В предпоследние воскресенье перед Рождеством Христовым, мы вспоминаем всех ветхозаветных святых праведников и родственников Спасителя, которые жили во тьме языческих народов праведно, чисто, храня правую веру и ожидая Мессию, Который придет и избавит все человечество от диавола, греха и смерти.
Праотцы. Миниатюра Евангелия. Армения. XIII в.
Но вот интересный вопрос – почему в родословной Господа нашего Иисуса Христа среди многих мужчин вспоминаются только три женщины: Фамарь, Раав и Руфь? Причем все эти три женщины были не еврейками, а из языческих нечистых хананейских народов. Первые две из них имели довольно сомнительную репутацию. Фамарь соблазнила своего тестя Иуду и родила от него сыновей. Раав была иерихонской блудницей. Руфь сама напросилась в жены Воозу.
Почему же их имена прославлены Священным Писанием? Во-первых, потому, что Бог хочет тем самым нам показать, что Он пришел к грешному падшему человечеству, чтобы его спасти. Не к праведникам Бог пришел, но грешников призвать к покаянию и ввести в Царствие Небесное. К кающимся грешникам Спаситель пришел. Имена этих трех женщин стоят в родословной Христа (см. Мф. 1), чтобы никто не смел кичиться своей родословной, заслугами или добрыми делами.
Вот перед нами три язычницы, грешницы, которые покаялись, смирились и за то были помилованы Богом. Фамарь легла с тестем не по причине блуда, а для восстановления семени, для того, чтобы родить детей. Так как двое ее мужей, сыновей Иуды, по причине нечестия умерли, а третьего (хотя обязан был по закону ветхозаветного ужичества-левирата отдать) Иуда не давал из-за суеверия, боясь, что на Фамари проклятие. И тогда женщина, чтобы избежать страшного позора, идет на отчаянный шаг совращения самого Иуды с целью рождения детей. И она была помилована Богом за свое смирение. Раав принимает еврейских соглядатаев и спасает им жизнь, надеясь именно на Бога евреев. Женщина вырывается из круга собственных грехов, из языческой сатанинской традиции собственного нечестивого народа и становится верующей в истинного Бога. Какой подвиг с ее стороны! Какое мужество надо было иметь! Какие веру и смирение, чтобы совершить такой спасительный и дерзновенный шаг!
Примерно то же совершает и Руфь. Она бросает собственный народ и идет за еврейкой-свекровью к иудеям, потому что полюбила веру в истинного Бога и избранный Божий народ. И в ее роду рождается великий угодник Божий – пророк и царь Давид. И в ее роду рождается Господь и Бог и Спас наш Иисус Христос. Вот нам дивные уроки из жития этих женщин!
Египетский святой преподобный Марк Подвижник писал: «Когда слышишь слово Писания, что Господь воздаст каждому по делам его (см. Пс. 61:13), то не думай, что дела (сами по себе) достойны геенны или Царствия, но что Христос воздаст каждому по делам неверия в Него или веры как Бог Создатель и Искупитель наш, а не как Соразмеритель вещей, то есть дел и наград». Не спасаемся мы собственными силами и собственными добродетелями. Но единственно по милости Божией, под Его всеблагую волю нужно себя смирить. Часто человек говорит: «Батюшка, я исповедуюсь об одном и том же. Я падаю в одни и те же грехи. Я не перестаю грешить». Хочется ответить, что Бог часто попускает нам падать в грехи. Потому что Он таким образом избавляет нас от греха наибольшего и наистрашнейшего – от гордыни. Потому что часто мы не готовы к добродетелям. Если же будем знать, что мы великие постники, великие молитвенники и воздержники, то сердце наше возгордится. Оно будет преисполнено тонкого и скрытого, но убийственного тщеславия, которое будет очень сильно разрастаться, превращаясь в чудовище, пока нас не убьет. И молиться, и поститься можно неправильно, когда молитва и пост питают нашу гордыню и приводят человека к прелести.
Потому Господь и попускает нам падать в грехи, чтобы смирить нас. Потому нужно смиряться самому, как это делали Фамарь, Раав и Руфь. Единственная дверь ко спасению – это смирение, на нем строится всё здание наших добродетелей. Ничего мы не можем доброго совершить без Бога, а Ему, действующему в нас, возможно всё. Наша же главнейшая задача – смирить себя, свое сердце, свое тело, свою душу, свой разум, подклонить их под Божью волю и страстно желать единственного на потребу – спасения души. И Бог обязательно помилует такого человека. Потому что вера такого человека, смиренного, чиста. Он не желает ничего, кроме как соединения с Возлюбленным Богом. У такого человека нет поиска своего, только Божьего дела. И эта бескорыстность, искренность отверзает его сердце и впускает туда Господню любовь, заполняющую его до краев, до самых уголочков потаенных. И такой человек сам становится «Давидом» – возлюбленным сыном или дочерью Господа, пребывая в райском блаженстве Божественной любви. И первый шаг к этому – смирение.
Протоиерей Андрей Чиженко
(21)