Мы находимся в периоде духовной жизни, который святые отцы называют весной души. Святая Четыредесятница открывает каждому из нас возможность к духовному очищению и возрастанию. Пост – это еще своего рода остановка в нашей суетной жизни. Но как совершить эту остановку в многодетной семье и дать почувствовать детям, что это особенный период в жизни христианина? Своими советами поделились семьи священников Покровской епархии.
Время духовной тишины
Кристина Добрынина, мама четверых детей и супруга священника Артемия Добрынина, настоятеля храма в честь Покрова Пресвятой Богородицы с. Приволжское Ровенского района:
– Великий пост — это время долгожданной радости. Время особенных постовых богослужений, духовных книг и внимательного отношения друг к другу. Дом наш, уже традиционно, также преображается в эти дни. Помните, в книге «Лето Господне» Иван Шмелев писал о том, что у него в детской на время поста вообще снимали шторы. Мы тоже так делаем уже несколько лет, снимаем во всех комнатах тюль и шторы. Без этого в интерьере появляется особое «постное» настроение дома.
А на большом окне на кухне рисуем гуашью лестницу, которая символизирует семь недель Великого поста. С одной стороны, это память о «Лествице» преподобного Иоанна Лествичника, с другой – образ поста как пути к Богу. По лесенке, раз за разом, поднимается гуашевый человечек, который в итоге приближается к большому и яркому солнцу. Лестница еще может сопровождаться и перечислением семи основных добродетелей. Можно с детьми мастерить различные календари для поста или поделки, сейчас Интернет предлагает много вариантов. Так, наглядно, они все поймут и даже прочувствуют это время духовной тишины.
Конечно же, по возможности, мы стараемся с детьми испечь и традиционную выпечку: жаворонков в день памяти Севастийских мучеников, «крестики» на Крестопоклонной неделе и в неделю Иоанна Лествичника – лесенки. Это занимательный процесс для ребятишек, к тому же так лучше запоминается, какому событию посвящены выпекаемые жаворонки или «крестики».
Ожидание обновления
Юлия Перепелицына, мама восьмерых детей и супруга священника Владимира Перепелицына, клирика храма во имя апостола Андрея Первозванного, г. Маркс:
– Великим постом в нашей семье дети меньше смотрят телевизор и больше открывают книгу – православную, художественную литературу. В этот период мы стараемся постоянно бывать в храме. Если в обычные дни получается по праздникам и воскресеньям, то в пост идем и в будние дни. Старшие дети в первую неделю поста посещают великие повечерия, когда читается Покаянный канон преподобного Андрея Критского, малыши же в силу возраста пока не могут.
Почему-то бытует мнение, что наступление длительного поста должно вызывать скуку, уныние, страх. Но вспомните, даже в повести И.С. Шмелева «Лето Господне» видно как раз противоположное: ожидание обновления, захватывающее даже маленького ребенка. И я знаю, что христиане с нетерпением ждут Великий пост, радуются ему. Понаблюдайте за лицами православных людей в первые дни поста после богослужений: какая видна в них внутренняя собранность, какая радость и свет! А ведь, казалось бы, эти люди терпят ограничения, лишения, неудобства…
Я не сторонница строгого поста для детей, это может привести к печальным последствиям. Недавно разговаривала с одной знакомой, и она рассказывает, что в православной семье старшую дочь воспитывали строго в соответствии с церковными традициями. И спустя время девочка воспротивилась вере, посещению храма и сказала, что она не знает, что такое любовь к Богу, она знает только о запретах. Для меня – пример того, как не должно быть. Поэтому для детей в это время у нас щадящий режим, по желанию. И я заметила, что даже если ребенок, например, сам что-то съел скоромное, потом он переживает, кается на исповеди. И это лучшее для него понимание ограничений поста, и по мере взросления он будет стараться соблюдать их.
Сколько помню, дети у нас не капризничали насчет постной пищи, что приготовили, то и ели. Тем более сейчас столько рецептов вкусных постных блюд можно быстро найти. Они очень у нас любят мороженое, сладости, но постом мы не покупаем. Дети не противятся, не просят, знают, что этот десерт будет уже на светлый праздник Пасхи. А еще у нас уже сложилась кулинарная традиция – во время Великого поста я пеку постные сахарные булочки с маком. И дети уже спрашивают, когда их буду печь, чувствуют, что приближается это особое время.
