Никита Муратов: ВОЗДЕРЖАНИЕ ОТ СТРАСТЕЙ ЛУЧШЕ ВСЕХ МЕДИКАМЕНТОВ

Что философы Древней Греции писали о страстях и о борьбе с ними? Как влияют страсти на здоровье человека? И что святые отцы говорят об этом?



Когда Бог сотворил Адама и Еву, то они были совершенны и бесстрастны, в хорошем смысле этого слова. Они не были безмоциональны, даже наоборот, они жили полноценной жизнью, той жизнью, которую изначально планировал Бог дать человечеству. Но люди согрешили, и в жизнь человека вместе со смертью, болезнями и прочими невзгодами ворвался самый главный враг и мучитель человечества — страсти.

Святые отцы говорят, что страсти имеют дьявольскую природу и являются инструментами сатаны на пути погубления человеческой души. Страсти, как черви, подтачивают человека изнутри и лишают его душевных сил. Только сам человек может впустить страсти в свою душу. А так как после грехопадения природа человека стала удобопреклонной ко греху, то человечество уже тысячелетия мучается от этой напасти.

О страстности человеческой природы и о том, насколько разрушительно страсти действуют на нее, знали еще в Древней Греции. Древнегреческие философы, рассуждая о страстях, думали, что достаточно просто научить человека добродетелям и тогда он освободится от страстей. Они говорили, что достаточно хорошо воспитать человека, чтобы у него появился «иммунитет» к страстям. Но человеческая история знает немало примеров, когда люди с безупречным воспитанием становились злодеями и великими грешниками, потому что страсти, впущенные самим человеком внутрь себя, с этого момента всегда могут найти лазейку в душе человека, чтобы склонить его ко греху.

Само слово «страсть» переводится с церковнославянского как «страдание», что является правильным определением, потому что подчас человек и не хочет  подчиняться страстям, но они вынуждают его делать что-то против его воли. Апостол Павел писал об этом так: не понимаю, что делаю: потому что не то делаю, что хочу, а что ненавижу, то делаю (Рим. 7:15).

Страсти разрушают человека, разрушают его душу, его личность. Они лишают человека близости с Богом, отбирают благодать, которая обильно изливается Богом на людей. Мало того, страсти в самом своем начале кажутся приятными, они услаждают человека, но потом открывается все их безобразие, вся их чернота. Как правило, страсти действуют негативно и на здоровье человека. Потому что если, например, человек подвержен страсти гнева, то у него, скорее всего, могут возникнуть проблемы с сердцем и повышенным давлением. Если человек подвержен страсти чревоугодия, то у человека могут возникнуть проблемы с желудком и другими органами желудочно-кишечного тракта.

Но страсти отрицательно действуют не только на здоровье, но и вообще на жизнь человека. Если человек, например, подвержен страсти тщеславия, то им порой можно легко манипулировать и он может совершать необдуманные поступки, лишь бы понравиться другим.

Но, конечно же, самое разрушительное воздействие страсти оказывают на душу человека, ввергая его постоянно в разные грехи. Потому что, получив страстный навык, человек уже, сам уже может быть не желая того, под воздействием страсти снова и снова впадает в один и те же грехи. В конечном счете Господь, видя, что человек ведет греховную жизнь и не исправляется, а становится только хуже и нет уже надежды на исправление, может преждевременно забрать человека из этой жизни.

Святитель Феофан Затворник пишет: «Воздержание от страстей лучше всех медикаментов, и оно дает долгоденствие». Отцы-подвижники, живя подчас в очень тяжелых условиях, доживали до глубокой старости и при этом были здоровы и полны сил. Поэтому каждому человеку, который хочет прожить долгую жизнь, нужно помнить, что первое, что он должен делать — это хранить себя от страстей.


Источник: http://sdsmp.ru/news/n7217/

(122)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *