Екатерина Иванова: Тот, кто был при Кресте

Все мы так или иначе можем найти свое место у Его Креста: кто-то плачет, кто-то кается в грехах, кто-то творит неправый суд… Сотнику Лонгину из римской провинции Каппадокия досталась самая страшная роль: быть непосредственным участником страшной казни Богочеловека. Но где бы и в каком бы положении ни находился человек, Бог не отнимает у него свободы. И этот римский воин использовал свою свободу наилучшим образом.


МУЧЕНИК ЛОНГИН СОТНИК

День памяти: 16 октября / 29 октября

Центурион на государственной службе

Иудея попала под римское владычество в 63 году до н. э. Это была очень неспокойная провинция. Евреи с самого начала крайне враждебно отнеслись к римским оккупантам, в любой момент могло вспыхнуть восстание. Поэтому на иудейской земле был размещен большой военный корпус.

Сотник Лонгин был одним из солдат того самого корпуса, посланным в эту далекую провинцию для охраны власти прокуратора Иудеи — Понтия Пилата. Родом этот воин был из Каппадокии — той самой, которая через несколько веков станет центром православного бого­словия. Вероятнее всего, он был греком — если не по рождению, то по языку.

Имя этого человека не упоминается в Священном Писании. Согласно некоторым источникам, сотника звали Кассий, а его полное имя — Гай Кассий Лонгин. Слово «Лонгин» в переводе с латинского означает «длинный, долгий, далекий».

Известно, что отец будущего святого имел небольшое имение недалеко от Кесарии Каппадокийской. Должность центуриона, которую занимал мученик Лонгин, была перспективна в карьерном плане: римская армия была строго иерархична, и, продвигаясь со ступени на ступень, можно было достичь больших высот.

К центурионам предъявлялись весьма высокие требования. Согласно одному из античных авторов, Флавию Вегецию Ренату, «в центурионы должен выбираться человек большой физической силы, высокого роста… который вполне усвоил искусство владения оружием, бдительный, выдержанный, подвижный, более готовый исполнять, что ему прикажут, чем разговаривать (об этом), умеющий держать в дисциплине своих товарищей по палатке… заботящийся о том, чтобы они были хорошо одеты и обуты».

Ко времени, когда святого Лонгина отправили в Иудею, он, вероятно, прошел уже не одну военную кампанию. Полицейская служба в Иерусалиме должна была стать новым этапом его продвижения по службе.

У подножия Креста

Одной из обязанностей центурионов-полицейских было обеспечение безопасности судебного производства и «процедур, осуществляющих правосудие». Они должны были контролировать арест подозреваемых, доставку их до места казни, а также осуществление расправы над ними. Центурион Лонгин руководил теми римскими солдатами, которые пригвождали преступников ко крестам. Некий Иисус из Назарета был для него всего лишь одним из многих приговоренных — не первым, но последним, кого он препроводил на казнь.

В тот день перед римскими стражниками стояла задача повышенной сложности: приближался иудейский праздник Пасхи, по этому поводу в Иерусалиме собралось огромное количество людей, что было чревато неприятностями, которые во все времена сопровождали подобные собрания. Кроме того, народ пребывал в волнении из-за слухов, связанных с этим самым Иисусом. К пересудам местных жителей сотник вряд ли прислушивался, но до него могли дойти рассказы о чудесном исцелении слуги другого сотника, служившего в Капернауме. Тогда Спаситель не только откликнулся на просьбу язычника исцелить его слугу, но и сказал, что и в Израиле не нашел такой веры (см.: Мф. 8, 10).

И вот он увидел Его воочию… И вел Его под конвоем почти через весь город, и отдавал приказы тем, кто вбивал гвозди в Его руки, и видел беснование толпы… И пока другие воины, кинув жребий, делили одежду распинаемого Богочеловека, в душе центуриона происходила тяжелая работа по перерождению. Он, как и все, видел смерть Спасителя и ощущал неизъяснимую тоску в душе, тяжесть и боль — не понимал, но чувствовал, что случилось что-то ужасное, непоправимое. Тогда казалось, что тьма, которая покрыла землю в шестом часу по иудейскому времени, воцарилась навсегда.

Известно, что когда мучения Спасителя закончились, сотник Лонгин — солдат, для которого кровь и страдания были частью повседневной рутинной работы — вдруг в смятении воскликнул: истинно Человек Сей был Сын Божий (Мк. 15, 39). После смерти Спасителя Пилат, дабы не раздражать иудеев, с которыми у него и так были натянутые отношения, приказал убить еще живых разбойников, перебив им голени, — чтобы не омрачать главного иудейского праздника. Но Лонгин ослушался приказа и не позволил сделать этого своим подчиненным. Вместо этого он решил убедиться, что странный проповедник из Назарета действительно мертв и про­ткнул ему грудную клетку своим копьем.

Копье святого Лонгина

Из тела Спасителя, как мы знаем, истекли кровь и вода. Всё произошедшее тогда стало впоследствии в символическом виде воспроизводиться при служении Божественной литургии.

С помощью копия — плоского железного ножа, заостренного с двух сторон — священник вырезает из богослужебной просфоры агнца, а также вынимает частицы из других просфор. Этот предмет являет собой образ того самого копья, которым сотник Лонгин, желая удостовериться в смерти Христа на Кресте, пронзил Его плоть. При воспоминании страдания Спасителя во время совершения проскомидии агнец слегка пронзается копием с правой стороны со словами: «Един от воин копием ребра Его прободе».

Классическую богословскую трактовку этого события дал Блаженный Августин: подобно тому как из ребра спящего Адама была сотворена Его невеста — Ева, из раны в боку уснувшего плотию Христа была создана Его невеста — Церковь.

Копье святого Лонгина — одна из величайших святынь христианства. Существует несколько версий о том, какое именно из нескольких сохранившихся старинных копий является тем самым: известны так называемое Армянское копье, Ватиканское копье и некоторые другие.

Свидетель воскресения

Сотник Лонгин стал не только свидетелем смерти Спасителя, но и свидетелем Его воскресения.

Именно этому воину было поручено сторожить место погребения Господа, так как иудеи боялись, что тело Христа будет украдено. Здесь святой Лонгин и его соратники стали свидетелями явления, которое привело их в ужас. Они увидели Ангела Господня, который отвалил камень от дверей гроба: вид его был, как молния, и одежда его бела, как снег; устрашившись его, стерегущие пришли в трепет и стали как мертвые (Мф. 28, 3–4).

То, чего так боялись иудейские первосвященники, произошло: Иисус воскрес из мертвых. Упорствуя в своем богоборческом безумии, они предложили римскому сотнику солгать: сказать, что это ученики Христа украли Его тело и объявили своего Учителя воскресшим. За лжесвидетельство предлагалось немалое вознаграждение, однако честный воин не пошел на сделку с совестью. Наоборот, он в подробном докладе рассказал обо всем случившемся своему руководству в лице Понтия Пилата, свидетельствуя, что был очевидцем и мучительной смерти Господа, и Его воскресения из мертвых.

Более того, святой Лонгин принял крещение от апостолов и начал открыто проповедовать Христа. Пилат и иудейские старейшины обрушили на бесстрашного воина весь свой гнев. Они хотели погубить свидетеля их преступления, но сделать это оказалось не так уж просто. Лонгин сотник имел репутацию героя и был известен самому римскому императору. Вскоре этот воин Христов сам принял решение уйти в отставку и удалиться на родину в Каппадокию, где также начал благовествовать о Христе.

Месть Пилата

Однако Пилат и его сообщники не оставили святого воина в покое, не простили ему того, что он разрушил их планы по дискредитации Спасителя.

Прокуратор, получив солидную взятку от иудейских властей, написал императору Тиберию письмо, в котором просто-напросто оклеветал честного центуриона. Император приказал убить ни в чем ни повинного ветерана.

Разыскивая святого Лонгина, его палачи всем говорили, что ищут этого уважаемого человека, чтобы воздать ему должные почести. Но подвижник, узнав об этом, сразу понял их замысел. Он пригласил палачей в свой дом, накормил их превосходным ужином, а когда они заснули, встал на молитву и молился всю ночь.

Наутро сотник Лонгин и его друзья, которые вместе с ним стояли при Кресте, приняли решение: они добровольно отдали себя в руки палачей и были усечены мечом. Голову святого воины передали Понтию Пилату, и тот приказал выбросить ее на свалку вне стен города.

Через много лет главу мученика Лонгина нашла одна слепая женщина из Каппадокии — христианка, которая пришла в Иерусалим, чтобы помолиться там об исцелении от слепоты. Святой явился ей во сне и сказал, где и как найти его святые мощи. В момент прикосновения к ним женщина прозрела. После этого она благоговейно отнесла останки мученика в Каппадокию и там погребла. К мученику Лонгину сотнику и по сей день обращаются с сугубыми молитвами о ходатайстве пред Господом в исцелении глазных болезней.


  Газета «Православная вера» № 20 (615)

  http://www.eparhia-saratov.ru/Articles/tot-kto-byl-pri-kreste


(137)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *