1 Ин., 72 зач., III, 10-20. Мк., 64 зач., XIV, 10-42* .
*__Если совершается полиелейная служба в честь иконы Божией Матери, именуемой «Взыскание погибших», то на утрене читается Лк. 1:39–49, 56, а на литургии – чтения дня и Богородицы: Флп. 2:5–11. Лк. 10:38–42, 11:27–28. Если совершается полиелейная служба свт. Феодосия, архиеп. Черниговского, то на утрене читается Ин. 10:9–16, а на литургии – чтения дня и святителя: Евр. 13:17–21. Лк. 6:17–23.
Архим. Ианнуарий (Ивлиев)
Гимн Иисусу Христу
Флп.2:5-11.
Во дни богородичных праздников за Божественной Литургией читается отрывок из Послания к Филиппийцам апостола Павла. Это очень известное место – гимн Иисусу Христу, гимн Боговоплощению и его спасительным следствиям. Бог явился во плоти, как Человек, как один из нас. Вочеловечение Бога было и остается совершенным Откровением Бога людям, откровением в Слове Божием. Откровением в Слове не просто сказанном и даже не в Слове написанном, но в Слове, воплощенном в величайшей Личности, в Богочеловеке Иисусе из Назарета, родившемся от Девы Марии, жившем среди нас, учившем, страдавшем, распятом, воскресшем и вознесенном к Небесному престолу, откуда Он и сошел на землю через Пресвятую Деву. Вот это, повернувшее весь ход мировой истории, событие, и отражает один из самых древних церковных гимнов.
Гимн делится на две части. В первой из них воспевается Иисус Христос как воплощенный Сын Божий, Который, «будучи в образе Божием», – то есть премирно существующим в Божественной вечности и в Божественном величии, – «не счёл для Себя хищением быть равным Богу». То есть не почитал для Себя чем-то чуждым то равенство Богу, которое надо было бы достигать праведным или неправедным усилием. Иначе говоря, Он был, есть и остается Богом. «Но, как написано: не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его» (1Кор.2:9), – «Бог явился во плоти» (1Тим.3:16). Более того, Сын Божий «Себя смирил (умалил, уничижил; по-славянски– истощил), приняв образ раба, быв в подобии человеческом». Свободным волеизъявлением Он «смирил Себя», отдал Себя другим, отдал всем нам то, что принадлежало Ему, и чего у нас не было и быть не могло. Он принял на себя положение раба, сделался подобным людям.
Возможно, эти слова гимна у некоторых читателей вызовут недоумение. Разве Христос отказался от Своей божественности, погрузившись в полную страданий человеческую жизнь? Нет! Имеется в виду то, что Он, оставаясь Богом, отказался использовать свою Власть, присущую Ему по божеству. Он сознательно и добровольно ограничил Себя, смирившись «до смерти», даже до «смерти крестной». Крестная смерть – это крайнее проявление спасительного самоотречения живущего в небесной славе Господа. Именно смерть на Кресте апостол Павел понимает как проявление божественной силы и божественной премудрости (1Кор.1:24). В этом божественном «истощании» («умалении») – решающее событие нашего спасения.
Как трудно понять и принять это людям, которые полагаются на успех, достигаемый земной властью и силой.
Но Премудрость Божия не похожа на мудрость человеческую. Иисус Христос учил: «Вы знаете, что у всех народов те, кого считают за правителей, ведут себя как господа, и вельможи их показывают свою власть. Но между вами пусть будет не так! Но кто между вами хочет сделаться велик, пусть будет вам слугой; и кто между вами хочет быть первым, пусть будет вам рабом. Ибо и Сын Человеческий не для того пришел, чтобы Ему служили, но чтобы служить и отдать жизнь Свою как выкуп за многих (или: для искупления многих)» (Мк.10:42-45).
Вот и сегодняшнее апостольское чтение открывается словами: «В вас должны быть те же чувствования, какие и во Христе Иисусе». Апостолу Павлу принадлежат также парадоксальные с точки зрения здравого смысла слова: «Когда я немощен, тогда силен» (2Кор.12:10), ибо Иисус Христос сказал ему о Себе:«Сила Моя совершается в немощи» (2Кор.12:9). В этих словах – отзвук иной мудрости, не «мудрости» человеческого греха, а мудрости Божией.
Если первая часть гимна говорит о воплощении и спасительной смерти Иисуса Христа, то его вторая часть – весть о спасительном Воскресении и Вознесении Спасителя. «Бог превознес Его». Заметим: не просто «вознес», а «превознес». Иисус из Назарета стал Превознесенным! Такой необычайный статус в Ветхом Завете мог иметь только Бог. Ныне эта честь дана Христу. Она отражается также в дарованном Ему Имени, которое выше всех земных имен. Это может быть только Имя Божие.
Человеку даровано Имя Божие, которому поклоняется всякое колено небесных, то есть ангелов, земных, то есть обитателей земли, и преисподних, то есть душ почивших. «И всякое создание, находящееся на небе и на земле, и под землей, и на море, и всё, что в них, – слышал я, – говорило: «Сидящему на престоле и Агнцу благословение и честь, и слава и держава во веки веков!»» (Откр.5:13).
Всякий язык будет исповедать, что Имя Божие отныне неотъемлемо принадлежит Иисусу Христу, Сыну Божию и Спасителю. Имя это – Господь (греч. Кириос, лат. Dominus)!
Когда же произойдет поклонение всех сил? Когда раздастся исповедание всех языков (народов)? Окончательно это произойдет в конце времен, когда для всех станет видима слава Иисуса Христа, и они присоединятся к исповеданию Иисуса Господом.
Ныне же Его слава и владычество еще скрыто от мира. Только верующие знают, что со Христом уже произошла смена веков, уже пришло Царство Божие. Только верующие уповают на то, что, сокрытое ныне, безграничное владычество Христа, однажды станет явным для всего мира во славу Бога Отца. Только верующие знают: «Если ты исповедаешь устами твоими Иисуса Господом и уверуешь, что Бог воздвиг Его из мертвых, – ты будешь спасён!» (Рим.10:9).
Проповедь протоиерея Вячеслава Резникова
О любви и о ненависти
Мк.14:10–42
1Ин.3:11–20
«Таково благовествование, которое вы слышали от начала, чтобы мы любили друг друга», – снова и снова повторяет Апостол Иоанн Богослов. Быть всем вместе, всей «братии вкупе» с нашим Небесным Отцом, – для этого, собственно, и был создан человеческий род.
Апостол напоминает, как впервые был нарушен этот Божественный замысел. Это случилось, когда Каин «убил брата своего. А за что убил?» Книга Бытия рассказывает, что оба брата принесли Богу жертву, каждый свою. «И призрел Господь на Авеля и на дар его, а на Каина и на дар его не призрел. Книга Бытия не говорит, почему так случилось. Но Иоанн Богослов, по данной ему премудрости, свидетельствует, «что дела» Каина «были злы, а дела» Авеля «праведны». «Каин сильно огорчился, и поникло лице его» (Быт.4:4–5). Сердце его смутилось. Но не о том он задумался, как исправить себя, но о том, как устранить своего брата.
И никто не должен обольщать себя тем, что он не делает брату зла, а просто не любит его. Если хоть чуть оттолкнулся от берега любви, – течение уже не даст оставаться на месте. Тут – один путь: через ненависть – к человекоубийству. Сначала – безразличие: есть человек или нет его. Потом просто нежелание, чтобы он был. Потом – желание, чтобы его не было. И так – доходит до вольного или невольного содействия этому.
Любовь же, напротив, активно желает, чтобы брат был, и даже до жертвы своей жизнью ради этого. Ведь и узнали мы любовь лишь из того, что Христос «положил за нас душу Свою». И если мы действительно Его ученики, то «и мы должны полагать души свои за братьев». А если кто даже безразличен к бедствию брата, – «как пребывает в том любовь Божия»? Какой он ученик Христов? И сердце наше, совесть наша только тогда успокоится, когда «станем любить не словом или языком, но делом и истиною». А пока сердце «осуждает нас», мы не должны обольщать себя, дескать, ничего, поболит и перестанет. Это – как физическая боль. Ее можно заглушить таблетками, но болезнь от этого будет развиваться еще быстрее. Заглушив сердечное беспокойство, мы как бы гасим свет, и там, в темноте остаток любви окончательно перерождается в ненависть. И если я не хочу видеть то, что происходит во мне, то ведь «Бог больше сердца нашего и знает все».
Сегодняшнее чтение – словно специально для старшего брата из воскресной притчи, который поистине встал на путь Каина. И начинает он этот путь даже не с того, что Бог не призрел на него, но с того, что Бог призрел на его брата!.. Но вот – суд. И для тебя, и для твоего брата – только два исхода: жизнь или смерть, ад или рай. Ты не хочешь быть с ним вместе в раю? Ну, что же: тогда своими собственными руками отправляй его в ад!
Проповедь протоиерея Вячеслава Резникова
О нищих, алчущих и плачущих
Евангелист Матфей так начинает излагать одну из бесед Господа Иисуса Христа: «И увидев народ, Он взошел на гору; и когда сел, приступили к Нему ученики Его. И Он, отверзши уста свои, учил их»… Согласно Матфею, эта беседа и получила название «нагорной». А евангелист Лука пишет, что она была произнесена «на ровном месте». Кому отдать предпочтение? Похоже, что Матфей дал лишь краткое вступление, стараясь поскорее перейти к изложению главного. Лука же, как обычно, «по тщательном исследовании всего сначала» (Лк.1:2–3), точнее восстановил подробности. Все осталось, но все встало на свои места. Осталась и гора, на которую Господь взошел, чтобы по своему обыкновению провести там «всю ночь в молитве к Богу. Когда же настал день», Он призвал «учеников Своих», «избрал из них двенадцать, которых и наименовал Апостолами». А потом уже «сойдя с ними, стал Он на ровном месте, и множество учеников Его».
Но почему-то из девяти блаженств, приводимых Матфеем, Лука приводит только первые. Начинает он, как и Матфей: «Блаженны нищие духом, ибо ваше есть Царствие Божие». Кто же такие «нищие»? – Нищих мы постоянно видим на улице. Они стоят и просят: подайте на пропитание!.. Не требуют и ничего не обещают взамен, зная, что ничего у них нет и не будет, и ни на что они не имеют законного права, и нет у них сил, чтобы заработать своими руками. Они готовы терпеть всякое унижение, лишь бы их не прогнали. Точно также и ощущение своей духовной нищеты побуждает день и ночь стоять как бы с протянутой рукой пред очами Божьими и просить, бия себя в грудь и не смея поднять глаз, как просил мытарь: «Боже, милостив буди мне грешному» (Лк.18:13)! Иными словами, ощущение своей духовной нищеты есть прямое побуждение к истинной молитве. И как нищему не придет в голову гордиться тем, что он попрошайничает, так и истинному молитвеннику не придет в голову хвалиться тем, что он постоянно молится. И нет у истинного молитвенника такого момента, когда он мог бы сказать: я все получил, и больше просить незачем! И даже когда он почувствует приближение Господа, его молитва не прекратится, но – станет еще горячее.
