Текущий год* ознаменован скорбной датой — столетие Октябрьского переворота… Но это еще и столетие двух, по крайней мере, чудес, двух явлений чудотворных образов Пресвятой Богородицы. В марте 1917 года, в тот самый день, когда повсюду было объявлено об отречении государя Николая II, в старинной Вознесенской церкви села Коломенское под Москвой была обретена Державная икона — Богоматерь в короне, со скипетром и державой, символами царской власти. А в мае (по новому стилю — июне) далеко-далеко от Москвы, в маленьком степном селе Николаевского уезда Самарской губернии (сейчас — Краснопартизанский район Саратовской области) столь же чудесным образом нашли Испанскую икону Богородицы, а вместе с нею — образ целителя и великомученика Пантелеимона.
Совсем недавно в Покровске (Энгельсе) совместными усилиями Покровской епархии и Саратовской епархиальной комиссии по канонизации подвижников благочестия издана книга «Корнеевское чудо на Саратовской земле». Составители книги и авторы отдельных ее глав — члены упомянутой комиссии священник Максим Плякин и Валерий Теплов.
Кратко напомним читателю историю корнеевских святынь, чтобы затем перейти к тому новому, что есть в книге.
Шла Первая Мировая война; и о том, что Россия ее отнюдь не проигрывала, свидетельствовало, в частности, большое количество пленных. Солдаты и офицеры воевавших с Россией держав, оказавшись в русском плену, не сидели за колючей проволокой: они в большинстве своем жили относительно свободно в маленьких городах и селах глубокого тыла и лишь не имели права без специального разрешения покидать эти населенные пункты. В Корнеевке обитала группа пленных из Австро-Венгерской империи. И вот одному из них, венгру и католику Петру Чердашу, стали вдруг сниться странные сны…
«Он видел голое пустынное поле с валявшимися по нему человеческими костями, и над полем в воздухе сияющий образ — он только не мог разобрать, чей, Спасителя или Божией Матери. Потом являлось заброшенное, заросшее бурьяном место, какое-то полуразрушенное здание вроде сарая и, опять же, та икона. Слышавшийся в то же время голос все настойчивее требовал, чтоб икону нашли, она спасет людей. Наконец австриец пошел к батюшке и рассказал о снах…». Это из книги сестер Самуиловых, Софии и Натальи, «Отцовский крест».
Батюшку, к которому пришел Петр, звали Николаем Кубаревым, он служил в местной Покровской церкви. Следует обратить внимание на то, что отец Николай не отмахнулся от австрийца, как отмахнулся бы, возможно, кто-то другой, нет, он отнесся к сообщению Петра серьезно — потому, вероятно, что имел уже об этом человеке представление, ведь Чердаш под руководством отца Николая готовился перейти из католичества в Православие. Они вместе пошли искать то самое место, которое снилось пленнику, и нашли — развалины сарая за околицей села. Сестры Самуиловы приводят рассказ отца Николая: «Австриец <…> указал на небольшой бугорок и сказал, что копать нужно здесь <…> твердый суглинок, как камень, много лет некопаный. Когда начали копать, его лом не брал, откалывали мелкими кусочками <…> австриец копал до тех пор, пока совершенно не обессилел…» Выбившегося из сил Петра сменил один из собравшихся к месту предполагаемого чуда сельчан: он-то и вывернул из сухого суглинка сложенную «косынкой» отпечатанную на шелке иконку. Это была копия древнего Испанского образа, хранившегося в русском Иоанно-Златоустовском скиту афонского монастыря Хиландар: такие иконки были в ходу, их привозили в Россию паломники или сами монахи присылали в конвертах — как благословение тем, с кем они состояли в духовной переписке.
В корнеевскую Покровскую церковь икону доставили крестным ходом; встретили ее там колокольным звоном. Реакцию людей обостряло само время, грозное, непонятное, непредсказуемое: на западе война, в Питере революция, царя нет, а тот голос, который слышался австрийцу в его снах, — он же говорил, что эта икона всех спасет…
На следующий день какой-то местный мальчик нашел в раскопе еще и иконку великомученика Пантелеимона и принес ее в церковь. И сразу начались чудесные исцеления, избавления от увечий. Мало кому до той поры известная Корнеевка (она же Родники) стала центром массового паломничества. Когда слухи о чуде дошли до Саратова, епархиальное миссионерское братство Святого Креста командировало туда, за Волгу, двух своих активных членов: протоиерея Павла Соколова и священника Олимпа Диаконова. Убедившись в подлинности чуда, они издали брошюру «Сказание о явлении чудотворных икон Божией Матери, именуемой Испанской, и великомученика Пантелеимона в селе Корнеевке».
«К нашему приезду, — пишут отец Павел и отец Олимп, — местным священником было зарегистрировано 50 случаев особенно выдающихся исцелений, подтвержденных очевидцами. Но дороже всего и важнее для нас было то, чему мы сами были очевидцами и что сами слышали от исцеленных. А видели и слышали мы следующее. При нас стала ходить девочка восьми лет, отроду не ходившая…». И далее в брошюре — целый ряд подобных эпизодов.
Дальнейшая судьба Петра Чердаша, к сожалению, неизвестна: после Октябрьской революции он вместе в другими пленными отбыл домой. В тридцатых годах Покровская церковь в Корнеевке была разрушена. Многое из того, что в ней находилось, сожжено. Что-то верующим удалось спасти. Но судьба двух чудотворных святынь осталась неизвестной. Не исключено, что они будут еще явлены людям…
Теперь непосредственно о книге. Она рассказывает о судьбах — и отца Николая Кубарева, расстрелянного в 1937 году, и отца Олимпа, ставшего жертвой красного террора в 1919-м, и отца Павла Соколова — впоследствии архиепископа Воронежского Петра — умершего в тюрьме, и отца Сергия Самуилова, умершего на этапе, и священномученика Михаила Платонова, который приехал в Корнеевку с первой же большой группой саратовских паломников. Рассказано в книге и о «деле корнеевских церковников» — о преданных Церкви мирянах, также принявших мученические венцы. Латинское слово martyr — «мученик» — изначально означает «свидетель». Христиане, засвидетельствовавшие Божие чудо, стали мучениками.
Книга содержит подробный и даже, можно сказать, захватывающий рассказ об архивной находке, то есть о том, как забытая, казалось бы, корнеевская история вышла из-под спуда и продолжилась в наши дни. Отдельная глава, написанная отцом Максимом Плякиным, посвящена истории древнего Испанского образа: в 718 году по молитве перед этим образом, находившимся в пещере безвестного подвижника, испанский король Пелайо с горсткой бойцов обратил в бегство полчища арабов. Событие известно как битва в долине Ковадонга, оно положило начало избавлению Европы от арабских завоеваний.
Среди приложений к основному тексту книги — описание русской кельи Иоанна Златоуста Афонского монастыря Хиландар, того самого, где хранился подлинник Испанской иконы; заметка из газеты «Саратовский листок» от 23 июня 1917 года; перечень чудесных исцелений, произошедших от корнеевских икон и зафиксированных отцом Николаем Кубаревым.
Наконец, читатель книги «Корнеевское чудо на Саратовской земле» узнает о том, как возрождается в наши дни память о событиях далекого и страшного года; что делается для этого в Покровской епархии, как встреча с чудом изменяет нас, людей начала XXI века: об этом пишет руководитель информационно-издательского отдела Покровской епархии Марина Шмелева.
Вопреки логике построения книги, мне хочется завершить свой текст о ней предисловием, которое написал Епископ Покровский и Николаевский Пахомий: «Дай Бог, чтобы каждый из нас чувствовал присутствие Матери Божией, Ее помощь и заступничество. И чтобы мы учились не только принимать подаваемое нам по милости Божией, но и с благодарностью изменять свою жизнь, а самое главное — исправлять свое сердце. Дай Бог, чтобы в нашем народе возрождалась историческая память, почитание тех святынь, которые были даны ему Богом, и неравнодушное отношение к своей Родине, своей культуре и своему будущему, которое каждый из нас творит сегодня».
Газета «Православная вера» № 20 (592) 2017 г.
Марина Бирюкова
*Статья написана в 2017 году.
Скачать книгу можно здесь. (7,4 Мб)
Источник:
http://www.eparhia-saratov.ru/Articles/prodolzhenie-chuda
(76)