На этот день могут быть перенесены с 25 января службы в честь свт. Григория Богослова, архиеп. Константинопольского, и сщмч. Владимира, митр. Киевского.
Проповедь протоиерея Вячеслава Резникова
О дарованном и приобретенном
Лк.12:32-40, Еф.1:16-23.
«Не бойся, малое стадо, ибо Отец ваш благоволил дать вам Царство». Не пообещал, а уже «благоволил дать».
Обычно счастливец, у которого наследство почти в кармане, начинает еще более беззаботно расточать то, что имеет. Никто не говорит ему: наследство твое, и поэтому старайся больше работать и зарабатывать. Никто не скажет: вот тебе море, только постарайся прибавить к нему еще каплю. А тут – целое Царство! И ладно бы Господь только повелел нам готовить «вместилища» для наших сокровищ; но Он говорит: «Приготовляйте себе» и самое «сокровище неоскудевающее на небесах».
Дело в том, что в этом отрывке снова – о соотношении Божьей воли и свободной воли человека. Истина торжествует, когда обе эти воли действуют так, что не различишь, где кончается одна и начинается другая. Так же и сокровище, уже уготованное нам на небе, еще должно быть приобретено нашим трудом.
Сокровище Царствия Небесного, это прежде всего – познание всего, что к нему относится. И познание – тоже, с одной стороны, труд души и ума, но одновременно надо и молиться, чтобы «Отец славы» Сам дал нам «Духа премудрости и откровения к познанию Его». Вершина познания – увидеть собственными глазами; но и для этого надо молиться, чтобы Сам Бог «просветил очи сердца».
Чтобы войти во владение сокровищем Царства, необходимо встретиться с его Хозяином. И, с одной стороны, Господь говорит, чтобы чресла наши «были препоясаны и светильники горящи», то есть мы должны быть готовы всегда в радостный путь навстречу Господу. Как и народ Божий перед выходом из рабства таким же образом совершал пасхальную трапезу: «Пусть будут чресла ваши препоясаны, обувь ваша на ногах ваших, и посохи в руках ваших» (Исх.12:11). Но эта готовность в путь была и готовностью к встрече грозного Ангела, истребляющего первенцев Египетских. Так и здесь: готовность в путь – одновременно и готовность ожидания «господина своего с брака, дабы, когда придет и постучит, тотчас отворить ему».
А когда произойдет встреча, то служение рабов господину не отличишь от служения господина рабам. Он уже сам «препояшется, и посадит их, и, подходя, станет служить им». «Блаженны рабы те»!
Итак, дав нам Царство, Господь предлагает самим уже в этой жизни это царство приобретать. Для этого – «продавайте имения ваши и давайте милостыню», – говорит Господь. И если это сделаешь, – вдруг почувствуешь, как острая, тонкая струйка надежды вонзится в сердце, «надежда призвания Его». И сразу почувствуешь, «какое богатство славного наследия Его для святых», почувствуешь, как руки Божьи подхватили тебя.
Проповедь протоиерея Вячеслава Резникова
О полноте света и полноте тьмы
Еф.1:22-2:3, Мк.10:46-52.
У апостола Павла был удивительный дар: говорить о неизреченном, говорить кратко и исчерпывающе. И для такого же как он, чистого и великого мужа этот язык понятен и достаточен. Нам же, чтобы уразуметь сказанное, поневоле приходится многословить.
Так, Апостол пишет о Христе, что Бог, «воскресив Его из мертвых и посадив одесную Себя на небесах», «поставил Его выше всего, главою Церкви» (Еф.1:20-22). А о Церкви он пишет, что она есть «Тело Его, полнота Наполняющего все во всем». Казалось бы, определение Бога, как «Наполняющего все во всем», исключает всякие оговорки и дополнения. «Все во всем» – куда полнее? А между тем, сначала Апостол все же сказал о Церкви, что именно она, и только она есть «полнота Наполняющего». Хотя о самой Церкви нельзя сказать, что она все наполняет. А далее оказывается, что, при «Наполняющем все во всем» находит себе место и «мир сей» с его обычаями. И – не только «мир», но еще и «князь, господствующий в воздухе», дух, противящийся Богу. У этого князя тоже есть полнота господства, и тоже есть «сыны», в которых он действует, и которых заставляет вместе с собой противиться Богу. И получается, что, при безусловно «Наполняющем все во всем», может существовать не просто какая-то незаполненность, но и противоположный, враждебный этой полноте мир. И в полноту Христову мы пришли оттуда, из этого враждебного мира, где «жили некогда по нашим плотским похотям, исполняя желания плоти и помыслов, и были по природе чадами гнева, как и прочие».
Так, перед нами тайна сосуществования полноты спасения и полноты погибели. И это – как тайна света и тайна тьмы. Сегодня в Евангелии и говорится о Вартимее, слепом, который «сидел у дороги» в то время, как Иисус проходил по ней «с учениками Своими и множеством народа». Вокруг слепого свет, а он один во тьме. Все вокруг все видят, видят и его самого, могут видеть даже самое устройство его глаз, до последней клеточки. А он не видит даже самого себя, и так получается, что он – вне все наполняющего, все пронизывающего света, и в нем всецело господствует, и всего его наполняет тьма.
Но вдруг он «начал кричать и говорить: Иисус, Сын Давидов! помилуй меня». Иисус же велел подвести его к себе, чтобы слепой перед всеми засвидетельствовал свое желание, свой выбор, свое предпочтение света тьме. «Чего ты хочешь от Меня? Слепой сказал Ему: Учитель! чтобы мне прозреть. Иисус сказал ему: иди, вера твоя спасла тебя. И он тотчас прозрел, и пошел за Иисусом по дороге». Мгновенно рухнуло господство тьмы, и Вартимей тоже оказался в полноте света.
Так, свет и тьма, спасение и погибель в этом мире находятся как бы в одной точке. И достаточно оступиться, чтобы ввергнуться во тьму, и достаточно от всего сердца возопить к Богу, чтобы тьма рассеялась, и чтобы оказаться в Церкви, в этой полноте «Наполняющего все во всем».
Проповедь протоиерея Вячеслава Резникова
О вере и о делах
Мк.10:46–52
Иак.2:14–26
Апостол Иаков пишет: «Что пользы, братия мои, если кто говорит, что он имеет веру, а дел не имеет? Может ли эта вера спасти его»?
Что для нас важнее, видно «из дел», которые мы предпочитаем другим делам. Кто для нас в жизни дороже, видно из того, чьи просьбы мы стараемся выполнить в первую очередь. Апостол приводит два примера веры. Авраам, по велению Бога, возложил «на жертвенник Исаака, сына своего». Потому что для него громче всего звучало слово, ранее сказанное Богом: «посмотри на небо и сосчитай звезды, если ты можешь счесть их». «Столько будет у тебя потомков. Авраам поверил Господу, и Он вменил ему в праведность».
А Раав, жительница Иерихона, осажденного Израилем, скрыла у себя в доме двух разведчиков. Она «сказала им: я знаю, что Господь отдал землю сию вам, ибо вы навели на нас ужас, и все жители земли сей пришли от вас в робость». «Ни в ком из нас не стало духа против вас; ибо Господь Бог ваш есть Бог на небе наверху, и на земле внизу». И для нее этот факт перевесил национальные привязанности, и она сочла своим святым долгом помочь воинству Бога неба и земли (Нав.2:8–11).
В нашем Символе веры – двенадцать членов, и каждый член, это – либо факт прошлого, либо факт будущего, либо факт невидимого мира. Произнося Символ веры, мы провозглашаем, что все, что мы перечислили, – важнейшее для нас, и должно определять нашу жизнь. Мы провозглашаем, что должны жить, исходя из того, что есть Бог, и есть вечная жизнь; что через пророков и Апостолов нам открыта Его воля, и что за мои грехи, за мою жизнь отдал Свою жизнь Единый Безгрешный. И если мы словами перечисляем эти факты, а сами живем так, как будто их не существует, то наша вера «мертва сама по себе». «Если брат или сестра наги и не имеют дневного пропитания, а кто-нибудь из вас скажет им: «идите с миром, грейтесь и питайтесь», но не даст им потребного для тела: что пользы»?
Мы верим в Бога, Который дал нам Свои заповеди. И вера наша живая, если мы эти заповеди соблюдаем. И что толку было бы в вере Авраама, если бы он веровал только «в душе», а повеление Божье, как «негуманное и изуверское», отказался бы исполнить? И если бы Раав только в душе поняла все, а сама выдала бы лазутчиков, – чего стоила бы ее вера?
И когда просим Господа с надеждой, что получим просимое, – это тоже дело веры. Ну что за польза для Вартимея, иерихонского слепца, если бы он просто сидел у дороги и верил бы, что по ней идет «Иисус, Сын Давидов»? Но он, узнав об этом, стал кричать и говорить: Иисус, Сын Давидов, помилуй меня! И вера, явленная делами, принесла ему богатые плоды.
Но есть и такая «вера», от которой да сохранит нас Бог: «и бесы веруют». Веруют в вечный огонь, уготованный им, и лишь «трепещут», никак не стараясь его избежать.
«Ибо, как тело без духа мертво, так и вера без дел мертва». Как тело оживляется и приводится в движение духом, так и в вере должно присутствовать то, что оживляло бы ее. Мы помним, что и Апостолы, хоть и говорили, что веруют в Господа, но делами стали свидетельствовать о своей вере только тогда, когда на них сошел Святый Дух. Значит, дела свидетельствуют, что вера оживотворена Духом Святым. И, значит, когда понуждаем себя к подобным делам, то – силою расчищаем в своем сердце место для Святого Духа.
Проповедь протоиерея Григория Дьяченко
Преподобные Ксенофонт и Мария
(О преданности воле Божией)
I.
Преподобный Ксенофонт и жена его Мария, ныне воспоминаемые церковию, принадлежали к числу первых вельмож константинопольских и вместе с тем были весьма благочестивые люди. Два сына их, Аркадий и Иоанн, подражали благочестию своих родителей. Когда Аркадий и Иоанн значительно подросли, то родители объявили им, что они должны отправиться за море в чужую сторону для изучения разных наук. Послушные юноши с охотою отправились в далекое и опасное путешествие, потому что имели любовь к учению. Путешествие сначала было благоприятно, но вскоре поднялась буря, и корабельщики должны были спустить паруса. Корабль, поврежденный волнами, стал наполняться водою. Все пришли в ужас. Аркадий и Иоанн заливались слезами и молили Бога о спасении. Между тем буря еще становилась сильнее. Тогда корабельщики, не видя никакой надежды к спасению корабля, спустились в малое судно и пустились в море на удачу. Аркадий и Иоанн, видя бегство корабельщиков и гибель корабля, сняли с себя одежды и воскликнув: «прощайте, дорогие родители!» бросились в море. Долго боролись они с волнами и наконец были выброшены на берег в разных местах. Они считали один другого погибшим и потому не смели идти к родителям, опасаясь поразить их печальным известием. Скоро, впрочем, родители узнали о кораблекрушении и считали своих детей утонувшими, но при этом ни одним словом не обнаружили отчаяния, «и печаль свою повергли пред Богом», всецело предав себя и детей воле Божией.
Посредством чудесного откровения от Бога, они однако узнали, что дети их живы и отправились отыскивать их. Руководимые Духом Святым, они нашли их в Иерусалиме, в подвигах монастырских. Подражая детям, Ксенофонт и Мария приняли также пострижение и окончили жизнь свою в молитвах и безмолвии.
II.
Преп. Ксенофонт и Мария служат образцами живой преданности в волю Божию. Лишившись детей, они не возроптали на Промысл Божий, но печаль свою повергли пред Богом.
Да будет, братия, этот пример наставником нашим в «истинной Богу преданности».
а) Преданность Богу есть такое расположение духа, по которому человек всего себя, все, что ему принадлежит, все, что с ним случиться может, предоставляет воле и провидению Божию, так что сам остается только стражем своей души и тела, как стяжания Божия. К сему расположению приготовляет человека внимательное наблюдение над собственными усилиями сделать себя совершенным и благополучным. Желает он сделаться мудрым, образует свои способности, напрягает силы ума, подкрепляет себя силами других избранных умов, составляет себе образ ведения: что же? Конец самодеятельных изысканий, по признанию безпристрастнейшаго из древних мудрецов, есть открытие того, что человек сам собою ничего не знает. Желает он сделаться добрым, старается познать закон справедливости, возбуждает сердце свое к добродетельным чувствованиям, предприемлет добрыя дела: что же и здесь? Опыт доказывает, что желание быть добрым нередко бывает слабее страсти, влекущей к пороку, и ею побеждается; что познанный закон предлагает добро, но не дает силы творить его; что добродетельныя чувствования, из жестокого сердца, как огонь из кремня, высекаются с трудом, а легко угасают, в мягком же сердце, хотя и скоро возгараются, как огонь во льну, но так же тлятся слабо и не долго. Правильное следствие сих опытов, тщательно и безпристрастно наблюдаемых, должно быть то, что человек потеряет надежду на самого себя, и, если не хочет погибнуть, как бы по необходимости вознесет желание и надежду свою к Богу.
б) Начав предаваться Богу, человек встречает другие опыты, совсем противоположные тем, которые имел он, управляя сам собою. Прежде собственныя усилия познать истину едва производили в нем слабый, кратковременный свет, оставлявший по себе сугубую тьму: теперь из самой тьмы, в которой он повергается пред Отцем светов, рождается для него внезапный свет: а если остается он иногда и во тьме, то и в ней познает непостижимую близость Того, Который есть Свет превыше света. Прежде усилия делать добро или совсем подавляемы были в нем злыми склонностями, или производили несовершенное действие: теперь, когда он положил сердце свое в силу Божию, в самой немощи его начинает совершаться сила Божия, разрушающая зло и созидающая благо. Прежде наилучше обдуманныя предначертания его к устроению своего благополучия или не исполнялись, или в самом исполнении оказывались неудовлетворительными: теперь он не делает никаких собственных предначертаний, но со дня на день более усматривает великий чертеж Провидения, по которому, не смотря ни на какие препятствия, кроме одного препятствия, которое полагало прежде его упорство и неверие, постепенно устрояется его спасение.
Посему слово Божие часто напоминает нам о сей преданности, в отношении ко внутреннему и внешнему, ко временному и вечному. «Открый ко Господу путь твой и уповай на Него, и Той сотворит» (Псал. 36, 5). «Смиритеся под крепкую руку Божию, да вы вознесет во время, всю печаль вашу возвергше нань, яко Той печется о вас» (1Петр. 5, 6–7). «Отче наш! Да будет воля Твоя, яко на небеси и на земли» (Матф. 6:9–10).
в) Все великое, что представляет нам слово Божие, совершилось великою преданностию Богу. Представим примеры сего.
Кто не знает Авраама и его великой жертвы? Как возмог он поднять смертоносную руку на сына, о котором получил потомственныя обетования? Как не усомнился он? Как не сказал Богу: не Ты ли, Господи, обещал, что «во Исааке наречется» мне «семя» (Быт. XXI, 12)? Где же будет сие семя, когда отрок Исаак сгорит на жертвеннике? Патриарх не имел в сие время ни помышления, ни желания, ни действия собственнаго; все предал он Богу, «паче упования во упование веруя» (Римл. 4, 18); и таким образом и вожделенную жертву принес, и вожделенного сына не лишился, и благословение над собою усугубил.
Кто не слыхал о Иове, которого добродетель проповедывал Сам Бог пред собранием небесных сил? Но в чем состоит сила его добродетели, если не в преданности Богу, Котораго непостижимым судьбам с благодарностию предал он себя, и детей, и богатство, и здравие, и чрез то соделал ничтожными все усилия врага добродетели и блаженства человеческаго? «Господь даде, Господь отъят: буди имя Господне благословенно» (Иов. I, 21). Такая преданность Богу есть безопасная ограда от всех искушений.
Но, – чтобы вкратце сказать все для христианина, – чем начинается высочайшее дело Христово? – Преданностию Сына Божия воле Бога Отца Своего. «Се иду сотворити волю Твою, Боже» (Псал. XXXIX, 9), глаголет Он, нисходя к воплощению. Чем оканчивается сие дело? – Тою же преданностию. «Не якоже Аз хощу, но якоже Ты» (Матф. 26, 39). «Отче, в руце Твои предаю дух Мой» (Лук. XXIII, 46). Итак преданность Богу есть и начало, и совершение христианства и вечного спасения.
III.
Заключим это учение увещанием, которым церковь заключает большую часть молитвенных провозглашений, дабы непрестанно питать в нас дух преданности, которым дышет и живет истинное христианство: «пресвятую, пречистую, преблагословенную, славную Владычицу нашу Богородицу и Приснодеву Марию со всеми святыми помянувше, сами себе, друг друга и весь живот наш Христу Богу предадим». Аминь.
Источник: https://azbyka.ru/days/2021-02-08
(59)