Неделя о мытаре и фарисее (проповеди)

Апо­столь­ское чте­ние на Ли­тур­гии

(2Тим.3:10-15. – За­ча­ло 296)

[Стой­кость в го­не­ни­ях за ве­ру]

(Сын мой Ти­мо­фей!) Ты же по­сле­до­вал за мной в уче­нии, об­ра­зе жиз­ни, на­ме­ре­ни­ях, ве­ре, ве­ли­ко­ду­шии, люб­ви, дол­го­тер­пе­нии, в го­не­ни­ях, стра­да­ни­ях, по­стиг­ших ме­ня в Ан­тио­хии, в Ико­нии, в Ли­страх. Ка­кие пре­сле­до­ва­ния я пе­ре­нес, и от всех из­ба­вил ме­ня Гос­подь! Да и все, хо­тя­щие бла­го­че­сти­во жить во Хри­сте Иису­се, бу­дут пре­сле­до­вать­ся. Дур­ные же лю­ди и шар­ла­та­ны бу­дут пре­успе­вать во зле, вво­дя в за­блуж­де­ние и за­блуж­да­ясь.

Ты же оста­вай­ся в том, че­му на­учен и в чем убе­дил­ся, зная, кем ты на­учен. При­том же ты с дет­ства зна­ешь Свя­щен­ные пись­ме­на, ко­то­рые мо­гут умуд­рить те­бя во спа­се­ние через ве­ру во Хри­ста Иису­са.

Еван­гель­ское чте­ние на Ли­тур­гии

(Лк.18:10-14. – За­ча­ло 89)

[Прит­ча о мы­та­ре и фа­ри­сее]

(Ска­зал Гос­подь эту прит­чу:) два че­ло­ве­ка взо­шли в Храм по­мо­лить­ся, один – фа­ри­сей, а дру­гой – мытарь. Фа­ри­сей встал и мо­лил­ся про се­бя так: «Бо­же! Бла­го­да­рю Те­бя, что я не та­ков, как про­чие лю­ди – ко­ры­сто­люб­цы, без­за­кон­ни­ки, пре­лю­бо­деи, или хо­тя бы как вот этот мы­тарь. Нет, я со­блю­даю пост два­жды в неде­лю и жерт­вую де­ся­тую часть все­го мо­е­го при­быт­ка!»

А мы­тарь, став по­даль­ше, да­же глаз не смел воз­ве­сти к небу, но толь­ко бил се­бя в грудь со сло­ва­ми: «Бо­же, будь ми­ло­стив ко мне, греш­ни­ку!»

Го­во­рю вам, что вто­рой по­шел к се­бе до­мой бо­лее оправ­дан­ным, чем пер­вый. Ибо вся­кий, кто воз­вы­ша­ет се­бя, бу­дет уни­жен, а вся­кий, кто сми­ря­ет се­бя, бу­дет воз­вы­шен.

При­ло­же­ние

МЫТАРЬ[2] (греч. τελώνης, тэ­лонэс, лат. publicanus) – это «от­куп­щик» или «сбор­щик на­ло­гов». Сам этот про­фес­сио­наль­ный тер­мин ней­тра­лен и озна­ча­ет лю­бо­го пред­ста­ви­те­ля «на­ло­го­вой служ­бы» (в на­шем го­ро­де есть «Мыт­нин­ская ули­ца»), но в еван­гель­ском тек­сте речь идет о сбор­щи­ке по­да­тей для рим­ской каз­ны по­сле вхож­де­ния Па­ле­сти­ны в со­став Рим­ской им­пе­рии (с 63 го­да до н. э.). По­это­му в сла­вя­но-рус­ской тра­ди­ции он озна­ча­ет, как пра­ви­ло, еван­гель­ско­го мы­та­ря – «ли­хо­им­ца» и «при­тес­ни­те­ля». Это свя­за­но с осо­бым ста­ту­сом мы­та­рей в иудей­ском об­ще­стве.

Иудей­ский на­род спра­вед­ли­во нена­ви­дел «кол­ла­бо­ра­ци­о­ни­стов» мы­та­рей за то, что они слу­жи­ли ок­ку­пан­там в ка­че­стве эк­зе­ку­то­ров и ча­сто поль­зо­ва­лись сво­им «слу­жеб­ным по­ло­же­ни­ем» для лич­но­го обо­га­ще­ния (Лк.19:1,8), оби­рая при этом сво­их со­пле­мен­ни­ков. С дру­гой сто­ро­ны, уже са­ма эта про­фес­сия счи­та­лась не толь­ко пре­зрен­ной, но и ри­ту­аль­но «нечи­стой», по­сколь­ку, со­глас­но ев­рей­ско­му ре­ли­ги­оз­но­му за­ко­но­да­тель­ству, по­да­ти сле­до­ва­ло пла­тить толь­ко в Иеру­са­лим­ский храм – един­ствен­ное ме­сто зем­но­го пре­бы­ва­ния Бо­га. Тал­муд при­рав­ни­вал мы­та­рей к греш­ни­кам, языч­ни­кам и пре­лю­бо­де­ям и по­веле­вал от­лу­чать от Си­на­го­ги. Вполне по­нят­но, что и Хри­стос под­вер­гал­ся упре­кам со сто­ро­ны фа­ри­се­ев, этих блю­сти­те­лей ре­ли­ги­оз­ной «чи­сто­ты» за то, что Он об­ща­ет­ся с «нечи­сты­ми» мы­та­ря­ми (Мф.9:11 и др.).

По­это­му прит­ча Спа­си­те­ля бы­ла дерз­ким вы­зо­вом «об­ще­ствен­но­му со­зна­нию»: Он хо­тел ска­зать, что «по­те­рян­ных» лю­дей нет, и по­то­му на­ро­чи­то из­брал в ка­че­стве при­ме­ра ис­крен­нюю мо­лит­ву мы­та­ря, бо­лее угод­ную Бо­гу, чем ли­це­мер­ное са­мо­пре­воз­но­ше­ние фор­маль­но пра­вед­ных фа­ри­се­ев (Лк.18:9-14). «Мы­та­ри и блуд­ни­цы впе­рёд вас идут в Цар­ство Бо­жие» (Мф.21:31). Из­вест­но, что еван­ге­лист Мат­фей, один из Две­на­дца­ти апо­сто­лов, до об­ра­ще­ния был мы­та­рем (Мф.10:3).

ФАРИСЕИ – пред­ста­ви­те­ли од­но­го из трёх ос­нов­ных древ­не­ев­рей­ских ре­ли­ги­оз­но-по­ли­ти­че­ских те­че­ний, или пар­тий (на­ря­ду с сад­ду­ке­я­ми и ес­се­я­ми), воз­ник­ших в эпо­ху Мак­ка­ве­ев (в се­ре­дине II ве­ка до н. э.). Сам тер­мин (евр. пе­рушим, греч. фа­рисайой, фа­ри­сеи) пе­ре­во­дит­ся как «обосо­бив­ши­е­ся», «от­де­лён­ные», т. е. «чи­стые» в ре­ли­ги­оз­ном и ри­ту­аль­ном от­но­ше­нии. Фа­ри­сеи бы­ли ду­хов­ны­ми ли­де­ра­ми на­ции и поль­зо­ва­лись под­держ­кой и глу­бо­кой сим­па­ти­ей на­ро­да. Их вли­я­ние уси­ли­ва­лось и тем, что книж­ни­ки, зна­то­ки и учи­те­ля Пи­са­ния, в по­дав­ля­ю­щем боль­шин­стве при­над­ле­жа­ли к фа­ри­се­ям. Ос­нов­ная за­бо­та фа­ри­се­ев со­сто­я­ла в тол­ко­ва­нии и стро­гом со­блю­де­нии То­ры (За­ко­на Мо­и­сея). При этом для них су­ще­ство­ва­ла не толь­ко «пись­мен­ная То­ра», но и «То­ра уст­ная», вос­хо­див­шая к оте­че­ским тра­ди­ци­ям, не за­фик­си­ро­ван­ным в ар­ха­ич­ном сво­де Мо­и­сея.

По су­ще­ству, фа­ри­сеи раз­ви­ва­ли вет­хо­за­вет­ную ре­ли­гию и, в от­ли­чие от эл­ли­ни­зи­ро­ван­ных ра­цио­на­ли­стов сад­ду­ке­ев, ве­ри­ли в бес­смер­тие ду­ши, за­гроб­ное воз­да­я­ние и вос­кре­се­ние мёрт­вых (ду­ши пра­вед­ни­ков по­па­да­ют в но­вые те­ла, ду­ши греш­ни­ков тер­пят веч­ное на­ка­за­ние). Они так­же при­зна­ва­ли су­ще­ство­ва­ние ан­ге­лов и де­мо­нов (см. Деян.23:8), и на эти пред­став­ле­ния опи­ра­лись в сво­ей про­по­ве­ди Хри­стос и апо­сто­лы. О ро­ли фа­ри­се­ев в ста­нов­ле­нии хри­сти­ан­ства об­раз­но вы­ра­зил­ся один за­пад­ный ис­то­рик: два фа­ри­сея (Ни­ко­дим и Иосиф Ари­ма­фей­ский) с че­стью по­хо­ро­ни­ли Хри­ста, а тре­тий рас­про­стра­нил Его уче­ние по все­му ми­ру (име­ет­ся в ви­ду фа­ри­сей Савл, бу­ду­щий апо­стол Па­вел[3]).

По­сле па­де­ния Иеру­са­ли­ма и со­жже­ния Хра­ма (70 год н. э.), ис­чез­но­ве­ния с по­ли­ти­че­ской аре­ны сад­ду­ке­ев (пред­став­ляв­ших ари­сто­кра­тию и свя­щен­ство), ес­се­ев и зи­ло­тов, фа­ри­сеи ста­ли един­ствен­ной си­лой, опре­де­ля­ю­щей по­сле­ду­ю­щее раз­ви­тие иуда­из­ма. Совре­мен­ный рав­ви­ни­сти­че­ский иуда­изм – пре­ем­ник и на­след­ник фа­ри­сей­ства.

Ос­нов­ным ис­точ­ни­ком ин­фор­ма­ции о фа­ри­се­ях яв­ля­ют­ся иудей­ский ис­то­рик Иосиф Фла­вий и кни­ги Но­во­го За­ве­та.

Юрий Ру­бан, канд. ист. на­ук, канд. бо­го­сло­вия


Ли­те­ра­ту­ра

Аму­син И. Д. Ку­мран­ская об­щи­на. М., 1983;

Ка­це­нель­сон Л. С. Фа­ри­сеи // Хри­сти­ан­ство: Эн­цик­ло­пе­ди­че­ский сло­варь. Т. III. М., 1995. С. 76–80;

Ле­вин­ская И. А. Де­я­ния Апо­сто­лов. Гла­вы I–VIII. Ис­то­ри­ко-фило­ло­ги­че­ский ком­мен­та­рий. М., 1999. С. 199–200. Здесь же при­ве­де­на по­дроб­ная но­вей­шая биб­лио­гра­фия по дан­ной те­ме.


При­ме­ча­ния

[1] Сле­ду­ет пом­нить, что цер­ков­но-бо­го­слу­жеб­ная неде­ля (в зна­че­нии се­ми­днев­но­го цик­ла) на­чи­на­ет­ся с вос­кре­се­нья! При этом в сла­вян­ском язы­ке са­мо сло­во «неде­ля» (от «не дела­ти» – «не ра­бо­тать») – си­но­ним сло­ва «вос­кре­се­нье». По­это­му, ко­гда мы чи­та­ем в цер­ков­ном ка­лен­да­ре: «Неде­ля № та­кая-то», или «Неде­ля о та­ком-то, или о том-то», – то долж­ны учи­ты­вать: речь идет о вос­крес­ном дне, за ко­то­рым сле­ду­ют дни «седмичные».

[2] В сло­ве «мытарь» уда­ре­ние на пер­вом сло­ге! См. Дья­чен­ко Г., свящ. Пол­ный цер­ков­но-сла­вян­ский сло­варь. М., 1993. С. 322. То же – во всех ор­фо­гра­фи­че­ских и ор­фо­эпи­че­ских сло­ва­рях рус­ско­го язы­ка. Бы­ту­ю­щая в цер­ков­ной сфе­ре фор­ма «мытарь» мог­ла воз­ник­нуть по ана­ло­гии со сло­вом «мытарства» и ста­ла «про­фес­сио­наль­ным нео­ло­гиз­мом», как «компас» у мо­ря­ков, «искра» у во­ди­те­лей, «осужден­ный» – в пра­во­охра­ни­тель­ной сре­де.

[3] Еван­ге­лист Лу­ка в сво­ей кни­ге «Де­я­ния Апо­сто­лов» не без сар­каз­ма опи­сал, как апо­стол Па­вел, ис­поль­зо­вав свою ста­рую пар­тий­ную при­над­леж­ность, со­рвал за­се­да­ние Си­нед­ри­о­на, со­бран­но­го для су­да над ним. «Па­вел, узнав, что [здесь] од­на часть – сад­ду­кеи, а дру­гая – фа­ри­сеи, за­кри­чал в Си­нед­ри­оне: «Му­жи бра­тья! Я – фа­ри­сей, сын фа­ри­сея; за на­деж­ду на вос­кре­се­ние мерт­вых ме­ня су­дят!» Ко­гда же он ска­зал это, то про­изо­шло столк­но­ве­ние меж­ду фа­ри­се­я­ми и сад­ду­ке­я­ми, и со­бра­ние рас­ко­ло­лось. Ведь сад­ду­кеи го­во­рят, что нет ни вос­кре­се­ния, ни ан­ге­ла, ни ду­ха; а фа­ри­сеи приз­нают и то и дру­гое. Сде­лал­ся боль­шой крик; и, встав, книж­ни­ки фа­ри­сей­ской сто­ро­ны схва­ти­лись [с сад­ду­ке­я­ми], го­во­ря: «Ни­че­го пло­хо­го мы не на­хо­дим в этом че­ло­ве­ке; ес­ли же ему го­во­рил дух или ан­гел, то да­вай­те не бу­дем бо­го­бор­ца­ми!» Но, по­сколь­ку столк­но­ве­ние уве­ли­чи­ва­лось, то ты­ся­че­на­чаль­ник, опа­са­ясь, чтобы они не рас­тер­за­ли Пав­ла, по­ве­лел во­и­нам вой­ти, взять его из их сре­ды и от­ве­сти в кре­пость» (Деян.23:6-10).

 

Про­то­и­е­рей Алек­сандр Мень

О мы­та­ре и фа­ри­сее

Во имя От­ца и Сы­на и Свя­то­го Ду­ха!

Не успе­ли за­кон­чить­ся дни празд­нич­ные, свя­точ­ные, как уже под­хо­дит вре­мя Ве­ли­ко­го по­ста. И это — пре­крас­ное, за­ме­ча­тель­ное вре­мя, ко­то­рое мы все лю­бим, — вре­мя по­ка­я­ния, ко­гда на­чи­на­ют петь этот див­ный мо­лит­вен­ный гимн «По­ка­я­ния отверзи ми две­ри, Жиз­нодавче». Ты «отверзи», по­то­му что са­мим нам труд­но ка­ять­ся, труд­но осо­знать и по­чув­ство­вать се­бя бес­силь­ны­ми и ни­щи­ми, несо­сто­я­тель­ны­ми пе­ред Бо­гом.

И по­это­му Цер­ковь вновь от­кры­ва­ет пе­ред на­ми дра­го­цен­ную стра­ни­цу Еван­ге­лия, где рас­ска­за­но о двух мо­лив­ших­ся лю­дях: о пра­вед­ни­ке и греш­ни­ке. Пра­вед­ни­ком был фа­ри­сей, че­ло­век бла­го­че­сти­вый, ис­пол­няв­ший за­по­ве­ди, пред­пи­сан­ные За­ко­ном. И он был уве­рен, что этим он как бы скви­тал­ся с Гос­по­дом Бо­гом и те­перь мо­жет предъ­явить Ему счёт, что он всё вы­пол­нил и сде­лал­ся вы­ше дру­гих лю­дей. Он мо­лил­ся с чув­ством са­мо­до­воль­ства и гор­ды­ни, за­быв, что там, где гор­ды­ня, там ря­дом и осуж­де­ние. По­гля­ды­вая на сто­яв­ше­го сза­ди мы­та­ря, фа­ри­сей го­во­рил: «Бла­го­да­рю Те­бя, Гос­по­ди, что я не та­кой него­дяй, как этот че­ло­век». Чув­ство соб­ствен­ной пра­вед­но­сти, соб­ствен­но­го пре­вос­ход­ства рас­пи­ра­ло его, и он сто­ял пе­ред Бо­гом гор­дый, до­воль­ный со­бою. Ка­за­лось, ему бы­ло, чем гор­дить­ся: по­сты он со­блю­дал, на Храм жерт­во­вал, осо­бых гре­хов не со­вер­шал, – ну чи­стый пра­вед­ник! Он сто­ял пе­ред Бо­гом, но в то же вре­мя был от Него так да­лёк, — по­то­му что он был до­во­лен со­бой, успо­ко­ил­ся, и его ду­ша не при­бли­жа­лась к Гос­по­ду.

Ка­за­лось бы, и сло­ва-то он го­во­рил бла­го­че­сти­вые: «Бла­го­да­рю Те­бя, Бо­же, что я не та­кой, как иные раз­бой­ни­ки, пре­лю­бо­деи и греш­ни­ки». Он бла­го­да­рил Бо­га, по­ни­мая, что всё это ему да­но от Него, но гор­дил­ся, буд­то он сам это за­во­е­вал.

В вет­хо­за­вет­ные вре­ме­на лю­ди мо­ли­лись не в са­мом хра­ме, а в хра­мо­вых дво­рах. Так вот, фа­ри­сей сто­ял впе­ре­ди, а мы­тарь где-то у во­рот, опу­стив го­ло­ву, не под­ни­мая глаз, по­то­му что гор­дить­ся ему бы­ло нечем. Он толь­ко по­вто­рял: «Бо­же, ми­ло­стив будь ко мне, греш­но­му», по­то­му что он ис­кал у Бо­га не спра­вед­ли­во­сти, а толь­ко ми­ло­сер­дия. Он по­ни­мал, что по спра­вед­ли­во­сти не мо­жет оправ­дать­ся пе­ред Бо­гом. Ка­кие у него бы­ли гре­хи, кро­ме его сквер­ной про­фес­сии (он со­би­рал на­лог в поль­зу чу­же­зем­ных за­во­е­ва­те­лей), мы не зна­ем, но мы­тарь чув­ство­вал се­бя недо­стой­ным и толь­ко го­во­рил: «Бо­же, ми­ло­стив будь ко мне, греш­но­му».

Свой рас­сказ об этих лю­дях Гос­подь Иисус за­кон­чил так: «Эти два ушли из хра­ма, но оправ­дан был мы­тарь и греш­ник, а не фа­ри­сей и пра­вед­ник». Мы мо­жем уди­вить­ся! Как же так? По­лу­ча­ет­ся, что че­ло­век, со­блю­дав­ший за­по­ве­ди, ока­зал­ся да­лёк от Бо­га, а греш­ник был оправ­дан Гос­по­дом и при­нят? В том-то и де­ло, что ни один че­ло­век не мо­жет вы­пол­нить всё и сво­и­ми си­ла­ми стать со­вер­шен­но чи­стым от ка­ко­го-ли­бо гре­ха. И ещё од­но: че­ло­век, ко­то­рый вы­пол­ня­ет за­по­ве­ди внешне, а в серд­це со­хра­ня­ет гор­ды­ню, осуж­де­ние и зло­бу, всё рав­но сто­ит от Бо­га да­ле­ко. От Бо­га нель­зя «от­ку­пить­ся» ни по­ста­ми, ни жерт­ва­ми, по­то­му что, как го­во­рит нам пса­лом, «жерт­ва Бо­гу — (это) дух со­кру­шён­ный», то есть это пе­чаль о сво­их гре­хах, и «серд­ца со­кру­шён­но­го и сми­рен­но­го Бог не уни­чижит» (Пс.50:19), — то есть не пре­зрит и не от­вергнет.

И сно­ва мы спро­сим: как же нам быть? Неуже­ли, ви­дя, что уси­лия фа­ри­сея бы­ли на­прас­ны, мы долж­ны от­бро­сить со­блю­де­ние за­по­ве­дей, а про­сто жить, как при­дет­ся, гре­шить и по­том у Гос­по­да про­сить про­ще­ния? Нет, ко­неч­но. Со­всем дру­гое имел в ви­ду Спа­си­тель, рас­ска­зы­вая эту прит­чу. На­до стре­мить­ся, ста­рать­ся, при­ла­гать уси­лия, каж­дый день и каж­дый час бо­роть­ся с со­бой, со сво­и­ми гре­ха­ми, па­дать, вста­вать, сно­ва па­дать, сно­ва вста­вать и до­сти­гать че­го-то… При этом важ­но со­зна­вать, что зав­тра мы мо­жем всё это по­те­рять, и вновь на­до бу­дет бо­роть­ся, не осла­бе­вая, но пом­нить: по спра­вед­ли­во­сти мы всё рав­но недо­стой­ны, а при­ни­ма­ет нас Гос­подь по сво­е­му ми­ло­сер­дию. И по­это­му ни­ка­ко­го успо­ко­е­ния, ни­ка­кой гор­ды­ни не долж­но быть у нас. Тот, кто оста­но­вил­ся, — уже не мо­жет дви­гать­ся к Бо­гу. Тот, кто ска­зал се­бе: «Вот, я до­стиг все­го, что нуж­но, я ни­ко­го не уби­вал, не гра­бил, не на­ру­шал ни­ка­ких дру­гих за­по­ве­дей, всё у ме­ня хо­ро­шо», — та­кой че­ло­век не при­дёт к Гос­по­ду. Нам сле­ду­ет все­гда чув­ство­вать, что мы от Него да­ле­ки, все­гда жаж­дать при­бли­зить­ся к Нему, чтобы лю­бовь к Гос­по­ду дви­га­ла на­ми, чтобы мы стре­ми­лись — да­же ко­гда мы бес­силь­ны и па­да­ем — всё рав­но ид­ти к Нему, по­вто­ряя сло­ва мы­та­ря: «Бо­же, ми­ло­стив буди мне, греш­но­му». Это — оправ­да­ние не по За­ко­ну и не по прав­де (спра­вед­ли­во­сти), а по Бо­жи­ей люб­ви. На­ше же­ла­ние прий­ти к Нему встре­ча­ет­ся с Его же­ла­ни­ем при­нять нас.

Через эту прит­чу мы по­ни­ма­ем, что имел в ви­ду апо­стол Па­вел, ко­гда го­во­рил, что че­ло­век спа­са­ет­ся, то есть при­об­ща­ет­ся к Бо­гу, не де­ла­ми (Мо­и­се­е­ва) За­ко­на, а толь­ко ве­рою в Гос­по­да Иису­са Хри­ста (Гал.2:16). Вновь по­вто­ряю: нуж­ны и де­ла, и уси­лия по борь­бе с гре­хом, но ни­ко­гда не на­до ду­мать, что мы усо­вер­шен­ству­ем се­бя толь­ко сво­и­ми си­ла­ми. Бла­го­дать Бо­жия, ми­лу­ю­щая, про­ща­ю­щая, спа­са­ю­щая — вот на­ша на­деж­да. Мы не на се­бя упо­ва­ем, а на Него; мы тру­дим­ся, но зна­ем, что в ито­ге всё за­ви­сит от Его спа­се­ния. И по­это­му при­хо­дим к сми­ре­нию, ко­то­рое не осуж­да­ет, сми­ре­нию, ко­то­рое жи­вёт в на­шем серд­це, рож­дая про­сто­ту, скром­ность и трез­вое виде­ние се­бя в яс­ном све­те. И в этом сми­ре­нии, в этой на­деж­де бу­дем те­перь по­вто­рять сло­ва мы­та­ря: «Бо­же, ми­ло­стив буди мне, греш­но­му»! Аминь.

Подборка проповедей на портале Азбука.Ru:

Прот. Димитрий Смирнов.Проповедь протоиерея Димитрия Смирнова. Неделя о мытаре и фарисее.

Со вчерашнего вечера святая Церковь начинает нас приуготавливать и телесно, и духовно к святой Четыредесятнице, Великому посту – начинает издалече, с Недели мытаря и фарисея. Это воскресенье называется так потому, что на литургии читается Евангелие от Луки, притча о фарисее и мытаре. А грядущая седмица будет сплошная, поскольку ради посрамления фарисеев пост в среду и пятницу отлагается… ►

архимандрит Ианнуарий (Ивлиев)Проповедь архимандрита Ианнуария (Ивлиева).  Неделя о мытаре и фарисее, 2Тим.3:10-15.

Какое отношение имеет прочитанный отрывок Второго послания Апостола Павла к Тимофею к Неделе о мытаре и фарисее, когда этот отрывок читается перед соответствующей дню притчей из Евангелия от Луки? В этой притче противопоставляется самодовольство «праведного» фарисея покаянию грешного мытаря… ►

Проповедь протоиерея Вячеслава Резникова.  О мытаре и фарисее, Лк.18:10-14, 2Тим.3:10-15.
Начинается приготовительное к Великому посту время. «Два человека вошли в храм помолиться», – звучат сегодня эти до слез знакомые слова. Хотя нас и много в храме, но Господь всегда видит только двоих. И в последующие недели будут: два сына одного отца; два человека, стоящие один по правую, а другой по левую сторону престола Судии; один идущий в вечную жизнь, а другой – в вечную муку…. ►

Свт. Лука (Войно-Ясенецкий). Проповедь святителя Луки (Войно-Ясенецкого). Слово в неделю о мытаре и фарисее.

Итак, да будем все мы смиренными и трепещущими пред словом Божиим. Да не будет никогда в молитвах наших и следа какого-либо превозношения пред Богом, какого-либо восхваления своих добродетелей. ►

Прот. Родион Путятин.Проповедь протоиерея Родиона Путятина. В Неделю о мытаре и фарисее.

Всякий, возвышающий сам себя, унижен будет, а унижающий себя возвысится (Лк. 18:14). К некоторым людям, которые уверены были о себе, что они праведны, а других унижали, Иисус Христос сказал следующую притчу. Два человека вошли в храм помолиться: один фарисей, а другой мытарь… ►

Свт. Филарет Московский.Проповедь святителя Филарета Московского. Слово в неделю мытаря и фарисея и на память Святителя Алексия.

Притчу о мытаре и фарисее, которую ныне мы слышали в Евангельском чтении, Христос Спаситель оканчивает тем, что фарисей пошел в дом свой как осужденный, или неоправданный, а мытарь как оправданный. «Сниде сей оправдан в дом свой паче онаго». Но разве они были в судилище? Разве над ними… ►

Св. праведный Алексий Мечев.Проповедь св. праведного Алексия Мечева. Слово в Неделю мытаря и фарисея.

Мытарь и фарисей пришли в церковь помолиться, фарисей во время молитвы своей хвалился своими делами и осуждал других, а мытарь, в глубоком сознании своего недостоинства, молился так: «Боже, милостив буди мне, грешному». Первого осудил Господь, а последнего оправдал, говоря: «Всякий возносящийся уничижен будет, а уничижающий себя… ►

Митр. Сурожский Антоний.Проповедь митрополита Сурожского Антония. Притча о мытаре и фарисее, (Лк.18:10–14).

Мы привыкли презирать и осуждать фарисея: нам кажется, что сегодняшнее Евангелие дает нам на это право – он будто осужден Самим Христом. Но мы забываем, что надменная праведность фарисея стоила дорого ему и подобным ему людям. Это были люди подвига и убеждения; по коротким словам, которые о нем сказаны в Евангелии, он постится дважды в неделю, то есть воздает Богу не… ►

Свт. Димитрий Ростовский.Проповедь святителя Димитрия Ростовского.  Слово в неделю мытаря и фарисея.

«Рече Господь притчу сию: человека два внидоста в церковь помолитися: един фарисей, а другий мытарь» (Лк.18:9–10) Нынешнюю евангельскую замечательную и всем известную притчу о мытаре и фарисее, изреченную устами Господними, пусть толкует каждый, кто как хочет; я же хочу извлечь из нее только одно и любви вашей предложить… ►

Еп. Виссарион (Нечаев).Проповедь епископа Виссариона (Нечаева). Безответность грешника. Поучение в неделю мытаря и фарисея.

Словами сего песнопения Церковь научает нас исповедывать нашу всецелую безответность пред судом правды Божией и надежду спасения единственно на милосердие Господа. Подобное исповедание мы слышим из уст Давида, который после грехопадения взывал к Богу: «помилуй мя Боже по велицей милости Твоей и по множеству щедрот Твоих очисти беззаконие мое»… ►

Свящ. Иоанн Павлов.Проповедь священника Иоанна Павлова. Неделя о мытаре и фарисее. О смирении.

Основанием нашей христианской жизни является смирение. Без смирения никакая угодная Богу жизнь невозможна. Никакой подвиг, никакие посты, бдения, молитвы не приятны Богу и не полезны человеку, если совершаются без смирения. Из притчи о мытаре и фарисее видно, что мытарь действительно был грешник, а фарисей по делам действительно был праведник, но первый… ►

Игумен Никон (Воробьев).Проповедь игумена Никона (Воробьева). Слово в Неделю о мытаре и фарисее.

Во имя Отца и Сына и Святого Духа! Святая Церковь с этого дня начинает подготовку верных чад своих к дням покаяния, очищения души от грехов, к дням Великого поста. Вы слышали вчера песнопение новое «Покаяния отверзи ми двери, Жизнодавче…», призывающее нас к покаянию. Но так как покаяние не может быть без молитвы, то сегодня Церковь в Евангелии Господа нашего Иисуса Христа притчей о мытаре… ►

Митр. Макарий (Булгаков).Проповедь митрополита Макария (Булгакова). Слово в неделю о мытаре и фарисее

С настоящаго дня св. Церковь начинает приготовлять нас к подвигу поста и покаяния. И так как мы, немощные, не в состоянии даже покаяться во грехах сами собою, без содействия Божия: то прежде всего она влагает в уста каждаго из нас трогательную песнь: «покаяния отверзи ми двери, Жизнодавче»… ►

Прот. Василий Михайловский.Проповедь протоиерея Василия Михайловского. Неделя о мытаре и фарисее.

Ныне предложено вниманию молящихся апостольское чтение из 2-го Послания к Тимофею. Что называется посланием? Кто был Тимофей? И что мы слышали сегодня из послания? Посланием называется письмо, которое написано было св. апостолом и отсылалось или к целому обществу христианскому, или к одному лицу. Такие письма св. апостолы посылали с целью или разъяснить недоумения, или обличить недостатки… ►

Сщмч. Фаддей (Успенский).Проповедь священномученика Фаддея (Успенского). Слово в Неделю о мытаре и фарисее.

Едва, братие, прошли светлые дни праздников Господних, как святая Церковь спешит с призывом к покаянию. И подлинно, весьма благовременным является этот призыв. Не говорим уже о разврате, хищениях, постоянных нарушениях или обходах закона блюстителями его и прочих злых делах, какими осквернял себя народ русский до войны и во время ее, посмотрим на так называемое… ►

Еп. Митрофан (Зноско-Боровский).Проповедь епископа Митрофана (Зноско-Боровского). Неделя о мытаре и фарисее.

Фарисеи. Это в Ветхом Завете еврейская секта, к которой принадлежали книжники, учители Закона и некоторые священники. Они, являясь хранителями религиозно-национальных традиций своего народа, считали, что спасение иудеев заключается в строгом соблюдении правил истинной веры, не поддаваясь иноземным влияниям. Эта секта состояла из религиозных братств… ►

Источник: https://azbyka.ru/days/2018-01-28


Проповеди на портале Православие.RU:

 Мытарь и фарисейСвятитель Игнатий (Брянчанинов)

Поучение в неделю о мытаре и фарисее. О молитве и покаянии

В ныне чтенном Евангелии изображена молитва мытаря, привлекшая к нему милость Божию. Молитва эта состояла из следующих немногих слов: Боже, милостив буди мне грешнику (Лк., 18:13). Достойно внимания и то, что такая краткая молитва услышана Богом, и то, что она произносилась в храме во время общественного Богослужения, во время чтения и пения псалмов и других молитвословий. Молитва эта одобряется Евангелием, выставляется в образец молитвы: благочестивое рассмотрение ее делается нашим священным долгом.

Святитель Николай (Велимирович)

Неделя о мытаре и фарисее. Евангелие об истинном и мнимом богомольце

Человек некий пришел в лес, чтобы выбрать дерево на доски. И увидел он два дерева, стоящие рядом. Одно было гладким и стройным, но с гнилою древесиной внутри. Другое снаружи было шероховатым и невзрачным, но со здоровою сердцевиной. Вздохнул человек и сказал самому себе: «На что мне это гладкое и высокое дерево, раз оно гнилое и на доски не годится? То, другое, хоть и шершавое, и невзрачное, но, по крайней мере, внутри здоровое; и если я чуть больше потружусь над ним, оно вполне может сгодиться на доски для моего дома». И, не долго думая, он выбрал второе дерево.

 Священномученик Серафим (Чичагов)

Слово в Неделю о мытаре и фарисее

Берегитесь и обличайте тех, которые призывают молодежь, общество и народ к беспорядку, бунту – для чего? Чтобы они вместо них боролись с верой, порядком и законами, вместо них страдали, за них терпели нужду, горе, разорение, наказание и даже смерть!

 Святой праведный Алексий (Мечев) Московский

Слово в неделю о мытаре и фарисее

Слепота наша в том, что считаем себя зрячими: слишком горды мы. Мы все видим, все переживаем, только не видим греха своего, и оттого слепы…

Митрополит Иоанн (Вендланд)

Слово в Неделю о мытаре и фарисее

Со вчерашнего дня началось приготовление к празднику Святой Пасхи. Вчера мы услышали: «Покаяния отверзи ми двери, Жизнодавче…» Сегодня же проповедуется смирение. И для примера берется притча о мытаре и фарисее, сказанная Господом нашим Иисусом Христом. Итак, попытаемся сказать что-нибудь о смирении.

Епископ Василий Селевкийский

Слово о фарисее и мытаре

Мытарь оказался более оправданным, чем праведный фарисей. Преобразилась природа вещей. Вознесшийся к небесам, низвергся гордыней. Достигший смирения, вознесся к высотам. О мытарь, собиратель человеколюбия! О грешник, открывший грешникам путь к дерзновенной молитве!

Схиархимандрит Зосима (Сокур)

Проповедь в Неделю о мытаре и фарисее

Дай нам, Господи, осознания по-настоящему грехов наших, дай, Господи, искреннего покаяния нам. Мытарева воздыхания этого, а не фарисеева высокоглаголания, – как мы сегодня слышали в святых словах Божиих Триоди постной. И особенно да откроет Господь нам во дни этого предстоящего поста души наши к покаянию – настоящему, к умилению, к молитве, к труду святому. Всё во славу Божию и во спасение души своея.

Архимандрит Тихон (Шевкунов)

Слово в Неделю о мытаре и фарисее

Сегодня мы будем говорить с вами о той тяжелейшей духовной болезни, о которой предупреждает нас в сегодняшнем Евангелии Христос Спаситель, о которой предупреждает нас Святая Церковь, поставив ежегодно накануне Великого поста именно это чтение Святого Евангелия – притчу Господню о мытаре и фарисее, чтобы каждый из нас из года в год задумывался о возможности для каждой человеческой души, для каждого из нас смертельной опасности развития такой болезни, о которой неоднократно Сам Христос Спаситель в Евангелии говорит как о самой страшной, порой неизлечимой болезни в духовной жизни человека. (MP3 файл. Продолжительность 27:14 мин. Размер 13.1 Mb)

Архимандрит Тихон (Шевкунов)

О мытарях, фарисеях и о самих себеПроповедь в Неделю о мытаре и фарисее

В Евангелии святым апостолом Лукой для нас сохранены грустные слова Спасителя: «Сын Человеческий, придя, найдет ли веру на земле?» Что же может так разорить в человеческих душах великое дело Христово? Для того, чтобы ответить на этот вопрос, посмотрим, где и когда были произнесены эти слова? Они были сказаны Спасителем непосредственно перед тем, как начать притчу о мытаре и фарисее. Надменная гордыня, осуждение ближних, настойчивое самооправдание и в конце концов упорное противление Богу будут причинами духовных катастроф и поражений многих из тех, кто вначале уверует во Христа.

Архимандрит Иоанн (Крестьянкин)

Слово в Неделю о мытаре и фарисее и в день памяти святителя Григория Богослова

Дорогие мои, други наши, три события, три памяти должны одновременно воскреснуть сегодня в нашем сердце и уме. “Покаяния отверзи ми двери, Жизнодавче…” — зазвучало вновь во всеуслышание в храмах Божиих. И повеяло тихим покаянным временем поста. Евангельские фарисей и мытарь заставляют нас сегодня заглянуть в свое сердце и увидеть в нем или фарисейское:“…я не таков, как прочие человецы…” — или, узрев там бездну греха, склониться перед Богом с мытаревым смирением в покаянии (Лк. 18, 11).

Архимандрит Иоанн (Крестьянкин)

Слово в неделю о мытаре и фарисее

Но убоимся и тени помысла «Слава Богу! Несмь, якоже прочии человецы». Страшен душе самоцен, гибель для души оценивать других, сравнивая с собою. Тотчас все доброе в нас теряет пред Богом всякую цену и достоинство, и становится достоянием вражией гордыни.

Мытарь и фарисейИгумен Нектарий (Морозов)

О фарисее с любовью

Что нам такого уж плохого о нем известно, что почти две тысячи лет не даем духу его покоя, но все поминаем и поминаем его недобрым словом. Каким именно? Да этим: «фарисей».

Иеромонах Симеон (Томачинский)Иеромонах Симеон (Томачинский)

Современные мытарь и фарисей. Слово в Неделю о мытаре и фарисее

Два человека зашли в храм. Один – фарисей молился в себе так: «Боже, благодарю Тебя, что я не такой как все: как грабители, обидчики, прелюбодеи, или как тот человек, который стоит рядом – мытарь. Я пощусь два раза в неделю, даю десятину от всех своих доходов, много чего еще доброго делаю». (MP3 файл. Продолжительность 7:24 мин. Размер 5.4 Mb)

Протоиерей Андрей Ткачев

Неприятные вещи

Если леденец вынуть изо рта и засунуть в карман (как случалось в детстве), то уже через минуту он будет облеплен мелким сором, и сунуть его обратно в рот не будет никакой возможности. Подобным образом облепливаются чуждым смыслом слова, и со временем уже трудно понять смысл прямой и непосредственный. Вкус леденца заменится вкусом сора. К. Льюис в книге «Просто христианство» писал, что в XIX веке «джентльменом» называли каждого мужчину, живущего на доходы с капитала и имеющего возможность не работать, неважно был ли он галантен и образован или нет. Можно, то есть, было, не вызывая смеха, сказать: «Джентльмен X – порядочная скотина». Но сегодня это слово иначе, как с воспитанностью и порядочностью не ассоциируется. Подобные метаморфозы сопровождают бытие термина «фарисей».

 Протоиерей Всеволод Шпиллер

Слово в неделю о мытаре и фарисее

Мне как-то в одном обществе очень верующих людей сказали, что евангельское чтение не нужно объяснять каждое воскресенье, потому что ведь одни и те же евангельские чтения читаются по воскресеньям. «Сколько воскресений в году – столько и евангельских чтений, и мы уже знаем все рассказы Евангелия, которые читаются по воскресеньям». Это совсем не так! Мы не только не знаем, мы забываем очень часто самое нужное для нашей духовной жизни.

 Иеромонах Никон (Париманчук)

Два пути духовной жизниСлово в Неделю о мытаре и фарисее

Для нас путь только один – сознать, что мы не достигли еще мытарева смирения и покаяния. Признаем себя фарисеями – и не погрешим против истины. (MP3 файл. Продолжительность 13:20 мин. Размер 9.7 Mb)

 Митрополит Лимассольский АфанасийМитрополит Лимассольский Афанасий

Тайна успехаБеседа в неделю о мытаре и фарисее

Где же плод Евангелия, Божиих заповедей? Эти годы, проведенные в Церкви, к чему нас приводят в конце концов?

Иеромонах Игнатий (Шестаков)

Безумные глаголы

Мы, будучи христианами, называя себя такими, можем на самом деле отказаться от Христа и распинать Его своей жизнью, как это сделали фарисеи. (MP3 файл. Продолжительность 9:19 мин. Размер 6.8 Mb)

 Подборка проповедей на портале Завет.Ru:

Митр. Сурожский АнтонийИз книги «Духовное путешествие» (Размышления перед Великим постом)
Иоанн Кронштадтский: слово в неделю о мытаре и фарисее
Архимандрит Иоанн Крестьянкин, 25 января (7 февраля) 1993 г.
Прт. Димитрий Смирнов. Проповедь. 23 февраля 1986 года.
Митр. Сурожский Антоний. Неделя о мытаре и фарисее
Митр. Сурожский Антоний. Проповедь
Митр. Сурожский Антоний. Проповедь. 1987 г.
Митр. Сурожский Антоний. Проповедь. 1976 г. или ранее.
Александр Шмеман. Приготовление к Посту. Смирение
Священник Иоанн Павлов. Неделя о мытаре и фарисее. О смирении. 2012 г.
Сергий Ганьковский. Необходимое и достаточное, 24 февр. 2002 г.
Сергий Ганьковский. «Дай мне зрети моя прегрешения», 31 января 1999 г.

Источник: zavet.ru

(1302)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *