремлена к небесному».
Так писал величайший святой Западной Церкви, монах и архипастырь, наставлявший верных и заботившийся о нищих. Каждый год 25 марта празднуется его память, имя его звучит на всех литургиях преждеосвященных Даров, к утешению и радости всех знакомых с его наследием.
Проповедь протоиерея Григория Дьяченко
Святитель Григорий Двоеслов, папа Римский
(При каких условиях милостыня не бывает угодна Богу?)
I.
Святитель Григорий Двоеслов, папа Римский, память коего совершается ныне, происходивший из знатного и благочестивого римского семейства, рано оставил мирскую жизнь и знатную должность губернатора и вступил в основанный им монастырь св. Андрея Первозваннаго. Раздав все имение на бедных и на монастыри, св. Григорий проводил жизнь в крайней нищете, и подвизался в воздержании и молитве. Избранный в епископы Рима, он долго отказывался от епископского сана и скрывался в потаенных местах. Когда убежище его было открыто, он покорился избранию и принял сан святителя римскаго. Полный смирения и пламенной любви к Богу и ближнему, Григорий тяготился высоким саном, но ревностно исполнял возложенныя на него обязанности: употреблял все свои доходы на помощь бедным, твердым словом пастыря усмирял врагов, нападавших на Италию, посылал проповедников Христовой веры в отдаленныя страны, напр. Августина послал в Англию, писал толкования на свящ. Писание, в беседах излагал жизнь и чудеса италийских святых; за эти беседы он прозван собеседником, Диалогом или Двоесловом. Ему принадлежит изложение на письме чина литургии Преждеосвященной, которая доселе совершалась по устному преданию.
О его милосердии передается следующий рассказ: подвизаясь в обители св. Андрея, св. Григорий отдал шесть золотых монет одному человеку, который, спустя некоторое время, подвергшись страшной буре на море, лишился всего своего богатства и снова пришел к Григорию просить помощи. Григорий, не имея с собою денег, отдал ему серебряное блюдо. Впоследствии, уже занимая папский престол, св. Григорий велел однажды приготовить у себя обед для двенадцати бедных странников. Но во время трапезы он, к крайнему своему удивлению, заметил, что за столом сидят не двенадцать а тринадцать человек. После обеда св. Григорий, отпустив всех, подошел к тому, которого он прежде видел, чтобы спросить его имя. Оказалось, что это был ангел хранитель его, который, некогда явившись ему в образе нищаго, испытывал его милосердие и, с тех пор, находился при нем неотлучно, охраняя его жизнь. Св. Григорий пал на колени и благодарил Бога.
II.
Св. Григорий Двоеслов подает нам, братие, урок быть милосердыми к нашим ближним.
Нужды наших ближних бывают двоякого рода: телесныя и духовныя.Кто по чувству сострадания, помогает ближним в их нуждах, тем делает дела милосердия, и именно: телесныя, ежели дела милосердия относятся к телу ближняго, или духовныя, ежели дела милосердия относятся к душе ближняго.
Главнейшия из телесных дел милосердия исчислил Сам Иисус Христос, когда сказал; взалкахся, и дасте Ми ясти: возжадахся, и напоисте Мя: странен бех, и введосте Мене: наг, и одеясте Мя: болен и посетисте Мене: в темнице бех, и приидосте ко Мне (Мф. 25, 35–36).
Но когда вразумляем погрешающаго, научаем неведущаго, особливо в нужном для спасения души, даем добрый совет сомневающемуся, утешаем скорбящаго, отчаявающагося, и т. п., тогда делаем дела милосердия духовныя. И те и другия дела милосердия составляют для нас весьма важную обязанность.
Помогать ближним в их нуждах составляет весьма важную нашу обязанность. Господь говорит: будите милосерди, якоже и Отец ваш милосерд есть (Лук. 6, 36). Будите вси милостиви, братолюбцы, милосердни, благоутробни, говорит апостол Петр (1Петр. 3, 8). Страннолюбия не забывайте, поминайте юзники, аки с ними связани; – благотворения и общения не забывайте, говорит апостол Павел (Евр. XIII, 1, 2, 16).
Чтоб мы с большим усердием, с большею любовию помогали ближним в их нуждах, Господь побуждает нас к сему так сильно, что большее побуждение для нас, существ свободных, невозможно. Именно, Господь объявил, что пособия, оказываемыя нами нуждающимся братиям, Он признает за оказанныя Ему Самому, а также наш отказ в помощи нашим ближним Он признает за отказ, сделанный Ему Самому, а потому таковым Он скажет: понеже не сотвористе единому сих меньших, ни Мне сотвористе. Идите от Мене проклятии во огнь вечный. (Мф. 25, 41, 45).
Впрочем не всякая, оказываемая нуждающимся ближним, помощь богоугодна. Чтобы оказываемая ближним помощь была богоугодна, она непременно должна быть делаема из любви к Богу и к ближнему. Ибо собственно только две заповеди, как сказал Господь: возлюбиши Господа Бога твоего всем сердцем твоим и пр. и: возлюбиши ближняго своего, яко сам себе (Марк. 12, 30, 31), так что в сию обою заповедию весь закон и пророцы висят (Матф. 22, 40).
а)Кто подает бедному милостыню для того, чтобы прослыть щедрым, чтобы его хвалили и уважали, – того милостыня не достойна своего имени,и у Господа Бога не значит ничего, потому что такой благотворитель благотворит не из любви к Богу и ближнему, а из славолюбия и честолюбия. Он уже здесь получает свою награду, и посему лишается небесной.
б)Кто прилежно ходит за каким-либо больным для того, чтобы по его духовной получить наследство, – того хождение за больным, как основанное не на любви, не достойно имени христ. помощи, и у Господа Бога не имеет никакой заслуги.
в)Кто помогает бедному с тем, чтоб расположить его к какой-либо взаимной услуге, особенно к исполнению какого-либо своего преступного желания, намерения, предприятия, – того дело отнюдь не есть дело любви к ближнему, а любви только к себе самому, и не только не достойно награды у Бога, но и, ежели не загладится покаянием, будет от Бога наказано.
г)Кто подает нуждающемуся рубль, чтобы в настоящей же жизни получить от Господа Бога тысячу, или какие-либо важныя земныя выгоды, – того милостыня не достойна своего имени, и не значит у Господа Бога ничего. Ибо кто так помогает нуждающемуся, тот помогает не из любви к Богу и ближнему, а из корыстолюбия: тому нечего ждать от Господа Бога.
д)Кто доставляет нуждающемуся какую-нибудь вещественную помощь, и то, что доставляет, берет без дозволения, тайно, у других, например: когда дети берут у своих родителей, слуги – у господ, подчиненные – у начальника, – то такая помощь не есть милостыня, а кража, и следовательно не добродетель, а грех, хотя многие, к сожалению, этого не понимают.
е)Кто кражею или каким-либо иным неправедным образом присвоил себе более или менее значительное чужое имущество, и думает, что, ежели он из того имущества подаст нечто нуждающимся, то избавится от обязанности возвратить чужое имущество, кому оно принадлежит, – тот делает не милостыню, а грех. Самая первая обязанность таковых людей состоит в том, чтобы с избытком возвратить неправедно приобретенное чужое имущество своему владельцу. Мытарь Закхей, правильно чувствовавший обязанность касательно владеемаго им чужого имущества, при своем раскаянии, сказал Господу: се пол имения моего даю нищим, и Аще кого чим обидех, возвращу четверицею.
ж)Кто оказывает нуждающемуся помощь, тот не должен оказывать ее только из приличия, неохотно, с прискорбием, или еще с досадою, дабы, например, только отвязаться от неотступного просителя. Кто так оказывает помощь, того помощь очевидно, не есть дело христ. любви к ближнему; и без сомнения неприятна, Богу потому что доброхотна дателя любит Бог (2Кор. 9, 7).
III.
Итак, все оказывайте помощь нуждающимся, какую кто может; но оказывайте, как должно; оказывайте; не ища людской славы, собственных выгод, или чего-либо подобнаго; оказывайте охотно, оказывайте из любви к Богу и ближнему. Всякий старайся сеять о благословении (обильно), чтобы о благословении (обильно) пожать в жизни будущей (2Кор. 9, 6). Души, которым Господь на страшном суде скажет: приидите благословении Отца Моего, наследуйте уготованное вам царствие от сложения мира, (Мф. 25, 34), на веки будут упоены невыразимым блаженством. Аминь.
Тропарь
глас 4
И́же от Бо́га свы́ше Боже́ственную благода́ть восприе́мь,/ сла́вне Григо́рие,/ и Того́ си́лою укрепля́емь,/ ева́нгельски ше́ствовати изво́лил еси́./ Отону́дуже у Христа́ возме́здие трудо́в прия́л еси́, всеблаже́нне,/ Его́же моли́,// да спасе́т ду́ши на́ша.
Перевод: Восприняв от Бога свыше Божественную благодать, славный Григорий, и Его силой укрепляем, ты жил в соответствии с Евангелием. Поэтому у Христа получил награду за труды, всеблаженный, Его же моли о спасении душ наших.
Кондак
глас 3
Подобонача́льник показа́лся еси́ Нача́льника па́стырем Христа́,/ и́ноков чреды́, о́тче Григо́рие,/ ко огра́де Небе́сней наставля́я,/ и отту́ду научи́л еси́ ста́до Христо́во за́поведем Его́,// ны́не же с ни́ми ра́дуешися и лику́еши в Небе́сных кро́вех.
Перевод: В своем руководстве ты стал подобен Начальнику пастырей Христу, рядам монахов, отец Григорий, указывая путь к ограде Небесной, и потому ты научил стадо Христово заповедям Его, сейчас же вместе с ними радуешься и поешь в небесных селениях.
Источник: https://azbyka.ru/days/2019-03-25
(173)