Почему перед началом Великого поста Православная Церковь всегда вспоминает всех преподобных?

Ежегодно в субботу Сырной седмицы наша Церковь празднует Собор всех преподобных отцов, в подвиге просиявших.


В течение всего года в определенные дни отмечается память разных подвижников благочестия и аскетов, начиная от первых отцов-пустынников Египта и Палестины и до монахов недавнего времени.

В этот же день православные христиане чтят не только тех святых, чья память приходится на это число по календарю, но вообще всех преподобных иноков и монахов, живших в разных странах и несших свой духовный подвиг в различных местах.

Само наименование их лика святости, усвоенное им Церковью, говорит о том, что они, исполнив евангельский призыв Спасителя отвергнуться себя, оставить все и следовать за Ним (Мк. 8:34), уже при жизни своими трудами покаяния, постом, молитвой, сбросив с себя всякое бремя греха, с терпением проходили свои поприща, стремясь стать подобными Христу.

Святитель Тихон Задонский, объясняя значение слов «отвергнуться себя», писал: «Сделаться иным, чем прежде был, не по естеству, но по внутреннему состоянию: сребролюбцу отречься от сребролюбия, славолюбцу от славолюбия, блуднику и прелюбодею от нечистой похоти, гневливому и злобному от гнева и злобы, гордому от гордости, немилостивому от жестокосердия своего, злонравному от злонравия своего отречься… так человек будет иной».

О том, как сила самоотвержения, смирения и сокрушенное сердце способны исцелить человека от духовного недуга и греховных наклонностей, сделав из него совершенный сосуд Божий, свидетельствует один интересный эпизод из жития преподобного Саввы Освященного. В нем рассказывается о брате по имени Афродисий, впоследствии тоже канонизированном Церковью в лике преподобных, который был человеком сильным от природы, но, по-видимому, вспыльчивым. А, как известно, вспыльчивые люди легко раздражаются и в такие минуты могут совершить опрометчивый поступок. Так случилось и с Афродисием. Однажды игумен обители, в которой он трудился, отправил его куда-то по делу. В дороге тот рассердился на лошадь, на которой вез пшеницу, и, сильно ударив ее, убил. За это настоятель прп. Феодосий изгнал его из монастыря. Афродисий пришел к  Савве и, рассказав о своем поступке, просил совета. Тот оставил его в своей Лавре, выделив ему келью, и дал наставления не покидать пределов обители, обуздать язык и чрево и так спасаться. Афродисий за все 30 лет своего подвига ни разу не нарушил данного ему послушания. Он не имел у себя ни одной собственной вещи, спал на древесных ветвях, прикрываясь рогожей, и ел остатки вареной пищи из овощей. В житии говорится, что он плакал ночами так сильно, что мешал спать живущим в обители. Бог удостоил праведника дара предвидения, и за неделю до своей кончины Афродисий предузнал о ней. Он отпросился у Саввы в свою прежнюю обитель, чтобы посетить прп. Феодосия и попрощаться с ним.  Святой Савва дал ему в сопровождение двух братьев и велел передать Феодосию следующее: «Вот, общего нашего брата Афродисия, которого я некогда принял от тебя человеком, я посылаю к тебе ныне по благодати Христовой Ангелом». Феодосий с любовью и радостью встретил своего бывшего инока, примирился с ним и отпустил. Афродисий, возвратясь к святому Савве, вскоре почил.

Среди поминаемых Церковью в этот день преподобных отцов и жен есть такие, чьи имена известны всем, кого еще при жизни называли Великими. Но есть и те, о которых знают мало, потому что в церковных хрониках и житиях о них содержится буквально по строчке. Одни из них скромно и кротко проводили свою жизнь в иноческих обителях, ведя постоянную внутреннюю духовную брань, незаметную для всех остальных, и лишь после смерти открывалась святость их жизни. Другие, наоборот – скитались и прятались от мира в пустынях, горах, ущельях, терпя недостатки, скорби, озлобления и преследования (Евр. 11:38). Были среди них и такие ревностные проповедники евангельского учения, которые не только примером своего жития, но и силой веры и слова покоряли огромное количество язычников. Например, святитель Нон, епископ Илиопольский, живший в V веке, сумел обратить 30 тысяч арабов в веру Христову. Силой своей ревностной молитвы он отвратил от распутства и наставил на путь спасения известную в те времена грешницу Пелагию Антиохийскую, ставшую святой. Раздав свое немалое имущество, добытое порочным путем, Пелагия, переодевшись в мужскую одежду, приняла иноческий постриг и много лет подвизалась в затворе на горе Елеонской. Достигнув высоких духовных высот, в своем бесстрастии она уподобилась Ангелам.

Примерно в это же время в Египетской пустыне спасалась и блаженная Сарра, которая в течение 13 лет терпела блудные бесовские искушения. Эта смиренная подвижница была настолько поглощена постоянной молитвой, что за 60 лет ни разу даже не обратила внимания на реку Нил, рядом с которой она жила. А сколько было среди чтимых в этот день преподобных тружеников Господних и аскетов, которые сами, как некогда праведный Иов, терпеливо страдали от тяжких недугов, но при этом исцеляли других. Вспоминая жизнь всех отцов, в подвиге просиявших, Церковь прославляет и их многочисленные добродетели, которыми они служили людям. Стоит отметить, что для некоторых преподобных суббота Сырной седмицы является единственным днем их церковного поминовения.

Многие из этих праведников были похожи в чем-то на каждого из нас, имели немощи плоти, недостатки и страсти, которые с помощью Божьей смогли преодолеть. Потому-то накануне Святой Четыредесятницы Церковь и призывает православных христиан вспомнить о жизни преподобных, чье духовное делание может стать вдохновляющим примером для вступающих на путь поста, укрепить немощных, обнадежить малодушных; чтобы мы, взирая на жизнь этих подвижников и аскетов, в меру своих сил могли упражняться в добродетелях, воздерживаться от дурных дел и поступков, укрощать не только свой аппетит, но и язык, отвращаясь от всякого зла.

Валентина Новикова (Чернышева)


Источник: https://pravlife.org/ru/content/pochemu-pered-nachalom-velikogo-posta-pravoslavnaya-cerkov-vsegda-vspominaet-vseh


Собор всех преподобных отцов, в подвиге просиявших

Ве­ли­кий пост пред­ва­ря­ют под­го­то­ви­тель­ные Неде­ли и сед­ми­цы.

При­го­тов­ле­ние к Свя­той Че­ты­ре­де­сят­ни­це на­чи­на­ет­ся вско­ре по­сле празд­ни­ка Бо­го­яв­ле­ния. Соб­ствен­но Че­ты­ре­де­сят­ни­цу пред­ва­ря­ют че­ты­ре под­го­то­ви­тель­ные Неде­ли (вос­кре­се­нья): о мы­та­ре и фа­ри­сее (без сед­ми­цы), о блуд­ном сыне, мя­со­пуст­ная (мя­со-от­пуст­ная) и сы­ро­пуст­ная (сы­ро-от­пуст­ная, сыр­ная) (с сед­ми­ца­ми). В при­го­то­ви­тель­ные Неде­ли и сед­ми­цы Цер­ковь под­го­тав­ли­ва­ет ве­ру­ю­щих к по­сту по­сте­пен­ным вве­де­ни­ем воз­дер­жа­ния: по­сле сплош­ной сед­ми­цы вос­ста­нав­ли­ва­ют­ся по­сты сре­ды и пят­ни­цы; за­тем сле­ду­ет выс­шая сте­пень при­го­то­ви­тель­но­го воз­дер­жа­ния – за­пре­ще­ние вку­шать мяс­ную пи­щу. В при­го­то­ви­тель­ных служ­бах Цер­ковь, на­по­ми­ная о пер­вых днях ми­ра и че­ло­ве­ка, о бла­жен­ном со­сто­я­нии пра­ро­ди­те­лей и их па­де­нии, о при­ше­ствии на зем­лю Сы­на Бо­жия для спа­се­ния че­ло­ве­ка, рас­по­ла­га­ет ве­ру­ю­щих к по­сту, по­ка­я­нию и ду­хов­но­му по­дви­гу.

В си­нак­са­ре сыр­ной суб­бо­ты го­во­рит­ся, что по­доб­но то­му, «как во­жди пред опол­чен­ным вой­ском, уже сто­я­щим в строю, го­во­рят о по­дви­гах древ­них му­жей и тем обод­ря­ют во­и­нов, так и свя­тые от­цы всту­па­ю­щим в пост ука­зы­ва­ют на свя­тых му­жей, про­си­яв­ших в по­сте, и на­уча­ют, что пост со­сто­ит не толь­ко в от­чуж­де­нии сне­дей, но и в обуз­да­нии язы­ка, серд­ца и очей».

Та­кое при­го­тов­ле­ние к по­сту Че­ты­ре­де­сят­ни­цы есть древ­нее уста­нов­ле­ние Церк­ви. Так, уже зна­ме­ни­тые про­по­вед­ни­ки IV ве­ка свя­тые Ва­си­лий Ве­ли­кийИоанн Зла­то­устКи­рилл Алек­сан­дрий­ский в сво­их бе­се­дах и сло­вах го­во­ри­ли о воз­дер­жа­нии в Неде­ли, пред­ше­ству­ю­щие Ве­ли­ко­му по­сту. В VIII ве­ке пре­по­доб­ные Фе­о­дор и Иосиф Сту­ди­ты со­ста­ви­ли служ­бы на Неде­ли о блуд­ном сыне, мя­со­пуст­ную и сы­ро­пуст­ную; в IX ве­ке Ге­ор­гий, мит­ро­по­лит Ни­ко­ми­дий­ский, со­ста­вил ка­нон на Неде­лю о мы­та­ре и фа­ри­сее.

Сыр­ной сед­ми­цей, или мас­ле­ни­цей, на­зы­ва­ет­ся сед­ми­ца, сле­ду­ю­щая за Неде­лей мя­со­пуст­ной. В ее про­дол­же­ние не вку­ша­ет­ся мя­со, но пост на осталь­ные ско­ром­ные про­дук­ты в сре­ду и пят­ни­цу от­ме­ня­ет­ся. В сре­ду и пят­ни­цу не со­вер­ша­ет­ся Бо­же­ствен­ная ли­тур­гия. За ве­чер­ним бо­го­слу­же­ни­ем во втор­ник впер­вые чи­та­ет­ся мо­лит­ва свя­то­го Еф­ре­ма Си­ри­на, ко­то­рая мно­го­крат­но по­вто­ря­ет­ся за все­ми ве­ли­ко­пост­ны­ми бо­го­слу­же­ни­я­ми.

Сыр­ная сед­ми­ца – пред­две­рие Ве­ли­ко­го по­ста. Свя­тая Цер­ковь на­зы­ва­ет ее «свет­лым пред­пу­ти­ем воз­дер­жа­ния», «на­ча­лом уми­ле­ния и по­ка­я­ния», по­это­му не по­до­ба­ет ис­тин­ным ча­дам Церк­ви Хри­сто­вой пре­да­вать­ся в мас­ле­ни­цу раз­гу­лу, мир­ским за­ба­вам и раз­вле­че­ни­ям.

В сыр­ную суб­бо­ту со­вер­ша­ет­ся вос­по­ми­на­ние свя­тых му­жей и жен, «в пост­ни­че­стве про­си­яв­шие свет­ло, пре­по­доб­но же по­жив­шия». При­ме­ром свя­тых по­движ­ни­ков Цер­ковь укреп­ля­ет нас на по­двиг ду­хов­ный, «яко да и пер­во­об­раз­но­му, незло­би­во­му взи­ра­ю­ще жи­тию их, мно­го­вид­ныя и раз­лич­ныя де­ла­ем доб­ро­де­те­ли, яко­же ко­муж­до си­ла есть», пом­ня, что и свя­тые по­движ­ни­ки и по­движ­ни­цы, про­слав­ля­е­мые Цер­ко­вью, бы­ли людь­ми, об­ле­чен­ны­ми немо­ща­ми пло­ти по­доб­но нам.

В эту по­след­нюю пе­ред Ве­ли­ким по­стом суб­бо­ту Цер­ковь при­зы­ва­ет пра­во­слав­ных хри­сти­ан по­чтить «в под­ви­зех про­си­яв­шия бо­же­ствен­ныя от­цы, яже из­не­се сво­им вся­кое ме­сто, и град, и стра­на». Как на­пут­ствие пе­ред про­хож­де­ни­ем по­дви­га по­ста Цер­ковь пред­ла­га­ет нам жи­тия всех тех, кто по­дви­гом пост­ным во­шел в «рай сла­до­сти», на­сла­жда­ясь ныне Небес­но­го Цар­ствия. Этот древ­ний празд­ник объ­еди­нил па­мя­ти мно­же­ства свя­тых раз­ных стран и на­ро­дов, при­чем для неко­то­рых из них этот день остал­ся един­ствен­ным днем их глас­но­го цер­ков­но­го по­ми­но­ве­ния. На сле­ду­ю­щий день, в вос­кре­се­нье, в хра­мах со­вер­ша­ет­ся так на­зы­ва­е­мый «Чин про­ще­ния», ко­гда хри­сти­ане вза­им­но ис­пра­ши­ва­ют друг у дру­га про­ще­ния обид, чтобы с чи­стой со­ве­стью и мир­ной ду­шой всту­пить в свя­тое вре­мя Ве­ли­ко­го по­ста, под­ра­жая хо­тя бы в эти дни Че­ты­ре­де­сят­ни­цы по­дви­гу ве­ли­ких пре­по­доб­ных от­цов.

Сыр­ная суб­бо­та – это осо­бен­ный и един­ствен­ный день в го­ду, ко­гда со­вер­ша­ет­ся па­мять всех мо­на­ше­ству­ю­щих. И есте­ствен­но, что их па­мять со­вер­ша­ет­ся неза­дол­го пе­ред на­ча­лом Ве­ли­ко­го по­ста, по­то­му что «жи­тие пост­ни­че­ское» – это про­сто си­но­ним мо­на­ше­ской жиз­ни, и по­то­му что в жи­тии пост­ни­че­ском все, не толь­ко мо­на­хи, но и ми­ряне, и бе­лое ду­хо­вен­ство – все под­ра­жа­ют этой мо­на­ше­ской доб­ро­де­те­ли. По­это­му по­след­няя пред­пост­ная суб­бо­та – празд­ник, ко­гда Цер­ковь пред­ла­га­ет осо­бен­но, ко­неч­но, мо­на­хам по­учить­ся у тех, кто про­шел этим жиз­нен­ным пу­тем так, что по­пал в Цар­ствие Небес­ное, а так­же и всем во­об­ще хри­сти­а­нам по­учить­ся у мо­на­ше­ства то­му, в чем со­сто­ит мо­на­ше­ство глав­ным об­ра­зом.


Источник: https://azbyka.ru/days/prazdnik-sobor-vseh-prepodobnyh-otcov-v-podvige-prosijavshih


(50)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *