Епископ Сильвестр (Стойчев)
О вере и чуде хождения по воде
Слово в 9-ю неделю по Пятидесятнице
Прочитанное Евангельское зачало повествует о чуде хождения по воде Господа нашего Иисуса Христа. Это чудо широко известно даже за пределами верующего общества.
Итак, после чуда насыщения пяти тысяч людей, Христос отправил Своих учеников на другой берег Тивериадского озера. Когда они были уже на середине, началась сильная буря, колыхавшая их лодку в разные стороны. И в это время они увидели Иисуса Христа, идущего к ним по морю, как по суше. Апостол указывает время, когда это случилось: «В четвертую же стражу ночи пошел к ним Иисус, идя по морю» (Мф. 14, 25). Время в древнем мире делилось на так называемы стражи. Четвертая стража, о которой идет речь, – это период с 3 ночи и до 6 часов утра, если перевести на современный счет времени.
Ученики, когда увидели Спасителя, встревожились и даже испугались, подумав, что это призрак, и от страха вскричали (Мф. 14, 26). Выражение «это призрак» показывает веру иудеев того времени в существование призраков. В книге Царств, например, повествуется о том, как Саул вызывал дух пророка Самуила. Однако толкование этого места святыми отцами и христианскими писателями показывает, что такого рода явления якобы душ умерших или призраков — всегда бесовское наваждение. Испугавшимся апостолам, Господь сказал: «это Я, не бойтесь» (Мф. 14, 27). «Это я» — казалась бы, какая заурядная, совершенно понятная фраза, которую мы используем множество раз каждый день. И тем не менее сколько глубины, сколько значения в этой простой фразе. Ведь она позволяет нам определить себя для других. Каждый раз, когда мы говорим «это я», предполагается, что нас узнают по голосу, по виду, по каким-то еще признакам. И фразы «это я» достаточно, чтобы быть узнанным.
В библейском контексте выражение «это Я» имеет еще более глубокий смысл, так как оно предполагает, что Истинный Господь и Спаситель будет узнан верными Своими. Обличая иудеев, Христос им говорит «ибо если не уверуете, что это Я, то умрете во грехах ваших» (Ин. 8, 24). Очевидно, что речь идет не просто об узнавании Иисуса по человечеству, о котором им, врагам Его, хорошо известно, что Он плотников сын и Мать Его Мария (ср. Мф. 13, 55 и Мк. 6, 3). Господь Иисус говорит фарисеям и книжникам, что они должны узнать Его как Бога и долгожданного Мессию. Ведь и Ветхом Завете Бог обличает жестокосердечных иудеев и говорит: «Видите ныне, что это Я, Я — и нет Бога, кроме Меня» (Втор. 32, 39).
И снова Господь использует это же выражение перед своим арестом в Гефсиманском саду, когда говорит пришедшим солдатам: «сказал им: это Я». То, что эти слова имеют мессианское значение указывает реакция воинов, ибо сказано: «они отступили назад и пали на землю» (Ин. 18, 6). Почему они испугались и пали? Потому что поняли, что Иисус на самом деле говорит о Себе «это Я» в мессианском значении.
Христос шел по воде, как по суше. Безусловно, это должно было поразить апостолов. Писание Ветхого Завета преисполнено выражений о повиновении стихий только Богу — Своему Творцу. Мы знаем из Божественного Откровения, что мир сотворен Пресвятой Троицей и все три Лица Пресвятой Троицы участвуют в творении мира. Но именно о Второй Ипостаси Боге-Сыне говорится: «Все чрез Него начало быть, и без Него ничто не начало быть, что начало быть» (Ин. 1, 3), а также: «Ибо Им создано всё, что на небесах и что на земле, видимое и невидимое» (Кол. 1, 16). И Христос, являя власть над водной стихией, показывает Свою Божественную силу над тем, что Он сотворил.
Апостол Петр, потрясенный увиденным, говорит Спасителю: «Господи! если это Ты, повели мне придти к Тебе по воде» (Мф. 14, 27-28). Господь же говорит апостолу Петру «Иди!» (Мф. 14, 29), и Петр идет по воде к Спасителю. В этом желании идти по водам выражается горячность апостола Петра, и одновременно — его любовь ко Христу. Обратим внимание, Петр не говорит «и я хочу ходить по воде», но говорит «повели мне придти к Тебе по воде». Прийти к Господу, чтобы не разделяло их: вода, суша или бездна. Вот желание Петра. Апостол Петр, мог ошибаться, веря в свои силы, но он не заблуждался в своем чувстве любви к Христу, говорит блаженный Иероним. Святитель Иоанн Златоуст пишет, что Петр «радуется не столько тому, что ходит по водам, сколько тому, что идет к Иисусу».
В этом хождении Петра по водам показан образ грядущего Царства Божьего, где человеку с Богом возможно все. С Богом человек становится тем, кем и предназначался во время творения — властителем мира. Без Бога сотворенный мир бунтует и восстает на человека, но в Боге и с Богом, наоборот, все возвращается к первичному замыслу. Человек — венец творения и хозяин мира, в котором все сотворенное с радостью послушно ему, потому что человек, в свою очередь, послушен Своему Творцу.
Однако, идя по водам, Петр ощущает сильный ветер и начинает бояться. В момент, от нахлынувшего на него страха, он начинает тонуть. Трудно представить какой ужас пережил Петр. Еще миг назад он смертный человек стоял на воде как на суше и шествовал к Учителю. А сейчас вся водная стихия готова в считанные секунды его поглотить. Господь Иисус Христос спасает Петра, протянув ему руку, и одновременно указывает на причину, почему он начал тонуть: «Маловерный! зачем ты усомнился?» (Мф. 14, 31). Свт. Иоанн Златоуст, толкуя это выражения, говорит очень ярко: для совершения чуда всегда нужно Божье благословение, Божье посещение и вера человека, и если в человеке нет веры, то даже присутствие Христа его не спасёт.
Дорогие братья и сестры! Хождение по воде носит глубокое символическое значение. Наша жизнь часто в богослужебных текстах называется житейским морем. И пройти по этому житейскому морю, не утонув в пучине греха и бессмыслия, возможно только при вере в Господа Иисуса Христа. Как уже говорилось, евангелист указывает, что Христос пошел по водам в четвертую стражу. В этом хронологическом уточнении многие святые отцы видели таинственное указание на грядущее втрое пришествие Господа нашего Иисуса Христа (например, свт. Иларий Пиктавийский). Перед Его славным пришествием будут великие и многочисленнее искушения, и лжемессии, о которых Сам Господь предупреждает: «многие придут под именем Моим и будут говорить, что это Я; и многих прельстят» (Мк. 13, 6). И вновь вспомним выражение «Это Я». По нему апостолы узнали Господа Иисуса, но и лжехристы также придут и скажут: «Это я», имея в виду, что они есть настоящие Помазанники Божии и Спасители. Апостолы сначала думают, что это призрак на воде, но, когда Иисус к ним обращается «это Я», сразу узнают Его. Как нам тут не вспомнить слова Спасителя о Самом Себе как пастыре добром «а овцы за ним идут, потому что знают голос его» (Ин. 10, 4).
Апостолы узнают Господа по голосу, именно потому, что они верные ученики Его, любящие и знающие Своего Пастыря.
Так и для всех христиан, жившим когда-то, живущим сейчас и тем, кто будет жить в период перед концом мира, есть только один способ узнать Бога и не ошибиться, приняв лжехриста за Спасителя. Это способ быть реальными учениками Господа. Почему кто-то принимает лжеучителей и лжемессий? Потому, что во Христе они не обрели Учителя и Спасителя. По разным причинам, не важно каким, главное, что даже именуясь христианином, можно сердцем своим не принять Христа, не полюбить Его, не найти в Нем утешение и спасение. И вот тогда, приходит дух лукавый, принимающий зачастую вид добра и света (2 Кор. 11, 14) и начинает человеку внушать то, что по выражению апостола Павла, льстит нам: «по своим прихотям будут избирать себе учителей, которые льстили бы слуху» (2 Тим. 4, 3). Ложный учитель уже обещал прародителям «будете как боги» (Быт. 3, 5), и как понравились Адаму и Еве эти слова… Также апостол Петр указывает признак лжеучителей: «Обещают свободу, будучи сами рабы тления» (2Пет. 2, 19). Но наш истинный Бог и Спаситель Иисус Христос обо всех этих искушениях и признаках обмана предупредил своих последователей: «Вот, Я наперед сказал вам» (Мф. 24:25).
Все нам сказано, все нам указано, обо всем, братья и сестры мы предупреждены. Что же нам остается? Нам, верующим в Господа Иисуса Христа, должно твердо осознавать, что рядом с нами всегда есть Тот, Кто даже в моменты страха, сомнения и маловерия, подаст нам руку и скажет: «ободритесь; это Я, не бойтесь». Мы же поклонимся Ему и вместе с апостолами ответим: «истинно Ты Сын Божий» (Мф. 14, 31), Которому слава, честь и поклонение во веки веков! Аминь.
Источник: https://pravlife.org/ru/content/episkop-silvestr-stoychev-o-vere-i-chude-hozhdeniya-po-vode
(38)