Игумен Нектарий (Морозов)
Родился 1 июня 1972 года в Москве. В 90-х годах работал журналистом в еженедельниках «Аргументы и факты», «Общая газета». В 1999 году пострижен в монашество на московском подворье Свято-Троицкой Сергиевой лавры в честь святителя Нектария Эгинского, епископа Александрийской православной Церкви, митрополита Пентапольского (его память Церковь отмечает 22 ноября). В 2000 году рукоположен во иеромонаха, в 2006 возведен в сан игумена. В настоящее время несет служение в Саратовской епархии, благочинный Петропавловского округа Саратовской епархии, настоятель храма Святых первоверховных апостолов Петра и Павла г. Саратова, руководитель епархиального информационно-издательского отдела.
Подборка статей на информационно-аналитическом портале Саратовской и Вольской Епархии «Православие и современность«.
Пока мы живем на земле, мы на каждом шагу должны делать выбор, принимать то или иное решение и, конечно, брать на себя ответственность за его последствия. Мир так болен, жизнь так сложна, а мы так несовершенны… что порой хочется вообще никаких решений не принимать: будь что будет! Кому-то такая позиция кажется проявлением смирения, доверия к Богу, Который, как известно, «управит»… Но что предпочтительнее с духовной точки зрения — принять ситуацию такой, как она есть, или попытаться ее улучшить?
В православной литературе нередко повторяется мысль о том, что великопостный труд включает в себя две составляющие — пост телесный и пост духовный, то есть помимо воздержания от пищи христианин призван внимать своей душе и малейшим ее движениям с целью искоренения всякого зла. Но как это сделать? С чего начать и как не сбиться с верного пути? И, наконец, каков должен быть результат такой внутренней работы? Об этом рассуждает редактор газеты игумен Нектарий (Морозов)
В девятом классе мы проходили «Преступление и наказание»; когда я дочитала, наконец, до эпилога, у меня возник вопрос: а какое же право имеет Раскольников на мир, на душевный покой и радость, если зарубленные им люди — не только заведомо отрицательная старуха-процентщица, но и ни в чем не повинная сестра ее Елизавета — уже не воскреснут, если совершено непоправимое?..
«Подводные камни» молитвенного правила
При всей кажущейся простоте это одна из тем, которая у людей, живущих церковной жизнью, регулярно рождает вопросы. Как преодолеть себя и наладить регулярную молитву? Как превратить правило из некоего текста в неотъемлемую часть своей жизни? Своим пастырским и личным христианским опытом в этих вопросах делится игумен Нектарий (Морозов)
Поприще подвига не закрыто ни для кого из нас
Ни один подвиг не дает человеку основания думать, что теперь Господь должен его помиловать и спасти. Мы по-прежнему находимся в неоплатном долгу перед Ним, и подвижничество само по себе человека не спасает. О том, что такое христианский подвиг и каково его место в жизни современного верующего человека, рассуждает игумен Нектарий (Морозов)
Приблизиться к подлинной общине во Христе
Христианское служение… Это выражение, несмотря на кажущуюся его простоту, для многих сегодняшних прихожан остается непонятным. Или, что чаще, оно бывает понятно «в общем», но к собственной жизни — как-то неприменимо. А между тем, начиная с самого простого, это служение нужно обязательно в своей жизни осуществлять — ведь без него, как свидетельствует опыт Церкви, и духовная жизнь как таковая становится выхолощенной, формальной. О том, каким может быть пространство христианского служения в жизни современного верующего человека, рассуждает игумен Нектарий (Морозов)
Страх хуже того, чего мы боимся
Тема человеческих страхов звучит в сегодняшнем мире в полный голос. И поводов для этого на самом деле предостаточно. Как не стать рабом собственных фобий и опасений, как преодолеть боязнь жизни как таковой и не позволить ей стать тотальным препятствием нашего развития? Какое значение имеет борьба со страхом в христианской жизни? Об этом рассуждает игумен Нектарий (Морозов)
Часто можно услышать от людей, которые никак не могут переступить порог храма или побороть какую-то пагубную привычку, что у них не хватает силы воли. А что такое сила воли с духовной точки зрения? Можно ли ее воспитать и как, рассуждает игумен Нектарий (Морозов)
Порой, встречая в прессе или на сайтах статьи о пагубных человеческих зависимостях, мы пролистываем их, будучи уверенными, что речь в них идет об алкоголизме, наркомании, страсти к азартным играм. Но зависимость, с духовной точки зрения, отнюдь не только это. Иногда то, что он от кого-то или от чего-то зависим, человек понимает только в процессе подготовки к исповеди — или даже на самой исповеди, и далеко не всегда готов встретиться с этой правдой лицом к лицу. Для тех, кто хотел бы все же в своих зависимостях разобраться и готов приступить к этому труду,— сегодняшняя беседа с игуменом Нектарием (Морозовым)
Человек создан, чтобы царствовать
Мы уже поговорили о гордыне, в том числе и той, которая прячется под маской самоуничижения и самоедства, а сегодня решили поразмышлять о чувстве собственного достоинства. Что такое человеческое достоинство с точки зрения христианства? Может ли чувство собственного достоинства быть греховным, и наоборот, может ли стать добродетелью? Об этом рассуждает игумен Нектарий (Морозов)
Пепел на главу или соль на раны?
В прошлый раз мы говорили о гордости и ее проявлениях. Сегодня наш разговор — о явлении вроде бы обратном, которое в народе называют самоедством. Может ли самоуничижение стать способом борьбы с гордыней и способно ли оно в каких-то случаях нанести вред?
Благоговение — основа сердечной любви
Такому чувству, как благоговение, редко уделяется внимание в проповедях, книгах для современных христиан. Возможно, потому, что объяснить его обратившемуся от нецерковной жизни человеку очень трудно: не принято в нынешнем мире перед чем-либо благоговеть, не учат этому с детства. Поэтому нередко под благоговением понимают всего лишь правильное, каноничное отношение к священным предметам, тогда как на самом деле смысл этого понятия намного глубже. О том, как приобрести благоговейное чувство к Богу и чем опасно его отсутствие, мы говорим с игуменом Нектарием (Морозовым)
Чтобы любить Бога, нужно быть беззащитным
Любить Бога мы должны прежде всего. Но как ответить самому себе на вопрос: люблю ли я Господа? По каким признакам, по каким своим ощущениям или переживаниям может и должен человек понять: да, я Его люблю. И напротив: какие наши черты, какие проявления нашей внутренней жизни говорят об отсутствии либо о крайней слабости любви к Богу? На непростые (как всегда!) вопросы отвечает игумен Нектарий (Морозов)
Здесь и сейчас — обстоятельства спасения
Как много планов у новоначального христианина на дальнейшую церковную жизнь! И сколь многие из нас испытали в том или ином виде крах своих надежд и горькое разочарование. Думали-то исполнять всё в точности по Уставу — размеренно, благочестиво, в молитвенной тишине. И вот — всё это погребено под грудой обстоятельств: детские простуды, ропот нецерковного супруга, родственники, настаивающие на новогоднем салате «Оливье» в разгар Рождественского поста… Собственная лень, немощь, слабость, компромиссы. Ощущение, что всё под откос. Избежал ли кто-то в таких обстоятельствах отчаянного вопроса священнику: «Да как же мне спасаться со всем этим?»
«Господь дает не дар, а упражнение»
Представьте, что к врачу пришел больной. Врач говорит: «Вам необходима операция».— «Нет-нет, я вполне хорошо себя чувствую».— «Без операции Вы умрете».— «Ну, это Вы так считаете, а я так не думаю». Имеет ли право врач положить такого пациента на операционный стол и резать? Нет, его за это будут судить. Точно так же священник не может ничего сделать с человеком, который считает, что ему не в чем каяться
«Для искренней исповеди должно быть достаточно Евангелия»
О том, почему исповедь церковного человека бывает формальной и поверхностной и как правильно готовиться к Таинству Покаяния, рассуждает настоятель Петропавловского храма игумен Нектарий (Морозов)
Сегодня многие не прочь пощекотать себе нервы каким-нибудь экстримом: прыгнуть с парашютом, заняться паркуром, отправиться в поход по горам или сплавиться по горной реке, да и просто прокатиться на тарзанке над глубоким каньоном где-нибудь на отдыхе. Среди любителей острых ощущений встречаются и воцерковленные люди. Да и что в этом такого особенного? Вроде не грешно. Но так ли всё однозначно? Противоречит ли экстрим христианству? Рассуждает редактор газеты игумен Нектарий (Морозов)
«Каждый христианин призван быть миссионером». Эту фразу можно услышать довольно часто. При этом понимать ее нужно обязательно правильно — не впадая в крайности, не обольщаясь потенциальными возможностями привести кого-то к Богу, но и не погружаясь в уныние от своей немощи в деле свидетельства о вере. Быть настоящим повседневным православным миссионером, не оставляя при этом своих основных занятий и не привнося напряженности в отношения с ближними, удается очень немногим. В день памяти апостолов Петра и Павла большой разговор о миссии с настоятелем Петропавловского храма игуменом Нектарием (Морозовым). Сегодня мы попытаемся разобраться в том, какой должна быть миссия среди самых близких — в семье
В летний период множество людей отправляется по святым местам — самостоятельно или прибегнув к услугам паломнических служб. Какие самые распространенные ошибки совершают паломники в пути? Может ли неправильное паломничество нанести вред душе? Какой плод должно принести посещение святынь? Об этом рассуждает редактор газеты игумен Нектарий (Морозов)
Не заботьтесь о завтрашнем дне, — призывает нас Господь в Евангелии (Мф. 6, 34). Однако в жизни мы постоянно вынуждены именно этим и заниматься: учиться, работать, зарабатывать на хлеб насущный, причем желательно столько, чтобы его хватило до следующей получки. Мы должны думать о своем здоровье, о будущем своих детей и престарелых родителей. Неужели исполнить заповеданное Богом совершенно невозможно? О том, как правильно понимать слова Господа, приведенные апостолом Матфеем, рассуждает редактор газеты игумен Нектарий (Морозов)
«Церковные каникулы»: польза или вред?
Летом, после Троицы, храмы обычно пустеют. Нередко можно видеть грустную картину: священник выходит на солею с Чашей, а на Литургии не оказывается ни одного причастника. Почему так происходит? Что случается с нами — еще вчера горевшими искренним стремлением быть с Богом каждое воскресенье, а теперь легко обходящимися без регулярных богослужений, исповеди, Причастия? Можно ли устать от Церкви? И к чему приводит летнее расслабление? Об этом мы беседуем с настоятелем Петропавловского храма игуменом Нектарием (Морозовым)
Пастырь нуждается в любви пасомых
Священник сам — не придавая какого-то особого значения своей персоне, не относясь к самому себе как к существу заведомо высшему — должен в то же самое время нести ту благодать, которая дана ему в Таинстве Рукоположения, с надлежащим благоговением и с особым трепетом. И понимать, что одно дело он — человек со всеми своими слабостями и грехами, а другое дело — действующий в этой благодати Господь, руками Которого, устами Которого он является и когда совершает богослужение, и когда общается как пастырь с людьми
Почему нужно бояться Бога, если Он — бесконечная Любовь и милосердие? И как может быть страх там, где есть любовь, — разве совместимо это с апостольскими словами о том, что совершенная любовь изгоняет страх (1 Ин. 4, 18)? Правда ли, что у людей, достигших святости, страх Божий исчезает? Об этом размышляет редактор газеты игумен Нектарий (Морозов)
Одиночество – путь к Богу или реализация молитвы сатаны?
Сегодня много говорят о разобщенности людей. В суете этого мира проблема человеческого одиночества стоит, кажется, так остро, как никогда раньше. В то же время все больше можно встретить тех, кто к одиночеству сознательно стремится — тяготится отношениями с друзьями, не хочет создавать семью и существует в собственном обособленном внутреннем пространстве, где ему комфортно и даже радостно. Почему для одних одиночество — мука, а для других — блаженство? О том, как христианину правильно относиться к одиночеству, размышляет редактор газеты игумен Нектарий (Морозов)
Нет ничего труднее, чем быть свободным
Что такое свобода? Возможность самим решать, что делать, самим определять свои поступки, поведение, жизненный путь. Чтоб никто не неволил и ничто не связывало — хотя во взрослой жизни это практически недостижимо. Но уже в детстве, в юности и уж тем паче в зрелости нас постигает разочарование в такой свободе — свободе от внешнего принуждения. Мы понимаем, что само по себе освобождение от внешних уз счастья не приносит. Когда мы наконец хотя бы от чего-то внешнего освобождаемся, мы тут же сталкиваемся со своей собственной, личной несвободой. Внешнюю несвободу можно сравнить с фанерной перегородкой, заслоняющей от нас несвободу внутреннюю: убрали какую-то часть этой перегородки, и мы увидели соответствующую часть того, что за ней… А что же такое за ней? Как достичь подлинной свободы — той, к которой мы, по слову апостола Павла, призваны (Гал. 5, 13)?
Чтобы храм по-настоящему стал нашим
Беседа с настоятелем храма во имя первоверховных апостолов Петра и Павла посвящена теме приходской жизни. Кто такие прихожане? Что значит быть прихожанином конкретного храма? Можем ли мы — приходящие с определенной регулярностью или иногда в Петропавловский храм — по праву так называться?
Завершился Великий пост. Накануне Святой Четыредесятницы, в Прощеное воскресенье, мы испрашивали друг у друга прощение. Затем наступило время сугубого покаяния, когда мы просили прощения у Бога. Как мы всегда ждем этого прощения и желаем его, но вот умеем ли прощать сами? Как отличить формальное прощение от искреннего, связано ли наше собственное покаяние со способностью прощать? Об этом рассуждает редактор газеты игумен Нектарий (Морозов)
Стать каплей росы перед Солнцем
Что делать? — Молиться. Это простая и очевидная формула жизни христианина. Но многие ли из нас умеют молиться, как должно, да и сразу ли, оказавшись в затруднительной ситуации, мы вспоминаем о необходимости к молитве прибегнуть? Почему так? Не молимся, потому что не верим, что Бог слышит? Или Он не слышит, потому что мы не верим в силу молитвы? Об этом рассуждает редактор газеты игумен Нектарий (Морозов)
Главный подвиг совершается в сердце
Взирая на Крест Спасителя, мы вспоминаем о призвании христианина нести свой личный крест, о призвании каждого к подвигу. Однако объективно сегодня мало кто способен подражать подвижнической жизни наших благочестивых предков. Но христианство без подвижничества невозможно. Каким же тогда может быть подвиг современных христиан? Об этом в канун Крестопоклонной седмицы рассуждает редактор газеты игумен Нектарий (Морозов)
О человеке, о его падшей природе, его греховности и о стоящей перед ним задаче преодолеть грех, изменить себя к лучшему, уподобиться Богу и спастись для вечности мы беседуем с главным редактором нашего журнала игуменом Нектарием (Морозовым)
Звон колокольчиков и неприметность святости
Зачем люди ищут духоносных старцев? Правильно ли это? Могут ли эти поиски сегодня увенчаться успехом? Об этом размышляет редактор нашей газеты игумен Нектарий (Морозов)
Начало того, что продолжится в вечности
«Призвание каждого человека в духовной деятельности — в постоянном искании правды и смысла жизни», — писал в свое время Антон Чехов. Очень простые слова. Но при этом — требующие раздумий. Для начала о том, что же такое смысл жизни человека, его предназначение на этой земле? Об этом мы говорим сегодня с игуменом Нектарием (Морозовым), главным редактором журнала «Православие и современность. Ведомости Саратовской митрополии»
Главное ― не как часто, а насколько ты готов…
Обсуждение современной практики исповеди и Причастия и ее изменения в различных церковных изданиях, в православном сегменте Интернета то затухает, то вспыхивает с новой силой. Проблема уходит корнями не столько в глубь веков, сколько в болезни и немощи современного христианства, которым она, кажется, в первую очередь своей остротой и обязана
Многим людям мысль о терпении скорбей кажется абсурдом — она просто не вписывается в философию потребления. Может, православные сами себе придумывают проблемы — посты, запреты, грехи, — а потом их решают, упиваясь собственным мужеством?! Или, может быть, у них какието особенные скорби, неведомые остальному миру? На эти вопросы отвечает редактор нашей газеты игумен Нектарий (Морозов)
Приходилось слышать, что люди порой сталкиваются с какими-то неприятными и даже обидными ситуациями в Церкви. Тяжелее всего, конечно, когда эту обиду наносит священник. Но если разобраться, то не все случаи столь однозначны. Может быть, мы обижаемся на справедливые вещи просто по незнанию? А что, если все-таки приходится терпеть напраслину? Как найти в себе силы переступить порог Церкви вновь? По-христиански ли искать защиты и справедливости у священноначалия? Об этом рассуждает настоятель Петропавловского храма г. Саратова игумен Нектарий (Морозов)
Как живем, так и молимся, как молимся, так и живем
Как научиться обращаться к Богу? Читать молитвы по молитвослову, хотя бы даже и внимательно, — это ведь еще не значит обращаться к Нему. Очень часто ловишь себя на том, что просто их читаешь или, запомнив уже наизусть, произносишь, как некие монологи, но внутренне не адресуешь к Создателю. Потому и рассеян, и сердце холодно, и заставляешь себя подняться на молитву с трудом… Что надо сделать, чтоб молитва стала живой и горячей? Об этом мы беседуем с игуменом Нектарием (Морозовым)
Каждому из нас приходится время от времени сталкиваться с ситуациями, когда, с одной стороны, мы прекрасно понимаем, как должно поступить, чтобы исполнить волю Божию, а с другой — все в нас этому пониманию противится: слишком уж это оказывается невыгодно, нерационально или даже вовсе — опасно. И риск проявить малодушие, дать слабину и пойти явным образом наперекор тому, к чему влечет нас Господь, бывает крайне велик
Может, я устрашусь от того, что живу…
Абсолютно все мы, независимо от своих внутренних качеств и от содеянных поступков, рано или поздно должны умереть. Можно стараться не думать об этом, чтобы не омрачать свое короткое существование, а можно попытаться в этой неизбежности увидеть опору в жизни. Что такое смерть и как к ней следует относиться христианину — об этом размышляет редактор нашей газеты игумен Нектарий (Морозов)
Бог наделил человека даром свободы, но в то же время дал Свои заповеди, неисполнение которых ведет к вечной погибели. Нет ли в этом противоречия? Может ли христианин быть свободным в своих действиях и мыслях? Где грань между реализацией свободы и неисполнением воли Божией? Об этом рассуждает редактор нашей газеты игумен Нектарий (Морозов)
Пасхальная радость — дар и труд
«Христос воскресе!» — этими словами мы приветствуем друг друга в день Пасхи, на Светлой седмице, до самого Вознесения Господня. И это, наверное, самое радостное, самое важное, что могут сказать друг другу верующие люди. Но порой даже пасхальная радость оказывается очень хрупкой, легко переходящей в грусть и тоску. Почему? И как вернуть сердцу ликование о Воскресшем Спасителе?
Думается, что каждый человек, хотя бы мало-мальски знакомый с жизнью Церкви, слышал словосочетание «горение духа». Но отнюдь не все смогут объяснить, что это такое. Почему? Потому что это, с одной стороны, глубоко личное переживание человека и оно не поддается словесному описанию «со стороны», или, научно выражаясь, объективации; а с другой стороны, для христианина горение духа — реальность объективная…
Сребролюбие — грех недоверия Богу
Говорить о сребролюбии в наше время — это все равно, что описывать жару летом. Июльское пекло мучает всех, от него не скроешься. Есть, конечно, спасение от зноя — кондиционеры и вентиляторы, тень и холодная вода. Но солнцепек-то мало кто любит, а любовь же к «сребру» порою целиком захватывает сердце. И случиться такое может даже в случае, если «сребра» этого и нет в карманах любящего…
Священник иногда встречает в храме людей, которые со слезами, с болью сетуют на то, что их раз за разом постигает неудача: на работу либо вовсе не берут, либо вскоре увольняют, и они снова остаются не у дел. При этом они искренне недоумевают, возмущаются: почему? Почему именно мне так не везет? Почему люди так черствы, жестоки? Почему Господь ко мне так немилосерд?
Понять самому, а не только ждать понимания
Есть такое проявление любви людей друг к другу, как дружба. Впрочем, всегда ли это действительно проявление любви? Что значит дружить? Кто для нас друг? Как мы призваны к нему относиться, как строить отношения с ним, если мы хотим быть христианами? Можно ли говорить о христианском понимании дружбы? Об этом мы сегодня беседуем с главным редактором нашего журнала игуменом Нектарием (Морозовым)
Игумен Нектарий (Морозов): «Молитва — это шаг по воде»
Если случаются какие-то критические ситуации, из которых, казалось бы, нет выхода, мы всем существом своим устремляемся к Тому, Кто нас создал и хранит на всех наших жизненных путях, — пусть порой и неосознанно устремляемся. И тогда молитва перестает быть абстрактным понятием, содержание его становится насущной необходимостью — ведь это способ связаться с Господом, получить необходимую помощь, утешение…
Пост — дело добровольное, но необходимое
Время поста и правила поста всегда вызывают множество вопросов — причем не только и не столько у церковных людей. В большинстве своем они касаются телесной меры поста — как это ни странно. Статья, которую мы предлагаем вашему вниманию, — именно об этом
Нам часто кажется, что святые шли к Богу путем прямым, безостановочным, шли шагом скорым, не спотыкающимся. Кажется, что вся их жизнь с момента обращения ко Христу (или с момента решения посвятить Ему себя) представляла собой одно непрестанное восхождение — от силы в силу, от земли к Небу. Строгая, четко выверенная вертикаль. Если у меня не получается быть христианином — всё напрасно? Почему у святых получалось идти к Богу, а у меня — нет? Размышляет игумен Нектарий (Морозов)
Видеть свои грехи больно и неприятно. Видеть же главный грех, убеждаясь в том, что неправильно не что-то отдельное в жизни, а жизнь в целом, как таковая, мучительно нестерпимо. Хотим мы этого мучения? Если нет, то и не сподобимся. А если да, то Господь нам его обязательно дарует. И оно-то, войдя в сердце, завладев душой, заставит меняться — день за днем, шаг за шагом, не давая покоя и роздыха
«Да исправится…» И я исправлюсь
Одно из самых трогательных, запоминающихся мгновений Литургии Преждеосвященных Даров — пение солистом или трио, или всем хором прокимна со стихами: «Да исправится…» и далее по тексту. И так именно в это время хочется каждое слово понять, до сердца довести, в молитве раствориться и переродиться…
Жизнь помогает постигать непостижимое
Главный редактор журнала «Православие и современность» игумен Нектарий (Морозов) размышляет о том, как помогает — а вернее, не помогает, а может помочь — наша повседневная жизнь научиться смирению. Научиться — значит понять, что оно такое, потому что теоретически это не постигается — только на личном опыте непосредственно
Какое нам дело до Закхея, мытаря и фарисея, блудного сына? Узнаём ли мы в них себя? Хватит ли у нас самих решимости на покаяние и возвращение к Отцу? Размышляет игумен Нектарий (Морозов)
«Я очень боюсь рая! – взволнованно выпаливает, нарушая ход моих мыслей, девушка.– Я не могу понять, что же я там буду делать!». Да, это не совсем то, что я ожидал услышать… Необычный страх. Непонятный совсем, на первый взгляд, даже иррациональный какой-то. Но нет, оказывается, что все и понятно, и рационально, причем, в высшей степени. «Я знаю, что там, в раю, всем должно быть хорошо,– объясняет, чуть успокаиваясь, моя собеседница,– но честно, в голове не укладывается: чем я там буду целую вечность заниматься? Вдруг мне будет скучно?»
Святая блаженная Ксения: святость как следствие любви
Какими мы видим святых? Обычно — такими, какими стали они благодаря благодати Божией и благодаря подвигам своим, сердце человеческое для благодати отверзающим. А крайне необходимо ведь понять: с чего для них этот путь к святости начинался? То есть постараться всмотреться в жизнь, в образ святого в то время, когда он еще не был святым, когда он был «такой же, как мы». Это помогает увидеть момент перехода из одного «состояния» в другое, что, безусловно, небесполезно для нас, так часто и горько сетующих на то, что «святые святыми и родились». Да нет, рождаемся мы все во грехе и грешниками…
«Да будет слово ваше да, да; и нет, нет…» (Мф.5:37). Что за добродетель, одна – в двух диаметрально противоположных по смыслу словах? Только в том она, чтобы не раздваивалось сердце наше, чтобы не было в нем лукавства? Чтобы, «да» говоря, «да» и думали? И чтобы, «нет» отвечая, «нет» помышляли? Или же есть еще какой-то смысл в этом евангельском речении? Есть, кажется, потому как всякая заповедь Господня «широка зело» (Пс.118:96), и много в ней смыслов и глубин обретается сердцем, ищущим воли Божией
Каково расстояние между нами и Богом? Не между нашей греховностью и испорченностью и Его святостью и совершенством. Не между нашей ограниченностью и ничтожеством и Его величием и всемогуществом. Не между нашим неразумием и Его премудростью. Нет. Между нами и Им – какое расстояние, его как измерить? Многие святые отцы говорят, что нет никого и ничего ближе нам, чем Господь. Кто-то из них даже употребляет такое сравнение: «Знаешь, как близок воздух к нашему телу? А Господь к нам еще ближе!». Но чаще всего мы чувствуем, что есть что-то, что нас от Бога отделяет, какое-то расстояние, какая-то преграда. И расстояние это постоянно меняется: то сокращается, то возрастает. И преграда то опускается к земле, становится, что называется, вровень с порогом, то вырастает до небес. Что это за расстояние, что это за преграда? У кого узнать, у кого спросить? Можно у Господа спросить, а можно и у себя… Ведь мы о расстоянии и преграде этих многое знаем – не все, но многое, правда. Ведь и то, и другое – мы сами
Чем знаменуется для нас — раз за разом — окончание многодневного поста, будь то пост Великий, Рождественский, Успенский или же Петровский? Переживанием духовной радости наступившего наконец праздника. Телесным утешением от вкушения скоромной, более вкусной и питательной пищи, которой мы добровольно себя лишали на протяжении длительного времени. А еще? А еще — тем, что мы начинаем реже ходить в храм, меньше молиться, утрачиваем ту малую толику собранности и «подвижности», что удалось-таки приобрести за пост, и впадаем в состояние какого-то противного нам самим — духовного же — расслабления
Часто оказывается, что наши души и умы пригвождены к земле и мы не возбуждаемся любовью к благам грядущим. А потому отступаем от Христа, слово Которого начинает казаться жестоким, и принимаемся лихорадочно искать другого уже утешения – того, что обретается в каких-то мелких, суетных, часто греховных удовольствиях этого мира. Так происходит движение от. Нет, это еще не совершенное отпадение, не отречение, подобное отречению Иуды. Но далеко ли до того – кто скажет? Ведь и он отпал не в заурядных обстоятельствах, а когда услышал: «… будет Пасха, и Сын Человеческий предан будет на распятие». А что, если мы услышим подобное сему?
Христианство – не система запретов
Бесконечные посты и соблюдение целого списка запретов – часто кажется, что именно из этого состоит жизнь христианина. Понять, какая связь между дорогой к Богу и бесконечными отказами себе в маленьких радостях жизни, довольно непросто. Мы встретились с настоятелем Архиерейского подворья – храма в честь иконы Божией Матери «Утоли моя печали» г. Саратова игуменом Нектарием (Морозовым) и получили ответы на вопросы о тех сторонах церковной жизни, которые очень часто вызывают недоумение…
«Должно быть стыдно грешить, но не каяться»
Современному человеку Таинства Церкви, к большому сожалению, часто кажутся не более чем устаревшими обрядами. Какой смысл, например, может иметь исповедь для человека, который не убивал и не грабил? Многие люди рассуждают приблизительно так. Между тем слово «покаяние» в переводе с греческого буквально означает «перемена ума», «перемена образа мыслей». Если ты чувствуешь, что сбился с дороги или зашел в тупик, если жизнь покатилась под откос, то ничто, кроме Таинства Покаяния, не поможет тебе по-настоящему
Каяться нужно — в прошедшем времени
Мы один раз в жизни принимаем Крещение и миропомазываемся. В идеале один раз венчаемся. Таинство Священства не носит всеобъемлющего характера, оно совершается лишь над тем, кому Господь судил быть принятым в клир. В Таинстве Соборования наше участие очень невелико. А вот Таинства Исповеди и Причащения ведут нас через всю жизнь к вечности, без них немыслимо бытие христианина. К ним мы приступаем раз за разом. Так что рано или поздно имеем все же возможность задуматься: а правильно ли мы к ним готовимся?…
Источник: http://www.eparhia-saratov.ru/
(340)