Ежегодно в субботу Сырной седмицы наша Церковь празднует Собор всех преподобных отцов, в подвиге просиявших.
В течение всего года в определенные дни отмечается память разных подвижников благочестия и аскетов, начиная от первых отцов-пустынников Египта и Палестины и до монахов недавнего времени.
В этот же день православные христиане чтят не только тех святых, чья память приходится на это число по календарю, но вообще всех преподобных иноков и монахов, живших в разных странах и несших свой духовный подвиг в различных местах.
Само наименование их лика святости, усвоенное им Церковью, говорит о том, что они, исполнив евангельский призыв Спасителя отвергнуться себя, оставить все и следовать за Ним (Мк. 8:34), уже при жизни своими трудами покаяния, постом, молитвой, сбросив с себя всякое бремя греха, с терпением проходили свои поприща, стремясь стать подобными Христу.
Святитель Тихон Задонский, объясняя значение слов «отвергнуться себя», писал: «Сделаться иным, чем прежде был, не по естеству, но по внутреннему состоянию: сребролюбцу отречься от сребролюбия, славолюбцу от славолюбия, блуднику и прелюбодею от нечистой похоти, гневливому и злобному от гнева и злобы, гордому от гордости, немилостивому от жестокосердия своего, злонравному от злонравия своего отречься… так человек будет иной».
О том, как сила самоотвержения, смирения и сокрушенное сердце способны исцелить человека от духовного недуга и греховных наклонностей, сделав из него совершенный сосуд Божий, свидетельствует один интересный эпизод из жития преподобного Саввы Освященного. В нем рассказывается о брате по имени Афродисий, впоследствии тоже канонизированном Церковью в лике преподобных, который был человеком сильным от природы, но, по-видимому, вспыльчивым. А, как известно, вспыльчивые люди легко раздражаются и в такие минуты могут совершить опрометчивый поступок. Так случилось и с Афродисием. Однажды игумен обители, в которой он трудился, отправил его куда-то по делу. В дороге тот рассердился на лошадь, на которой вез пшеницу, и, сильно ударив ее, убил. За это настоятель прп. Феодосий изгнал его из монастыря. Афродисий пришел к Савве и, рассказав о своем поступке, просил совета. Тот оставил его в своей Лавре, выделив ему келью, и дал наставления не покидать пределов обители, обуздать язык и чрево и так спасаться. Афродисий за все 30 лет своего подвига ни разу не нарушил данного ему послушания. Он не имел у себя ни одной собственной вещи, спал на древесных ветвях, прикрываясь рогожей, и ел остатки вареной пищи из овощей. В житии говорится, что он плакал ночами так сильно, что мешал спать живущим в обители. Бог удостоил праведника дара предвидения, и за неделю до своей кончины Афродисий предузнал о ней. Он отпросился у Саввы в свою прежнюю обитель, чтобы посетить прп. Феодосия и попрощаться с ним. Святой Савва дал ему в сопровождение двух братьев и велел передать Феодосию следующее: «Вот, общего нашего брата Афродисия, которого я некогда принял от тебя человеком, я посылаю к тебе ныне по благодати Христовой Ангелом». Феодосий с любовью и радостью встретил своего бывшего инока, примирился с ним и отпустил. Афродисий, возвратясь к святому Савве, вскоре почил.
Среди поминаемых Церковью в этот день преподобных отцов и жен есть такие, чьи имена известны всем, кого еще при жизни называли Великими. Но есть и те, о которых знают мало, потому что в церковных хрониках и житиях о них содержится буквально по строчке. Одни из них скромно и кротко проводили свою жизнь в иноческих обителях, ведя постоянную внутреннюю духовную брань, незаметную для всех остальных, и лишь после смерти открывалась святость их жизни. Другие, наоборот – скитались и прятались от мира в пустынях, горах, ущельях, терпя недостатки, скорби, озлобления и преследования (Евр. 11:38). Были среди них и такие ревностные проповедники евангельского учения, которые не только примером своего жития, но и силой веры и слова покоряли огромное количество язычников. Например, святитель Нон, епископ Илиопольский, живший в V веке, сумел обратить 30 тысяч арабов в веру Христову. Силой своей ревностной молитвы он отвратил от распутства и наставил на путь спасения известную в те времена грешницу Пелагию Антиохийскую, ставшую святой. Раздав свое немалое имущество, добытое порочным путем, Пелагия, переодевшись в мужскую одежду, приняла иноческий постриг и много лет подвизалась в затворе на горе Елеонской. Достигнув высоких духовных высот, в своем бесстрастии она уподобилась Ангелам.
Примерно в это же время в Египетской пустыне спасалась и блаженная Сарра, которая в течение 13 лет терпела блудные бесовские искушения. Эта смиренная подвижница была настолько поглощена постоянной молитвой, что за 60 лет ни разу даже не обратила внимания на реку Нил, рядом с которой она жила. А сколько было среди чтимых в этот день преподобных тружеников Господних и аскетов, которые сами, как некогда праведный Иов, терпеливо страдали от тяжких недугов, но при этом исцеляли других. Вспоминая жизнь всех отцов, в подвиге просиявших, Церковь прославляет и их многочисленные добродетели, которыми они служили людям. Стоит отметить, что для некоторых преподобных суббота Сырной седмицы является единственным днем их церковного поминовения.
Многие из этих праведников были похожи в чем-то на каждого из нас, имели немощи плоти, недостатки и страсти, которые с помощью Божьей смогли преодолеть. Потому-то накануне Святой Четыредесятницы Церковь и призывает православных христиан вспомнить о жизни преподобных, чье духовное делание может стать вдохновляющим примером для вступающих на путь поста, укрепить немощных, обнадежить малодушных; чтобы мы, взирая на жизнь этих подвижников и аскетов, в меру своих сил могли упражняться в добродетелях, воздерживаться от дурных дел и поступков, укрощать не только свой аппетит, но и язык, отвращаясь от всякого зла.
Валентина Новикова (Чернышева)
Собор всех преподобных отцов, в подвиге просиявших
Великий пост предваряют подготовительные Недели и седмицы.
Приготовление к Святой Четыредесятнице начинается вскоре после праздника Богоявления. Собственно Четыредесятницу предваряют четыре подготовительные Недели (воскресенья): о мытаре и фарисее (без седмицы), о блудном сыне, мясопустная (мясо-отпустная) и сыропустная (сыро-отпустная, сырная) (с седмицами). В приготовительные Недели и седмицы Церковь подготавливает верующих к посту постепенным введением воздержания: после сплошной седмицы восстанавливаются посты среды и пятницы; затем следует высшая степень приготовительного воздержания – запрещение вкушать мясную пищу. В приготовительных службах Церковь, напоминая о первых днях мира и человека, о блаженном состоянии прародителей и их падении, о пришествии на землю Сына Божия для спасения человека, располагает верующих к посту, покаянию и духовному подвигу.
В синаксаре сырной субботы говорится, что подобно тому, «как вожди пред ополченным войском, уже стоящим в строю, говорят о подвигах древних мужей и тем ободряют воинов, так и святые отцы вступающим в пост указывают на святых мужей, просиявших в посте, и научают, что пост состоит не только в отчуждении снедей, но и в обуздании языка, сердца и очей».
Такое приготовление к посту Четыредесятницы есть древнее установление Церкви. Так, уже знаменитые проповедники IV века святые Василий Великий, Иоанн Златоуст, Кирилл Александрийский в своих беседах и словах говорили о воздержании в Недели, предшествующие Великому посту. В VIII веке преподобные Феодор и Иосиф Студиты составили службы на Недели о блудном сыне, мясопустную и сыропустную; в IX веке Георгий, митрополит Никомидийский, составил канон на Неделю о мытаре и фарисее.
Сырной седмицей, или масленицей, называется седмица, следующая за Неделей мясопустной. В ее продолжение не вкушается мясо, но пост на остальные скоромные продукты в среду и пятницу отменяется. В среду и пятницу не совершается Божественная литургия. За вечерним богослужением во вторник впервые читается молитва святого Ефрема Сирина, которая многократно повторяется за всеми великопостными богослужениями.
Сырная седмица – преддверие Великого поста. Святая Церковь называет ее «светлым предпутием воздержания», «началом умиления и покаяния», поэтому не подобает истинным чадам Церкви Христовой предаваться в масленицу разгулу, мирским забавам и развлечениям.
В сырную субботу совершается воспоминание святых мужей и жен, «в постничестве просиявшие светло, преподобно же пожившия». Примером святых подвижников Церковь укрепляет нас на подвиг духовный, «яко да и первообразному, незлобивому взирающе житию их, многовидныя и различныя делаем добродетели, якоже комуждо сила есть», помня, что и святые подвижники и подвижницы, прославляемые Церковью, были людьми, облеченными немощами плоти подобно нам.
В эту последнюю перед Великим постом субботу Церковь призывает православных христиан почтить «в подвизех просиявшия божественныя отцы, яже изнесе своим всякое место, и град, и страна». Как напутствие перед прохождением подвига поста Церковь предлагает нам жития всех тех, кто подвигом постным вошел в «рай сладости», наслаждаясь ныне Небесного Царствия. Этот древний праздник объединил памяти множества святых разных стран и народов, причем для некоторых из них этот день остался единственным днем их гласного церковного поминовения. На следующий день, в воскресенье, в храмах совершается так называемый «Чин прощения», когда христиане взаимно испрашивают друг у друга прощения обид, чтобы с чистой совестью и мирной душой вступить в святое время Великого поста, подражая хотя бы в эти дни Четыредесятницы подвигу великих преподобных отцов.
Сырная суббота – это особенный и единственный день в году, когда совершается память всех монашествующих. И естественно, что их память совершается незадолго перед началом Великого поста, потому что «житие постническое» – это просто синоним монашеской жизни, и потому что в житии постническом все, не только монахи, но и миряне, и белое духовенство – все подражают этой монашеской добродетели. Поэтому последняя предпостная суббота – праздник, когда Церковь предлагает особенно, конечно, монахам поучиться у тех, кто прошел этим жизненным путем так, что попал в Царствие Небесное, а также и всем вообще христианам поучиться у монашества тому, в чем состоит монашество главным образом.
Источник: https://azbyka.ru/days/prazdnik-sobor-vseh-prepodobnyh-otcov-v-podvige-prosijavshih
(50)