Став православными, мы принялись ругать наших близких и знакомых: не поминай имя Господа всуе! И это вполне обосновано, ведь Бога человек должен призывать осознанно и только на доброе дело. Но всегда ли выпущенное в пространство «О Господи!» наших нецерковных близких произносится всуе, несмотря на их кажущуюся религиозную индифферентность?
Владимир Лосский, выдающийся русский богослов XX века, говорил об онтологической связи Бога и человека. А намного раньше в Священном Писании апостолы отмечали, что законы Создателя написаны у язычников на сердце (Рим. 2:15). И уж тем более вам знакомы слова Тертуллиана о христианской природе души абсолютного любого человека. Мы связаны с Богом, подсознательно чувствуем его, различаем добро и зло. Он всегда находится рядом с сердцем людей, тихо стуча и напоминая душам человеческим о Себе.
Так что же происходит с нашей пожилой мамой или уставшей супругой, когда они, тяжело вздохнув, призывают имя Бога. Скорее всего, в этот самый момент они не думают о том, что говорят. Но их душа безошибочно определяет свое непростое, подавленное, утомленное состояние. И то, что мы привыкли называть криком души, вот в этот самый момент и выплескивается наружу. Тяжелое, на выдохе «О Господи!». Из глубин бессознательного вырвалась словесным родником безмолвная душа, которая, казалось бы, не умеет говорить, но способна радоваться или болеть так, что не заметить невозможно.
Что сделать нам в этот момент? Откликнуться на призыв близкого. Соединить свою волю с Божией. Ведь Господь отзывается на крик любого из Своих сынов и дочерей. Значит, услышав «помогите!», обращенное к Богу, откликнуться должны мы. Ведь мы образ и, надо надеяться, подобие Господа. И когда близкий вдруг тяжело вздыхает «Господи!», давайте отзовемся, придем и обогреем любовью, заботой, лаской, помощью, а не законническим замечанием о неправомерности использования имени Творца. Да и неправомерен ли этот всхлип души? Пожалуй, то самая настоящая молитва сердца, бессознательная, но искренняя.
Человеческая природа таит все множество секретов, ответы на которые имеет лишь Бог. Он создал нас по своему образу и подобию, а, стало быть, тайны нашей сущности безграничны. Зримое, укладываемое в рамки закона, вполне осязаемо и объяснимо. Но, наполненное Божественное благодатью, все раскрывается во внепространственном ракурсе, который нельзя увидеть зрением, трудно описать словами и объяснить ближнему. Но ощущение реальности пережитого соприкосновения ни с чем не перепутаешь. События жизни, внешние и внутренние, не случайны. Бессознательный призыв ближнего – замечательный шанс проявить свое христианство, вместе с Богом откликнувшись на молитвенный вздох души другого человека.
(68)