Вопросы священнику

Вопросы священнику:

Ангел Хранитель есть у всех людей или только у крещеных?
Зачем ставить свечи перед иконами?

Отвечает Андрей Музольф, преподаватель Киевской духовной академии.


Ангел Хранитель есть у всех людей или только у крещеных?

Данный вопрос в богословии никогда не решался однозначно. Большинство церковных авторов чаще всего склонялись к той точке зрения, что Ангел Хранитель дается человеку в Таинстве Крещения. Однако в Ветхом Завете несколько раз встречается упоминание о некоем Ангеле-наставнике (см.: Иов. 33:23; Пс. 33:8). Да и в Новом Завете Сам Господь наш Иисус Христос замечает: «Смотрите, не презирайте ни одного из малых сих; ибо говорю вам, что Ангелы их на небесах всегда видят лице Отца Моего Небесного» (Мф. 18:10).

Таким образом, мы видим, что, согласно Божественному Откровению, каждый человек имеет некоего Ангела-покровителя. Кроме того, в Ветхом Завете есть упоминание о подобных покровителях, приставленных Богом не только к отдельным людям, но и к целым народам, о чем говорится, например, в книге пророка Даниила.

В то же время в последовании Таинства Крещения священнослужитель молится о том, чтобы Господь «сопряг» крещаемому «ангела светла, избавляющаго его от всякаго зла». Таким образом, можно сделать вывод, что Ангел есть у каждого человека, но крещеный получает от своего Ангела Хранителя большую духовную помощь, по сравнению с некрещеными, ведь, по словам преподобного Иоанна Дамаскина, задача Ангела Хранителя заключается в том, чтобы помочь нам в унаследовании спасения.

Зачем ставить свечи перед иконами?

Свеча имеет несколько символических значений. Прежде всего, она является проявлением нашей жертвы Богу, нашей преданности и любви к Нему. То пламя, которое поднимается от свечи, символизирует наше горение и устремление к Творцу. Кроме того, мягкость свечи, которые обычно делают из воска, изображает мягкость нашей души, нашу податливость и готовность к покаянию – главному условию достижения Царства Божия.

По замечанию одного современного подвижника, горение свечи в храме – это, прежде всего, образ нашего отношения к Богу и тем, кто сподобился унаследовать блаженство вместе с Ним. Именно поэтому мы возжигаем свечи как перед иконами Господа, так и перед иконами Пресвятой Богородицы и иных святых. Подобная практика – это вовсе не язычество, вовсе не желание задобрить Бога и Его святых угодников. Возжигая перед иконами свечи, мы тем самым выражаем свою любовь и почтение к тому, кто изображен на иконе.

Каждый из нас, приходя в храм, понимает, что главная цель такого прихода – это молитва. При этом мы понимаем, что молитва может иметь не только вербальный характер, но и облекаться в определенные действия. И как раз одним из таких «деятельных» проявлений молитвы является возжигание свечей перед иконами.  Но при этом мы должны помнить, что возжение свечи само по себе, то есть как чисто механическое действие, не сопровождаемое молитвой, не имеет смысла, ведь Богу нужны не наши свечи, а наши души и сердца.


Источники:

https://pravlife.org/ru/content/angel-hranitel-est-u-vseh-lyudey-ili-tolko-u-kreshchenyh

https://pravlife.org/ru/content/angel-hranitel-est-u-vseh-lyudey-ili-tolko-u-kreshchenyh

(19)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *