Прощеное воскресенье. Неделя сыропустная, воспоминание Адамова изгнания (подборка материалов)

imagesВ последнее воскресенье перед началом Великого поста, за пятьдесят дней до Пасхи, Святая Церковь вспоминает изгнание праотца нашего Адама из Рая. А еще этот день называется Неделей сыропустной и Прощеным воскресеньем. Прощеным называется потому и для того, чтобы напомнить всем нам о необходимости испросить прощения прегрешений у ближних своих и взаимно простить им, в чем они виноваты перед нами.


izgnanieadama

В этот день после вечернего богослужения в храмах совершается особый чин прощения, когда священослужители и прихожане взаимно испрашивают друг у друга прощение, чтобы вступить в Великий пост с чистой душой, примирившись со всеми ближними.

razd001
video_prav

Прощённое восресенье (Телеканал «СПАС»)



video_prav

 

Прощённое восресенье


razd001

В эту неделю святая Церковь как в чтениях из Священного Писания, так и в молитвах и песнопениях разъясняет верующим, в чем состоит истинный пост и покаяние. Она установила, между прочим, обычай, чтобы в воскресенье этой недели верующие прощали друг друга, кто чем кого обидел или согрешил, почему и день этот называется прощальным. Обычай этот Церковь установила во исполнение заповеди Христовой (Мф. 5, 23—24; 6, 14—21):

Если ты принесешь дар твой к жертвеннику и там вспомнишь, что брат твой имеет что-нибудь против тебя, оставь там дар твой пред жертвенником, и пойди прежде примирись с братом твоим, и тогда приди и принеси дар твой…

Ибо если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный, а если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших.

Также, когда поститесь, не будьте унылы, как лицемеры, ибо они принимают на себя мрачные лица, чтобы показаться людям постящимися. Истинно говорю вам, что они уже получают награду свою. А ты, когда постишься, помажь голову твою и умой лице твое, чтобы явиться постящимся не пред людьми, но пред Отцом твоим, Который втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно.

Не собирайте себе сокровищ на земле, где моль и ржа истребляют и где воры подкапывают и крадут, но собирайте себе сокровища на небе, где ни моль, ни ржа не истребляют и где воры не подкапывают и не крадут, ибо где сокровище ваше, там будет и сердце ваше.

razd001

Толкования и изречения святых отцов:

«Если не будете прощать людям согрешения их, — возвещает ныне чтенное Евангельское учение, — то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших» (Мф. 6,14-15). Таким известием встречает нас святая Церковь во вратах поста! Такое условие она предлагает нам на самом пороге в духовный чертог покаяния. Мы намереваемся доказать наше раскаяние в различных греховных увлечениях различными лишениями и удручениями телесными: Евангелие требует от нас милости прежде жертвы, чтобы жертва была благоприятна Богу. Все, желающие приступить к подвигу поста и молитвы, все, желающие пожать обильные плоды от своего покаяния! Услышьте Слово Божие, услышьте завет Божий, — и отпустите, простите ближним согрешения их пред вами.

Святитель Игнатий (Брянчанинов)

«Умирись с собой, и умирятся с тобой небо и земля»

Преподобный Исаак Сирин

  «Не будем требовать, чтобы нас не обижали, но, будучи обижены, перенесем обиду великодушно…»

Святитель Иоанн Златоуст

«Прощение обид – самый короткий и надежный путь к спасению… В быту сколько угодно столкновений, поводов к обидам и возмущениям сердечного покоя, и Господь хочет обратить это нам во спасение… Прощающий по заповеди Господа… – есть человек иного, лучшего мира. Утвердивший навык не смущаться обидами приобретает покой, а покой переродится в мир, превосходящий всякий разум»

Святитель Феофан Затворник

«Отчего это мы обиды человеческие помним и на обидевших гневаемся и злобимся, а обиды диавольские, самые злейшие, зловреднейшие и непрерывные, весьма скоро забываем, хотя бы изобижены были от него тысячу раз в день; между тем как одну обиду какого-либо человека держим на сердце, иногда не один день? Это прелесть диавольская! Диавол ловко умеет нас обманывать: обижая нас сам, он прикрывается всегда нашим же самолюбием, как бы желая угодить нам поначалу посредством движения известной страсти, хотя после всегда убивает, и горько достается нам от него за наше глупое, неразумное самолюбие. Обиды же, причиненные нам другими, он всегда увеличивает в сто раз и представляет их в ложном виде: и опять и здесь прикрывается нашим самолюбием, как бы ревнуя о нашем благосостоянии, которое другие будто бы думают разрушить своими обидами».

Святой праведный Иоанн Кронштадтский

«Христианин не должен помнить зла, но обязан от сердца прощать тем, которые согрешили перед ним».

Святитель Василий Великий

«Принимать оскорбление, возлагать вину на себя и почитать все находящее на нас за наше собственное – есть дело разума, потому что каждый молящийся Богу: «Господи, дай мне смирение», — должен знать, что он просит Бога, дабы Он послал ему кого-нибудь оскорбить его».

Преподобный авва Дорофей Палестинский

«Некоторые взяли на себя труды и подвиги, чтобы получить прощение; но человек, не помнящий зла, опередил их. Отпустите мало, и отпустят вам много (Лк. 6, 37). Непамятозлобие есть знак истинного покаяния; а кто содержит в сердце памятозлобие и думает, что он творит покаяние, тот подобен человеку, которому во сне представляется, что он бежит»

Преподобный Иоанн Лествичник

«Ты взыскуешь, — говорит Господь, — человеколюбия; а обиженный (тобою) ищет отмщения. Ты называешь Меня милосердным, а он – правдивым. Ты просишь снисхождения, а он вопиет, что не оказано ему помощи. Успокой его, справедливо вопиющего, и не будешь лишен Моего благоволения; примирись с обиженным, и тогда умоляй о Моем примирении с тобой… Не оказываю благоволения обидевшему, пока сетует обиженный. Не малый, но высокий и великий даю тебе дар: отлагаю исследование дела, не произношу немедленного приговора; даю тебе время удовлетворить обиженного».

Преподобный Исидор Пелусиот

«Не нужно терять время, чтобы разыскивать: откуда, через кого и как, справедливо ли или напрасно мы оскорблены; одно нам необходимо нужно – благодарно принять и благодушно ради Бога перенесть оскорбления, побеждая благим злое, и чтобы когда ни приключилось, по всей возможности обращать во благо и всеми чувствами служить во славу Божию.»

Старец Георгий, Задонский затворник

«Нет ничего безопаснее, как простить, и нет ничего опаснее, чем не простить и мстить ближнему за согрешения. Суд без милости не оказавшему милости (Иак.2, 13). Бог по своей благости всем нам являет милость, мы чувствуем ее не только каждый день, но и каждый час. Но когда человек, удостоившись милости Божией, сам не хочет явить милости подобному себе человеку, тогда Бог и Свою милость от него, как неблагодарного и лукавого раба, отнимает. Тогда человек вместо милости подлежит праведному Суду Божию и за все свои грехи, какие ни сделал в жизни, будет судим… Поэтому, когда получаем прощение наших великих долгов от Бога, то ради этой милости Божией к нам должны и сами прощать малые долги нашим ближним, чтобы и с нами не случилось того же, что с этим евангельским лукавым рабом (Мф.18, 23-35)».

Святитель Тихон Задонский

«Когда тебе досаждают, никогда не спрашивай – зачем и почему. В Писании этого нигде нет. Там, напротив, сказано: если кто ударит тебя в десную ланиту, обрати ему и другую. В десную ланиту на самом деле ударить неудобно, а это разуметь нужно так: если кто будет на тебя клеветать или безвинно чем-нибудь досаждать – это будет означать ударение в десную ланиту. Не ропщи, а перенеси удар этот терпеливо, подставив при сем левую ланиту, то есть вспомнив свои неправые дела. И если, может быть, ты теперь невинен, то прежде много грешил и тем убедишься, что достоин наказания».

Преподобный Амвросий Оптинский

razd001

Святое Писание о прощении обид и мире душевном

«Кто за добро воздает злом, от дома того не отойдет зло» (Притч.17, 13).

«Начало ссоры как прорыв воды; оставь ссору прежде, нежели разгорелась она» (Притч.17, 14).

«Если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный; а если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших» (Мф.6, 14-15).

«Как Христос простил вас, так и вы» (Кол.3, 13).

«Суд без милости не оказавшему милости» (Иак.2, 13).

«Плод же правды в мире сеется у тех, которые хранят мир» (Иак.3, 18).

«Нас огорчают, а мы всегда радуемся…» (2 Кор.6, 10).

«Ибо я опасаюсь, чтобы мне, по пришествии моем, не найти вас такими, какими не желаю…: чтобы не найти у вас раздоров, зависти, гнева, ссор, клевет, ябед, гордости, безпорядков» (2 Кор.12, 20).

«Будьте единомысленны, мирны: и Бог любви и мира будет с вами» (2 Кор.13, 11).

«Ищи мира и стремись к нему» (1 Пет.3, 11).

«К миру призвал нас Господь» (1 Кор.7, 15).

«Старайтесь иметь мир со всеми и святость, без которой никто не увидит Господа» (Евр.12, 14).

«И да владычествует в сердцах ваших мир Божий, к которому вы призваны…» (Кол.3, 15).

«Не заботьтесь ни о чем, но всегда в молитве и прошении с благодарением открывайте свои желания пред Богом, — и мир Божий, который превыше всякого ума, соблюдет сердца ваши и помышления ваши во Христе Иисусе» (Флп.4, 6-7).

«Будьте в мире между собою. …Вразумляйте безчинных, утешайте малодушных, поддерживайте слабых, будьте долготерпеливы ко всем» (1 Фес.5, 13-14).

razd001

zavet

Материалы на сайте «Завет.Ru»:

Прощеное воскресенье. Неделя сыропустная, Воспоминание Адамова изгнания

Подготовительные недели к Великому посту

О необходимости прощения обид перед началом поста. Митр. Иоанн (Снычев)

Почему Господь Бог допустил грехопадение первых людей

Осознание собственных неприятностей, пр. Александр (Авдюгин)

Великий пост

Седмица сырная (масленица) — сплошная (последняя неделя перед постом)

Главы из Закона Божия

Как Бог сотворил первых людей

Жизнь первых людей в раю

Беседа о человеке

Грехопадение

Последствия грехопадения и обетование Спасителя

Беседа о грехопадении

Почему Господь Бог допустил грехопадение первых людей. А если допустил, то почему Господь просто («механически») не возвратил их после грехопадения в прежнее состояние райской жизни?

Проповеди

Св. Иоанн Кронштадтский. Зачем нужен Великий пост

Архимандрит Иоанн Крестьянкин. Слово в Неделю сыропустную, воспоминание Адамова изгнания. 13 марта 1994 г.

Митр. Сурожский Антоний. Прощеное воскресенье. 16/03/1986 г.

Митр. Сурожский Антоний. Прощеное воскресенье. 17/02/1980 г.

Митр. Сурожский Антоний. Прощеное воскресенье. 1975 г.

Священник Иоанн Павлов. Неделя Сыропустная. Прощеное воскресенье. 2012 г.

Пр. Александр (Авдюгин). Осознание собственных неприятностей, март 2003 г.

Пр. Валерий Захаров. Слово в Неделю сыропустную, 2002 г.

Статьи

Худиев Сергей. Воскресение мелких обид

Книги и рассказы

Великий пост” – рассказ В. Никифорова-Волгина

razd001

b100x100a

Материалы на сайте «Православие.Ru»:

Синаксарь и толкование Евангелия

Синаксарь в неделю сыропустную, воспоминание Адамова изгнания

Протоиерей Александр Шаргунов. Толкование Евангелия на каждый день года. Неделя сыропустная. Воспоминание Адамова изгнания

Проповеди

Святитель Николай (Велимирович). Неделя сыропустная. Евангелие о посте

Слово Предстоятеля Русской Церкви на вечерне с чином прощения в Храме Христа Спасителя

Святейший Патриарх Московский и всея Руси Пимен (Извеков). Слово в Прощеное воскресенье

Архимандрит Иоанн (Крестьянкин). Слово в Неделю сыропустную, воспоминание Адамова изгнания

Архимандрит Иоанн (Крестьянкин). Проповедь в прощеное воскресенье

Архимандрит Тихон (Шевкунов). Проповедь на воспоминание Адамова изгнания

Архимандрит Тихон (Шевкунов). Слово в прощеное воскресенье. Воспоминание Адамова изгнания

Архимандрит Тихон (Шевкунов). Слово в день воспоминания Адамова изгнания

Архимандрит Тихон (Шевкунов). О прощении и о главном в Великом посту. Слово в Прощеное воскресенье 26 февраля 2012 года

Архимандрит Тихон (Шевкунов). Слово на чине прощения

Архимандрит Тихон (Шевкунов). Слово в Прощеное воскресенье. Воспоминание Адамова изгнания 

Вопросы священнику

Иеромонах Иов (Гумеров). Как нужно правильно поступать в прощеное воскресенье?Иеромонах Иов (Гумеров). Что нужно делать в прощенное воскресенье?

Традиции

Священник С. Соколов. Прощеный день. Из воспоминаний детства

Великий пост

Подготовка к Великому Посту

Источники:

http://www.zavet.ru/

http://www.pravoslavie.ru/

https://nasledie77.wordpress.com/

(956)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *