В русской традиции она получила титул «Узорешительница», в греческой – «Фармаколитрия», что означает «исцеляющая от ядов». И оба они уместны.
Духовная жизнь христиан трудна, но вместе с тем, в ней нет ничего сложного.
Это касается не только христиан, но и вообще всякого здорового отношения к себе самому и к ближним. Любое усложнение чревато ошибками и недопониманием, а от того конфликтами, разладами, грехами и пороками. Ну, вот сами посудите, нужно-то всего-навсего уметь слушать и слышать, сочувствовать, помогать и любить, быть честными и искренними. Как только мы начинаем что-то усложнять, не доверять, недоговаривать, подозревать и руководствоваться самолюбием, так сразу начинаются проблемы. В христианской морали нет ничего сверхсложного, все, о чем говорил Спаситель, было доступно большинству простого народа. Да и сегодня, всякий, кто возьмется за чтение Евангелия, поймет, о чем там идет речь. Я сейчас не говорю о богословской стороне, но и именно о нравственности. Для каждого человека решающим станет Страшный Суд, вот и давайте вспомним, что относительно спасенных говорил Христос: «Алкал Я, и вы дали Мне есть; жаждал, и вы напоили Меня; был странником, и вы приняли Меня; был наг, и вы одели Меня; был болен, и вы посетили Меня; в темнице был, и вы пришли ко Мне… истинно говорю вам: так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне» (Мф. 25, 35-36, 40). В словах этих все предельно ясно, а их воплощение в жизнь не представляется чем-то запредельно недостижимым, но вот как только доходит до дела, так эта простая задача становится не такой уж и простой.
Сщмч. Игнатий Богоносец, погибший на арене Римского Колизея через растерзание голодными зверями, в своем послании к римской общине писал: «Христианство – не в молчаливом убеждении, но в величии дела, особенно когда ненавидит его мир». Одно из таких великих дел в начале IVвека совершила другая жительница Рима – вмц. Анастасия Узорешительница, день памяти которой Православная Церковь празднует 4 января. В русской традиции она получила этот титул за свое служение заключенным христианам в эпоху гонения императора Диоклетиана, когда и сама пострадала за Христа. В греческой же традиции великомученицу именуют «Фармаколитрия», что в переводе означает «исцеляющая от ядов» или «исцеляющая от болезней». Из ее жития мы знаем, что она не столько вылечивала раны заключенных, сколько служила им простыми и понятными действиями – подкреплением физических и духовных сил.
Важнейшее значение здесь имели слова наставления и поддержки. Христиане ведь четко и ясно понимали, что, не смея отречься от Спасителя, они терпят страдания и идут на смерть из любви к Нему. Когда мы читаем о подвиге мучеников, мы можем ими восхищаться, но при этом, мы редко задумываемся, каково им было в те самые нелегкие моменты их земного пути. Можно только представить какие сомнения и страхи одолевают душу, кода ты видишь страшные пытки своих братьев и сестер по вере и понимаешь, что и тебя ждет такая же участь, когда понимаешь, что это конец, что даже самые простые и невинные человеческие планы и надежды на эту жизнь никогда не сбудутся. И в такие тяжелые минуты им на помощь приходила добрая и мудрая дева Анастасия. Потому в ее житии и сказано, что свой титул она получила, благодаря разрешению от уз «отчаяния, страха и беспомощности». Здесь же уместен и греческий титул, ведь «отчаяние, страх и беспомощность» действительно являются ядом и болезнью души, особенно когда до получения мученического венца остаются считанные часы. Все три порока не свойственны христианской жизни, но в моменты, когда человек оказывается в пограничной ситуации, перед лицом страданий и смерти их напор увеличивается многократно. И тут помощь и поддержка ближнего могут быть чуть ли не единственной возможностью устоять и достойно донести свой крест до конца. Вмц. Анастасия получила хорошее христианское образование у мч. Хрисогона Римлянина, потому у нее было и «молчаливое убеждение», но этим она не ограничилась, а с наступлением «ненависти мира» также проявила «величие дела».
А что мы с вами? Неужели мы не слышали слова Христа о Суде? Неужели у нас недостаточно знаний или жизненного опыта? Неужели в нашем окружении нет больного, заключенного, обездоленного или просто старенького человека? Уверен, что есть, но до исполнения весьма простых наставлений Спасителя все никак руки не доходят, все времени не хватает. Я и сам такой, постоянно оправдываюсь занятостью, а те люди, для которых важно мое слово или полчасика внимания ничего и не требуют и ко всему относятся с пониманием. Но мне от этого не легче и этим мне на Суде никак не оправдаться. По-хорошему, время всегда можно найти, только нужно немного напрячься. И действительно, в большинстве случаев наши «инвестиции» в вечную жизнь не требуют материальных затрат, часто даже говорить ничего не нужно, а только уделить немного времени и внимания. Страждущему человеку нет необходимости в выслушивании сложных наставлений и получении дорогих подарков, чаще всего ему просто важно не быть одним, чтоб кто-то был рядом.
Напоследок хотелось бы обратить внимание на слова о страхе блаж. Диадоха Фотикийского: «А нам, любящим Господа, надлежит желать и молиться, чтоб в то время (т.е. перед смертью – прим. авт.) оказаться непричастными никакому страху: ибо кто тогда будет находиться в страхе, тот не пройдет свободно мимо князей адских, потому что эту боязливость души они считают за признак соучастия ее в их зле, как это в них самих есть». Вдумавшись в это поучение, становится ясно, почему мужество для вечной жизни так важно, а страх так разрушителен. Инфернальные силы сами бояться и, вселяя боязнь в нас, делают нас соучастниками своего состояния. И только представьте, что помочь человеку в таком противостоянии мы можем простыми и доступными каждому действиями.
Давайте не станем откладывать помощь тем, кто в этом нуждается в «долгий ящик», но, несмотря на занятость и отсутствие времени, махнем на все эти оправдания рукой и позвоним, проведаем, выслушаем и поддержим наших ближних. Пусть пример вмц. Анастасии будет всегда перед нашими глазами, чтоб и нам не быть «молчаливо убежденными» христианами, но свою веру засвидетельствовать в «величии дела».
Протоиерей Владимир Долгих
(16)