Традицию молиться святым установил Иисус Христос, а уже апостолы ее зафиксировали словами «Поминайте наставников ваших, которые проповедовали вам слово Божие, и, взирая на кончину их жизни, подражайте вере их» (Евр. 13:7). Но почему вопрос молитвы святым всегда рассматривается инославными и оппонентами православия как признак искажения веры и даже «многобожия»?
В некоторой степени в этом виноваты мы сами. «Кому молиться о счастливом браке?» – спрашивает девушка у сотрудницы церковной лавки. Та без промедления отвечает: «Богородице, можно у иконы Покрова или Казанской, а еще Матроне закажи…». Да, действительно, если беспристрастно рассмотреть ситуацию, получается, что в православном храме, где постулируется вера в Единого Бога, существует параллельная Божественная иерархия. Но все дело, с одной стороны, в сложившейся словесной традиции, а с другой, в забвении основ этого обычая.
Спаситель есть Бог, но в то же время Человек. Именно он был учителем и наставником для первой христианской общины. Христос вознесся на Небеса, таким образом обожив человеческую природу и показав людям пример для жизни. Конечно же, Ему поклонялись как Богу, но в то же время – как Человеку. Именно Его человеческое естество и было примером того, как в людях может просиять образ Божий, а сам праведник способен стать подобным Богу. Вслед за Христом вознеслась Богородица, таинственно, но ощутимо для апостолов, которые увидели исчезновение Ее тела из гробницы.
Уже апостолы во время проповеди формулируют тезис о поминовении наставников. Может показаться, что здесь скрыта простая формула молитвы об упокоении души христианина. Однако полностью фраза включает в себя и слова о подражании жизни усопших наставников (они же и праведники). Для первых христианских общин вполне нормально было воспринимать святых буквально как наставников: среди них были апостолы, в первую очередь писатели Евангелий и Посланий, а также совершители Деяний, вслед за ними – христианские мученики, которыми были полны первые века новой эры. Могли похвастаться святыми наставниками и христиане более поздних периодов, ведь святые всегда жили среди людей и давали советы многим при жизни.
Но далеко не всем удавалось застать на своем веку величайших праведников. Святитель Николай Мирликийский и преподобный Сергий Радонежский далеко отстоят от нас во временном промежутке. Но зато теперь, выйдя за границы времени, святые стали способны слышать миллионы просьб одновременно и откликаться на них! Да, именно так. А все наши просьбы, посвящены ли они здоровью, материальному благополучию, поиску любви или борьбе с грехом, оканчиваются в молитве святому словами «моли Бога о нас». Получается, что мы приглашаем святого или святых к соборной молитве о своем прошении. «Где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них» (Мф. 18:20). И святых не нужно воспринимать как людей, которых с нами нет. Как раз наоборот. Христос говорит, что Он с нами «во все дни до скончания века» (Мф. 28:20). И если Он пример, последовав которому и святые становились святыми, следовательно, и они как образ и подобие Божие с нами во все дни. Ведь Церковь едина, с живыми усопшими, пребывающими во времени и вышедшими в вечность.
Таким образом, молитва святым – это призыв их к общей с нами молитве Богу. Выходит, что праведники Божии – наши друзья и близкие люди, которые помогают нам в молитве, способной менять реальность. Поэтому не стоит смущаться провокационных вопросов о том, почему мы молимся святым. Мы просто просим наших небесных друзей вместе с нами обратиться к Богу и вымолить у него помощь в сокровенном для нас вопросе.
Источник: https://pravlife.org/ru/content/komu-molitsya-o-schastlivom-brake-ili-o-pravilnoy-molitve-svyatym
(51)