Неделя 31-я по Пятидесятнице, пред Богоявлением (проповеди)

Утр. — Ев. 9-е, Ин., 65 зач., XX, 19-31. Лит. — Недели пред Богоявлением: 2 Тим., 298 зач., IV, 5-8. Мк., 1 зач., I, 1-8. Прп.: Гал., 213 зач., V, 22 — VI, 2. Лк., 24 зач., VI, 17-23.


Мит­ро­по­лит Су­рож­ский Ан­то­ний (Блум)

Про­по­ведь в Неде­лю пред Бо­го­яв­ле­ни­ем

Во имя От­ца и Сы­на и Свя­то­го Ду­ха!

В од­ном из сво­их По­сла­ний апо­стол Па­вел го­во­рит, что всё, со­дер­жа­ще­е­ся в Свя­щен­ном Пи­са­нии, по­лез­но и на­пи­са­но для на­ше­го на­уче­ния и про­све­ще­ния (см. 2Тим.3:16). И се­го­дняш­нее Еван­ге­лие вме­сте с по­сла­ни­ем апо­сто­ла к Ти­мо­фею да­ёт нам об­раз то­го, как мож­но вчи­ты­вать­ся в Свя­щен­ное Пи­са­ние, как мож­но его осу­ществ­лять и жить им. Об­раз ве­ли­ко­го Иоан­на Кре­сти­те­ля здесь пе­ре­пле­та­ет­ся с об­ра­зом уче­ни­ка Пав­ла. И тот и дру­гой услы­ша­ли сло­во Бо­жие не ухом, а серд­цем, не толь­ко слу­хом, но всей спо­соб­но­стью вос­при­я­тия, и оба вы­шли на про­по­ведь. И каж­дый из них при­нёс это сло­во лю­дям в его чи­сто­те, не опо­ро­чен­ным недо­стой­ной жиз­нью, а в си­я­нии кра­со­ты соб­ствен­ной жиз­ни, в ко­то­рой это сло­во бы­ло осу­ществ­ле­но. В чи­сто­те ещё и по­то­му, что сло­во бы­ло пе­ре­да­но та­ким, ка­ким и по­лу­че­но. Это и за­по­ве­ду­ет Па­вел сво­е­му уче­ни­ку. Всё это осу­ще­стви­лось и в ли­це Иоан­на Кре­сти­те­ля (о ко­то­ром мы сей­час вспо­ми­на­ем, по­то­му что гря­дет на нас день Кре­ще­ния Гос­под­ня), и в ли­це Ти­мо­фея, и в ли­це са­мо­го апо­сто­ла Пав­ла. Сло­во, ко­то­рое они про­по­ве­до­ва­ли, бы­ло так зна­чи­тель­но, про­по­ведь их бы­ла так ве­ли­ка, что са­ми они как бы ис­чез­ли в её си­я­нии: сло­во за­сло­ни­ло го­во­ря­ще­го. Жизнь, по­лу­чен­ная людь­ми через сло­во, за­ста­ви­ла их про­сто жить и на пер­вых по­рах слов­но бы за­быть тех, кто её при­нес; и лишь впо­след­ствии ока­за­лось воз­мож­ным вспом­нить о них с бла­го­дар­ным бла­го­го­ве­ни­ем.

Об­раз Иоан­на ве­лик тем, что сло­во, ко­то­рое ему ко­гда-то ска­зал Гос­подь, он вос­при­нял в ду­шу и в жизнь. Он так его при­нял, что стал толь­ко гла­сом, толь­ко го­ло­сом, через ко­то­рый это сло­во про­зву­ча­ло и до­стиг­ло до слу­ха всех. Па­вел то­же услы­шал сло­во и по­лу­чил ви­де­ние, и весь ушёл в это сло­во и в это ви­де­ние. У него уже не оста­лось ни­ка­кой жиз­ни, кро­ме про­по­ве­ди, кро­ме ра­до­сти да­вать дру­гим то, что он по­лу­чил. Бла­го­да­ря это­му он сам воз­ро­дил­ся к веч­ной жиз­ни; и к то­му же он при­зы­ва­ет Ти­мо­фея. Я, – го­во­рит он, – сей­час уми­раю, а ты жи­вешь; иди и про­по­ве­дуй сло­во, чтобы дру­гие то­же жи­ли…

И всё, что слу­чи­лось то­гда, неко­гда, что по­вто­ря­лось в те­че­ние всей хри­сти­ан­ской ис­то­рии, от­но­сит­ся непо­сред­ствен­но и к нам. Мы то­же слы­ша­ли это сло­во про­по­ве­ди, сло­во Еван­гель­ское, сло­во апо­столь­ское, сло­во мо­лит­вен­ное; и мы все ко­гда-то от это­го сло­ва дрог­ну­ли, ожи­ли, за­тре­пе­та­ли ра­до­стью, на­деж­дой. И все мы при­зва­ны вне­сти это сло­во в жизнь и про­не­сти через всю на­шу жизнь. Сна­ча­ла – са­мой жиз­нью, жи­вя до­стой­но то­го, что от­кры­лось в на­шей ду­ше, жи­вя до­стой­но той глу­би­ны на­шей ду­ши, в ко­то­рой мо­жет го­во­рить Гос­подь. За­тем – про­не­сти это сло­во так, чтобы его услы­ша­ли дру­гие лю­ди и то­же воз­ра­до­ва­лись и востре­пе­та­ли.

Но на этом пу­ти, как на пу­ти Пав­ла и Ти­мо­фея, как на пу­ти ве­ли­ко­го Иоан­на и всех, сто­ит нечто, пу­га­ю­щее мно­гих. По ме­ре то­го, как вы­рас­та­ет об­раз Хри­ста, по ме­ре то­го, как сло­во ста­но­вит­ся жиз­нью, мы, го­во­ря­щие это сло­во, долж­ны отой­ти в сто­ро­ну. Мы долж­ны ума­лять­ся, долж­ны стать про­зрач­ны­ми до та­кой сте­пе­ни, чтобы через нас лил­ся Бо­же­ствен­ный свет, и при этом ни­кто не за­ме­тил бы нас, – тех, через ко­го этот свет про­хо­дит. Но – увы! – мы слиш­ком за­мет­ны. Мы со­бой за­сло­ня­ем этот свет, мы его за­тем­ня­ем, мы при­да­ем ему свои от­тен­ки – блед­ные, се­рые, туск­лые, – ко­то­рых нет в этом лу­че­зар­ном си­я­нии. Мы все­гда за­мет­ны в этой про­по­ве­ди сло­ва и жиз­ни. Нам – каж­до­му из нас – преж­де все­го на­до учить­ся жить так, чтобы на­ша жизнь не от­ри­ца­ла прав­ди­во­сти Сло­ва Бо­жия; жить так, чтобы стать про­зрач­ны­ми, чтобы это сло­во би­лось в че­ло­ве­че­ской ду­ше од­ной сво­ей си­лой и осве­ща­ло че­ло­ве­че­скую жизнь толь­ко сво­им си­я­ни­ем. И то­гда эти боль­шие, див­ные об­ра­зы, ко­то­рые мы на­хо­дим в Но­вом и Вет­хом За­ве­те, ста­нут для нас при­ме­ром и ста­нут для нас ме­рой, по ко­то­рой мы мо­жем жить.

Дай Бог, чтобы мы сво­ей жиз­нью хоть для ко­го-ни­будь – а сколь­ко та­ких нуж­да­ю­щих­ся! – ока­за­лись пред­воз­вест­ни­ка­ми Хри­ста, гря­ду­ще­го к ним лич­но встре­тить ду­шу жи­вую, жаж­ду­щую веч­ной жиз­ни. Да­вай­те отой­дём и не бу­дем за­сло­нять со­бой иду­ще­го Хри­ста.

Вот че­му нас учит вся про­по­ведь древ­но­сти и ве­ли­кий об­раз Иоан­на Кре­сти­те­ля, ко­то­ро­го мы сей­час вспо­ми­на­ем в ка­нун гря­ду­ще­го празд­ни­ка. Аминь.

16 ян­ва­ря 1966 г.

Проповедь протоиерея Вячеслава Резникова

О понижении гор и наполнении рвов

Мк.1:1-8, Тим.4:5-8.

Иоанн Креститель призывал к покаянию. Он исполнял пророчество Исаии: «Приготовьте путь Господу, прямыми сделайте стези Ему». Лука это пророчество продолжает далее: «Всякий дол да наполнится, и всякая гора и холм да понизятся, кривизны выпрямятся, и неровные пути станут гладкими» (Лк.3:5). Лука приводит и несколько примеров, как Иоанн Креститель понижал «горы» и наполнял «долы» человеческих сердец.

Когда Иоанн увидел «многих фарисеев и саддукеев, идущих к нему креститься», он «сказал им: порождения ехиднины! Кто внушил вам бежать от будущего гнева? Сотворите же достойный плод покаяния, и не думайте говорить в себе: «отец у нас Авраам» (Мф.3:7-9). Потому что эти люди, хотя и шли, увлекаемые общим потоком, но были уверены, что если потомок Авраама, то спасение обеспечено. А Иоанн, как холодной водой, обдавал их жестоким укором и требовал плодов покаяния. Согласно Луке, Иоанн так говорил не только фарисеям, но и вообще всему «приходившему креститься от него народу» (Лк.3:7). Потому что гордость и самоуверенность свойственны людям даже из самых низших слоев.

Так Иоанн понижал «горы». Но «долы» он всегда рад был наполнить. Кто приходил с истинным смирением и покаянием, тот, в ответ на суровый укор, задавал самый главный вопрос: «что же нам делать»? Иоанн отвечал: «У кого две одежды, тот дай неимущему; и у кого есть пища, делай то же» (Лк.3:11). Вот – универсальный совет. Кто бы ты ни был, – поступая так, не ошибешься.

Обращались к Иоанну и отдельные группы людей. Приходили мытари. Эти люди брали на откуп у римских властей право собирать налоги. Они сразу выплачивали ожидаемую сумму, и при этом четко оговаривалось, сколько, собирая налоги, они могли оставить в свою пользу. Но как проследишь, сколько собрали и сколько взяли себе? Тут была огромная возможность для неправедного обогащения, и профессия вызывала ненависть у народа. Однако на вопрос «что нам делать»? – Иоанн не заставлял бросить эту работу, как заведомо греховную. Он только говорил: «ничего не требуйте более определенного вам». Точно выполняйте договор.

Приходили и воины. Воину дано оружие и право применять его. И здесь тоже – немалый соблазн употребить оружие не для защиты слабых, а для их ограбления. Но и воинам Иоанн не говорит: бросай оружие, и спасешься. Профессия воина необходима, но выполнять ее надо с честью: «никого не обижайте, не клевещите, и довольствуйтесь своим жалованием». Воин окружен уважением. Существует специальный чин освящения оружия. Священник молится, чтобы Господь благословил это оружие для защиты вдов и сирот, и Церкви Божией.

Итак, – вот «работа с людьми» Иоанна Крестителя. Гордых он суровыми словами ставит на место. Но зато тем, кто смиренно спрашивает, – с радостью дает советы. И еще он учит, чтобы никакой род деятельности мы не отдавали на откуп врагу. Все, даже самое шаткое, надо стараться преобразить своим честным трудом, и тем самым – отвоевать для Господа Бога.

Епископ Митрофан (Зноско-Боровский)

Неделя перед Просвещением

Вступили мы в Новый год. Все эти дни звучала в сердцах наших дивная песнь: «Слава в вышних Богу» и мы всем существом нашим прославляли Промыслителя Бога, во Христе Иисусе открывшего нам Свою любовь к человеку. Но за прославлением Всевышнего следуют слова: «и на земли мир, в человецех благоволение».

Вот сегодня, когда стоим мы на пороге дня Просвещения, т.е. Богоявления, и хочется мне всем пожелать – мира, от отсутствия которого тяжко страдает каждый. Где же обрести этот мир? Есть ли он на земле? Да, дорогие, этот мир ест на земле со дня явления в мир Начальника мира – Иисуса Христа. Не тот мир, который получаем мы от во зле лежащего мира. Мир духовно созидающий, благословенный и благодатный дает нам Христос. От Него получаем мы этот мир.

Когда Апостолы восприняли этот мир Христов, они уже не боялись никаких утрат, угроз, гонений – ибо сознавали и чувствовали, что с ними был Сам Христос – мир наш. И христиане первых веков, именно Христовым миром одушевленные, жили вместе, «как одна душа и одно сердце». С молитвой за врагов и с радостью в сердце шли на страдания мученики и мученицы, – ибо в сердцах их был мир, благодатный мир Христов.

Да и теперь, на нашей, марксистским интернационалом полоненной, Родине, многие, многие наши братья твердо среди гонений держатся Христа, радостно идут в ссылку и на казнь, друг друга поддерживая и друг другу помогая. Разве не слышали мы, как недавние Савлы – гонители и хулители Христа – становятся Павлами, открыто исповедуют Христа – Божия Сына, в виде странников странствуют по весям и городам, ободряя и поддерживая верующих. Кто они – эти странники? Это люди, воспринявшие – с верою во Христа, Сына Божия – мир Христов благодатный, и никакие, самые тяжелые обстоятельства жизни, не в силах нарушить в них этот мир; ни злоба, ни обиды не существуют для воспринявшего мир Христов – ему ни по чем все это – имея в себе мир Христов, он и не чувствует их, они не находят отклика в сердце его, и подходит такой человек ко всем дружелюбно и с лаской. Таким был, недавно бывший среди нас, раб Божий Николай Сергеевич Арсеньев. И если кто скажет, что рядовому человеку невозможно в наше время стяжать мир Христов, он скажет неправду, ибо Христос «вчера, днесь, той же и во веки». Он каждому доступен, как Начальник и Источник мира. Кто со Христом, не словом и пустословием, а делом, жизнью – с тем и Христос.

Какими же средствами получить этот мир благодатный? К твоей вере в Сына Божия и к твоей любви к Нему приложи молитву, совершаемую в сознании твоего пред Богом недостоинства, приложи смирение и спокойствие сердца. Чрез сознание твоего недостоинства, смирение и молитву – вселится в тебя мир Христов, и ничто этот мир не отнимет от тебя, ничто его не смутит, разве лишь немощи телесные, поскольку живем мы в теле смертном.

«Мир Мой даю вам, мир оставляю вам», – сказал и говорит Господь Своим ученикам. Мы с вами – Его ученики. Да даст нам Всевышний мудрость и силы к стяжанию благословенного мира Христова. Аминь.

Проповедь игумена Никона (Воробьева)

На Мк.1:1-8.

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Ныне Святая Церковь начинает подготавливать верующих к новому великому празднику – Крещению Господа нашего Иисуса Христа. Сегодня читалось Евангелие Недели перед Просвещением, в котором говорилось, что Господь послал Ангела Своего пред лицем Спасителя, чтобы приготовить путь Ему.

О каком пути идет речь? О приготовлении сердец человеческих к принятию Спасителя. Чтобы человек мог верою принять пришедшего на землю Творца мира Господа Иисуса Христа, явившегося во плоти, скрывшего Свое Божество в образе человеческом, нужно было исправить сердце человеческое. Для этого и был послан «величайший из рожденных женами» Иоанн Креститель (Мф. 11:11). Еще по его рождении Ангел возвестил об Иоанне Крестителе, что он от чрева матери исполнится Духа Святого. Дальше мы знаем, поскольку родители его были старыми и скоро после рождения сына умерли, так что он с самого детства находился в пустынях, питался травами и диким медом, весь отдался молитве и прославлению Бога. Господь приготовлял его на великий подвиг – обратить сердца ожесточенных, неверующих, погрязших в суету житейскую, к грядущему Спасителю. Что же Господь повелел делать Иоанну Предтече для того, чтобы приготовить людей к принятию Христа – Сына Божия?

Что столь важное должен был он проповедовать? Одно средство возвещал он. Всю его деятельность можно было выразить одним словом – проповедьпокаяния.

Сердце, погрязшее в суету, сердце, исполненное лукавства, лжи, злобы, зависти, вражды, неприязни, мстительности, гнева, тщеславия, гордыни – такое сердце не может принять Господа, не может уверовать в Него. Слово Божие говорит: «В лукавую душу не войдет Премудрость и не будет обитать, – если и вошла, – в сердце, порабощенном греху» (Прем. 1:4). Нужно было Иоанну Предтече силою духа воздействовать на людей, чтобы они очистили свое сердце от всяких страстей, от всяких греховных не только дел и слов, но и самого настроения, сделали бы его способным принять Спасителя. Этого можно было достичь только через покаяние.

Слово Божие, святые отцы называют покаяние вторым Крещением. В таинстве Крещения человек, с верою крестившийся, не только получает прощение всех своих грехов, но и облекается в Самого Господа. «Елицы во Христа крестистеся, во Христа облекостеся». Как в храме пребывает Господь, благодать Божия, так и в крещаемого входит Господь с Отцем и Духом Святым.

Если бы после крещения человек не грешил, то он был бы святым, подобным ангелам, даже выше их. В нем, как в храме, пребывал бы и действовал Господь, действовала сила Божия. Но мы и после крещения творим всевозможные грехи и ими удаляем от себя Господа. Очиститься от грехов, вернуть благодать Божию, умолить Господа, чтобы Он не отошел от нас, а пребывал с нами, можно лишь глубоким покаянием, сокрушением сердечным, слезами о том, что мы согрешаем все время, оскорбляем Господа, нарушаем Его Святую волю, губим свою душу. Только искренним покаянием можно очистить себя, ибо всякого искренне кающегося Господь прощает и очищает, а в очищенную душу, как в храм Божий, приходит Господь.

Через покаяние нужно было и израильский народ подготовить к принятию Спасителя. Иоанн Предтеча и проповедовал покаяние: «Покайтесь, идет вслед за мной Сильнейший меня, у Которого я недостоин, наклонившись, развязать ремень обуви Его. Он будет крестить вас Духом Святым и огнем» (Лк. 3:16).

Каким был человек во время Иоанна Крестителя, таким же он является и теперь. Та же его душа, таково же его душевное устроение. Поэтому и ныне, чтобы уверовать в Бога, уверовать в Сына Божия, Господа Иисуса Христа, пришедшего на землю во плоти, нужно прежде всего покаяние, нужно очистить свою жизнь от всяких мерзостей, от всякой нечистоты. Должно стараться жить так, как учит Господь, то есть очищать свою душу от всех грехов. Тогда только делается человек способным уверовать в Бога, уверовать в Господа Иисуса Христа. Другого пути нет. Не красноречие или доказательства могут помочь убедить неверующего в том, что Бог есть. Нет, таковому нужно просто сказать: если хочешь узнать, есть ли Бог, потрудись и прежде всего покайся, как говорил Иоанн Предтеча. Покайся, очисть себя от грехов и тогда твоя душа сделается способной принять Евангелие, уверовать в Бога и Господа Иисуса Христа.

Однако настоящее покаяние невозможно без проверки своей совести учением Евангелия, ибо совесть наша уже настолько огрубела, что почти ничего не чувствует, кроме самых тяжелых грехов и преступлений. Многие угодники Божии утверждали и поныне многие верующие утверждают, что Евангелие не просто книга. Это живое существо, в нем Дух Божий явно пребывает. Как мы, когда говорим что-то, высказываем свои мысли, свое настроение, выражаем самого себя, так и в Евангелии, Господь выразил Себя, Свое учение. Поэтому каждое слово Евангелия есть сила, есть Дух Божий, и оно живо, действенно и вечно.

Вот почему человеку грешному, человеку осуетившемуся, не очистившему себя покаянием, трудно читать Евангелие, ибо Дух Божий не может войти в грязь и нечистоту, в которых человек не раскаивается.

Господь, родившись среди навоза, в вертепе, показал тем самым, что Он может придти в самую грешную душу и очистить ее, если душа эта осознает содеянные мерзости, восплачет пред Господом о своей нечистоте, испросит у Него прощения. Но если человек услаждается своей грязью, не кается, то Господь не приходит к нему, и сам человек оказывается не способным читать Евангелие и Слово Божие.

По мере покаяния и очищения Евангелие становится все дороже и дороже, все больше и больше говорит душе человеческой, все больше и сильнее радует каждое слово Евангелия душу человеческую, потому что Господь, Дух Божий, живет в Евангелии. Он касается души, а душа человеческая нигде не может найти радости, истинной духовной радости, как только в Боге, который присутствует и говорит в Евангелии.

Поэтому, если человек не может читать Евангелие, если для него Евангелие совершенно не нужная не интересная книга, если он не берется за него, а если с трудом и берет и начинает читать, то без всякого интереса – это вернейший признак того, что душа человеческая замерла, что она завалена хламом суеты и всякой грязи душевной. Дух Божий не проникает в такую душу, человек остается холодным, мало того, он чувствует тяготу, как всякий грешный человек чувствует тяготу перед святыней. Вот, например, бесноватые, или фанатично неверующие, – они с ненавистью говорят о Боге, о религии, о святыне, потому что дьявол противится Духу Божию, возмущается Словом Божиим и не дает им читать Евангелие. Поэтому, повторяю, как во время Иоанна Предтечи, чтобы принять пришедшего Спасителя и веровать в Него, нужно было очистить свою душу покаянием – в противном случае человек был неспособен принять Его, что видим на примере книжников и фарисеев, которые оскорбляли, гнали, клеветали и, наконец, распяли Господа, поскольку не приняли проповеди Иоанна Крестителя, хотя и считали его великим пророком, и в грехах своих не покаялись по ожесточению сердец своих, – так и в наше время. Если мы не покаемся в своих согрешениях, если не будем умолять Господа о прощении грехов, то также неспособны будем ни читать Евангелия, ни искренно веровать в Господа. Ибо вера наша как трость, колеблемая ветром: сказал кто-нибудь что-либо, и мы уже отвергаемся Господа. Другой кто-то сказал напротив, и мы, кажется, опять поверили. Эта слабость веры свидетельствует о нашей нераскаянности, об отсутствии у нас живого чувства Бога.

Поэтому вновь повторяю, если мы не потрудимся для очищения души своей от грехов, не покаемся искренно, то и мы не способны будем твердо и глубоко веровать в Господа Иисуса Христа. Он постепенно удалится от нас и мы погибнем, как погибли нераскаявшиеся книжники и фарисеи.

Человек и теперь по своим наклонностям и страстям остался тем же самым, что был и при Спасителе. Но нам легче веровать в Господа, чем было во время Иоанна Предтечи. У нас есть Евангелие, у нас есть двухтысячелетняя история христианства, у нас есть миллионы примеров воздействия благодати Божией на человеков…

(Окончания нет)

Проповедь протоиерея Василия Михайловского

Неделя перед Просвещением

На 2Тим.4:5-8.

5. Чадо Тимофей, будь бдителен во всем, переноси скорби, совершай дело благовестника, исполняй служение твое.

6. Ибо я уже становлюсь жертвою, и время моего отшествия настало.

7. Подвигом добрым я подвизался, течение совершил, веру сохранил;

8. а теперь готовится мне венец правды, который даст мне Господь, праведный Судия, в день оный; и не только мне, но и всем, возлюбившим явление Его.


Видали ли вы благочестивого старца, убеленного сединою, умащенного благодатию и преукрашенного добродетелью в предсмертные минуты его? Лик его спокоен; душа его радостно презирает в загробную жизнь. Он со всем и со всеми в мире отходит ко Господу. Присных своих он поручает воле Божией и не оставляет без своего опытного и отеческого совета и завещания. Посторонним и близким умилительно видеть его предсмертное лицо и слышать его предсмертные поучения.

Такое же поучение оставил почти накануне смерти своей св. апостол Павел своему ученику, молодому епископу ефесскому Тимофею, находясь в узах в Риме.

Апостол собственным опытом познал, как трудно служение пастырское, сколько опасностей и забот в прохождении его, и сколько поэтому нужно внимательности к себе и своему стаду. А потому он и возлюбленного ученика увещевает быть зорким, бдительным.

Гл. IV, 5. Чадо Тимофей, говорит апостол, будь особенно бдителен во всем, среди многих врагов и бушующих в пастве пороков. При уврачевании нравственных недугов пастырю, как врачу, приходится прилагать лекарства не всегда приятные, но иногда и горькие, хотя целительные. За то и терпят пастыри большие неприятности от своих пасомых. Обличения правдивые оскорбляют и раздражают задетое самолюбие виновных; и оттого не любят пастыря-обличителя, очень внимательного к духовным нуждам пасомых; ему делают неприятности и ущербы. Но, пастырь Христов, не унывай.

Переноси скорби. На то ты и обрек себя своим служением Христу. Он Сам, при разлуке с учениками, возвестил им, что их ждут в мире скорби (Ин. XVI, 33).

Принявши на себя высокое звание священнослужителя, терпеливо переноси и высокие обязанности, и труды. Что ж делать? Кому много дано, с того много и взыщется. Взялся быть светильником и благовестником? Совершай же дело благовестника с достоинством, исполняй служение твое с мужеством, не опасаясь молвы. Знай свое дело, имей в виду свою совесть и благо ближнего. А там, что бы ни говорили про тебя, но если душа твоя чиста, не возмущайся клеветою и низостью людской. Чем чище будешь вести себя, тем больше молвы будет и скорбей для тебя отовсюду.

Так трезвися же, пастырь, подобно Тимофею; будь бдителен во всем и внимателен ко всем. Усилить нужно было свою деятельность св. Тимофею потому, что ему приходилось трудиться за двоих: и за себя, и за св. апостола, своего учителя, уже ожидавшего смерти.

Ст. 6. Меня уже приносят в жертву, говорит апостол, обо мне составляют смертный приговор, и время моего отшествия настало. Святой апостол был в Риме уже узником по злости и клевете евреев. Долго, более двух лет тянулось дело о нем; и во все это время он, состоя под охраной, имел дозволение принимать к себе своих знакомых, посещать их и писать письма в разные места. Но предчувствовал св. апостол, что проволочка его дела в Риме не поможет его оправданию; он знал, что его осудят и принесут в жертву за святое его дело – за Христа и Его учение. Знал и спокойно ждал кончины.

Он давно имел желание оставить здешний мир (Флп. I, 23) и потому радовался, что он свое служение прошел честно, свято.

Ст. 7. Слава Богу, я, говорит апостол, подвигом добрым подвизался, я течение совершил добросовестно. Я сохранил веру. Жизнь человека уподобляет апостол поприщу, пространству, на котором вызвавшиеся состязаться между собою друг друга перегоняют или поборают, чтобы заслужить в награду какой-либо пальмовый венок и похвалу от людей. Для получения такой награды требуется строгое соблюдение предъявленных условий; без исполнения их и награда не дается. Точно так же бывает и в жизни нашей. Все мы – бойцы, ратоборцы за святую веру. Но все ли мы действительно выдерживаем себя на длинном житейском поприще? Не ослабеваем ли? Не падаем ли? Скажу более. Все ли из христиан ведут христианскую жизнь? Нет ли таких, которые в жизни своей и не думают жить честно, по правде, для спасения своей души? Есть, есть! Но зато и не сказать им пред смертью успокоительной мысли, что они подвизались добрым подвигом, соблюли свою православную веру. Как умилительно слышать и назидательно представлять радостное чувство апостола, что он соблюл веру и что

(ст. 8) ему теперь готовится… венец правды, который даст ему Господь, праведный Судия в оный страшный, роковой день. Господь наградит тогда не только его, апостола, но и всех, возлюбивших явление Его, т. е. Его пришествие на землю, Его служение и учение. Кто в жизни возлюбил Христа и страдал за Него немало, уверовавши в Него от чистого сердца, тот, очевидно, и будет в общении со Христом. Побеждающему дам сесть со Мною (Откр. III, 21), говорит Господь.

Проповедь протоиерея Вячеслава Резникова

О нищих, алчущих и плачущих

Лк.6:17–23

Флп.1:27–2:4

Евангелист Матфей так начинает излагать одну из бесед Господа Иисуса Христа: «И увидев народ, Он взошел на гору; и когда сел, приступили к Нему ученики Его. И Он, отверзши уста свои, учил их»… Согласно Матфею, эта беседа и получила название «нагорной». А евангелист Лука пишет, что она была произнесена «на ровном месте». Кому отдать предпочтение? Похоже, что Матфей дал лишь краткое вступление, стараясь поскорее перейти к изложению главного. Лука же, как обычно, «по тщательном исследовании всего сначала» (Лк.1:2–3), точнее восстановил подробности. Все осталось, но все встало на свои места. Осталась и гора, на которую Господь взошел, чтобы по своему обыкновению провести там «всю ночь в молитве к Богу. Когда же настал день», Он призвал «учеников Своих», «избрал из них двенадцать, которых и наименовал Апостолами». А потом уже «сойдя с ними, стал Он на ровном месте, и множество учеников Его».

Но почему-то из девяти блаженств, приводимых Матфеем, Лука приводит только первые. Начинает он, как и Матфей: «Блаженны нищие духом, ибо ваше есть Царствие Божие». Кто же такие «нищие»? – Нищих мы постоянно видим на улице. Они стоят и просят: подайте на пропитание!.. Не требуют и ничего не обещают взамен, зная, что ничего у них нет и не будет, и ни на что они не имеют законного права, и нет у них сил, чтобы заработать своими руками. Они готовы терпеть всякое унижение, лишь бы их не прогнали. Точно также и ощущение своей духовной нищеты побуждает день и ночь стоять как бы с протянутой рукой пред очами Божьими и просить, бия себя в грудь и не смея поднять глаз, как просил мытарь: «Боже, милостив буди мне грешному» (Лк.18:13)! Иными словами, ощущение своей духовной нищеты есть прямое побуждение к истинной молитве. И как нищему не придет в голову гордиться тем, что он попрошайничает, так и истинному молитвеннику не придет в голову хвалиться тем, что он постоянно молится. И нет у истинного молитвенника такого момента, когда он мог бы сказать: я все получил, и больше просить незачем! И даже когда он почувствует приближение Господа, его молитва не прекратится, но – станет еще горячее.

И плачущие – только те блаженны, которые плачут о своей духовной нищете. Потому что плакать можно по-разному. И хотя слезу от слезы не отличишь, но не всякая слеза к утешению. Есть слезы и к смерти, если они о потере земных благ (2Кор.7:10). Есть «плач и скрежет зубов» (Мф.24:5), когда мы плачем не с молитвой и надеждой, но – терзая себя воплями: «Как мог я так поступить! Как мог я, такой замечательный, так пасть! Нет мне пощады! И я никогда не прощу себя»! Есть и плач просто сочувствия плотскому страданию, как «плакали и рыдали» о Иисусе, шедшем на казнь. «Иисус же, обратившись к» этим плакальщицам, сказал: «Дщери Иерусалимские! Не плачьте обо Мне, но плачьте о себе и о детях ваших». (Лк.23:27–28) Да, вспоминая страдания Господни, надо плакать о себе и своих детях, и даже не тогда, когда они в беде, а когда – успешны, благополучны, счастливы, внимательны к нам, но не хотят знать ни о Боге, ни о вечной жизни, ни о крестной жертве Спасителя.

И «алчущие» блаженны лишь те, кто даже среди изобилия всяких благ не насыщаются, но непрестанно ищут то, что «единое на потребу» (Лк.10:42), что одно только может насытить человеческую душу.

Таким образом, как всегда «по тщательном исследовании», – но теперь уже исследовав не обстоятельства, а сущность учения Христова, Лука приводит только те из евангельских блаженств, которые имеют фундаментальное значение, которые сами собой способны привлечь Божью благодать, а вместе с нею – и кротость, и милосердие, и чистоту сердца, и дар миротворчества. И если первая и главная ветхозаветная заповедь, это – «Я Господь Бог твой, Который вывел тебя из дома рабства» (Исх.20:2), то первая и главнейшая заповедь Нового Завета, это – «блаженны нищие духом». И – торжество спасения, когда такой нищий, плачущий, взыскующий, наконец, находит своего Бога, Который и Сам уже давно ищет его. Который обогатит, утешит, насытит, выведет из рабства греху и введет в обетованную землю Небесного Царства.


Источник: https://azbyka.ru/days/2023-01-15

(534)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *