Человек: образ Божий или прах земной?

Рассуждает преподаватель Киевской духовной академии Андрей Музольф.


Для многих людей приведенные выше две характеристики человека являются несовместимыми. Но только не для православных. Ведь православные в своем представлении о человеке руководствуются прежде всего Священным Писанием и Преданием Церкви. А Библия с первых своих страниц говорит нам о том, что человек – это завершение Божия творения, его венец, который включает в себя два мира: мир видимый, материальный, и мир невидимый, духовный. Так, преподобный Анастасий Синаит отмечает: «И творит (Бог) живое существо, словно некий смешанный мир, сродный обоим мирам и состоящий, с одной стороны, из нетелесной, бессмертной и нетленной души, а с другой – из вещественного и зримого тела». Именно поэтому многие святые отцы и богословы называли человека не иначе как «связкой миров» или «сокращенным конспектом Вселенной», подразумевая под данными словами именно соответствие человека как материальному, так и духовному миру.

О высоком предназначении человека хорошо говорит преподобный Антоний Великий: «Для человека создал Бог небо, украшаемое звездами, для человека создал Он и землю». Но при этом, по мысли святых отцов, сам человек тоже создается с определенной целью. Святитель Игнатий Кавказский пишет: «Как небо и землю Бог создал для обитания человека, так тело и душу человеческую Он создал в жилище Себе».

В то же время Бог, предвидя грядущее падение людей еще до их сотворения, создает человека особым образом. Так, если при сотворении животных Бог повелевает воде или земле произвести «душу живую», то с человеком всё происходит несколько иначе. Книга Бытия повествует: «И создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душею живою» (Быт. 2:7). Комментируя данный стих, многие толкователи Священного Писания невольно задавались вопросом: почему человек, будучи предназначенным стать венцом и владыкой всего творения, творится именно из праха, а не из какого-либо более благородного вида материи? В частности, Блаженный Августин в одном из своих сочинений задает такой вопрос: «Почему Бог сотворил человека из праха? Разве не было у Него лучшей, небесной материи, что Он сотворил хрупкое смертное существо из земной грязи?»
Читать далее Человек: образ Божий или прах земной?

(31)

Рождественский пост: зачем нам поститься больше, чем ранним христианам?

Вопрос священнику: Рождественский пост: зачем нам поститься больше, чем ранним христианам?

Отвечает протоиерей Владимир Долгих.


28 ноября начинается Рождественский пост. Хотя если учесть, что предыдущий день — пятница, можно сказать, что пост начнется на день раньше.

По своей строгости, а от того и внутренней напряженности он несколько уступает Великому, но по продолжительности такой же, как и Четыредесятница. Хотя все эти измерения весьма относительные, но о них, наверное, и нужно сказать несколько слов.

Рождественский пост имеет достаточно длинную историю. Сведения о нем содержатся уже в трудах отцов V-VI веков, но только изначально он был короче – одна неделя, иногда чуть дольше. Напомним, что первые три века христиане не праздновали отдельно Рождество, а отдельно Крещение Господне, был лишь одни общий праздник – Теофании или Богоявления. Вот в его канун, в течение нескольких дней, и соблюдался пост. В IV веке происходит разделение на два праздника, а период говенья уже привязывается конкретно к Рождеству Христову. Только в XII веке, точнее на Константинопольском соборе 1166 года при патриархе Луке Хрисоверге, было положено хранить Рождественский пост на протяжении сорока дней.
Читать далее Рождественский пост: зачем нам поститься больше, чем ранним христианам?

(36)

Проповеди протоиерея Вячеслава Резникова: «О жизни по Преданию» и «О прощении Петра»

Проповедь протоиерея Вячеслава Резникова

О жизни по Преданию

2Сол.3:6-18, Лк.13:31-35.

Апостол пишет: «Завещаваем же вам, братия, именем Господа нашего Иисуса Христа, удаляться от всякого брата, поступающего бесчинно, а не по преданию, которое приняли от нас». Здесь уже не в первый раз встречаем слово «предание». Недавно читали: «Итак, братия, стойте и держите предания, которым вы научены или словом, или посланием нашим» (2 Сол.2:15). Как видим, «предание», это – и устное, и письменное слово. А сегодня – еще об одном виде предания. Запретив поступать «бесчинно, а не по преданию», Апостол объясняет: «Ибо вы сами знаете, как должны вы подражать нам; ибо мы не бесчинствовали у вас. Ни у кого не ели хлеба даром, но занимались трудом и работали день и ночь, чтобы не обременить кого из вас».

И писаное слово, и устное, и личный пример, – все это и есть живое предание Церкви. Все это постепенно записывалось, обогащалось опытом жизни во Христе, и сохранялось для последующих поколений. Кто же вступает на путь пересмотра этих ценностей, тот вступает на опасный путь. Преподобный Дорофей в своей книге рассказывает, как некто сначала унижал всякого, и говорил: «Нет никого достойного, кроме Макария». Спустя немного, стал говорить: «что такое Макарий? Нет никого, кроме Василия и Григория». Но скоро начал осуждать и сих, говоря: что такое Василий? И что такое Григорий? Нет никого, кроме Петра и Павла». Я сказал ему: «поистине, брат, ты скоро и их станешь уничижать». И, поверьте мне, чрез несколько времени он начал говорить: «что такое Петр? И что такое Павел? Никто ничего не значит, кроме Святой Троицы». Наконец, возгордился он и против Самого Бога и, таким образом, лишился ума».
Читать далее Проповеди протоиерея Вячеслава Резникова: «О жизни по Преданию» и «О прощении Петра»

(34)