Вот мы, дорогие братья и сестры, и дожили с Божьей помощью до Крестопоклонной Недели.
Половина Великого поста. Из святого алтаря износится Честное и Животворящее Древо Креста Господня для поклонения, для того, чтобы православные христиане, лобызая Святое Распятие и взирая на Страсти Господни, укреплялись в дальнейшем прохождении поста, чтобы Господь нас укреплял и дальше совершать великое и спасительное путешествие Святой Четыредесятницы, в конце которой нас ждет Христос Воскресший.
Особенно важно помнить о Честном и Животворящем Древе Креста Господня в эти дни общественной скорби, когда нам попущена скорбь морового поветрия болезни коронавируса COVID-19.
Вспомним же в этой статье и мы о Страстях Христовых – о страдании Богочеловека, Господа нашего Иисуса Христа на Кресте, о Его Величайшей Любви к нам, о Его величайшей Искупительной Жертве.
Начать с того, что в Римской империи быть казненным через распятие на Кресте было страшным позором. Это самый позорный и самый мучительный вид казни, который изобретали когда-либо палачи. Человек распинался, иногда руки и ноги его привязывали, порой прибивали к дереву гвоздями. Причем гвозди эти были не такими тонкими стальными иголочками, как сейчас, а толстые, массивные, кованные, четырехгранные, острые куски металла, которые пробивали плоть и делали в ней страшные раны.
Главное мучение человека распятого заключалось в том, что он был растянут в вывернутой совершенно неестественной позе, что само по себе уже являлось мучением. И в этой позе он проводил долгие часы, а может быть, и дни и при этом не мог даже пошевелиться. Кроме того, кровь медленно вытекала из ран, пробитых гвоздями. Тело постепенно слабело. Оно обмякало и повисало, из-за чего плоть вокруг ран под тяжестью тела разрывалась, язвы гвоздичные углублялись, что причиняло новую острую боль. Добавим к этому тот факт, что в пустынях Палестины жара достигала 50 и более градусов. По окровавленному и потному телу ползали насекомые, кусая его. Птицы-падальщики могли уже у живого человека выколоть глаза или растерзать его плоть. Часто казненный через распятие человек просто сходил с ума от переносимых им страданий.
Добавим к этому, что Спаситель прибыл на место казни истерзанным, очень слабым телесно и страшно избитым.
Вот на какую казнь Богочеловек пошел ради нас. И это поносное вначале древо, освященное Его Пречистою Кровию, Его Страстями, Тайною Его Искупительного Подвига, стало Святым и Животворящим.
Вспомним молитву из канона Честному Кресту. Какие там прекрасные символы и образы, вводящие нас в спасительную тайну Креста! Вспомним стихи из этой молитвы.
Почему ноги у Христа пригвождены ко Кресту? Молитва отвечает: «хотя всегда со грешники быти». Т. е. Спаситель хочет быть с нами – грешниками, желает освящать, спасать и обожать нас. Почему руки распростерты? «Руце Свои пречистеи распрострый на приятие всех». Распростертые руки символизируют, что Господь со Креста обнимает все человечество, весь мир. Почему у Богочеловека наклонена глава вниз на Кресте? Потому что Он наклонен к нам; Спаситель готов услышать наши молитвы, готов прийти на помощь.
Почему под распятием часто изображается череп и буквы «г. А.»? Потому что Голгофа – это могила святого праотца Адама, где почивали его кости и, соответственно, его череп («г. А.» – голова Адама). Из могилы ветхого Адама восстает Новый Адам. И прегрешение ветхого Адама изглаживается Искупительным Подвигом Господа нашего Иисуса Христа. Человечество возвращается в закрытый для него тысячелетиями рай.
Почему из раны Спасителя проистекают кровь и вода? Вода – это символ жизни, а кровь – символ того, что Бог стал человеком (Родственником нашим по крови, чтобы человек стал богом). И через Пречистые Тело и Кровь Христовы теперь человек будет освящаться, спасаться, соединяться с Господом. Кровь и вода, обильно текущие из раны Богочеловека, – это символ милосердия Божия, напояющего всю вселенную.
Что же нам делать во время карантина? Во время коронавируса?
Когда-то паломники в Иерусалим рассказали мне о необычном событии, которое с ними произошло возле места, где бичевали Христа…
…В их группе был мальчик. И вот когда гид рассказывал о Страстях Христовых, он все время молчал. И после в автобусе тоже молчал задумчиво. Когда его спросили о причине молчания, он ответил:
– Я слышал щелканье бича.
Все были поражены его ответом.
Вот и мы в Великий пост должны не погружаться с головой в мир, в его пену и буйство, но бежать от мира в ту тишину, где услышим щелканье бича и стук молотков по дереву, в ту тишину, в которой узрим Христа.
Мы должны помнить, что Бог – податель благ, здоровья, исцелений, спасения. А Крест – Животворящий. В нем жизнь человеков. Потому что Господь – Источник Жизни. И оттого во время лихолетий мы должны бежать в храмы, а не из храмов и углубить молитву, а не уменьшить ее. Потому что храм – это дом Божий. Это Небо на земле, через которое нам подаются жизнь и исцеление.
Неоднократно в Церкви говорится, что в Великий пост храмы превращаются в лечебницы, т. е. в больницы. Так будем ли мы, больные, бежать из больницы? Где же нам искать исцеления тогда, если не в храмах?
Время эпидемии коронавируса – это время проверки нашей веры и нашей любви, это время проверки того, какие мы христиане.
Взирая на Крест Христов, покажем же, дорогие братья и сестры, миру пример братолюбия, пример молитвенности, терпения, пример спокойствия и жертвенной любви.
Будем лобызать Честное и Животворящее Древо Креста Господнего, через Которое Господь явил и продолжает являть нам жизнь.
Источник: https://pravlife.org/ru/content/tayna-krestopoklonnoy-nedeli-ili-kak-spastis-ot-koronavirusa
(56)