Часто задают вопрос как часто причащаться? Нужно причащаться чаще. Но…этот вопрос о частоте причащения сугубо личный, и лучше его обговаривать с духовником. Точно, однозначных ответов здесь быть не может. В церковной традиции есть общие правила, но они не являются строгим шаблоном для всех без исключения. Этот вопрос необходимо решать индивидуально на исповеди в приходском храме.
Святитель Иоанн Златоуст так говорит о Причащении: «Одно только время для приступания к Тайнам причащения… чистая совесть», и исповедь — это главное средство для очищения совести. Таинство исповеди должно быть регулярным в местном приходском храме, там где вы живете. Это важно. В церковной- приходской жизни разные моменты случаются. Есть такие люди, которые раз в году причащаются. Это плохо, но и тому надо радоваться и молиться, чтобы из этой искры возгорелось пламя любви ко Господу. И человек повернулся бы к Богу лицом.
Таковым нужна тщательная исповедь, может даже с семилетнего возраста. Есть те, кто проявляет усердие в многодневных постах, слава Богу, укрепи их, Господи, и для них исповедь необходима перед причастием. Это так.
Есть такие, кто готовится и причащается раз в месяц или на каждый двунадесятый праздник или не реже чем раз в три недели замечательно, да не ослабнет их усердие, но без регулярной исповеди перед причастием оно едва ли сохранится.
Некоторые христиане проявляют особое усердие и стремятся причащаться даже каждый воскресный день. Это хорошо. Если это совершается не как дань литургической «моде», а по благословению духовника «со страхом Божиим и верою…», то, несомненно, и они пожнут свой духовный плод. Если прихожанин находится в регулярном общении со своим духовником, возможны и иные формы взаимосвязи исповеди и причастия. Это тоже допускается.
Священники — они обычные люди, но несут на себе благодать священства. Кроме этого, специфика священнического служения часто такова, что он не имеет возможности исповедоваться перед каждой литургией, например, если он один на приходе. Такое тоже есть. В таких ситуациях священники исповедуются при любой другой возможности. Миряне часто не видят, как священнослужители перед Причастием исповедуются в алтаре друг другу, и потому думают, что священники это делают очень редко. Но это не так.
А для прихожан местного храма должно быть так, чем чаще человек причащается и чем более интенсивной церковной жизнью он живет, тем менее обременительными должны быть условия его подготовки к Святому Причащению. Но и просто причащаться каждую неделю, не делая добрых дел, не меняя себя…. свое эго, свои страсти, не трудничая в храме, очень опасно для такого человека, он может привыкнуть к таинству. Это опасно. Как говорит апостол Павел о недостойном причащении: «кто будет есть Хлеб сей или пить Чашу Господню недостойно, виновен будет против Тела и Крови Господней. Да испытывает же себя человек, и таким образом пусть ест от Хлеба сего и пьет из Чаши сей. Ибо, кто ест и пьет недостойно, тот ест и пьет осуждение себе, не рассуждая о Теле Господнем. Оттого многие из вас немощны и больны и немало умирает» (1 Кор. 11, 27–30).
Нужно всё-таки достойно подходить к таинству Причащения. Святитель Феофан Затворник так пишет «О частом причащении ничего нельзя сказать неодобрительного, но мера в месяц однажды, или два раза самая мерная». Эта последняя рекомендация святителя Феофана Затворника почти дословно согласуется с рекомендацией архимандрита Иоанна (Крестьянкина), который рекомендовал своим духовным чадам причащаться раз в две недели, и готовиться к этому великому Таинству обязательно.
Источник: http://protoinfo.ru/ispoved-i-prichastie-v-prihodskom-hrame/
(98)