Неделя 18-я по Пятидесятнице. О милостыне. На 2Кор.9:6-11. (проповеди)

Святитель Лука (Войно-Ясенецкий)

О милостыне

2Кор.9:6-11.

В послании Коринфянам, ныне чтенном, св. апостол Павел призывает коринфян к великому делу милостыни. Он ставит им в пример македонян, которые были глубоко бедны, были нищи и тем не менее уделяли от нищеты своей помощь нуждающимся христианам в Палестине.

И говорит св. апостол коринфянам: «Кто сеет скупо, тот скупо и пожнет; а кто сеет щедро, тот щедро и пожнет» (2Кор. 9, 6).

Не о жатве, не о сеянии хлеба говорит Он, а о сеянии милостыни. «Кто сеет скупо, тот скупо и пожнет».

Так бывает в делах Божьих, а в делах земных бывает иначе: бывает, что земледелец посеет мало, скупо, а Сам Бог пошлет высокий урожай, и посеявший мало пожнет много.

Бывает и наоборот, что посеявший щедро, щедро не соберет: побьет град посеянное, и ничего не соберет земледелец.

А в делах Божьих так не может быть: всегда и неизменно тот, кто сеет скупо, скупо и пожинает, а кто сеет щедро, щедро и пожинает.

Сеять много велит нам святой апостол. К милостыне призывал нас не раз Сам Господь Иисус Христос, и послушайте, какое огромное значение придавал Он милостыне – совершенно исключительное значение. В своей речи, обличающей книжников и фарисеев, которые считали весьма важным делом омовение чаш, кружек и скамеек, Он так говорил: «Подавайте лучше милостыню из того, что у вас есть, тогда все будет у вас чисто» (Лк. 11, 41).

Эти слова относятся не к одним книжникам и фарисеям, мы должны относить их и к себе. Если будем подавать милостыню, то, по слову Христову, все будет у нас чисто.

О книжниках и фарисеях Он говорил, что внутренность их исполнена хищения и лукавства, но что если будут они подавать милостыню, то внутренность их, исполненная хищения и лукавства, станет чистой.

Так должны помышлять и мы о себе. И у нас внутренность наша, сердца наши часто нечисты, весьма нечисты, полны беззаконий. Надо, надо очистить нам внутренность нашу, сердца наши, и вот Господь указывает необыкновенно простое средство к этому: только подавайте милостыню, и тогда все будет чисто, вся внутренность ваша будет чиста.

Запомните это, запомните, что сила милостыни безмерно велика.

Св. Иоанн Златоуст называет милостыню царицей всех добродетелей. Он говорит, что милостыня открывает нам самые небеса. Он говорит, что силой данной нами милостыни можем мы невозбранно и неостанавливаемые ни на каких мытарствах, беспрепятственно вознестись к самому престолу Божию. Он напоминает нам о сотнике Корнилии, язычнике, который был весьма милосерд, творил много милостыни и постоянно молился. И послал к нему Бог ангела Своего, который сказал Корнилию: «Молитвы твоя и милостыни твоя взыдоша на память пред Богом» (Деян. 10, 4). Взошли к Богу…

Слышите вы, прямо к Богу восходят, восходят к Божию престолу, безостановочно проходят небеса, проходят мимо всех светил небесных, мимо полков ангельских, мимо серафимов и херувимов, и, нигде не останавливаясь, милостыни наши дерзновенно и быстро возносятся к самому Богу.

Знаете вы, не раз говорил я вам об этом, как и за что будет судить человечество Господь наш Иисус Христос, когда придет день Страшного Суда. Он не спросит никого из нас, ходил ли ты на богомолье, не спросит, поклонялся ли ты во Иерусалиме гробу Моему? Был ли ты девственником? Этого не спросит, спросит только одно: творил ли ты милостыню? Творил ли ты дела милосердия?

И при этом скажет удивительные слова: «Истинно говорю вам: так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали мне» (Мф. 25, 40).

Все добро, что делаем мы для нищих, несчастных братий наших, принимает Он как делаемое для Него Самого. Всякую милостыню, которую опускаем мы в руку бедного, принимает Сам в руки Свои.

О Господи, Господи наш! Как это велико: Ты Сам принимаешь милостыню нашу. Тебе, Богу нашему, должны мы подавать милостыню. А слово Божие истинно и неизменно, и всякая милостыня, которую творим нашим несчастным, обездоленным братьям, есть милостыня, подаваемая Самому Господу Иисусу Христу.

О как же это велико, и как надо нам призадуматься над словами апостола о том, что нельзя творить милостыню скупо, ибо скупо и пожнем Божию благодать за нее.

Надо творить ее всегда, неустанно, не только по временам. Надо сделать милостыню своей постоянной спутницей, надо милосердием обвязать сердце свое.

И если будем не скупо, а щедро творить милостыню, то пожнем и великую благодать, ибо так говорит Сам Господь Иисус Христос: «Давайте, и дастся вам: мерою доброю, утрясенною, нагнетенною и переполненною отсыплют вам в лоно ваше» (Лк. 6, 38).

Видите, за кусок хлеба, за чашу холодной воды, которую подаем мы нищему, Господь воздаст нам необычайной мерой, мерой доброй, утрясенной, нагнетенной, воздаст неизмеримо более того, что было дано Ему в лице нищих братьев наших.

Далее говорит св. апостол: «Каждый уделяй по расположению сердца, не с огорчением и не с принуждением; ибо доброхотно дающего любит Бог» (2Кор. 9, 7).

А как много среди нас таких, которые подают с огорчением, с неохотой, как будто по принуждению. И как бесконечно далеки мы от того духовного состояния, в котором пребывали великие милостивцы, как, например, святой Иоанн, Патриарх Александрийский.

Он был живым олицетворением милосердия. Все силы ума своего напрягал он, чтобы помогать всем и всюду. Вступив на патриарший престол, он велел своим сослужителям обойти весь огромный город Александрию и переписать всех его благодетелей.

С удивлением спросили его подчиненные: «Владыко, каких же благодетелей должны мы переписать?«. Он сказал: «Нищих, нищих, голодных, холодных, раздетых».

И переписали семь тысяч человек, и кормил их каждый день и одевал святой Иоанн.

Тот день, который проходил без дел милосердия, оплакивал он горькими слезами и считал пропавшим, ничего не стоящим днем жизни. Он благотворил «не с огорчением не с принуждением», он был доброхотным даятелем, которого любит Бог.

Никогда не думал он о том, что могут оскудеть средства его, он без оглядки раздавал все имение свое. И апостол Павел говорит: «Бог же силен обогатить вас всякою благодатию, чтобы вы, всегда и во всем имея всякое довольство, были богаты на всякое доброе дело».

И как много, много раз эти слова сбывались на добрых, милосердных, святых людях.

И как часто читаем в житиях святых, что раздавали они без остатка все имевшееся в монастыре для питания сотен странников, и приходил эконом монастыря, и говорил святому игумену: что будем делать? Все роздано, все закрома пусты, братии есть нечего.

Но святые не смущались, возлагали всю надежду на Бога, и Бог не оставлял их: всегда в таких случаях наполнялись амбары монастырские, или иным чудесным неожиданным образом посылалось то, в чем нуждались.

Так было с преподобным отцом нашим Сергием Радонежским, так было с Евфимием Великим, с Саввой Освященным и со многими другими святыми.

Господь никого не оставлял и всегда помогал тем, кто был всецело милостив.

«Как написано: расточил, раздал нищим; правда его пребывает в век».

Все расточал, все раздавал нищим, казалось, ничего не оставалось у него больше, но оставалась правда его, правда которая пребывает вовеки, которая вознесется к престолу Божию.

«Дающий же семя сеющему и хлеб в пищу подаст обилие посеянному вами и умножит плоды правды вашей».

Мы должны сеять, сеять милостыню, сеять правду, а посеянное нами возрастит Сам Бог, и возрастит иногда в тридцать крат, иногда в шестьдесят крат, а иногда и в сто.

«Так чтобы вы всем богаты были на всякую щедрость, которая через нас производит благодарение Богу» (2Кор. 9, 11).

Но чрезвычайно важно, как подаем мы милостыню, как творим дела милосердия, ибо если мы с искренней любовью утоляем нужды несчастных, то творим и другое великое дело: вселяем в сердца их благодарность Богу. Милосердие имеет такую силу, что может обратить к Богу даже сердца нищих, живущих без Бога, ибо есть и такие.

Милостыня имеет огромную, бесконечную силу, и вот пример: в конце IV и начале V века жил в Италии епископ Павлин Милостивый. Он происходил из весьма знатного, высокого рода; в двадцатилетнем возрасте он был назначен сенатором, потом консулом – это крупные, важные должности – потом губернатором важнейшей Римской области Кампании.

И все презрел он, все оставил, раздал имение свое нуждающимся и стал иноком. Он испытал немало поношений, издевательств, насмешек даже от прежних слуг своих, но ничем не смущался. Сделавшись епископом, он стал щедро раздавать нищим церковное имущество.

В его время произошло нашествие на Италию вандалов, дикого и жестокого народа. Вандалы покорили римлян и увели в плен множество людей, а епископ Павлин, сколько хватало денег, выкупал пленников. Пришла к нему бедная вдова, плача и прося выкупить ее единственного сына, взятого в плен вандалами. Он сказал: «Милая моя, денег у меня больше не осталось, но сделаем вот как: отведи меня в стан вандалов, пусть возьмут меня вместо сына твоего, а его отпустят». И сам предался в плен вандалам.

Вандальский князь, этот дикий, жестокий человек, был поражен кротостью и благородством нового раба своего: он наблюдал за ним и изумлялся тому, какое сердце билось в груди Павлина. И случайно он узнал, что это епископ. Он был поражен и проникся таким благоговением к этому благородному человеку, что не только отпустил его самого, но вместе с ним отпустил и всех пленных римлян.

Так самим собою выкупил из плена святой Павлин много несчастных пленных римлян. Так сбылись вот эти слова Павловы – «чтобы вы всем богаты были на всякую щедрость, которая через нас производит благодарение Богу».

Милосердие наше производит великую благодарность Богу в людях, далеких от Него.

Что может быть сильнее милосердия? Очевидно, ничто.

Эту добродетель ставил Господь Иисус Христос превыше всех добродетелей; к этой добродетели призывал апостол коринфян.

К этой же добродетели призываю и я, призываю вас к тому, чтобы вы были постоянны и усердны в милостыне, чтобы понимали, какая безмерная сила в ней.

Творите милостыню каждый по силам своим. Не требуется, чтобы вы отдавали все, а надо только, чтобы уделяли ближним своим часть из имения своего, хотя бы и скудного.

А в словах Христовых о вдове, положившей в сокровищницу только две лепты – два гроша – сказано, что положила она гораздо больше, чем все те, которые клали серебро и золото в корзину, ибо она отдала все, что имела, все свое пропитание.

Господь человеколюбив, Господь не требует подвига чрезмерного.

Говорит Он в притче о сеятеле, что если доброе слово его, слово проповеди падет на добрую землю, то возрастет и даст плод или в тридцать крат, или в шестьдесят, или во сто крат.

Знайте, знайте, что так глубоко ценит Господь нашу любовь к ближним, наше милосердие и наши милостыни, что если даже наши добрые дела дадут плод лишь в тридцать крат, примет и это, с благословением примет, как бы мало ни сделали добра, как бы мало ни помогли нищим братьям Его, – все примет с благословением. И услышите от Него на Страшном Суде: «Приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте царство, уготованное вам от создания мира» (Мф. 25, 34).

Да будет же для всех вас это обетование истинным и святым обетованием.

Да возрастут плоды добрых дел ваших хотя бы в тридцать крат. И тогда не останется без воздаяния даже кусок хлеба, даже чаша воды, только бы подали это с любовью, с лаской, с приветом.

Аминь.

21 октября 1951 г.

Проповедь протоиерея Василия Михайловского

Неделя восемнадцатая по Пятидесятнице

2Кор. IX, 6–11

6. Братия, при сем скажу: кто сеет скупо, тот скупо и пожнет; а кто сеет щедро, тот щедро и пожнет.

7. Каждый уделяй по расположению сердца, не с огорчением и не с принуждением; ибо доброхотно дающего любит Бог.

8. Бог же силен обогатить вас всякою благодатью, чтобы вы, всегда и во всем имея всякое довольство, были богаты на всякое доброе дело,

9. как написано: расточил, раздал нищим; правда его пребывает в век (Пс. CXI, 9).

10. Дающий же семя сеющему и хлеб в пищу подаст обилие посеянному вами и умножит плоды правды вашей,

11. так чтобы вы всем богаты были на всякую щедрость, которая через нас производит благодарение Богу.

И при апостолах были годы голодные в странах, где жили христиане. И св. апостолу Павлу приходилось быть сборщиком пожертвований на нужды бедных (1Кор. XVI, 2); мало того, ему вверено было из дальней страны, из Македонии, доставить собранные пожертвования в Палестину к христианам из иудеев. Апостол с радостью исполнил возложенное на него поручение, с особенною заботою он предрасполагал христиан разных мест к усердным пожертвованиям в пользу бедствующих братьев. И его слово доходило до сердец христианских. Он же, со своей стороны, изложил, например, коринфянам свой взгляд на сущность и качество добродетели милосердия, особенно в такие тяжкие, голодные дни. Он желал видеть в коринфянах усердие к пожертвованиям не меньше того, какое явили христиане македонские. Македонские христиане были доброхотны по силам и даже сверх сил – я свидетель, говорит апостол. Они весьма убедительно просили нас принять дар и участие их в служении святым, т. е. в помощи бедствующим христианам (2Кор. VIII, 3–4). Поэтому усердием других испытываю, говорит апостол коринфянам, искренность и вашей любви (ст. 8); к тому же вы желали тоже сделать пожертвования в пользу бедных еще с прошлого года (ст. 10). Совершите же теперь самое дело, дабы то, чего усердно желали, и исполнено было по достатку (2 Кор. ст. 11).

Гл. IX, ст. 6. При сем скажу вам, братия: кто сеет скудно, тот скупо и пожнет; а кто сеет щедро, тот щедро и пожнет. Земледелец если мало сеет, меньше и получит, чем тот, кто сеял больше. Точно так же бывает и с человеком в делах милосердия. Кто в жизни своей живет скупо, скряжничает, дрожащею рукою подает копейку, когда мог бы уделить и рубль, тот и себе то же увидит еще и здесь, на земле, и там – на небе. К скупому не бывает видно сочувствия от людей; каждый от него отвращается, как от существа почти бесчувственного, как от чудовища какого, потому что он глух к стонам бедных и сирот, он слеп, он не видит язв ближнего, нужд народных, его ничто не трогает, не тревожит, не движит. Он восседает на своих капиталах и скучает, что маловато их у него, что ему не хватит их на жизнь. Он ночей не спит из опасения, как бы не потерять злато и сребро. Но, о безумный! в сию ночь душу твою возьмут у тебя; кому же достанется то, что ты накопил (Лк. XII, 20), быть может, не всегда-то честно, с обидою других, с отказом себе в самом необходимом для твоей души, например в образовании ума, в облагорожении сердца добродетелями, даже с отказом себе в приличном куске хлеба? Пойдут по смерти твоей денежки по рукам разнохарактерных твоих наследников, которые при жизни твоей знать тебя не хотели, а по смерти добром не помянут. Начнутся из-за твоего капитала ссоры, тяжбы и иногда непримиримая вражда в родне, и погибнет память твоя с шумом, с недоброю молвою о тебе. А там, на том свете, где ты очутишься? В аду, в обществе с дьяволом, с завистливыми бесами. А ведь ты при другом направлении твоего сердца мог бы иначе устроить свою жизнь на земле и свою участь на небе. Тебе Бог посылал Свои дары: ты был сыт, имел заработки, оставалась копейка и на черный день. Ты мог бы и уделять сколько-нибудь на пользу ближних. Душе твоей было бы на земле радостно, от твоих благодеяний бедным полезно, да и от соседей твоих к тебе уважение непритворное. Ведь нельзя же жить без общества и не приражаться к нему, иначе заглохнешь: ум отупеет, сердце ожестеет, и выйдешь не человеком, а какою-то окаменелостью. Да к тому же твое богатство, твое здоровье и заработки разве ты в состоянии сохранить хоть на одну минуту, если Бог не благословит? Но вдруг ты лишишься своих средств. Сам был скуп – не жди особенных милостей и от других; ты лишился места, которым жил, – не думай, чтобы другие о тебе, скупом и бесчувственном, особенно пожалели и позаботились. В какую меру мерите другим, в такую отмерится и вам, сказал Христос (Мф. VII, 2). Суд без милости не оказавшему милости (Иак. II, 13). Так не лучше ли жить по-человечески, сочувствовать нужде другого, помогать ему, жалеть его? И совесть твоя за твою доброту вознаградит тебя миром, и другие окружат тебя благожеланием и сочувствием.

И верно то, что кто сеет щедро, тот щедро и пожнет; кто с охотою подает милостыню, без всяких задних мыслей, без самолюбия и других видов корыстных, тот щедро и получит еще и здесь – на земле, и там – на небе.

Здесь, на земле, милостыня очищает грехи (Сир. III, 30), привлекает особенное благоволение Божие. За милостыни язычник Корнилий от Бога получил чрез Ангела одобрение и был удостоен просвещения христианством чрез апостола Петра (Деян. X). Человеку доброму радостнее жить на земле. Если кто подавал от чистого сердца истинно бедному, тот испытывал, какое утешение и довольство бывает в нашей душе в те минуты! Как же счастлив и блажен тот добродетельный человек, который поставил задачею всей своей жизни благотворить ближним, служить для других, быть полезным всякому во всем добром! Еще: милостыня защищает человека во дни бед и несчастий общественных. Господь иногда видимо сохраняет благоденствие доброго человека. Затвори милостыню в клетех твоих и та измет тя от всякого озлобления (Сир. XXIX, 15). Семья добродетельного, его потомство благословляется Богом и никогда не бывает оставлено.

Поэтому, родители, будьте сами первее всего добры. За ваше добро и вашим детям будет хорошо. Кто подаст милостыню, тот эту милостыню взаймы дает Богу, Бога имеет своим должником (Притч. XIX, 17Мф. XXV, 40). Но Господь Бог всегда за наше добро воздаст сторицею; тогда и нам будет хорошо, и детям нашим. Св. царь Давид на закате дней своих высказал свое наблюдение над участью людей добродетельных и их потомства. Я, говорит он, был молод и состарился, и не видал праведника оставленным и потомков его, просящими хлеба: он всякий день милует и взаймы без лихвы дает, и потомство его в благословение будет (Пс. XXXVI, 25–26). Именем честного отца благоустрояется жизнь детей; так значит, лучше имя доброе, чем богатство многое. Милостыня к ближнему для Бога приятнее, чем жертвы (Ос. VI, 6Мф. IX, 13Мф. XII, 7). При пожертвованиях, например на храм, нужно в то же время иметь милосердие к ближним. Подобает, говорит Христос, и сие… делать, и того не оставлять (Мф. XXIII, 23).

Там, на небе, милостыня высоко ценится на суде (Иак. II, 13). Там будут наследовать Царствие Божие не строго правдивые и немилосердные люди, а люди милостивые, в свое время жаждущего напоившие, алчущего напитавшие, больному помогшие, узника утешившие и посетившие, страннику давшие теплый, спокойный приют. Да, милостыня избавляет от вечной смерти (Тов. XII, 9). Блаженны же милостивые, потому что они непременно помилованы будут (Мф. V, 7).

Но как должно творить милостыню? По каким побуждениям, чтобы она была спасительна душе нашей?

Ст. 7. Каждый уделяй по расположению сердца, т. е. по желанию добра и помощи другому, не с огорчением сердца и не с принуждением. Это вот что значит: твори добро не тогда только, когда тебя к тому приглашают иногда высшие тебя, так что тебе хоть и не желательно расстаться с своими деньгами, а приходится пожертвовать к огорчению твоего сребролюбивого сердца. Имей доброе сердце и не только на ту пору, когда тебе вместе с другими общеобязательно пожертвование и, так сказать, «побор» (2Кор. IX, 5) на нужды общественные. Твори добро хотя и без огорчения твоего сердца, но и не ради твоего собственного самолюбия, когда тебя ждет похвала от народа или награда от начальства. А нечего греха таить: иногда ради последних побуждений жертвуются большие суммы, почти без участия доброты в сердце, а между тем в то же время и те же люди с малой суммой не хотят расстаться для пользы бедным. Как лукаво бывает сердце человеческое! Как хитры изгибы его! Итак, уделяй по доброму, а не своекорыстному расположению сердца, потому что Бог любит доброхотно дающего. Поэтому подавай милостыню, ничего не ожидая; подавай так, чтобы левая твоя рука, более слабая сторона твоего сердца – самолюбие, не знала, что делает правая – сильное, благочестное чувство. При всяком даре имей лице веселое (Сир. XXXV, 8). Благотвори с радушием (Рим. XII, 8). Помогай, не давая призреваемому чувствовать зависимость от тебя; не укоряй, помогая. Подавай милостыню, не скучая и не опасаясь, что сам останешься без куска хлеба, что самому не хватит на черный день.

А есть, к сожалению, христиане, которые нередко отказывают в милостыне другим, собственно, из опасения, что самим нужно, что теперь сбереженная копейка в будущности самим пригодится. В будущности? А известна ли она нам?

«У меня, – говорят иные, – жена, дети. Самим нужны хлеб, одежда, жилище, образование. До нищих ли тут?» Но вот что нужно помнить. Во-первых, Бог никогда не требует, не заповедует нам ни одной жертвы свыше наших сил; следовательно, если Он заповедует творить милостыню, то, значит, мы всегда имеем возможность быть милостивыми. И едва ли кто из христиан не может быть полезным хоть чем-нибудь – кто рублем, кто копейкой, кто словом утешения, кто научением, кто личною услугою, исполнением поручения. Не всегда же милостыня состоит в вещественных пожертвованиях. Иногда добрый совет, ласковое слово, благовременное сведение бывают дороже рублей. Значит, имейте только сердце, готовое к добру, и пользуйтесь всяким случаем, и вы можете быть так или иначе полезными в добре, и вы выполните заповедь Христову о милосердии.

Не опасайтесь за оскудение ваших средств, за обеднение вашего семейства по смерти вашей. Вы уже слышали сегодня вышеизложенное мною наблюдение св. царя и пророка Давида. Послушайте, что говорит и св. апостол.

Ст. 8. Господь Бог… силен обогатить вас всякою благодатью, чтобы вы, всегда и во всем имея всякое довольство, были богаты на всякое доброе дело. И действительно, разве нет пред нашими глазами примеров, что добродетельный человек, щедрою рукою раздающий полученные от Бога дары богатства, не видит оскудения своих сокровищ; напротив, замечает, что его дела торговые, его семейная жизнь, воспитание и обучение детей благословляются Богом, процветают на общую семейную радость. А заскупись человек, и рука Господня отвращается от него. Или еще пример из жизни. Положим, кто-нибудь из нас не подаст истинному бедняку несколько копеек. По-видимому, такой экономный человек сделал сбережение в своем хозяйстве. Но он ошибся в расчетах. За то Господь посылает в семью болезнь на какого-нибудь члена семьи. Эта болезнь отнимет несколько рабочих дней, потребует врачей и лекарств; расходы неожиданные окажутся гораздо большими, чем какие бы сделал человек при милостыни бедному. Жаль, что мы в своей обыденной жизни не любим проверять самих себя и особенно своих темных черт сердца и уяснять себе при свете Евангелия такие или иные наши обстоятельства. Ведь такое внимательное, каждодневное, беспристрастное наблюдение над собою и занимательно, и полезно. Но уж если мы над собою не умеем наблюдать, то поверим тому, что Слово Божие говорит про щедрого и милостивого.

Ст. 9. Об нем написано: расточил, щедро раздал нищим; но правда его пребывает в век (Пс. СХI, 9), и это вот что значит. «Человеколюбие милостивого человека не ограничивается одновременным пожертвованием значительным; оно при благословении Божием продолжается всю жизнь его да не прекращается и с его смертью; оно переходит в вечность, открывая благотворителю вход в вечные обители неба. Хотя благотворительный человек щедро раздает, что имеет, но Бог умножает Свои дары в руках его, и он имеет возможность продолжать свои благотворения. Плоды его благотворительности не умирают, потому что милующий нищего взаим дает Богу; по даянию же его воздастся ему (Прит. XIX, 17)».

Ввиду всего этого, опасающиеся за кусок хлеба и жалеющие подать бедным, веруйте, что

(ст. 10) Господь Всемогущий, Который дает семя сеющему, т. е. милостивому, дары для милостыни, даст ему и хлеба в пищу и умножит посеянное вами, т. е. увеличит ваши средства для жизни и благотворении, и возрастит плоды правды вашей, как Он не оставлял ветхозаветных добрых людей. Все это Господь сделает и для вас.

Ст. 11. Так чтобы вы, коринфяне и все добрые христиане, всем богаты были на всякую щедрость, которая через вас производит благодарение Богу.

Это значит, что когда христианин творит добрые дела, тогда принимающий благодеяние благодарит Бога за таких добрых людей и за дары, преподанные от Господа людям. Мало того, не только в облагодетельствованном пробуждается чувство благодарения, но и в посторонних свидетелях милосердия бывает заметно прославление Господа. Так, значит, делая добро, мы и свою душу спасаем, и Бога прославляем, и других привлекаем к Богу.

Православные! В настоящие дни из Самарской и Оренбургской губерний раздается раздирающий голос миллионов голодающих. В газетах очевидцы бедствия описывают ужасные картины голода. Тяжело читать их, зная, что голод свирепствует уже теперь, в начале осени. Что же будет зимою? Чем и как встретят весну голодающие? Да и встретят ли? Доживут ли? Вот пишут из Самары: «Еще только осень, а у крестьян Самарской губернии уже нет хлеба, при этом масса накопившихся недоимок, еще большая масса частных долгов, скот наполовину распродан за бесценок, остальной нечем кормить, весною крестьянам нечем сделать нового посева, нечем поддержать расстроенного хозяйства, нечем прокормить семьи». Что же? Ужели оставить бедняжек на произвол судьбы умирать самою мучительною из смертей – голодною смертью? Нет, нет!

Голодным христианам в Палестине своевременно помогали усердно христиане Македонии, Коринфа и Галатии; и голод был предотвращен, уныние духа устранено. Того ждет Христос и от нас, живущих в лучших условиях. Подадим мы, все русские христиане, алчущим хлеба и предотвратим ужасы голода. Ведь немного с каждого и пожертвовать; стоит себе только отказать хоть один раз в одном из обыкновенных блюд в столе и неизрасходованную сумму отдать для голодающих.

Для вас же, православные мои слушатели, открывается поприще постоянной, усердной, правильной, посильной благотворительности в кругу, вам сподручном, среди вас нашим бедным прихожанам, вдовам, сиротам, больным и другим несчастным.

Не безызвестно вам, что у нас предполагалось устроить общество для помощи бедным нашего прихода. Устав этого общества уже утвержден и напечатан, он раздается всем и каждому. И сегодня нас Господь благословит открыть это общество и отдать оное под покровительство Божией Матери. Усердно просим вас не отказать нам в вашем сочувствии и содействии. Бедность, болезнь и другие несчастья заставляют человека искать поддержки от других. Отверзите сердца ваши; помогите и своими средствами, и своим советом, и наблюдением над нуждами ваших соседей. Не будьте скупы на благотворения: кто скупо сеет, тот и сам скупо пожнет.

Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела, ваши милостыни, и прославляли, и возблагодарили за то Отца вашего Небесного, Которому всегда от всех подобает всякая слава, честь и поклонение (Мф. V, 16).

Проповедь протоиерея Родиона Путятина

На 2Кор.9:6.

Кто сеет скупо, тот скупо и пожнет; а кто сеет щедро, тот щедро и пожнет (2Кор. 9:6).

Каково нам будет жить по смерти? В покое будем там мы или в непокое? Радоваться будем или страдать? Утешаться или скучать? Вот что говорит на это апостол Павел: Кто сеет скупо, тот скупо и пожнет; а кто сеет щедро, тот щедро и пожнет.

Настоящая наша жизнь есть время сеяния для жизни будущей; будущая жизнь есть время жатвы: мы здесь сеем, а там будем жать. Какое же это семя, которое мы здесь сеем? Дела, которые мы здесь делаем, есть то семя, которое сеем для будущей жизни.

Где же земля та, в которую мы сеем? Наши ближние – та земля, в которую мы сеем. Что мы здесь в них посеем, то там пожнем, то есть что для ближних сделаем, то там получим. Итак, слова апостола Павла заключают в себе вот какой смысл: кто не делает добра ближним, здесь на земле, тому худо будет там по смерти; кто делает добро ближним здесь на земле, тому хорошо будет там по смерти. Добрые люди здесь не всегда наслаждаются счастьем: это оттого, что добрые дела теперь еще не зрелы; им теперь еще и не время созревать; они вполне созреют в будущей жизни, и потому добрые люди полным счастьем насладятся по смерти. Насладятся: то не пропадет, что мы делаем для других. Бог, дающий семя сеющему и хлеб в пищу, подает обилие посеянному и умножит плоды правды. Если бы за добрыми делами смотрели люди, то добрые люди могли бы остаться без награды; но за ними смотрит Сам Бог, Он ничего не оставит без награды – и доброе слово, в пользу ближнего нами сказанное, Он вспомнит, и ласковый взгляд наш Он не забудет.

После этого легко, слушатели, узнать, каково нам будет по смерти. Если мы хорошо, мирно со всеми живем здесь на земле, то и нам хорошо будет, мы спокойны будем там по смерти; а если мы худо живем с ближними – и нам будет худо. Если от нас другие не плачут здесь, а радуются, то мы сами не будем плакать по смерти, а будем радоваться; если другие от нас льют слезы, то и мы будем проливать слезы по смерти. Одним словом, каково здесь от нас нашим ближним, таково нам будет в будущей жизни. Человеку, который здесь беспокойно со всеми живет, там не будет покоя.

Итак, вот как важны для нас наши ближние! О них нам больше надобно заботиться, чем о себе. Мы по смерти будем жить только тем, что ныне ближним нашим сделаем: ничего не сделаем им, нечем будет нам и жить. Кто сеет скупо, тот скупо и пожнет; а кто сеет щедро, тот щедро и пожнет. Аминь.


Источники:

https://azbyka.ru/otechnik/Luka_Vojno-Jasenetskij/propovedi/1_24

https://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_Bogosluzhenie/ob-jasnenie-apostolskih-chtenij-na-liturgii-vo-vse-voskresnye-dni-goda/36

https://azbyka.ru/propovedi/propovedi-protoiereya-rodiona-putyatina.shtml#n107

(59)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *