СВЯТКИ: ЧТО ЭТО ЗА ДНИ И ЧТО НУЖНО В ЭТО ВРЕМЯ ДЕЛАТЬ?

Рождественские святки (святые дни) – период от праздника Рождества Христова до Крещенского сочельника.

Их называют также святыми вечерами.

Праздновать двенадцать дней после Рождества Христова Церковь начала с древних времен.

Указанием на это могут служить 12 бесед св. Ефрема Сирина, произнесенных им от 25 декабря по 6 января:

«День сей есть новый грозд, в нем сокрыта чаша спасения. День сей — первый из праздников, он превосходит все праздники. Во время зимы, лишающей ветви плодов, от неплодной лозы явился нам Плод…»

А также подтверждают это слова св. Амвросия Медиоланского и св. Григория Нисского.

И на Четвёртом Вселенском Соборе в 451 году было решено, в целях унификации, установить единую практику празднования для всей Христианской Церкви.

В результате между Рождеством и Крещением официально установили двенадцать праздничных дней.

Древнее двенадцатидневное празднование рождественских дней подтверждается также церковным уставом Саввы Освященного  (524 г.), получившего название Иерусалимского или Палестинского, по которому в эти дни «никакожо пост, ниже коленопреклонения бывают, ниже в церкви, ниже в келлиях», и запрещено совершать таинство брака.

То же подтверждено и кодексом Юстиниана (Corpus juris civilis), изданным в 529 году.

Местами к празднованию подмешиваются языческие традиции: гадания и другие обряды, которые по сути своей являются антихристианскими, осуждаются Церковью, считаются ересью, злом и сознательным богоборчеством.

В эти дни православные делятся радостью о рожденном и воплощенном Господе.

Принято ходить друг другу в гости, чтобы вместе славить Бога, обмениваться подарками и знаками внимания.

Во многих регионах в этот период по домам ходят колядники, призывая хозяев присоединиться к всеобщей радости.

В эти дни отменяется пост в среду и пятницу.

Главное не пачкать, а продолжать убелять одежды души, считает иерей Андрей Чиженко.

Рождество Христово после Пасхи является вторым по значимости праздником в церковном богослужебном круге, потому оно и празднуется не один день. Как всегда, Господь всемилостивый продолжает щедро изливать на нас свою благодать и свой свет. Отсюда и название «святки», или «святые дни». В древности святки назывались «святыми вечерами». Может быть, оттого, что христиане именно в вечера оставляли свои повседневные работы и славили Рождество Христово и Богоявление.

История святок такова…

В первые века христианства Церковь знала лишь один праздник – Богоявление (Крещение Господне – второе название). В данном празднестве воспоминались сразу два события из земной жизни Спасителя – Рождество Христово и Его Крещение.

Позже, в IV веке, эти два праздника были отделены друг от друга. Рождество Христово переносится на 25 декабря по старому стилю (7 января н. ст.), а Богоявление так и продолжает праздноваться 6 января по старому стилю (19 января – н. ст.). Но так как в церковном сознании два праздника все равно сливаются в один, то двенадцать дней, их теперь разделяющие, считаются одним беспрерывным праздником. Точно так же, как сорок дней после Воскресения Христова считаются Пасхой до Вознесения Господнего, потому что Спаситель продолжал на земле являться своим ученикам.

Потому период от Рождества Христова до Крещения Господнего и назван святками – от слов «свет, святость».

Праздник продолжается… Он не закончился 7 января в день Рождества Христова. 8 января – Собор Пресвятой Богородицы. 10 января в воскресенье – день памяти сродников Христа по плоти: царя и пророка Давида, праведного Иосифа Обручника и апостола Иакова, брата Господня, сопровождавшего Святое Семейство в Египет. 11 января совершается память 14 тысяч святых мучеников-младенцев, в Вифлееме избиенных. К тому же отдание Рождества Христова происходит только 13 января (н. ст.) перед Обрезанием Господним. Но даже и после этого рождественско-крещальные празднества продолжаются. Они фактически заканчиваются 18 января, когда в сочельник Богоявления полагается строгий пост. И завершаются в праздник Крещения Господня.

Потому задача всех православных – праздновать. По возможности отложить все дела земные и стать причастным к этой великой тайне – появления Бога на земле для нашего спасения. В этот период поста в среду и пятницу нет – можно употреблять пищу животного происхождения. Часто батюшкам задают вопрос: «Как причащаться в святки, например на Крещение Господне, если нет поста?» Традиций и различных мнений много. Но в основном священники сходятся на том, что для православного христианина, который действительно живет жизнью Церкви, соблюдает посты, пищевые ограничения в святки перед Причастием не обязательны. Ведь по большому счету сам богослужебный устав отменяет пост в это время! Но, конечно же, это не повод нашей широкой славянской душе предаваться пьянству, чревоугодию и разгулу. Во всем важна мера. Пост для причастника перед Литургией в святки держится только евхаристический – то есть с 0.00 минут дня совершения Божественной литургии до момента причащения Святых Христовых Таин ничего не естся и не пьется.

Кроме того, в данный период не разрешаются ни в храме, ни дома земные поклоны. О святках так записано в Уставе преподобного Саввы Освященного (VI век): «никакоже пост, ниже коленопреклонения бывают, ниже в церкви, ниже в келиях».

Желательно по возможности воздержаться от работы. Кроме, конечно же, необходимой: приготовление еды, уход за животными и прочее из того повседневного нашего быта, без чего нельзя обойтись (например, нарубить дров, чтобы истопить печь). От крупных же и необязательных работ нужно все-таки воздержаться. Это не распространяется на тех, кто работает по долгу службы. В таком случае нужно при очередной исповеди покаяться в данном вынужденном грехе.

Фактически период святок нам дан для следующих дел…

Господь своим Рождеством щедро излил на нас свою благодать, и мы должны ее (особенно в период святок) передавать дальше. То есть главным нашим делом в святки является славить Христа Рожденного: ходить в гости друг к другу, петь рождественские колядки и духовные песнопения, посещать частые в этот период церковные богослужения и, конечно же, совершать дела милосердия – посещать больных, заключенных, пожилых людей, сирот, щедро давать милостыню и прочее.

В заключение хочется для нашей широкой и цветущей восточнославянской натуры, склонной к легкому переходу от празднования к разгулу, привести слова святого праведного Иоанна Кронштадтского из его книги «Моя жизнь во Христе»:

«Как прискорбно видеть, что враг в праздники Господни берет с христиан свой оброк, крайне великий оброк, и чем больше праздник, тем больше оброк врагу платят христиане, ибо что мы видим в праздники? Совершенную праздность, разнузданность плоти, пьянство, распутство, драки, кражи, увеселения. Боже мой! Какое угодие плоти! Какое усердное служение диаволу! Христиане ли эти люди, подумаешь, искупленные честною кровию Сына Божия? В христианские ли ты времена живешь, не в языческия ли? Это ли причастники животворящих Таин?..»

Будем же помнить, дорогие братья и сестры, слова великого святого. И убеленные Рождественским постом одежды души не станем пачкать в грязи разгула. Все полезно в меру.

Главное же в святки, как и во все дни жизни христианина, – любовь к Богу и к ближнему своему. Будем славить Христа Рожденного! Будем нести эту благую весть в мир. Будем творить дела милосердия, любви и подавать руку помощи всем, кто в этом нуждается.


Источник: http://pravlife.org/content/svyatki-chto-eto-za-dni-i-chto-nuzhno-v-eto-vremya-delat

(232)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *