Неделя 18-я по Пятидесятнице. О милостыне. На 2Кор.9:6-11. (проповеди)

Святитель Лука (Войно-Ясенецкий)

О милостыне

2Кор.9:6-11.

В послании Коринфянам, ныне чтенном, св. апостол Павел призывает коринфян к великому делу милостыни. Он ставит им в пример македонян, которые были глубоко бедны, были нищи и тем не менее уделяли от нищеты своей помощь нуждающимся христианам в Палестине.

И говорит св. апостол коринфянам: «Кто сеет скупо, тот скупо и пожнет; а кто сеет щедро, тот щедро и пожнет» (2Кор. 9, 6).

Не о жатве, не о сеянии хлеба говорит Он, а о сеянии милостыни. «Кто сеет скупо, тот скупо и пожнет».

Так бывает в делах Божьих, а в делах земных бывает иначе: бывает, что земледелец посеет мало, скупо, а Сам Бог пошлет высокий урожай, и посеявший мало пожнет много.

Бывает и наоборот, что посеявший щедро, щедро не соберет: побьет град посеянное, и ничего не соберет земледелец.

А в делах Божьих так не может быть: всегда и неизменно тот, кто сеет скупо, скупо и пожинает, а кто сеет щедро, щедро и пожинает.

Читать далее Неделя 18-я по Пятидесятнице. О милостыне. На 2Кор.9:6-11. (проповеди)

(75)

Неделя 18-я по Пятидесятнице. Память святых отцов VII Вселенского Собора (проповеди)

Неделя 18-я по Пятидесятнице

Память святых отцов VII Вселенского Собора
(проповеди)

Историческое содержание

В VIII столетии император Лев Исавриец воздвиг жестокое гонение на св. иконы, которое продолжалось при сыне его, Константине V Копрониме, и внуке. В 787 году против этой иконоборной ереси царицею Ириною созван был Седьмой Вселенский Собор в г. Никее, на который явились 367 отцов.

Вселенские Соборы (которых было всего семь) собирались для уяснения вопросов веры, непонимание или неточное истолкование которых вызывало смуты и ереси в Церкви. Также на Соборах вырабатывались правила церковной жизни. В конце VIII века в Церкви обозначилась новая ересь — иконоборчество. Иконоборцы отрицали почитание земной святости Матери Божией и святых Божиих угодников и обвиняли православных в поклонении тварному созданию — иконе. Вокруг вопроса о почитании икон возникла ожесточенная борьба. На защиту святыни поднялись многие верующие, на которых обрушились тяжкие гонения.

Все это потребовало дать полное учение Церкви об иконе, ясно и четко определить его, восстанавливая иконопочитание наравне с почитанием Святого Креста и Святого Евангелия.
Читать далее Неделя 18-я по Пятидесятнице. Память святых отцов VII Вселенского Собора (проповеди)

(195)

Неделя 18-я по Пятидесятнице. Притча о сеятеле (проповеди)

Еван­гель­ское чте­ние на Ли­тур­гии

(Лк.8:5-15, – 35 за­ча­ло)

[Прит­ча о се­я­те­ле]

(Ска­зал Гос­подь та­кую прит­чу:)

«Вы­шел се­я­тель, чтобы се­ять по­сев свой, и ко­гда он се­ял, часть зё­рен па­ла воз­ле до­ро­ги, где они бы­ли за­топ­та­ны, и пти­цы небес­ные по­кле­ва­ли их. А дру­гие упа­ли на ка­мень, и всхо­ды за­сох­ли, по­то­му что не бы­ло им вла­ги. И ещё зёр­на упа­ли в тер­ние, и вы­рос­ло тер­ние и за­глу­ши­ло их. А дру­гие па­ли на зем­лю доб­рую, и всхо­ды под­ня­лись и да­ли плод сто­крат­ный».

Ска­зав это, Он вос­клик­нул: «Кто име­ет уши, чтобы слы­шать, – пусть слы­шит!»

И ста­ли уче­ни­ки Его спра­ши­вать, что бы озна­ча­ла эта прит­ча? А Он ска­зал: «Вам да­ро­ва­но по­знать тай­ны Цар­ствия Бо­жье­го, а про­чим – в прит­чах, чтобы они, ви­дя, не ви­де­ли, и, слы­ша, не ра­зу­ме­ли (Ис.6:9-10.

Вот что озна­ча­ет эта прит­ча. Се­мя – это сло­во Бо­жие; а ме­сто при до­ро­ге – это те, что услы­ша­ли. Но по­том при­хо­дит диа­вол и по­хи­ща­ет сло­во из их сер­дец, чтобы они, уве­ро­вав, не об­ре­ли спа­се­ния. А ка­ме­ни­стое ме­сто – это те, ко­то­рые, услы­шав сло­во, с ра­до­стью его при­ни­ма­ют, но оно не име­ет в них кор­ня; они хра­нят ве­ру недол­го, а во вре­мя ис­ку­ше­ния впа­да­ют в от­ступ­ни­че­ство. А ме­сто в тер­ни­ях – это те, ко­то­рые услы­ша­ли сло­во, но на пу­тях жиз­ни обу­ре­ва­е­мы за­бо­та­ми, и бо­гат­ством, и жи­тей­ски­ми на­сла­жде­ни­я­ми, так что пло­ды их не до­зре­ва­ют. А зем­ля доб­рая – это те, ко­то­рые, услы­шав сло­во, хра­нят его в серд­це доб­ром и чи­стом и бла­го­да­ря по­сто­ян­ству при­но­сят плод». Ска­зав это, Он воз­гла­сил: «Кто име­ет уши слы­шать, – пусть слы­шит!»

К по­ни­ма­нию ис­то­ри­че­ско­го смыс­ла прит­чи о се­я­те­ле

Свя­щен­ник Кон­стан­тин Пар­хо­мен­ко на­зы­ва­ет прит­чу о се­я­те­ле са­мой «про­стой и од­новре­мен­но… са­мой слож­ной и за­га­доч­ной прит­чей из всех, что мы чи­та­ем в Еван­ге­лии». Раз­би­рая её по тек­сту у Мар­ка (Мк.4:1-20), он спра­вед­ли­во за­ме­ча­ет, что «она ока­за­лась го­раз­до глуб­же, неже­ли пред­став­ля­ли се­бе преж­ние по­ко­ле­ния тол­ко­ва­те­лей», сво­див­шие ска­зан­ное к неза­мыс­ло­ва­той мо­ра­ли­сти­ке. Её на­ме­рен­но за­ву­а­ли­ро­ван­ный (Са­мим Хри­стом!) смысл рас­кры­ва­ет­ся в кон­тек­сте ев­рей­ских на­цио­наль­но-по­ли­ти­че­ских ожи­да­ний то­го вре­ме­ни.

«<…> Те­перь пред­ставь­те, ко­гда Хри­стос на­чал рас­ска­зы­вать эту прит­чу, как жад­но впи­ты­ва­ли её окру­жа­ю­щие и пы­та­лись раз­га­дать. А ло­мать го­ло­ву бы­ло над чем. Со­глас­но прит­че – се­я­ние на­ча­лось, се­я­тель вы­шел се­ять! То есть сбы­ва­ет­ся то, о чем пред­ска­зы­ва­ли про­ро­ки. Кто ока­зы­ва­ет­ся се­я­те­лем? Иисус! Но вот ужас для слу­ша­те­лей! Ока­зы­ва­ет­ся, этот ожи­да­е­мый сев бу­дет не од­но­знач­но удач­ным, как на то на­де­я­лись евреи. У про­ро­ков не най­дем упо­ми­на­ний о ка­ких-ли­бо непри­ят­но­стях во вре­мя «свя­щен­ной по­сев­ной». А тут… Иисус про­сто ре­во­лю­цию устра­и­ва­ет. Он го­во­рит, что Бог в Его ли­це на­чал се­ять, да ещё и то, что мно­гие се­ме­на по­гиб­нут или не да­дут пло­да и за­сох­нут…

Од­но се­мя упа­ло на ка­ме­ни­стую поч­ву, дру­гое по­кле­ва­ли пти­цы (а пти­цы в Вет­хом за­ве­те бы­ли си­но­ни­мом языч­ни­ков, или бе­сов). По­лу­ча­ет­ся, что Бог-то се­ет, то есть ожи­да­ния и обе­ща­ния как бы сбы­ва­ют­ся, но всё про­ис­хо­дит со­всем не так, как то­го ожи­да­ли иудеи.

Читать далее Неделя 18-я по Пятидесятнице. Притча о сеятеле (проповеди)

(2244)

Ли­ля­на Ха­бья­но­вич-Джу­ро­вич: «Петкана»

«Бла­го есть хра­нить тай­ну ца­ре­ву, но сла­вы до­стой­но — воз­ве­щать о де­я­ни­ях Бо­жи­их», — гла­го­лет свя­той Ар­хан­гел Ра­фа­ил. Ибо не со­хра­нять цар­скую тай­ну — опас­но и са­мо­убий­ствен­но; за­мал­чи­вать же де­ла Гос­под­ни — па­губ­но для ду­ши. По­се­му и аз, греш­ный, стра­шусь пре­дать за­бве­нию Бо­же­ствен­ную ис­ти­ну. Сие же непре­мен­но слу­чит­ся, ес­ли я не рас­ска­жу лю­дям див­ную по­весть, кою сам од­на­жды услы­шал. Аще ли не воз­ве­щу ее, сбу­дет­ся на мне гроз­ное про­кля­тие, об­ра­щен­ное к ле­ни­во­му ра­бу, что по нера­ди­во­сти сво­ей за­рыл в зем­лю та­лант, по­лу­чен­ный от Гос­по­да, как го­во­рит об этом Свя­тое Еван­ге­лие. Пусть ни­кто не со­мне­ва­ет­ся в том, что я со­би­ра­юсь по­ве­дать. Да не по­мыс­лит он, буд­то ис­то­рия сия мо­жет быть неправ­дой. Со­хра­ни нас Бо­же рас­про­стра­нять ложь о свя­тых угод­ни­ках. Но ес­ли да­же и най­дут­ся сре­ди чи­та­те­лей та­кие, ко­му труд­но по­ве­рить в ту часть мо­е­го рас­ска­за, что по­вест­ву­ет о чу­де­сах Гос­под­них, то да бу­дет ми­ло­серд­ный Бог ми­ло­стив и к ним. Ибо немощ­но есте­ство че­ло­ве­че­ское и труд­но ему уве­ро­вать в то, что си­ла Бо­жия про­яв­ля­ет­ся и в лю­дях.

Од­на­ко при­спе­ло вре­мя на­чать уже и сам рас­сказ сей о до­сто­чуд­ных де­лах, свер­шив­ших­ся в ро­де на­шем.

Гос­подь же, тво­ря­щий див­ные чу­де­са, ко­им несть чис­ла, и сто­ри­цею воз­да­ю­щий тем, кто при­сту­па­ет к Нему с ис­крен­ней ве­рой, да воз­на­гра­дит всех, кто с поль­зою для се­бя про­чтет эту по­весть; а так­же — и тех, кто слу­шал ее, рав­но как и тех, кто по­тру­дил­ся ее за­пи­сать. Пусть все они удо­сто­ят­ся бла­го­го уде­ла сей слав­ной угод­ни­цы Бо­жи­ей. Мы же воз­не­сем днесь хва­лу Гос­по­ду, Ца­рю и Бо­гу Пре­веч­но­му, дабы спо­до­бить­ся и нам ми­ло­сти Его в день Страш­но­го Су­ди­ща Хри­сто­ва, Ему же по­до­ба­ет вся­кая честь, сла­ва и по­кло­не­ние, со От­цем Его и Пре­свя­тым и Жи­во­тво­ря­щим Ду­хом, ныне и прис­но, и во ве­ки ве­ков. Аминь.

Свя­ти­тель Со­фро­ний, Пат­ри­арх Иеру­са­лим­ский



От автора


О пре­по­доб­ной ма­те­ри на­шей Па­рас­ке­ве-Пет­ке со­хра­ни­лось крайне ма­ло пись­мен­ных сви­де­тельств. Тем дра­го­цен­нее они для нас.

Бла­го­да­рю свя­ти­те­ля Ев­фи­мия Тыр­нов­ско­го, свя­тей­ше­го Пат­ри­ар­ха Бол­гар­ско­го, свя­то­го Вла­ды­ку Серб­ско­го Ни­ко­лая, пре­по­доб­но­го от­ца на­ше­го Иусти­на По­по­ви­ча, а так­же иеро­мо­на­ха Сте­фа­на Джор­д­же­ви­ча, из чьих тру­дов я по­черп­ну­ла ос­нов­ные све­де­ния о зем­ной жиз­ни са­мой лю­би­мой свя­той пра­во­слав­но­го міра.

Читать далее Ли­ля­на Ха­бья­но­вич-Джу­ро­вич: «Петкана»

(181)

Проповедь протоиерея Григория Дьяченко: Преподобная Параскева


Проповедь протоиерея Григория Дьяченко

(Великое значение храма Божия для христиан)

Св. препод. Параскева, память коей совершается ныне, жила в XI веке. Она была славянка-сербыня и получила воспитание в богобоязненной семье. Однажды «в храме» она поражена была словами евангелия: «иже хощет идти по Мне, да отвержется себе» (Мар. 8, 34), и с этого времени начала раздавать все бедным и жить для Бога. Усердие свое послужить ближнему часто по-детски, как могла, проявляла она в том, что отдавала свое богатое платье встретившейся нищенке, а взамен его брала и надевала на себя лохмотья… Ей выговаривали за это дома, но, побуждаемая жалостию и любовию, она снова отдавала все свое неимущему.

Придя в возраст, по смерти родителей Параскева удалилась от мира; посетив Царьград и обойдя святыя места его, где она выслушивала наставления подвижников, поселилась она по совету их в предместии Ираклийском при уединенном храме покрова Божией Матери, где и провела пять лет в строгом посте и постоянной молитве. После того отправилась она в Палестину и, поклонившись святым местам, решилась жить в иорданской пустыне. Одному Богу известны борьба и труды, которые должна была перенести пустынница, но в Нем обрела она силу не отступать от своего пустынного подвига даже до старости. Тогда же возвещено ей было в видении, «чтобы она возвратилась в свое отечество, где ей надлежит оставить на земле свое тело и перейти душею к Богу»…

Читать далее Проповедь протоиерея Григория Дьяченко: Преподобная Параскева

(67)

VII Вселенский Собор: борьба за христианское искусство

Случилось это в Константинополе: к воротам, расположенным на дворцовой площади, подошел отряд солдат. Один из офицеров приставил к воротам лестницу и, поднявшись, поравнялся со скульптурным изображением Спасителя на Кресте, воздвигнутым на этих воротах. Затем он достал небольшой топорик и трижды ударил по лику Иисуса Христа. Народ в ужасе попятился от такого святотатства, а безумец как ни в чем не бывало продолжил свою «работу». Оказалось, что он вознамерился срубить с креста рельеф тела Спасителя, а сам крест оставить. Кощунника сбросили и линчевали, забив палками. За это были казнены девять мирян и один инок по имени Феодосий. Это был первый аккорд ужасной трагедии — господства ереси иконоборчества, которая сотрясала православный мир более пятидесяти лет. Догматическое обоснование иконопочитания утвердил VII Вселенский Собор. 23 октября мы празднуем память святых отцов VII Вселенского Собора.


 Императоры-иконоборцы

Инициатором гонений на святые иконы стал император Лев Исавр. Но иконоборческие тенденции были в Церкви и раньше. Тому были свои причины. Малограмотные в вопросах веры граждане империи порой придавали иконам чрезмерное, если не сказать магическое значение. Иконы брали в «восприемники», варварски соскабливали с них краску и добавляли в Святые Дары. Такое «почитание» не могло не вызвать отторжения у человека с чуткой религиозной совестью. Не удивительно, что многие епископы вначале приняли сторону правителя. Они думали, что борьба с бытовыми крайностями возвысит народное благочестие.

Вначале Лев и его сторонники убрали иконы с видных мест и повесили их в церквях так высоко, чтобы народ не лобызал их и не кланялся им. Эта мягкая мера не имела успеха, и иконоборцы попытались перейти к грубым приемам, однако встретили резкий отпор масс. Сопротивление религиозной инициативе императора оказал также Патриарх — святой Герман. Он объявил, что без решения Собора ничего нельзя менять в установлениях веры. Увы, такой «Собор» действительно состоялся, но не при императоре Льве, а при его сыне Константине, который вошел в историю с неблагозвучным прозвищем Копроним, что означает «навозник».
Читать далее VII Вселенский Собор: борьба за христианское искусство

(97)

Память святых отцев VII Вселенского собора

images

27 октября Церковь чтит память святых отцов седьмого Вселенского Собора.


razd001

Наша Церковь отдельно празднует память Святых отцов каждого Вселенского Собора.

Семь Вселенских Соборов — это становление Церкви, её догматов, определение основ христианского вероучения. Поэтому очень важно, что в самых сокровенных, догматических, законодательных вопросах Церковь никогда не брала в высшие авторитеты мнение одного человека. Было определено, и по сей день так и остаётся, что авторитетом в Церкви считается соборный разум Церкви.

Первые два Вселенских Собора были в IV веке, следующие два — в V веке, два — в VI веке.

Седьмым Вселенским Собором в 787 году заканчивается эпоха Вселенских Соборов.

В IV века, когда был период мученичества — язычников и христиан — здесь было очевидно и понятно, кто на какой стороне, кто за что борется. Но не дремлет враг, борьба продолжается и принимает более изощрённые обороты: это не борьба язычества с христианством, а борьба диавола и человека. Здесь уже нет плюса и минуса. Теперь в самой среде христианской, среди самих христиан, появляются церковные люди, которые несут дух тьмы – бывает, что это пресвитеры или даже святители. Заражённые авторитетом «церковных учителей» ереси, за ними идут сотни и тысячи христиан.
Читать далее Память святых отцев VII Вселенского собора

(805)

Проповедь протоиерея Григория Дьяченко: Преподобный Никола Святоша

Проповедь протоиерея Григория Дьяченко

Преподобный Никола Святоша

(Без смирения или нищеты духовной нет спасения)

I.

Преподобный, ныне прославляемый, Никола Святоша, князь черниговский, был сын Давида и внук Святослава. И помыслил он, как обманчиво все в суетной этой жизни, и что все земное протекает, проходит мимо, а будущия блага непреходящи и вечны, и бесконечно царство небесное, приготовленное Богом любящим Его. И, оставив княжение, и честь, и славу, и власть, и все то ни во что вменив, он пришел в Киево-Печерский монастырь и сделался иноком. Это было в 1106 году. Три года пробыл он на поварне, работая на братию; своими руками колол дрова для приготовления пищи, часто даже носил их с берега на своих плечах, и с большим трудом братья его, Изяслав и Всеволод, удерживали его от такого дела. Однако этот истинный послушник просил и молил, чтобы ему еще хотя с год поработать на поварне на братию; после же этого приставили его к монастырским воротам, так как он был на все искусен. И пробыл он тут три года, не отходя никуда, кроме церкви. Оттуда велено ему было перейти служить на трапезе. Наконец волею игумена и всей братии принужден он был иметь свою келлию, которую сам и построил. И до ныне эту келлию зовут Святошиной, также и огород, который он ископал своими руками. Блаженный князь Святоша никогда не был праздным: всегда у него в руках было рукоделье, чем он и выработывал себе на одежду. На устах его постоянно была молитва Иисусова: «Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй меня грешнаго!» Пищу он употреблял всегда монастырскую и то, что приносили ему братья-князья и бояре, он раздавал нищим и странным. Так в трудах и лишениях провел преподобный более тридцати лет, не выходя из монастыря. Когда он скончался, то почти все жители Киева стеклись в Печерский монастырь, чтобы воздать преподобному последний долг. За глубокое смирение св. князя Господь наделил его даром чудотворений: даже оставшаяся после него одежда источала исцеления. Так, когда брат блаженнаго, князь Изяслав, сделался тяжко болен, то на него надели власяницу преподобного Николы, и больной тотчас выздоровел. Много было и других чудодейственных знамений от мощей блаженнаго, доныне почивающих в киевских пещерах.

Читать далее Проповедь протоиерея Григория Дьяченко: Преподобный Никола Святоша

(52)