Но мы с батюшкой всегда делаем акцент на то, что пост — это не сдерживание себя в еде, это скорее ограничения другого характера. Например, поменьше держать в руках телефон, заглядывать в соцсети. Лучше книгу почитать.
Любовь превыше всего
Протоиерей Евгений Растопшин, настоятель храма во имя Пророка Божия Илии р.п. Духовницкое, отец пятерых детей:
– Когда пост соблюдает вся семья, детский пост не отличается от взрослого, воспринимается ребенком вполне органично. В по-настоящему церковных семьях дореволюционной России не настаивали на посте, а просто учили дитя собственным примером, не осуждая за сделанные по неразумию нарушения, но ожидая, когда ребенок осознанно последует примеру старших. Так и в нашей семье – для детей пример мы, родители. Наши все дети выросли в храме, на клиросе поют, читают. Поэтому нам с матушкой не надо было объяснять, что завтра начинается пост, а значит, мы делаем одно, но не делаем другое. Специальной подготовки нет. Старшие дети постились, а маленькие до четырех лет ели и яйца, и рыбу. Но по мере возрастания приобщались к ограничениям.
Детям, как и взрослым, надо учиться плоть подчинять духу. Как и взрослым, через воздержание в пище надо учиться воздержанию от всякого зла. Также надо возрастать в послушании Церкви. Пост должен восприниматься чадами как почетное приобщение к делу взрослых, особенно, если родители уделяют много внимания не только меню, а совершению дел милосердия в эти дни. Хочется повторить, что пост – не истязание и не наказание, а подспорье в борьбе со страстями. Действительно, как мы знаем из святоотеческого учения, самый строгий пост не принесет пользы, если ему сопутствует гордыня и осуждение других. Без смирения невозможно спастись, а также, как мы знаем, любовь превыше поста. И мне кажется, в этот период ее как никогда необходимо проявить.
Подвиг для каждого
Марина Ясиновская, мама троих детей и супруга протоиерея Сергия Ясиновского, настоятеля храма во имя Архангела Михаила с. Питерка:
– В последнее воскресенье накануне Великого поста на вечерней службе всей семьей мы в храме участвуем в Чине прощения. А после у нас сложилась домашняя традиция – мы с батюшкой и детьми просим друг у друга прощения. Также определяемся с детьми, кто и как будет поститься, потому что они школьники, есть определенный режим, учебная нагрузка, нужны силы. Да и время приходится на календарную весну, ощущается авитаминоз, поэтому иногда детям надо есть и рыбу, даем также поливитамины.
Я держала строгий пост даже во время беременности и после родов, это мой личный опыт – считала, что мне это не повредит. Поэтому дети теперь строго придерживаются поста, и младший наш ребенок старается поститься наравне со взрослыми. Когда же дети были маленькие, на время поста в доме не было сладостей.
Но это все касается ограничений в пище, а в духовном плане батюшка дает на пост ребятам задание – читать Евангелие. Кто-то должен прочесть от Марка, кто-то от Матфея или все четыре. Каждый ребенок берет на себя этот подвиг.
Еще одно правило постового периода – в его первый день мы накрываем телевизор тканью и не включаем. Труднее приходится в использовании гаджетов. Очень большая проблема – отказаться от телефонов, лишний раз без надобности не заходить в Интернет. Сейчас у всех зависимость от этого, я не только о детях, я и о себе говорю. Мы пытаемся в семье следовать этому правилу, не всегда получается. Но за счет этого отказа найдется время, которое можно потратить на чтение Священного Писания, на рукоделие, на общение – тогда будет телесная и духовная польза. Ведь пост – это время борьбы с греховной зависимостью, которая нами владеет. А значит, ее надо преодолеть, и, в первую очередь, добрый пример должны показать родители.
Людмила Питайчук
Источник: http://www.eparhia-saratov.ru/Articles/velikopostnoe-nastroenie-doma
(21)