Дмитрий Марченко: «НАМОЛЕННАЯ ИКОНА». ЧТО ЭТО ЗА ЯВЛЕНИЕ?

Можно ли «намолить» икону? Рассуждения иконописца. 


Как это часто бывает, приходя из неверия или оккультного мистицизма в Церковь, мы в сердечной простоте неофитства принимаем на веру все, что впервые увидим, услышим или прочтем.

Проходит время, и некоторые вещи начинают вызывать у нас сомнения. И как часто, не желая расстаться со столь привычной и уютной картиной мира, мы начинаем для всех сомнительных моментов подбирать некие «благочестивые» объяснения или оправдания. Хотя вызывающий сомнения предмет, возможно, требует критического рассмотрения и сопоставления с подлинным церковным учением. Вот один из таких предметов.
Читать далее Дмитрий Марченко: «НАМОЛЕННАЯ ИКОНА». ЧТО ЭТО ЗА ЯВЛЕНИЕ?

(75)

«Прошу жалеть и любить друг друга»

Продолжаем рассказ о подвижниках ХХ столетия, на деле исполнивших заповеди Евангелия. Часто это были люди, которые проходили свой жизненный путь очень сокровенно — так, как герой нашего следующего повествования игумен Никон (Воробьев).


Путь, и истина, и жизнь

Лето 1915 года, Тверская область, небольшой городок Вышний Волочек. Один двадцатилетний юноша переживал мучительное состояние душевного кризиса, полной безысходности. Незадолго до этого он вернулся из Петрограда: окончил первый курс Психоневрологического института и не захотел учиться дальше. Молодой человек напряженно искал смысл своей жизни — и не видел его. Однажды душевная боль стала невыносимой. Выйдя в поле за городом, он поднял глаза к небу и заговорил с Богом. Детскую веру он давно утратил и молиться не умел, поэтому дерзновенно и прямо обратился ко Творцу: «Господи, если Ты есть, то откройся мне! Я ищу Тебя не для каких-нибудь земных, корыстных целей. Мне одно только надо: есть Ты — или нет Тебя?». И Господь ответил…

«Невозможно передать то действие благодати, которое убеждает в существовании Бога с силой и очевидностью, не оставляющей ни малейшего сомнения у человека,— напишет через много лет игумен Никон. — Господь открывается так, как, скажем, после мрачной тучи вдруг просияет солнышко: ты уже не сомневаешься, солнце это — или фонарь кто-нибудь зажег. Господь так открылся мне, что я припал к земле со словами: ″Господи, слава Тебе, благодарю Тебя! Даруй мне всю жизнь служить Тебе! Пусть все скорби, все страдания, какие есть на земле, сойдут на меня, даруй мне все пережить, только не отпасть от Тебя, не лишиться Тебя!″». Он вспоминал, что ясно услышал в этот момент торжественный колокольный звон. Казалось бы, ничего удивительного — неподалеку был монастырь. Но в такое позднее время, за полночь, вряд ли там могли звонить…
Читать далее «Прошу жалеть и любить друг друга»

(80)

ХРИСТИАНСТВО – РЕЛИГИЯ СЛАБЫХ?


Епископ Гомельский и
Жлобинский Стефан

Христианство – религия мужественных, крепких духом людей! Для того, чтобы не ответить злом на зло, подставить правую щеку, когда тебя ударили по левой, ответить на ненависть любовью, нужна особая сила. В самом звании христианина заложен глубокий смысл. Ведь тот, кто желает называться таким именем, то есть быть последователем Христа, должен, согласно евангельскому призыву, «отвергнуться себя, взять свой крест и следовать за Христом…».

Забыть себя во имя любви к Богу и ближнему – это настоящий подвиг. В жизни мы часто можем видеть обратное. Нередко люди, занимающие высокие посты, пренебрежительно относятся к своим подчиненным, гордыня заставляет их превозноситься над окружающими, но свой яд они направляют не только на них, этот яд разъедает их самих. Хотя порой этого сразу не замечают.

Жизнь верующего человека, имеющего высшую цель, – встречу с Богом – должна идти соответственно заповедей Священного Писания. Это очень долгий и нелегкий путь. Если мы вспомним таких людей, как преподобная Мария Египетская, праведный Иоанн Кормянский, преподобная матушка Манефа, новомученики и исповедники, пострадавшие от безбожной власти, мы не можем не удивиться выдающейся стойкости и мужеству, которые проявляли они. А ведь могли бы сказать, что отрекаются от Христа, и за несколько слов получить все земные блага мира. Но люди шли на страдания, готовы были даже умереть и умирали, но не сдавались, оставались верными своему высокому призванию. Разве кто-либо дерзнет назвать их подвиг слабостью?

Читать далее ХРИСТИАНСТВО – РЕЛИГИЯ СЛАБЫХ?

(212)

О всеоружии Божием. Объяснение на Еф.6:10–17. (проповеди)

Проповедь протоиерея Вячеслава Резникова

О всеоружии Божием

Еф.6:10-17; Лк.13:10-17.

Однажды в синагоге Господь Иисус Христос исцелил сгорбленную женщину. Может быть, другие видели в ней просто больного человека, но Господь видел и ее, и «духа немощи» в ней. Бывает, что злой дух наводит ужас на всех вокруг; а бывает, что безобиден для других и вредит только самому одержимому. Но в любом случае – природа его враждебна Богу и Его творению. И истинный продолжатель дела Христова ведет «брань не против плоти и крови», но – за самого человека, за его душу и тело, «против властей, против мироправителей века сего, против духов злобы поднебесных».

Выходя на эту битву, надо облечься «во всеоружие Божие». И делается это так. Во-первых, «станьте», – говорит Апостол. Встать, значит – отбросить леность, побуждающую сидеть и лежать. Затем надо препоясать «чресла». От воина требуется, чтобы ремень был туго застегнут, чтобы чресла всегда чувствовали его подтягивающую, собирающую силу, чтобы одежда не мешала работе, путешествию, борьбе. Христианин же должен быть препоясан «истиною», чтобы она собирала мысль и не давала уклониться ни направо, ни налево.

А затем надо облечься «в броню праведности». Броня со всех сторон ограждает от ударов. А уязвимым делает каждый грех, каждый порок, каждая непотребная привычка. И когда человек заслужил прочную репутацию праведника, то удары злобы, удары клеветы отлетают, как от брони, и не поразят ни унынием, ни смущением, ни страхом.

«А паче всего возьмите щит веры, – продолжает Апостол, – которым угасите все раскаленные стрелы лукавого». Щит тоже защищает от ударов, но в отличии от брони, которая на воине всегда и со всех сторон, – щитом защищаются активно, направляя в ту сторону, откуда пущена стрела, откуда ожидается особо сильный удар. А удары-то бывают такими, что весь мир сотрясается от них, и кажется, что Бог забыл про тебя.

Читать далее О всеоружии Божием. Объяснение на Еф.6:10–17. (проповеди)

(28)

Цитаты и наставления из писем святителя Афанасия (Сахарова)

О скорбях и испытаниях

Узы и всякие стеснения – это епитимия, Самим Господом наложенная. Но по великой милости Своей только за то, что я не отрекался и не отрекаюсь быть служителем Его, – Наказующий и само наказание в глазах братий представляет как некий подвиг ради Него. Буди слава Господу во веки.

Всякая скорбь и теснота искупают наши грехи. Здесь поскорбим – там облегчение будет.

Некоторая оставленность иногда попускается Господом для нашего испытания, для усиления и укрепления нашей веры.

Читать далее Цитаты и наставления из писем святителя Афанасия (Сахарова)

(379)

Марина Бирюкова: Светоч и утешение

«Воистину, преосвященный Афанасий мог сказать вместе с псалмопевцем Пою Богу моему дондеже есмь (Пс. 145, 2), ибо литургическая жизнь была воздухом его души»,— пишет игумения Сергия (Ежикова) в предисловии к своей книге «Святитель Афанасий (Сахаров), исповедник и песнописец». Книга издана Троице-Сергиевой Лаврой — духовной родиной святителя: именно здесь в октябре 1912 года 25-летний выпускник Московской Духовной Академии Сергей Сахаров, отличавшийся «юношески пылкой привязанностью к Церкви Христовой» (так писали в «Московских епархиальных ведомостях»), стал монахом Афанасием; а ту самую привязанность к Церкви, пусть уже не юношескую, но, безусловно, самую живую и радостную, он пронес через всю свою многострадальную жизнь. И всю эту жизнь пел Богу в ней, в Церкви.


Его гимнографическое творчество началось в год рокового перелома российской истории. 30-летний иеромонах Афанасий, преподаватель семинарии в родном Владимире, в качестве заместителя делегата принял участие в Поместном Соборе 1917-1918 годов. В августе 1918 года Собор принял решение о возрождении забытого праздника — Дня всех святых, в земле Российской просиявших. В годину духовной катастрофы праздник должен был напомнить русскому народу о его многовековом бесценном наследии: отец Афанасий вместе с академиком Борисом Тураевым составил службу всем русским святым, и она совершается до сих пор.

В книге игумении Сергии немало поразительных эпизодов, ярко показывающих силу духа и цельность личности святителя Афанасия. Вот один из них: в феврале 1919 года, когда ленинский наркомат юстиции принял постановление о вскрытии святых мощей и выставлении их на всеобщее обозрение, служивший в древнем Успенском соборе иеромонах Афанасий сумел превратить эту «выставку» в торжественное богослужение владимирским святым.

В июне 1921 года, когда «молодая республика советов» энергично топила Церковь в крови, настоятель Боголюбова монастыря архимандрит Афанасий был назначен епископом Ковровским, викарием Владимирской епархии. Он принял кафедру, невзирая на угрозы ГПУ, а насколько эти угрозы серьезны — все уже знали. Осенью 1922 года власть во Владимирской епархии захватывает обновленческое ВЦУ — «высшее церковное управление», викарный епископ Афанасий, которому, кстати, всего 35 лет, признать эту новоявленную власть отказывается: «Меня удивляет название — «Живая Церковь». Я знаю только единую святую и соборную апостольскую Церковь. Эта Церковь была и есть Церковь Бога жива (1 Тим. 3, 15)». Уполномоченный «красной церкви», бывший протоиерей Михаил Тихонравов, пишет на епископа донос в ГПУ. Владыка арестован: так начинается отсчет его крестного пути. Пути длиной в 22 года…
Читать далее Марина Бирюкова: Светоч и утешение

(80)