Святая Церковь приготавливает нас к духовным трудам во время Великого поста, ко встрече со Христом Воскресшим. Предшествующие Великому посту три недели напоминают нам о слагаемых покаяния, смирения, Исповеди, молитвы. На эту тему – наша беседа с духовником Киевских духовных школ архимандритом Маркеллом (Павуком), постоянным автором портала Православие.Ru.
– Отец Маркелл, чему нас учит Неделя о блудном сыне?
– Когда мы слышим словосочетание «блудный сын», то из-за собственной греховности и страстности у нас могут возникать ассоциации с теми нечистыми образами, которыми ныне заполнены телевидение и Интернет, и которыми без контроля со стороны родителей уже с детских лет болезненно увлекается множество людей.
Но блуд связан не только с телесной нечистотой. Есть ещё духовный блуд, в котором постоянно обличали Израиль ветхозаветные пророки. Духовный блуд – это измена Богу, когда наши собственные интересы, наши не только злые, но и добрые увлечения становятся выше заповедей Божиих. (Чего только стоит с христианской точки зрения политическая кричалка «Україна понад усе!») В таком состоянии, подобно евангельскому блудному сыну, мы уходим от Источника жизни – Отца Небесного – и ищем для себя наслаждение в тленных вещах этого мира: богатстве, власти, славе или грубых чувственных удовольствиях. Часто это все вместе может сочетаться.
Но человек, который живёт без Бога, быстро расточает жизненные запасы физической, интеллектуальной или творческой энергии и остро начинает ощущать внутреннюю духовную пустоту, которую ничем земным заполнить не может. Чем больше человек пытается ее заполнить, например, с помощью алкоголя или наркотиков, тем более он себя разрушает как личность и совершенно помрачает образ Божий в себе. И за что он ни возьмется в жизни – всё разваливается. Благо для человека, если он через страдания приходит в себя и, как блудный сын, возвращается в Отчий дом; но сколько людей бессмысленно погибает, ибо никогда не прислушиваются к голосу совести, которая подсказывает все греховное и страстное оставить и начать новую жизнь с Богом.
– Отец, выполняя просьбу сына, идущего «в страну далече», знал, что тот может погибнуть, получив от него состояние. Зачем он ему отдал часть имения?
– Господь, в отличие от нас, людей, никогда не насилует человеческую волю строгими ограничениями и указами. Он лишь показывает через Свои заповеди, что такое хорошо, а что такое плохо. И каждый человек сам волен выбирать, кого ему лучше слушать: Бога или своих родственников, друзей, знакомых. Однако, чтобы предпочесть невидимого Бога рядом находящимся людям, часто толкающим (искушающим) на грех, для этого нужно иметь твердую веру, а её у всех нас не хватает.
Поэтому бывает, что мы, не задумываясь, уходим из Отчего дома, совершаем много ошибок и чаще всего лишь через боль и страдания приходим в себя, укрепляем свою веру и возвращаемся к Богу. Например, бывает, друзья подбивают на выпивку. У нас это может вызвать отклик и радость, а может вызвать сопротивление, если у нас есть страх Божий и мы вспомним, что дома ждёт жена, дети (или родители), и им будет очень больно, если мы придем домой пьяными, да ещё будем неадекватно вести себя. Если у человека есть хотя бы немного веры и совести, то он выберет второй вариант, даже жертвуя своим общением с друзьями.
– Есть в этой истории какая-то взаимосвязь с Притчей о мытаре и фарисее? И там, и здесь – раскаяние в крайнем состоянии падения. Как проецировать это раскаяние на сегодняшний день?
– Когда человек, подобно блудному сыну, грешит, то вначале ему трудно в этом себе признаться, он считает, что ничем не хуже других, а во многом даже лучше. Таким образом, он принимается всех вокруг осуждать, ставить себя даже выше других. В конце концов он незаметно для себя, помимо впадения в грехи, начинает играть роль фарисея. На людях он себя позиционирует как праведник, а тайно грешит, оправдывая себя немощью, окружением, обстоятельствами жизни – или признавая грех нормой, всего лишь химической реакцией на раздражители.
Но подлинная духовная жизнь начинается с раскаяния, когда мы осознаем себя грешником и предстоим нелицемерному Суду Божию, суду своей совести. Увидеть и осознать свои грехи необычайно сложно, а потому преподобный Петр Дамаскин говорит, что тот, кто видит свои грехи, лучше воскрешающего умерших. Отсюда понятно, почему покаянная молитва мытаря ставится нам в пример, и ей противопоставляется похвальба самодовольного фарисея.
– Отче, можно ли рассматривать в образе сына целое государство, такое, например, как Украина? Ведь Господь предоставил новой стране огромное состояние, а сейчас она бедствует?
– Политическую жизнь трудно соотнести с жизнью духовной. Лучше придерживаться принципа: кесарю кесарево, а Богу божие. Поэтому в образе сына все-таки лучше рассматривать не государство, а самого себя: «Я – первый грешник и живу в государстве, которое своими беззакониями заслужил». Неслучайно есть поговорка, что всякий народ достоин своего правителя. Если каждый человек, вместо того чтобы обвинять других, начинает каяться в своих грехах, тогда и политическая ситуация начинает меняться в лучшую сторону.
Многие из нас, например, жили в советском государстве. Казалось, что может быть хуже – первое в мире атеистическое государство со страшными гонениями на христиан! Но по молитвам новомучеников и исповедников Церкви Русской в стране все поменялось. Главное теперь – вновь не расслабиться духовно, чтобы на нас не исполнилось евангельское пророчество: вымытая свинья вновь идет валяться в грязи. Верующим нельзя расслабляться духовно.
Обличать власти и заниматься политикой могут дерзать лишь те люди, которые сами достигли святости и бесстрастия. Такими были ветхозаветные пророки, а также святой Иоанн Предтеча, святители Филипп и Гермоген Московские. Когда мы, грешные и недостойные, начинаем кого-то обличать, то, как правило, лишь подливаем масла в огонь.
Все революционеры, которые яростно боролись с несправедливостью, позже, как правило, прибегали к ещё большей несправедливости. Вспомним, что происходило после 1917 года… И сопоставим: какой ужас творится после нашего Майдана 2013–14 годов. Если православные христиане, забыв заповеди Господни, станут на сторону тех или иных революционеров, радикалов, то тем самым могут послужить развитию еще большего зла, еще большего кровопролития…
– Участие в расколе – это тоже в каком-то смысле духовный блуд? Ведь блуд – корень слова «заблудиться», т.е. запутаться, потеряться…
– Действительно, всякий раскол – это духовный блуд; но если телесного блуда обычно люди стыдятся, то этим, наоборот, сейчас гордятся. Какое чувство стыда должен бы испытывать Филарет (Денисенко), что изменил Церкви, которая дала ему всё, но вместо этого – гордыня, злоба, агрессия в сторону всех с ним не согласных.
А как могут не прийти в сильное смущение его исчадия – Сергей (Епифаний) Думенко и все, кто с ним! Они же восстали против того человека, который их взрастил. Но вместо этого – ещё бо́льшая и страшная неблагодарность и дерзость…
То, что все раскольники всячески поддерживали и поддерживают как старых, так и новых революционеров, как раз и подтверждает их заблуждение, духовный блуд. Они никак не хотят понять слова апостола, что наша брань не против плоти и крови, то есть не против конкретных лиц, а против властей, духов злобы поднебесной.
– Как лучше прожить верующему человеку эту неделю о блудном сыне, какие чувства иметь?
– Прежде всего, нужно избавляться от театра (игры) в своей жизни, стараться быть подлинными, целостными, а не создающими видимость целомудрия, правды, любви, честности. Когда мы перестаем играть в жизни, когда мы хотим не казаться, а быть, как говорила Царственная мученица Елизавета, лишь тогда мы испытываем подлинную радость бытия, лишь тогда мы чувствуем себя счастливыми. А на сцене, играя, можно лишь имитировать радость, жизнь и смерть…
– И еще вопрос: с каким настроением мы призваны подходить к неделе о Страшном Суде и, наконец, к Прощеному воскресению? И потом вступить в Великий Пост, готовясь встретить Пасху Христову? Можно ли сказать, что в основе всякого покаяния лежит призыв ко встрече со Христом Воскресшим?
– Необходимо помнить, что время нашей земной жизни весьма коротко, а надо успеть не в других, а в самом себе очень многое поменять: вместо гордости облечься в смирение; вместо гнева стяжать кротость; вместо сребролюбия приобрести милосердие; вместо блудных желаний и дел достичь целомудрия. Как видим, работы непочатый край!
Всему этому способствует пост, молитва, покаяние и другие добродетели. Лишь бы мы это все делали не формально, а самоотверженно, желая взойти вместе со Христом на свою Голгофу и духовно воскреснуть для вечной жизни.
– В чем мудрость нашей Церкви, выстроившей таким образом подготовительные недели?
– Самый нерадивый и слабый христианин, если он хотя бы частично начнет вникать в то, что в это время в Церкви читают и поют, не сможет остаться без духовного развития и не принести плоды добрых дел, а самое главное – из блудного сына превратиться хотя бы в кающегося грешника, которого более всех не имеющих нужды в покаянии любит Господь.
(27)