И плачущие – только те блаженны, которые плачут о своей духовной нищете. Потому что плакать можно по-разному. И хотя слезу от слезы не отличишь, но не всякая слеза к утешению. Есть слезы и к смерти, если они о потере земных благ (2Кор.7:10). Есть «плач и скрежет зубов» (Мф.24:5), когда мы плачем не с молитвой и надеждой, но – терзая себя воплями: «Как мог я так поступить! Как мог я, такой замечательный, так пасть! Нет мне пощады! И я никогда не прощу себя»! Есть и плач просто сочувствия плотскому страданию, как «плакали и рыдали» о Иисусе, шедшем на казнь. «Иисус же, обратившись к» этим плакальщицам, сказал: «Дщери Иерусалимские! Не плачьте обо Мне, но плачьте о себе и о детях ваших». (Лк.23:27–28) Да, вспоминая страдания Господни, надо плакать о себе и своих детях, и даже не тогда, когда они в беде, а когда – успешны, благополучны, счастливы, внимательны к нам, но не хотят знать ни о Боге, ни о вечной жизни, ни о крестной жертве Спасителя.
И «алчущие» блаженны лишь те, кто даже среди изобилия всяких благ не насыщаются, но непрестанно ищут то, что «единое на потребу» (Лк.10:42), что одно только может насытить человеческую душу.
Таким образом, как всегда «по тщательном исследовании», – но теперь уже исследовав не обстоятельства, а сущность учения Христова, Лука приводит только те из евангельских блаженств, которые имеют фундаментальное значение, которые сами собой способны привлечь Божью благодать, а вместе с нею – и кротость, и милосердие, и чистоту сердца, и дар миротворчества. И если первая и главная ветхозаветная заповедь, это – «Я Господь Бог твой, Который вывел тебя из дома рабства» (Исх.20:2), то первая и главнейшая заповедь Нового Завета, это – «блаженны нищие духом». И – торжество спасения, когда такой нищий, плачущий, взыскующий, наконец, находит своего Бога, Который и Сам уже давно ищет его. Который обогатит, утешит, насытит, выведет из рабства греху и введет в обетованную землю Небесного Царства.
Проповедь протоиерея Григория Дьяченко
Святая мученица Агафия
(О верности Христу)
I.
Святая мученица Агафия, ныне прославляемая, родом из Сицилии, дочь благородных и богатых родителей, была необыкновенной красоты. Во времена гонения от Декия, правитель острова, услышав о ее красоте и богатстве, хотел склонить ее к отречению от Христа и беззаконному супружеству; но ни ласки, ни мучения не помогли ему в этом. «Легче смягчить камень и растопить железо, чем убедить эту девицу», сказала об Агафии Афродисия, которой отдана была она для того, чтобы убедить ее исполнить желание правителя. «Да будет вам известно, отвечала св. Агафия своим соблазнителям, что все мои помышления основаны на камне и никто не может отлучить меня от любви Христовой; ваши же лестныя слова подобны ветру; ваши мирские увеселения – как дождь, а ваши угрозы, как реки. Устремляется все это на храмину души моей, но поколебать не может, ибо она стоит на камне, иже есть Христос – Сын Божий». После жестоких мучений, когда повели ее в темницу, мирно скончалась в 251 году.
II.
Св. Агафия служит чудным образцом непоколебимой верности Христу.
а) Верным называем того, кто долг подданства и повиновения, признанную обязанность, данную клятву и даже простое данное слово или обещание исполняет без измены, без уклонения, без ослабления, без лицемерия, деятельно, точно, чистосердечно. Верным до смерти можно почитать того, кто пребывает верным во всю свою жизнь до конца ея; преимущественно же того должно почитать верным до смерти, кто, встречая обстоятельства, в которых верность нельзя сохранить иначе, как с пожертвованием удовольствий, выгод, почестей и самой жизни, решительно готов пожертвовать, и действительно жертвует, удовольствиями, выгодами, почестями, самою жизнию, чтобы сохранить верность. Этих понятий о верности, надеюсь, никто не будет оспаривать.
б) Теперь, чтобы определить нашу верность ко Христу, должную и действительную, надлежит принять в рассуждение, какие мы имеем к Нему обязанности, и как их исполняем. Мы природные рабы Богу и Христу, по владычественному праву Творца над Своими созданиями, Вседержителя над всем, что пользуется Его промышлением и управлением. Но, так как мы нарушили сей естественный союз с Богом нашею неверностию и непослушанием; и так как Христос желает возвысить рабов на степень свободных, и даже в достоинство сынов: то Он призвал нас добровольно вступить в новый с Ним завет; и мы вступили в него крещением, и приняли соединенныя с ним обязанности. Какия? – Мы отреклись сатаны и всех дел его, и сочетались Христу, исповедав веру в Него и признав в Нем нашего Царя и Бога.
в) Верны ли мы принятым на себя чрез это обязанностям? – Кажется, мы чуждаемся дел сатаны; не возстаем против Бога; не идолопоклонствуем; чувствуем отвращение от злобы и разврата; сохраняем веру во Святую Троицу и во Христа Спасителя; продолжаем признавать Его нашим Царем и Богом. Что вы думаете? Не выдержали ли мы уже испытания в верности Христу? Не можем ли уже простереть руку к Венцедавцу и сказать: Господи, кажется, мы верны: подаждь нам венец живота! – Нет, братия, может случиться, что это самоиспытание, кажущееся так удовлетворительным по важности предметов и благовидности выражений, окажется неполным и ненадежным, если продолжим испытывать себя не поверхностным, а проницательным взором, и если станем поверять мысль и слово делом и опытом.
Истина лучше откроется, если спросим себя: приобрели-ль мы верность христианским обязанностям до смерти, подобно тому, как стяжали ее св. подвижники и мученики?
Смертный приговор за верность Христу св. мученики выслушивали с радостию: с мирною молитвою преклоняли голову под меч, или метаемые на них камни; не могли поколебать их верности ни прельщения чувственными удовольствиями, или видами корысти и славы человеческой, ни угрозы, ни темницы, ни отъятие имения, ни осуждение на тяжкие работы, ни разнородныя мучения изобретательной злобы, – эта медленная, нерешительная смерть, против которой непоколебимо устоять труднее, нежели против решительной, мгновенной смерти.
Подобные опыты верности способны ли выдержать люди, которые, думая быть верными Христу, гораздо более верны своим прихотливым желаниям, своим безотчетным привычкам и суетным обычаям, своим страстям? Например, перенес ли бы благодушно долгое темничное заключение за веру и правду тот, кто не переносит однодневного добровольного заключения в своем доме, не для какого-нибудь истязания себя, но для полезного труда, для попечения о душе, для размышления о Боге, а чувствует неодолимое влечение, если не утром, то вечером, броситься в разсеянный круг подобных людей, или в вихрь увеселений? Был ли бы тот безстрашен и непоколебим, охраняя свою веру и совесть, при виде угрожающих за сие лишений, страданий и смерти, кто колеблется пред лишением – тучной пищи в день поста, боится умереть – от воздержания, оказывает невнимание к руководству матери-церкви, чтобы не причинить скорби – своему чреву?
Или нам не слишком нужно заботиться о строгих испытаниях верности, потому что мы живем не в мученические времена? – Но, братия, безсмертный Венцедавец требует верности до смерти, а без того не обещает дать венец живота: буди верен, даже до смерти и дам ти венец живота (Апок. II, 10).
III.
Что же нам должно делать? – Надобно найти средство сделаться верными до смерти и без мученичества, и употребить такое средство прежде смерти: потому что поздно будет сеять, когда настанет время собирать плоды. Такое средство предлагает нам апостол, когда говорит: умертвите уды ваша, яже на земли, блуд, нечистоту, страсть, похоть злую и лихоимание, еже есть идолослужение (Колос. III, 5). Умерщвляйте плотское самолюбие и самоугодие, не только во внешних действиях, но и в сокровенных движениях вашего сердца, и это не собственным только мудрованием, которое чем более самонадеянно, тем менее надежно, но непрестанным обращением сердца вашего ко Христу, с искренним желанием благоугодить Ему, при помощи благодати Его.
Источник: https://azbyka.ru/days/2020-02-18
(73)